Календарно тематическое планирование по геометрии 7 класс

КТП 8 класс

Учебник Атанасян геометрия 7-9 класс

Содержимое разработки

  1. Пояснительная записка

        Для продуктивной деятельности в современном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять сложные расчеты, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Кроме того основной задачей курса геометрии является необходимость обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни в современном обществе, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Рабочая программа учебного курса геометрии для 7 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе федерального государственного стандарта 2004г, примерной программы основного общего образования по математике (М.: Дрофа, 2007г, автор-составитель Э.Д.Днепров) )и программы для общеобразовательных учреждений по геометрии 7 - 9 классы (к учебному комплекту по геометрии для 7-9 классов авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.), (составитель Бурмистрова Т.А.-М.: Просвещение, 2010г.) в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 38.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике.



  1. Общая характеристика курса

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (блоков): «Арифметика», «Алгебра», «Геометрия», «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей»

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

.

  1. Ценностные ориентиры курса



Математическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формировани­ем рациональных способов деятельности, с интеллектуальным развитием человека, духовная — формированием характера и общей куль­туры.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реально­го мира: пространствен­ные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опы­те, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математиче­ских знаний затруднено понимание принципов устройства и ис­пользования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность: человеку в своей жизни приходится вы­полнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими прие­мами геометрических измерений и построений, читать инфор­мацию, представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, со­ставлять несложные алгоритмы и др.
Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисцип­лин. 
В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специально­стей, где необходим высокий уровень образования, связаны с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, био­логия, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом. 
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляю­щегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов че­ловеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построе­ний, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мыш­ление. Ведущая роль принадлежит математике в формирова­нии алгоритмического мышления и в воспитании умений дей­ствовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Математическое образование вносит свой вклад в форми­рование общей культуры человека. Необходимым компонен­том общей культуры в современном толковании является об­щее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенно­стях применения математики для решения научных и при­кладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспита­нию человека, пониманию красоты и изящества математиче­ских рассуждений, восприятию геометрических форм, усвое­нию идеи симметрии.
История развития математического знания дает возмож­ность пополнить запас историко-научных знаний школьни­ков, сформировать у них представления о математике как ча­сти общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математи­ческой науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.











  1. Место курса в учебном плане



согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации и с учетом дополнения часов за счет регионального компонента рабочая программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.



Цели.

Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей;

- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математике;

- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;

- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

- воспитание средствами математики культуры личности: отношение к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.


5. Результаты освоения курса

В ходе освоения содержания геометрического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

построения и исследования математических моделей для описания решений прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.

проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов и результатов работы группы, соотнесения своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетны источников.




6. Содержание курса

В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:

Начальные геометрические сведения (11 часов)

Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры. Понятие о равенстве фигур. Отрезок. Равенство отрезков. Длина отрезка и её свойства. Угол. Равенство углов. Величина угла и её свойства. Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые.

Основная цель: систематизировать знания обучающихся об основных свойствах простейших геометрических фигур, ввести понятие равенства фигур.

Материал данной темы посвящен введению основных геометрических понятий. Введение основных свойств простейших геометрических фигур проводится на основе наглядных представлений обучающихся путём обобщения очевидных или известных из курса математики 1-4 классов геометрических фактов.

Принципиальным моментов данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Основное внимание в учебном материале этой темы уделяется двум аспектам: понятию равенства геометрических фигур (отрезков и углов) и свойствам измерения отрезков и углов, что находит своё отражение в заданной системе упражнений.

Изучение данной темы должно также решать задачу введения терминологии, развития наглядных геометрических представлений и навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций, связанных с условиями решаемых задач. Всё это необходимо для последующего изучения курса геометрии, в силу чего важными аспектами изучения данной темы являются работа с рисунками, использование простейших геометрических инструментов (линейка, транспортир). При решении задач следует, прежде всего, опираться на наглядные представления обучающихся. Тем не менее, решение задач данной темы следует использовать и для постепенного формирования у обучающихся навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач, первоначально проговаривая их в ходе решения устных задач.

Обработка навыков применения свойств смежных и вертикальных углов происходит в ходе решения вычислительных и простейших задач на доказательные рассуждения.

Треугольники (18 часов)

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки. Основная цель: сформировать умение доказывать равенство данных треугольников, опираясь на изученные признаки; отработать навыки решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки. При изучении темы следует основное внимание уделить формированию у обучающихся умения доказывать равенство треугольников, т.е. выделять равенство трёх соответствующих элементов данных треугольников и делать ссылки на изученные признаки. На начальном этапе изучения темы полезно больше внимания уделять использованию средств наглядности, решению задач по готовым чертежам.

Параллельные прямые (11 часов)

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойство параллельных прямых.

Основная цель - дать систематические сведения о параллельных прямых, первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии, ввести аксиому параллельных прямых.

Знание признаков параллельности прямых, свойств углов при параллельных прямых и секущей находят широкое применение в дальнейшем курсе геометрии при изучении четырёхугольников, а также в курсе стереометрии. Поэтому в ходе решения задач следует уделять значительное внимание формированию умений доказать параллельность прямых с использованием соответствующих признаков, находить равные углы при параллельных прямых и секущей.

Соотношения между сторонами и углами треугольника (20 часов)

Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника. Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трём элементам с помощью циркуля и линейки. Задачи на построение.

Основная цель- расширить знания обучающихся о треугольниках. В данной теме рассматривается одна из важнейших теорем курса – теорема о сумме углов треугольника, в которой впервые формулируется неочевидный факт. Теорема позволяет получить важные следствия -свойства и признаки прямоугольных треугольников. Новые теоретические факты существенно расширяют класс решаемых, обучающимися, задач. При введении понятия расстояния между параллельными прямыми у обучающихся формируется представление параллельных прямых как равностоящих друг от друга (точка, движущаяся по одной из параллельных прямых, всё время находится на одном и том же расстоянии от другой прямой), что будет использоваться в дальнейшем курсе геометрии и при изучении стереометрии.

При решении задач на построение в 7 классе рекомендуется ограничиться только выполнением построения искомой фигуры циркулем и линейкой. В отдельных случаях можно проводить устно анализ и доказательство, а элементы исследования могут присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

Повторение. Решение задач (8 часов)




7. Тематическое планирование уроков по геометрии в 7 классе



Раздел. Тема урока.

Количество часов

Виды деятельности, форма контроля


Примечание

Начальные геометрические сведения

1

Прямая и отрезок


Уметь изображать возможные случаи взаимного расположения точек и прямых

Д.з.


2

Луч и угол


Обозначать неразвернутые и развернутые углы

Д.з.

С.р.


3

Сравнение отрезков и углов


Сравнивать отрезки и углы и записывать результат сравнения

Д.з.


4

Измерение отрезков


Находить длину отрезка в тех случаях, когда точка делит данный отрезок на два отрезка, длины которых известны

Д.з.

С.р.


5

Решение задач по теме измерение отрезков


Находить градусные меры данных углов, используя транспортир

Д.з.


6

Измерение углов


Изображать прямой, острый, тупой, развернутый углы

Д.з.


7

Смежные и вертикальные углы


Строить угол, смежный с данным углом, изображать вертикальные углы

Д.з.


8

Перпендикулярные прямые


Объяснять, почему две прямые, перпендикулярные к третьей, не пересекаются

Д.з.



9

Перпендикулярные прямые. Решение задач.


Решать задачи типа 57, 58, 61, 64, 65, 69.

Д.з.

С.р.


10

Решение задач


Уметь применять все изученные свойства геометрических фигур при решении задач

Д.з.


11

Контрольная работа № 1 по теме: «Начальные геометрические сведения»


Уметь изображать возможные случаи взаимного расположения точек и прямых

К.р.


Треугольники

12

Треугольники


Сравнивать треугольник с ранее изученными фигурами

Д.з.


13

Первый признак равенства треугольников


Называть элементы треугольника

Д.з.


14

Решение задач на применение первого признака равенства треугольников


Решать задачи типа 90, 92 – 95, 97.

Д.з

С.р..


15

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника


Объяснять, какой отрезок называется перпендикуляром

Д.з.


16

Свойства равнобедренного треугольника


Какие отрезки называются медианой, биссектрисой, высотой треугольника, отличать их друг от друга

Д.з.


17

Решение задач


Доказывать теоремы о свойствах равнобедренного треугольника

Д.з.

С.р.


18

Второй признак равенства треугольника


Формулировку и доказательство второго признака равенства треугольников

Д.з.


19

Решение задач


Применять второй признак равенства треугольников при решении задач

Д.з.

С.р.


20

Третий признак равенства треугольников


Применять третий признак равенства треугольников при решении задач

Д.з.


21

Решение задач


Уметь решать задачи типа 121 – 123, 125, 129, 132, 136, 137 – 139.

Д.з.

С.р.


22

Окружность


Объяснять, что такое центр, радиус, диаметр, хорда, дуга окружности

Д.з.


23

Примеры задач на построение


Выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения: отрезка, равного данному

Д.з.


24

Решение задач на построение


Построение прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной к данной прямой

Д.з.

С.р.


25

Решение задач на применение признаков равенства треугольников


Построение середины данного отрезка

Д.з.


26

Решение задач


Закрепить навыки в решении задач на применение признаков равенства треугольников

Д.з.


27

Решение задач


Применять простейшие построения при решении задач типа 148 – 151, 154, 155

Д.з.

С.р.


28

Решение задач


Уметь применять весь изученный материал при решении задач

Д.з.


29

Контрольная работа № 2



К.р.


Параллельные прямые


30

Признаки параллельности двух прямых


Доказывать признаки параллельности двух прямых

Д.з.


31

Признаки параллельности двух прямых


Использовать признаки при решении задач типа 186 – 189, 191, 194

Д.з.


32

Практические способы построения параллельных прямых


Строить параллельные прямые при помощи чертежного угольника и линейки

Д.з.

С.р.


33

Решение задач


Доказывать свойства параллельных прямых

Д.з.


34

Аксиома параллельных прямых


Доказывать свойства параллельных прямых

Д.з.


35

Свойства параллельных прямых


Применять аксиомы при решении задач

Д.з.


36

Свойства параллельных прямых


Применять их при решении задач типа 196, 198, 199, 203 – 205, 209

Д.з.


37

Решение задач


Отличать накрест лежащие, соответственные и односторонние углы

Д.з.

С.р.


38

Решение задач


Доказывать параллельность прямых, если углы равны

Д.з.


39

Решение задач


Доказывать равенство углов, если прямые параллельны

Д.з.


40

Решение задач


Закрепить полученные навыки при решении задач

Д.з.


41

Решение задач


Уметь применять все изученные теоремы при решении задач

Д.з.

С.р.


42

Контрольная работа № 3


Уметь применять все изученные теоремы при решении задач

К.р..


Соотношение между сторонами и углами треугольника

43

Сумма углов треугольника


уметь доказывать теорему о сумме углов треугольника и ее следствия

Д.з.


44

Сумма углов треугольника. Решение задач


Решать задачи типа 223 – 226, 228, 229, 234

Д.з.


45

Соотношение между сторонами и углами треугольника


Уметь доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника и следствия из нее

Д.з.

С.р.


46

Соотношение между сторонами и углами треугольника


Доказывать теорему о неравенстве треугольника

Д.з.


47

Неравенство треугольника


Применять данные теоремы при решении задач типа 236 – 240, 243, 244, 248, 249, 250

Д.з.


48

Решение задач


уметь доказывать теорему о сумме углов треугольника и ее следствия

Д.з.


49

Решение задач


Решать задачи типа 223 – 226, 228, 229, 234

Д.з.


50

Контрольная работа № 4


Уметь применять все изученные теоремы при решении задач

К.р.


51

Прямоугольные треугольники и их свойства


Доказывать свойства 10 – 30 прямоугольных треугольников

Д.з.


52

Решение задач


Знать формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников

Д.з.


53

Признаки равенства прямоугольных треугольников


Уметь доказывать данные теоремы

Д.з.

С.р.


54

Прямоугольный треугольник. Решение задач


Уметь применять свойства и признаки при решении задач типа 254 – 256, 258, 260, 263, 265

Д.з.


55

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.


Знать, какой отрезок называется наклонной, проведенной из данной точки к данной прямой

Д.з.


56

Построение треугольника по трем элементам


Знать что называется расстоянием от точки до прямой и расстоянием между двумя параллельными прямыми

Д.з.


57

Построение треугольника по трем элементам


Уметь доказывать, что перпендикуляр, проведенный из точки к прямой, меньше любой наклонной, проведенной из той же точки к этой прямой

Д.з.

С.р.


58

Построение треугольника по трем элементам


Уметь строить треугольник по двум сторонам и углу между ними

Д.з.


59

Решение задач


Уметь строить треугольник по стороне и двум прилежащим к ней углам

Д.з.


60

Решение задач


Уметь строить треугольник по трем сторонам

Д.з.

С.р.


61

Решение задач


Уметь решать задачи типа 271, 273, 277, 278(а), 283, 284, 288, 290, 291

Д.з.


62

Контрольная работа № 5


Уметь применять все изученные теоремы при решении задач

Д.з.


Повторение

63

Повторение. Начальные геометрические сведения


Уметь проводить луч, разделяющий угол на два угла

Д.з.


64

Повторение. Признаки равенства треугольников.


Различать равнобедренный, равносторонний треугольники

Д.з.

С.р.


65

Повторение. Параллельные прямые.


Применять признаки равенства треугольников для доказательства равенства треугольников

Д.з.


66

Повторение. Задачи на построение.


Уметь применять все изученные теоремы при решении задач

Д.з.


67

Итоговая контрольная работа


Уметь применять все изученные теоремы при решении задач

К.р.


68

Обобщение


Уметь применять все изученные теоремы при решении задач

Д.з.




8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

Модели геометрических телАтанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. др. Геометрия, 7-9: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009

Бурмистрова Т.А. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия, 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2009

Стандарт основного общего образования по математике

Зив Б.Г., В.М. Мейлер Геометрия. Дидактические материалы 7 класс-М: Просвещение, 2012-127с.:ил

Брадис В.М. Четырехзначные математические таблицы издание 16-е, стереотип.-М.: Дрофа,2013.-93, (3), с.:ил.



Список литературы для ученика

Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. др. Геометрия, 7-9: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009

Брадис В.М. Четырехзначные математические таблицы издание 16-е, стереотип.-М.: Дрофа,2013.-93, (3), с.:ил



Технические средства обучения

Мультимедиа проектор, экран навесной, ноутбук

Чертёжные принадлежности и инструмент



Сохранить у себя:
Календарно тематическое планирование по геометрии 7 класс

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки