Календарно тематическое планирование по физике 8 класс

КТП по физике 8 класс,

Учебник Перышкин А,В.

Содержимое разработки

  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для основной школы разработана и составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373), на основе авторской программы А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник «Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы» Рабочая программа обеспечивает выполнение федерального государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа по физике составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с расчетом 2 часа в неделю в 8 классах согласно учебному плану

2. Общая характеристика учебного предмета

Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В 7 и 8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.

  1. Ценностные ориентиры содержания курса

Усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними; - формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира; - систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации; - формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения; - организация экологического мышления и ценностного отношения к природе; - развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета. Достижение целей обеспечивается решением следующих задач: образовательные - знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы; - приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления; - формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни; развивающая - овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки; воспитательная - понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Программа по физике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

4. Место предмета в учебном плане

В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс. Учебный план составляет 204 учебных часов. В соответствии с учебным планом курсу физики предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области физики и астрономии. В 5—6 классах - преподавание курса «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание», как пропедевтика курса физики. В свою очередь, содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественнонаучного образования, служит основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.


5. Результаты освоения курса

С введением ФГОС реализуется смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на «системно-деятельностную», т. е. акцент переносится с изучения основ наук на обеспечение развития УУД (ранее «общеучебных умений») на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями по предметам, становятся универсальные (метапредметные) умения (и стоящие за ними компетенции).

Поскольку концентрический принцип обучения остается актуальным в основной школе, то развитие личностных и метапредметных результатов идет непрерывно на всем содержательном и деятельностном материале.

6. Содержание курса

Учебная программа 8 класса рассчитана на 51 час, по 1,5 часа в неделю.

Программой предусмотрено изучение разделов:

1. Тепловые явления

2. Электрические явления

3. Электромагнитные явления

4. Световые явления



8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

Данный учебно-методический комплекс для изучения курса физики в 7—9 классах содержит, кроме учебников, методические пособия, электронные мультимедийные издания.

УМК «Физика» 8 класс.

              1. Физика. 8 класс. А.В. Перышкин

              2. Физика. Рабочая тетрадь. 8 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.

              3. Физика. Методическое пособие. 8 класс. Е.М. Гутник; Е.В. Рыбакова

              4. Физика. Тесты. 8 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.

              5. Физика. Дидактические материалы. 8 класс. А.Е. Марон; А.Е. Марон

              6. Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 класс. А.Е. Марон; С.В. Позойский; Е.А. Марон

Интернет-ресурсы


Название сайта или статьи

Содержание

Адрес

Каталог ссылок на ресурсы о физике

Энциклопедии, библиотеки, СМИ, вузы, научные организации, конференции и др.

http:www.ivanovo.ac.ru/phys

Бесплатные обучающие программы по физике

15 обучающих программ по различным разделам физики

http:www.history.ru/freeph.htm

Лабораторные работы по физике

Виртуальные лабораторные работы. Виртуальные демонстрации экспериментов.

http:phdep.ifmo.ru

Анимация физических процессов

Трехмерные анимации и визуализация по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями.

http:physics.nad.ru

Физическая энциклопедия

Справочное издание, содержащее сведения по всем областям современной физики.

http://www.elmagn.chalmers.se/%7eigor

Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий

  1. 1. 1С. Школа. Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий. – Под редакцией Н.К. Ханнанова. – CD ROM. – Рег. номер 82848239.

  2. 2. 1 CD for Windows. Физика, 7-11 кл. Библиотека электронных наглядных пособий.- CD ROM.























7. Тематическое планирование уроков по физике в 8 классе

урока

Раздел. Тема урока

Кол-во часов

Виды деятельности, форма контроля

Примечания

Примечание


Тепловые явления





Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия (§ 1, 2)

Способы изменения внутренней энергии (§ 3)

1

Характеристика разделов курса физики 8 кл. Примеры тепловых и электрических явлений. Особенности движения молекул. Связь температуры тела и скорости движения его молекул. Движение молекул в газах, жидкостях и твердых телах. Превращение энергии тела в механических процессах.


Фронтальный опрос.


Виды теплопередачи. Теплопроводность (§ 4)

Излучение (§ 5, 6)

1

Теплопроводность — один из видов теплопередачи. Различие теплопроводностей различных веществ.

Фронтальный опрос.


Количество теплоты. Единицы количества теплоты. (§ 7)

Удельная теплоемкость (§ 8)

1

Количество теплоты. Единица количества теплоты. Подготовка к выполнению лабораторной работы.

Опыт: Исследование изменения со временем температуры остывающей воды

Фронтальный опрос.


Лабораторная работа № 2 по теме «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания (§ 10)

1

Зависимость удельной теплоемкости вещества от его агрегатного состояния.

Лабораторная работа № 2«Измерение удельной теплоемкости твердого тела».

Лабораторная работа


Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах (§ 11)

Контрольная работа по теме «Тепловые явления»

1

Физическое содержание закона сохранения и превращение энергии в механических и тепловых процессах.

