Цель: Показать разнообразное использование овощной культуры — капусты.
Задачи:
1. Вырабатывать умение выделять части из целого.
2. Развивать ловкость и сноровку.
3. Развивать воображение.
4. Частично познакомить с историей появления капусты в России.
5. Развивать образное мышление.
Оформление зала: На доске — название праздника из разноцветных букв, работы участников выставки представлены на стенде, на заднем плане можно поставить плетень, за ним — Чучело.
Действующие лица
Бабочки.
Бабочка-капустница.
Чучело
Капуста.
Элементы костюмов
Бабочки — разноцветные нарядные платья, на голове — ободок с усиками, за спиной — бумажные крылья. Бабочка-капустница — белое платье с черными пятнышками (их можно пришить из другой ткани или приколоть на белое платье кружочки из цветной бумаги, ободок с усиками, крылышки .
Шучело — шляпа, рваный пиджак, заплатанные штаны. Капуста — одежда зеленого цвета, надетая в несколько слоев.
Овощи для призов — огурец, три моркови, пакет картофеля, баклажан, репа, кочан капусты, помидор, сладкий перец, пучок укропа, пучок петрушки, кабачок, стручок гороха, лук, редис, свекла. Дети, наряженные бабочками, поют «Огородную хороводную» песню:
Есть у нас огород,
Там своя морковь растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!
Ты, морковь, сюда спеши,
Ты немного попляши!
А потом не зевай
И в корзину полезай!
Есть у нас огород, Там зеленый лук растет! Вот такой ширины, Вот такой вышины! Ты, лучок, сюда спеши, Ты немного попляши! А потом не зевай И в корзину полезай!
Есть у нас огород,
И капуста там растет!
Вот такой ширины,
Вот такой вышины!
Ты, капуста, к нам спеши,
Ты немного попляши,
А потом не зевай
И в корзину полезай!
«Влетает» бабочка-капустница.
Капустница: Ребята, здравствуйте! На капустник собрались?
А на огороде-то что делается! Я только что такое видела!!!
Читает стихотворение:
Охраняло чучело
Сад от воронья,
Застыдилось Чучело
Своего рванья.
Вырядилось Чучело,
Будто на парад,
В новенький, с иголочки
Праздничный наряд.
Нацепило Чучело
Расписной ремень.
Волосы подстрижены,
Шапка набекрень.
Только-только Чучело
Сбросило рванье,
В сад слетело тучею
Злое воронье.
Грозно рты разинули,
Раскричались зло,
Съели вместе с Чучелом,
Что в саду росло.
Входит Чучело.
Чучело: И неправда, никто меня не съел. Да и овощи целы. Только разбежались все. Ой, я и поздороваться забыло.
Здравствуйте, ребятки! Я к вам прямо с грядки!!!
Давайте-ка с вами в игру поиграем.
Игра «Воробьи и вороны»
( Площадка для игры делится на два поля линией. По краям прямыми линиями обозначены два «города». Обе команды получают условные обозначения — «воробьи» и «вороны»)
Играющие становятся вдоль средней линии в две шеренги. Размыкаются на ширину вытянутых рук и поворачиваются спиной друг к другу. По команде ведущего «Воробьи!» — те бегут к своему «городу», а вороны пытаются их догнать и осалить. Все пойманные воробьи становятся воронами. Если ведущий говорит «Вороны!», то воробьи бегут и ловят ворон. Игра может продолжаться до тех пор, пока в одной команде не останется играющих. Или игра идет определенное количество раз. и тогда побеждает команда, в которой останется больше игроков
Чучело: Капустница: вот ребята молодцы! Быстро бегают... Как наши овощи — тоже все разбежались. А ведь у нас огород был необыкновенный! Что там только не росло!!! Капустница:
На грядках, заселенных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел,
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник.
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
Чучело: На самом деле Капустница все перепутала, все названия овощей поменяла. Давайте ее исправим.
Игра «Скрещенные слова»
Из скрещенных слов прочитанного стихотворения надо «вытащить» по два названия овощей, из которых были составлены новые, несуществующие названия.
Огурбузы — огурцы и арбузы; помидыни — помидоры и дыни и т. д.
Чучело: Репуста — это что?
Дети: Репа и капуста.
Чучело: Верно.Капуста, кстати, всю осень грустит — все ей кажется, что она никому не нужна.
Капустница: Зря переживает. Ребята вон какой праздник в ее честь устроили. Целая выставка. Даже назвали «Капустник».
Чучело: Правда, ребята? Вот она обрадуется! Кстати, она уже здесь.
Выходит Капуста.
Капуста: Еле-еле убежала от этих ворон. Ох. Тяжело. Никто не любит. Никому я не нужна. А ведь давным-давно меня привезли сюда, в Россию, с берегов теплого Средиземного моря. А я смогла здесь прижиться и адаптироваться. Тогда меня все выращивали. И даже сам Петр I на обедах ел щи из меня. Однажды он так разозлился на своего подчиненного, что вылил щи ему на голову. Об этом говорится в исторических сочинениях. Как тут не поверить, что капуста в России очень давно? Это сейчас в магазинах полно деликатесов, и современные детишки даже от моих кочерыжек отказываются.
Чучело: Капуста, ты чего? Смотри-ка, сколько ребят собрались и организовали праздник в твою честь! Капустник!!! Капуста: Правда? Ой, а чего тут только нет!!! Сколько всего интересного, из меня и из моих листьев! Давайте-ка, посмотрим, что ребятки нам расскажут про свои творения.
Капуста, бабочки и Чучело ходят по залу, останавливаются (розле каждой работы, и ребенок-автор рассказывает о своем творении.
Несколько примеров возможных поделок:
1. Композиция «Осенняя мелодия». В корзине кочан касты, сухие листья, гроздья красной рябины.
Поспела осенью рябина, И в огородах стало пусто, Я листья собрала в корзину, Украсила кочан капустный.
2. Композиция «Заячье счастье». На большом подносе несколько кочанов капусты или просто много капустных листьев. Сверху сидит заяц из овощей. Зайца сделать очень
просто — разрезать пополам огурец, из стручков зеленого горошка сотворить ушки. Глазки — ягодки, лапки — кружочки огурцов. Заяц получится зеленого цвета, но это не страшно.
Ах, сколько счастья для зайчишки, Здесь кочаны и кочерыжки! Наелся заяц до отвала... Капусты сразу стало мало.
3. Загадки о капусте:
Сто одежек и все без застежек.
На тонкой ножке головешка.
В огороде все лето росла,
Но вот уже осень пришла.
Ей дождь не страшен и ветер,
На ней сто одежек надето.
Ешь — хрустит, и режешь с хрустом,
Что за овощ? То...
Зайцы лезут в огород,
Там для них еда растет,
Зелена она и вкусна. Догадались?
То...
4. Капустные блюда (рецепты).
Ребенок, который представляет блюдо из капусты, рассказывает рецепт его приготовления.
Салат из белокочанной капусты
Капусту тонко нашинковать, слегка посолить и перетереть руками, чтобы выделился сок. Заправить сметаной и майонезом. Зелень мелко порубить. Выложить готовый салат в глубокую салатницу и украсить зеленью перед подачей на стол.
Салат из белокочанной капусты и огурцов
400 г капусты тонко нашинковать, 200 г свежих огурцов нарезать тонкими кружочками или кубиками, посолить, заправить сметаной. Мелко порубить зелень и зеленый лук. Выложить в салатницу и посыпать зеленью.
Тушеная капуста с сосисками
Обжарить на сковороде 1 мелко порезанную луковицу, 4 порезанные сосиски, добавить 400 г нашинкованной капусты, немного бульона или воды и тушить до мягкости.
Капустные оладьи
1 кг капусты мелко порубить, припустить с 200 мл молока и 3,5 ст. л. маргарина до мягкости. Всыпать струйкой 3 ст. л. манной крупы, перемешать, посолить, варить до загустения. Немного охладить, осторожно смешать с 2 желтками и 2 взбитыми белками. Жарить на раскаленной сковороде. Подавать со сметаной.
Цветная капуста в кляре
Отваренную цветную капусту обмакивают в кляр (жидкое тесто), затем жарят на сковороде в раскаленном масле. Для приготовления теста взбить 2 яйца, добавить 2 ст. л. сметаны, 4 ст. л. муки, затем соду, соль и сахар по вкусу и размешать до однородной массы.
5. Рисунки капусты одушевленной — с глазами, ручками и ножками.6. Костюм капусты.
Придумать всего можно очень-очень много. У детей богатая фантазия, поэтому работы могут быть самыми необыкновенными.
Во время представления работ Капуста выдает авторам
билетики с номерами (от 1 до 15).
Капуста:
Все работы хороши,
Я смеялась от души! Оказывается, я очень нужная!!! Вы мне такой замечательный подарок — Капустник сделали. Я вам тоже подарки принесла. Огородную лотерею. Сейчас мы ее и разыграем. Чучело и Бабочка по очереди называют номер билета, ребенок с названным числом выходит к Капусте, она читает стихотворение и вручает приз.
1. Ты сегодня молодец — Получи-ка огурец!
2. Выигрыш скорей бери: Здесь морковки! Ровно три!
3. Держи свой приз, дружочек, крепко... Ведь это сказочная репка!
4. Картофеля пакет дарю... Его я и сама люблю.
5. Этот приз ну очень вкусный! Забирай кочан капустный!
6. Тебе завидует весь двор, Ты выиграл помидор!
7. Подарок чудный ты достал — Получи-ка баклажан!
8. Твой приз не ручка, не тетрадка, А лучше — это перец сладкий!
9. Твой приз без варки можно лопать. Бери скорей пучок укропа.
10. Хватай подарок и молчок! Тебе достался кабачок!
11. Он нынче выиграл кабачок, А ты гороха лишь стручок.
12. Он вкусный, сладкий, как ирис, Конечно, молодой редис!
13. Есть его такая мука — Получи головку лука.
14. Свеклу надо всем любить, Из нее нам борщ варить.
15. Любят девочки, старушки, Папы, мамы есть петрушку!
Капуста: Ну вот, лотерею мы разыграли. Ешьте больше овощей, в них витамины!
Спасибо вам за Капустник, а нам пора возвращаться на грядку!
Звучит веселая музыка, все уходят.