Тема «Флора и фауна»
Программное содержание: 1.Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение представлений о живой и неживой природе. Знакомство с многообразием родной природы; с растениями и животными. 2.Формирование представлений о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон - растительность - труд людей). Развитие умения замечать изменения в природе.3.Формирование представление детей об охране растений и животных.4.Закрепление знаний детей о деревьях, травянистых и комнатных растениях, их названиях, знакомить со способами ухода за ними.
День недели | Режим |
| Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами | |||
Групповая, подгрупповая
| Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Понедельник
19,10
| Утро | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Комплекс утренней гимнастики Беседа: «Что такое мир природы» Цель: Способствовать формированию знаний о мире природы. Д/.И. «Зачем и почему у животных?» Цель: развивать логическое мышление, общую эрудицию, речь(по набору картинок) Заучивание стихотворения «Люблю природу русскую…» | дежурства – «Мы дежурим по столовой» (закреплять навыки - сервировка стола, уборка посуды). Работа в уголке природы: полив и опрыскивание растений | Во время самообслуживания закреплять названия одежды, обуви, головн уборов -закреплять мелкую моторику рук, воспитывать внимательное отношение к сверстникам | Рассматривание плаката мир природы.
| Поговорить с родителями о самочувствии детей.
Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей. | |
Непосредственно образовательная деятельность | 1.Формирование целостной картины мира Тема: Я и природа Цель: формирование у детей основ экологической культуры. 2.Познавательно исследовательская и продуктивно конструктивная деятельность. Тема: Сравнить: «Дом – жилище человека» и «Дом – природа» Цель: Закреплять и пополнять знания детей о природе; находить сходства в доме – жилище человека и доме – природе; воспитывать ответственное отношение к окружающей среде 3. Физическое
|
| ||||||
| ||||||||
Прогулка:
| социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие | Наблюдение за травой, рассматривание строение. Подвижные игры «Найди, где спрятано». Цель: учить ориентироваться в пространстве. Подвижная игра «Найди цвет в одежде» - упражнять детей в умении быстро находить цвет на одежде, развивать умение ори-центрироваться в пространстве. | Учить выполнять правила в подвижных играх, развивать активность детей в процессе двигательной деятельности И/р по ФИЗО: прыжки через скакалку с разной скоростью. | Обеспечить оптимальную двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.
| Вынести спортивный инвентарь – развивать физические качества детей, укреплять их здоровье П.и «Летает-не летает» «Совушка»
|
| ||
| Работа перед сном | социально-коммуни-кативное развитие; |
|
| ||||
Вечер: | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Гимнастика пробуждения: Экологические игры «Что было бы, если из леса исчезли…» «Узнай и назови» Работа по воспитанию гуманных чувств. Беседа «Мое любимое домашнее животное» Развивать память, речь, внимание, уважение к старшим, желание помогать им. Воспитывать любовь к семье | Воспитывать желание заботиться о своем здоровье через мытьё шеи, лица, рук прохладной водой (в течении дня)
Работа в книжном уголке – предложить расставить книги правильно, протереть пыль. Развивать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность. Воспитывать любовь к книге |
Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
| трафареты и книжки - раскраски, с изображением животных, растений, плодов; Д/.и. «Кто где живет и чем питается» Закреплять умение группировать картинки по месту проживания домашних животных, рассказывать об особенностях проживания. | Рассматривание иллюстраций «Природа родного края» | ||
Прогулка. |
| Самостоятельные игры детей на участке. Цель: продолжать учить детей играть самостоятельно; взаимодействовать в коллективе; уступать друг другу; делиться игрушками; воспитывать интерес к играм детей. Обобщение представлений о типичных явлениях в неживой природе. П/и «Птичка и кошка», «Птицы и автомобиль» П/и «Ракеты » - учить соблюдать правила безопасности во время подвижных игр |
|
День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами | |||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Вторник
20,10
| Утро | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Комплекс утренней гимнастики Беседы: «Правила друзей леса» Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников) Дидактические игры «Чей малыш» - закреплять название животных и их детенышей. Развивать память, речь, внимание. Воспитывать любовь к природе. по ОБЖ «Чем опасны игры на улице» - напомнить правила поведения во время игр с мячом. Развивать память, речь. Воспитывать желание соблюдать правила безопасности. | Д/.и. «Домашние и дикие животные» Закреплять знания названия и отличительные признаки диких и домашних животных; уметь делить животных на группы, используя обобщающие понятия «домашние животные», «дикие животные», «домашние птицы», «дикие птицы»; называть признаки сходства; использовать количественный счет. | Дежурство по столовой: самостоятельно определить соответствующие количество столовых приборов для детей за каждым столом | внести: альбом: «Животные и птицы» . | выпуск стенгазет «Азбука поведения в природе» | |
Непосредственно образовательная деятельность
| 1.ФЭМП Счет в пределах 7. Сравнение предметов. Цель: Обучение счету в пределах 7, показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 6 и 7. 2. Развитие речи и практическое овладение нормами речи. .Беседа о перелетных птицах. Цель: Расширять и систематизировать знания о перелетных птицах. 3.Физическое
|
| ||||||
| ||||||||
Прогулка:
| социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие | «Птицы нашего леса» 1. Формировать у детей осознанно правильное отношение к объектам живой и неживой природы, формирование элементов экологического сознания и культуры;2. Привитие любви к природе, воспитание бережного отношения к ней Игра на внимание «Птицы» Цели: развивать внимание, быстроту реакции, память, внимательно слушать и реагировать на слова взрослого Пальчиковая гимнастика «Десять птичек — стайка | Дидактическое упражнение «Что делают люди осенью «Цели: знать о том, как весной трудятся люди, рассказывать о труде.
| Продолжить развивать желания играть в групповые игры, не обижаться, уметь радоваться за победителя. Развивать ловкость прыжка вверх с приземлением на две ноги, соблюдение осторожности в игре
| Д/и «Угадай, что мы задумали», отгадывание загадок о весне: активизировать речь и логическое мышление.
Игра малой подвижности «Золотые ворота» Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
|
| ||
| Работа перед сном | социально-коммуникативное развитие; | Чтение художественной литературы «Азбука природы» Цель: поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, литературно-художественный вкус. |
| ||||
Вечер: | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Оздоровительная гимнастика после сна Д/.и «Найди маме птенца» Цели: развивать память, умение сравнивать; воспитывать положительные чувства по отношению к птенцам, желание их охранять, не нарушать покой. Д/.и. «Каждую птицу на свое место» Цели: развивать внимание, память, операцию обобщения; формировать интерес к играм природоведческого характера.
| Рисование "Загадочные следы | Ситуативные разговоры о правилах культурного поведения за столом во время (жевать с закрытым ртом, пользоваться салфеткой, пить из чашки, развивать умение правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой | Обводка трафаретов птиц: грачей, скворцов, ласточек, книжки-раскраски. | Консультации на тему: «Развитие у детей бережного отношения к природе» | ||
Прогулка. |
| Наблюдение за облаками. Цель: развивать у детей наблюдательность, воображение, фантазию; развивать навыки составления описательного рассказа. Коммуникативные игры: «Кто больше назовет?», «Что будет, если…?» Дидактические игры по ОБЖ. «Что делать если потерялся» - продолжать знакомить детей с правилами поведения. Развивать память, речь. Воспитывать интерес к ОБЖ
|
|
День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами | |||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Среда
21.10
| Утро | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
| Комплекс утренней гимнастики Рассказ воспитателя «Камни в природе». Цель: Познакомить детей с разнообразием камней в природе, их свойствами и особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам.
| Ручной труд в книжном уголке (ремонт книги альбомов.).
Игры со звуками «Угадай, что шуршит, что шумит» | Формирование первичных представлений о военных профессиях, военной технике. | Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»- сюжет- «Конкурс причесок» | почитать и обсудить рекомендуемые произведения современной и зару-бежной литературы; обогащая «читательский опыт» ребёнка; | |
Непосредственно образовательная деятельность | 1.Работа в тетрадях Цель: формировать умения “входить” в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки. 2.Развитие речи. Как животные готовятся к зиме в лесу? Цель: способствовать формированию обобщенных представлений о том, что в лесу живут разные звери и что зима - трудное время года для всех, что звери по-разному приспособлены к жизни в это время года; формировать представления о роли человека в жизни животных в лесу зимой. 3.Музыка
| |||||||
Прогулка:
| социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие | Опыт «Почему говорят: крепкий, как камень?». Цель: Дать представление о том, что камни твёрдые, прочные, крепкие; учить сравнивать качества и свойства камня с другими предметами. Наблюдение за голубем. Обратить внимание на особенности поведения П/и «Ловишки», «Баба-Ёжка» по выбору и желанию детей. Уборка участка от налетевшего от ветра мусора, обсудить значимость этого действия. | Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам, вещам товарища, культуру поведения в раздевалке.
Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде | Развивать основные физические качества, двигательные способности, а так же познавательные, коммуникативные умения детей в совместной дея-тельности.
| Самостоятельные игры детей. Цель: приучать детей играть дружно, самостоятельно выбирать игры роли, действия. п/и «Раз, два, мы – на старте»
|
| ||
| Работа перед сном |
| Чтение: Н.И.Сладков «Сушёные камни». Цель: Расширять представления о свойствах камней. Учить понимать содержание рассказа. Побуждать к рисованию иллюстраций к сказке для оформления книжки-самоделки. |
| ||||
Вечер: | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Оздоровительная гимнастика после сна. «Серебряное копытце» (по мотивам сказки П.П.Бажова). Цель: Расширять представления о драгоценных камнях. Учить воспринимать и осознавать образное содержание мультсказки, понимать и оценивать характеры героев.
| Заполнение календаря природы. Творческая мастерская «Волшебное превращение камней». Цель: Познакомить с техникой рисования на камнях; развивать воображение, художественно-творческие способности. | Развивать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий. | Оборудование: Кусочки угля, мрамора, мела, деревянные палочки, миски с водой, листы бумаги. Предложить детям построить дома из различных материалов и сделать вывод, какие из них прочнее. Закреплять представления о свойствах и качествах камней |
| ||
Прогулка. |
| Предложить детям охарактеризовать погоду, какие природные явления можно увидеть П/и «Совушка», «Скок-подскок», «Чье звено скорее соберется» по выбору и желанию детей. Наблюдение за прохожими –определить сезонную одежду, закрепить название частей одежды, материала, из которого она сшита.
|
|
|
|
|
|
| ||||
День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами | |||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Четверг
22.10
| Утро | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Комплекс утренней гимнастики Беседа «Мир растений ». Объяснения детям, чем дикорастущие растения отличаются от культурных растений. Д. /и. «Дерево - куст» Цели: развивать быстроту реакции, память; формировать интерес к играм, в которых можно Проверить собственные знания. Педагог называет деревья и кустарники. Дети на кустарник должны присесть, подняв руки вверх, а на дерево — встать на цыпочки с поднятыми руками.
| Дежурство по занятиям. Задачи. Закреплять умение детей раскладывать материалы и инструменты к занятиям, организовывать самостоятельную деятельность каждого ребенка | Формировать у детей умение находить себе занятие по интересам, играть вместе с другими детьми, избегать конфликтных ситуаций. | Д/и : «Какое время года» Формировать умения самостоятельно находить признаки весны, устанавливать причинно – следственные связи И/у придумай и нарисуй Демонстрация картинок с изображением дикорастущих и культурных растений | обсудить вместе с детьми смысл и содержание пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет, сведений из народного календаря; | |
Непосредственно образовательная деятельность
| 1.Развитие речи. Рассказывание по сюжетным картинкам. Цель: Закреплять умение детей составлять самостоятельно, целенаправленно, последовательно рассказ по серии картинок. Придумывать начало рассказа, середину и концовку, озаглавливать рассказ и анализировать рассказы сверстников. Совершенствовать умение активизировать словарный запас детей. 2.Рисование Осенние цветы Цель: Учить новым способам получения изображений. Формировать умение работать в технике набрызг, делать брызги частыми и мелкими. 3.Музыка | |||||||
Прогулка:
| социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие | Развитие способностей устанавливать простейшие связи между живой и неживой природой
| Формирование культурно-гигиенических навыков: мытье рук после туалета и улицы | Организовать подвижные игры по выбору детей – воспитывать самостоятельность, умение проявлять инициативу
| Самостоятельно-игровая деятельность детей
|
| ||
| Работа перед сном | социально-коммуникативное разви-тие; | Чтение художественной литературы «Луговые и садовые цветы»Цель: поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, литературно-художественный вкус. |
| ||||
Вечер: | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Оздоровительная гимнастика после сна. д/и «Вершки-корешки» Цель: формировать умение отвечать на вопросы воспитателя. Объясни пословицы и поговорки Цели: развивать логическое мышление, мышление (суждение, умозаключение); Дерево держится корнями, а человек — друзьями. Дерево ценят по плодам, а человека — по делам. Дерево скоро сажают, да не скоро с него плоды собирают. Чтение сказки П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка» |
Д/и. «Садовник» Цели: развивать восприятие цвета и его оттенков, монологическую речь; формировать активный интерес к живой природе. | Воспитание природоохранительных знаний, любви к природе, личной ответственности за её сохранность. | дидактические игры «Природа – не природа», «Живая и неживая природа» С/р. и «Цветочный магазин» Рассматривание иллюстраций – деревья, растения |
| ||
Прогулка. |
| Наблюдение «Вечерние тени». Цель: Дать представления о появлении тени, актуализировать представления о свойствах света. Развивать речь, мышление, воображение, любознательность, интерес к художественному слову. Оборудование: Цветной мелок. |
|
День недели | Режим | Интграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами | |||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Пятница
23.10
| Утро | . социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Комплекс утренней гимнастики Беседа с детьми на тему: «Существование животных в нашем мире» Загадывание загадок про животных. Д/и«Зоологическое домино» Труд в уголке природы – поручить дежурным, полить цветы в уголке природы. Развивать заботливое отношение к растениям. Воспитывать интерес к живой природе. Дид. игра «Назови растение» - закрепить название комнатных растений. | Д.и. «Птицы, звери» Цели: развивать умение классифицировать животных; воспитывать самостоятельность. «Это птица - воробей, она дикая», «Это зверь - медведь, он дикий», «Это курица - домашняя птица». | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, обогащение словарного запаса детей. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам. | Оформить выставку книг в книжном уголке на тему «Животный мир» Дид. игра «Кто позвал» - развивать внимание, слух, узнавание детей по голосу. Воспитывать дружеские отношения в группе. |
| |
Непосредственно образовательная деятельность | 1.Аппликация Осенний пейзаж (из засушенных листьев) Цель: обогащать творческий опыт детей; содействовать дальнейшему освоению базовых знаний о живописи. 2.ОБЖ Знатоки леса Цель: закреплять знание правил безопасного поведения в природе (лесу) | |||||||
Прогулка:
| социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие | Наблюдение за неживым объектом. Рассматривание березы. Как называется это дерево? Какое оно? (высокий ствол белый, у него сильные, крепкие ветки,). Как называются ветки вместе с листьями у древа? (крона дерева) П.и «Кот и мыши». «Уголки». продолжать учить соблюдать правила игры; активизировать двигательную активность. | Признаки осени: поощрять стремление детей самостоятельно находить признаки, П/игра: «Лохматый пес» - упражнять в беге, действовать по сигналу, движения выполнять в соответствии со словами.
| Учить детей доброжелательному отношению к сверстникам и взрослым, эмоциональной отзывчивости, развиваем чувство доброты, готовность к взаимопомощи, строить дружеские отношения и ценить их, учим детей называть друг друга по именам, не ссориться, ценить дружеские отношения. | Самостоятельная деятельность детей на участке, Элементарные трудовые поручения
|
| ||
| Работа перед сном | социально-коммуни-кативное разви-тие; | ситуационные беседы о способах хорошего самочувствия, бодрого настроения и основ здорового образа жизни (гимнастика, закаливающие и гигиенические процедуры). Д./и. Птицы, звери, рыбы» Цели: развивать мышление, речь, быстроту реакции; формировать умение точно выполнять правила игры. |
| ||||
Вечер: | социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. | Оздоровительная гимнастика после сна. Словесные игры «Угадай по описанию» - учить отгадывать слово по описанию. Развивать внимание, память, речь, словарный запас детей. Воспитывать любовь к словесным играм | Сюжетно – ролевая игра « Магазин цветов» цель: закрепить названия цветов, правила поведения в магазине
Обведение по контуру | Формировать у детей осознанное отношение к порядку, стремление поддерживать порядок в окружающей обстановке, самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного. | Д/.и. На чем что растет? Цели: развивать память, мышление |
| ||
Прогулка. |
| Наблюдение за солнцем. Цель: развивать любознательность. Худ. слово. Ты весь мир обогреваешь Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все ... Цель: закрепить умение отгадывать загадки. Подвижные игры «Море волнуется», «Ручеек» |
|
5