Фронтальный опрос.



1

Контрольная работа по теме «Тепловые явления»

Контрольная работа



Изменение агрегатных состояний вещества





Агрегатные состояния вещества Плавление и отвердевание. (§ 12, 13)

График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления. (§ 14, 15)

1

Агрегатные состояния вещества. Кристаллические тела. Плавление и отвердевание. Анализ, таблицы 3 учебника.

Опыт. Наблюдение за таянием кусочка льда в воде

Фронтальный опрос.


Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделении ее при конденсации пара (§ 16, 17)





Кипение Удельная теплота парообразования и конденсации (§ 18,19)

1

Особенности процессов испарения и конденсации. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение при конденсации пара.


Фронтальный опрос.


1

Процесс кипения. Постоянство температуры при кипении в открытом сосуде. Физический смысл удельной теплоты парообразования и конденсации. Анализ таблицы 6 учебника. Решение задач.

Фронтальный опрос.


Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха (§ 19)

Лабораторная работа № 3 по теме « Измерение влажности воздуха»



Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания (§ 21, 22)

1

Влажность воздуха. Точка росы. Способы определения влажности воздуха. Лабораторная работа № 3 « Измерение влажности воздуха»


Лабораторная работа


1

Работа газа и пара при расширении. Тепловые двигатели. Применение закона сохранения и превращения энергии в тепловых двигателях. Экологические проблемы при использовании двигателя внутреннего сгорания (ДВС).


Фронтальный опрос.


Паровая турбина. КПД теплового двигателя (§ 23, 24)



Контрольная работа по теме «Агрегатные состояния вещества»

1

Устройство и принцип действия паровой турбины. КПД теплового двигателя. Решение задач.

Фронтальный опрос.


1

Контрольная работа по теме «Агрегатные состояния вещества»

Контрольная работа



Электрические явления





Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел (§ 25,26)

1

Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел.


Фронтальный опрос.


Электроскоп. Электрическое поле(§ 27, 28)

1

Устройство электроскопа. Формирование представлений об электрическом поле и его свойствах. Поле как особый вид материи.


Фронтальный опрос.


Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома (§ 29,30)

1

Делимость электрического заряда. Электрон — частица с наименьшим электрическим зарядом. Единица электрического заряда. Строение атома. Строение ядра атома. Нейтроны. Протоны. Строение атомов водорода, гелия, лития.


Фронтальный опрос.


Объяснение электрических явлений (§ 31)

1

Объяснение на основе знаний о строении атома электризации тел при соприкосновении, передаче части электрического заряда от одного тела к другому. Закон сохранения электрического заряда.


Фронтальный опрос.


Электрический ток. Источники электрического тока (§ 32)

1

Физическая природа электрического тока. Закрепление представлений о возникновении и существовании электрического тока. Источники электрического тока. Кратковременная контрольная работа по теме «Электризация тел. Строение атома»


Фронтальный опрос.


Электрическая цепь и ее составные части. (§ 33)

1

Электрическая цепь и ее составные части. Условные обозначения, применяемые на схемах электрических цепей.

Фронтальный опрос.


Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока (§ 34, 35, 36)

1

Природа электрического тока в металлах. Скорость распространения электрического тока в проводнике. Действие электрического тока. Превращение энергии электрического тока в другие виды энергии. Направление электрического тока.


Фронтальный опрос.


Сила тока. Единицы силы тока.(§ 37).

1

Сила тока. Интенсивность действия электрического тока. Формула определения силы тока. Единицы силы тока. Решение задач.

Фронтальный опрос.


Электроскоп. Электрическое поле(§ 37, 38)

1

Включение амперметра в цепь. Определение цены деления его шкалы. Измерение силы тока на различных ее участках. Лабораторная работа 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»


Фронтальный опрос.


Электрическое напряжение. Единицы напряжения (§ 39,40)

1

Напряжение, единица напряжения. Формула для определения напряжения. Анализ таблицы 7 учебника. Решение задач.

.

Фронтальный опрос.


Вольтметр, Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения (§ 41, 42)

1

Измерение напряжения вольтметром. Подключение вольтметра в цепь. Определение цены деления его шкалы. Измерение напряжения на различных участках цепи и на источнике тока. Решение задач.


Фронтальный опрос.


Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления (§ 43). Лабораторная работа № 5 по теме «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

1

Определение опытным путем зависимости силы тока от напряжения. Природа электрического сопротивления на основе электронной теории строения атома.


Фронтальный опрос.


Закон Ома для участка цепи(§ 44)

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление (§ 45)



Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения (§ 46)

1

Установление на опыте зависимости силы тока от сопротивления. Закон Ома. Решение задач.


Фронтальный опрос.


1

Соотношение между сопротивлением проводника, его длиной и площадью поперечного сечения. Удельное сопротивление. Анализ таблицы 8 учебника. Решение задач.


Фронтальный опрос.


