Урок литературы в 7 классе
«Калевала» – карело-финский мифологический эпос»
Цели урока:познакомиться с карело-финским эпосом; рассмотреть историю его создания, показать своеобразие и раскрыть глубину образов древнего эпоса.
Ход урока:
слайды1 – 3
Слово учителя.
Н слайд 4
Запись в тетради:Народный эпос — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве. Народный эпос отражает жизнь, быт, верования, культуру, самосознание людей.2
П слайд 5
Руны часто исполнялись двумя певцами, которые могли украсить свое пение игрой на народном инструменте – кантеле3.
С слайд 6
Карело-финский эпос дошел до нас в виде цельного эпического произведения благодаря многолетнему труду Элиаса Лённрота (1802–1884), посвятившего ему всю свою жизнь. «Элиас Лённрот родился в семье портного в приходе Самматти. По окончании школы в Таммисаари, затем школы в Або, поступил в 1822 году на общегуманитарный факультет Королевской академии, который окончил в 1827 году. В том же году защитил диссертацию «Вяйнямёйнен, бог древних финнов» (на латинском языке). В 1835 году увлёкся собиранием карело-финского фольклора, древних эпических рун, пословиц и поговорок. В дальнейшем собранные Э. Лённротом этнографические материалы легли в основу эпоса «Калевала», принёсшего ему мировую известность. Леннрот совершил в общей сложности 11 поездок по финской и русской Карелии (1828—1842). Эти путешествия он совершал пешком, с ружьём и сумой за плечами, или в лодке; цели его путешествий были прежде всего связаны с фольклором и лингвистикой, однако его путевые записи, дневники и заметки, содержат также ценные географические и краеведческие сведения: о путях и способах передвижения, ландшафте, озёрах, реках, селениях, населении, его быте и промыслах, экономическом положении, обычаях, состоянии врачебной помощи и т. д. Некоторые из его краеведческих наблюдений, особенно бассейна Верхней Кеми, не утратили своего познавательного значения. Собранные руны Лённрот объединил в эпическое произведение «Калевала». Первое издание эпоса состоялось в 1835 году, второе — в 1849 году».4
Обсуждение темы по вопросам.
— Как мы уже говорили, калевала – это мифологический народный эпос. А что такое миф? (Миф — повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях). — Зачем люди создавали мифы? (Благодаря мифам люди объясняли различные явления жизни). — Какие мифы вы уже знаете? (С мифами Древней Греции).
Работа с учебником.
Чтение вводной статьи «Калевала» стр. 36 – 41.
Герои «Калевалы».
Познакомимся с основными героями «Калевалы». Послушаем сообщения о главных героях.
Зачитываются сообщения учащихся о главных героях произведения.
слайд 7
1 слайд 8
2. Вяйнемёйнен – «главный герой карело-финского поэтического эпоса. В карельских и финских эпических песнях Вяйнямёйнен является наиболее популярным персонажем. Согласно Калевале, Вяйнямёйнен родился сразу после сотворения мира и стал первым человеком. Он — богатырь, вещий рунопевец, сеятель и мудрец. Вяйнямёйнена можно отнести к наиболее архаическому типу эпических героев: он несёт явные черты шамана и действует чаще колдовством, чем мечом или копьём (в отличие от «типичных» богатырей Лемминкайнена и Ёукахайнена, которых «вековечному прорицателю» часто удаётся посрамить). Кроме того, Вяйнямёйнен имеет божественное происхождение: он родился от Ильматар — дочери воздушного пространства. Основные подвиги Вяйнямёйнена связаны с многократным катабасисом — нисхождением в царство мёртвых Маналу. Подвиг Вяйнямёйнена — пробуждение из могилы мёртвого великана-мудреца Антеро Виппунена с целью получить волшебные з слайд 9
3 слайд 10
4. Старуха Лоухи – «хозяйка Похъёлы в карело-финском народном эпосе Калевала, могущественная колдунья. Один из главных антагонистов «Калевалы» — с Лоухи вынуждены бороться главные герои Вяйнямёйнен, Ильмаринен и Лемминкяйнен. Старуха Лоухи традиционно считается злым и отрицательным персонажем. В 2007-2008 годах в посёлке Лоухи, названном на берегу озера Лоухское проходил праздник-капустник «Старуха Лоухи — вернём доброе имя». По мысли его устроителей, Старуха Лоухи была не злой ведьмой, а настоящей хозяйкой, радеющей о б слайд 11
6. Подведение итогов урока.
Таким образом, калевала – это бесценный источник информации о жизни и верованиях древних северных народов. Образы «Калевалы» заняли почетное место на современном гербе республики Карелии: восьмиконечная звезда, венчающая герб, и есть символ Сампо – путеводная звезда народа, источник жизни и процветания, «счастья вечного начало».
7. Домашнее задание:подобрать пословицы на любую из тем, объяснить их смысл.
1Пояснение:«Ка́левала» (карел. и фин. Kalevala) — карело-финский поэтический эпос. Состоит из 50 рун (песен). В основу «Калевалы» легли карельские народные эпические песни.
2Источник:Эпос / Хализев В. Е., Мелетинский Е. М. // Экслибрис — Яя. — М.: Советская энциклопедия, 1978. — (Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров; 1969—1978, т. 30).
3Пояснение:Ка́нтеле (карел. и фин. kantele) — карельский и финский щипковый струнный инструмент, родственный гуслям, относится к группе дощечных цитр. Старинные кантеле имели пять жильных струн.
4Источник:https://ru.wikipedia.org/wiki/Лённрот,_Элиас
5Источник:Ильмаринен // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
6Источник:https://ru.wikipedia.org/wiki/Вяйнямёйнен
7Источник:Мартти Хаавио. «Финская мифология» = Suomalainen mytologia. — 1967.
8Источник:https://ru.wikipedia.org/wiki/Старуха_Лоухи
1