Реостаты (§ 47). Лабораторная работа № 6 по теме «Регулирование силы тока реостатом»

Лабораторная работа № 7 по теме «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

1

Принцип действия и назначение реостата. Подключение в цепь. Регулирование силы тока реостатом и измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.


Лабораторная работа


Последовательное соединение проводников (§ 48)

1

Сопротивление последовательно соединенных проводников. Сила тока, в последовательно соединенных участках цепи. Полное напряжение в цепи при последовательном соединении. Решение задач.


Фронтальный опрос.


Параллельное соединение проводников (§ 49)

1

Сопротивление двух параллельно соединенных проводников. Изменение общего сопротивления цепи при параллельном соединении проводников. Сила тока, напряжение в цепи при параллельном соединении. Решение задач.

Фронтальный опрос.


Работа и мощность электрического тока (§ 50, 51)

1

Работа электрического тока. Формула ее расчета. Единицы работы электрического тока. Мощность электрического тока. Формула ее расчета. Единицы мощности электрического тока. Анализ таблицы 9 учебника. Приборы для определения мощности тока. Решение задач.

Фронтальный опрос.


Единицы работы электрического тока, применяемые на практике (§ 52) Лабораторная работа № 8 по теме «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

1

Измерение мощности и работы электрического тока.


Лабораторная работа




Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля—Ленца (§ 53)







Конденсатор (§ 54)

1

Расчет количества теплоты, выделяющейся в проводнике при работе электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Решение задач.

Фронтальный опрос.


1

Конденсатор. Электроемкость конденсатора. Работа электрического поля конденсатора. Единица электроемкости конденсатора. Решение задач.

.

Фронтальный опрос.


Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание предохранители (§ 54, 55)

1

Различные виды ламп, используемые в освещении. Устройство лампы накаливания. Тепловое действие тока. Электрические нагревательные приборы. Причины перегрузки цепи и короткого замыкания. Предохранители.

Фронтальный опрос.



Электромагнитные явления





Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии (§ 56, 57)

1

Представление о магнитном поле. Установление связи между электрическим током и магнитным полем. Опыт Эрстеда.


Фронтальный опрос.


Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение (§ 58). Лабораторная работа № 9 по теме «Сборка электромагнита и испытание его действия»


1

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. Испытание действия электромагнита.


Лабораторная работа


Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли (§ 59, 60)

1

Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Объяснение причин ориентации железных опилок в магнитном поле. Магнитное поле Земли. Решение задач.


Фронтальный опрос.


Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель(§ 61).

Лабораторная работа № 10 по теме «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)»


1

Действие магнитного поля на проводник с током. Устройство и принцип действия электродвигателя постоянного тока.


Лабораторная работа



Световые явления





Источники света. Распространение света (§ 62)

1

Естественные и искусственные источники света. Прямолинейное распространение света. Закон прямолинейного распространения света. Понятие луча и пучка света. Образование тени и полутени.

Фронтальный опрос.


Видимое движение светил (§ 64)

1

Видимое движение светил. Движение Солнца по эклиптике. Зодиакальные созвездия. Фазы Луны. Петлеобразное движение планет.


Фронтальный опрос.


Отражение света. Закон отражения света (§ 65)

1

Явление, наблюдаемое при падении луча света на границу раздела двух сред. Отражение света. Закон отражения света. Обратимость световых лучей.


Фронтальный опрос.


Плоское зеркало (§ 66)

1

Построение изображений в плоском зеркале. Мнимое изображение предмета. Зеркальное и рассеянное отражение света.


Фронтальный опрос.


Преломление света. Закон преломления света (§ 67)

1

Явление преломления света. Угол падения и угол преломления луча. Закон преломления света. Показатель преломления двух сред.


Фронтальный опрос.


Линзы. Оптическая сила линзы (§ 68)

1

Линзы, их физические свойства и характеристики. Фокус линзы. Фокусное расстояние. Оптическая сила линзы. Оптические приборы.

Фронтальный опрос.


Изображения, даваемые линзой (§ 69)

1

Построение изображений, даваемых собирающей и рассеивающей линзами, в зависимости от расположения предмета относительно фокуса линзы. Изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой. Основное свойство линз, используемое в оптических приборах

Фронтальный опрос.


Лабораторная работа № 11 по теме «Получение изображений при помощи линзы»

1

Лабораторная работа № 11

«Получение изображений при помощи линзы»

Лабораторная работа


Решение задач. Построение изображений, полученных с помощью линз

1

Решение задач на построение изображений, полученных с помощью собирающей и рассеивающей линз.



Глаз и зрение (§ 70)

1

Строение глаза. Функции отдельных частей глаза.

Формирование изображения на сетчатке глаза.

Фронтальный опрос.


Контрольная работа по теме «Построение изображений даваемых линзой»

1

Контрольная работа по теме «Построение изображений даваемых линзой»

Контрольная работа


Повторение пройденного материала

1

Повторение пройденного материала

Индивидуальный опрос


Повторение пройденного материала

1

Повторение пройденного материала











Сохранить у себя:
Календарно тематическое планирование по физике 8 класс

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки