Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для основной школы разработана и составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373), на основе авторской программы А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник «Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы» Рабочая программа обеспечивает выполнение федерального государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа по физике составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с расчетом 2 часа в неделю в 8 классах согласно учебному плану
2. Общая характеристика учебного предмета
Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В 7 и 8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.
Ценностные ориентиры содержания курса
Усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними; - формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира; - систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации; - формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения; - организация экологического мышления и ценностного отношения к природе; - развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета. Достижение целей обеспечивается решением следующих задач: образовательные - знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы; - приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления; - формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни; развивающая - овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки; воспитательная - понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Программа по физике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
4. Место предмета в учебном плане
В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс. Учебный план составляет 204 учебных часов. В соответствии с учебным планом курсу физики предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области физики и астрономии. В 5—6 классах - преподавание курса «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание», как пропедевтика курса физики. В свою очередь, содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественнонаучного образования, служит основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
5. Результаты освоения курса
С введением ФГОС реализуется смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на «системно-деятельностную», т. е. акцент переносится с изучения основ наук на обеспечение развития УУД (ранее «общеучебных умений») на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями по предметам, становятся универсальные (метапредметные) умения (и стоящие за ними компетенции).
Поскольку концентрический принцип обучения остается актуальным в основной школе, то развитие личностных и метапредметных результатов идет непрерывно на всем содержательном и деятельностном материале.
6. Содержание курса
Учебная программа 8 класса рассчитана на 51 час, по 1,5 часа в неделю.
Программой предусмотрено изучение разделов:
1. Тепловые явления
2. Электрические явления
3. Электромагнитные явления
4. Световые явления
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
Данный учебно-методический комплекс для изучения курса физики в 7—9 классах содержит, кроме учебников, методические пособия, электронные мультимедийные издания.
УМК «Физика» 8 класс.
Физика. 8 класс. А.В. Перышкин
Физика. Рабочая тетрадь. 8 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.
Физика. Методическое пособие. 8 класс. Е.М. Гутник; Е.В. Рыбакова
Физика. Тесты. 8 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.
Физика. Дидактические материалы. 8 класс. А.Е. Марон; А.Е. Марон
Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 класс. А.Е. Марон; С.В. Позойский; Е.А. Марон
Интернет-ресурсы
Название сайта или статьи | Содержание | Адрес |
Каталог ссылок на ресурсы о физике | Энциклопедии, библиотеки, СМИ, вузы, научные организации, конференции и др. | http:www.ivanovo.ac.ru/phys |
Бесплатные обучающие программы по физике | 15 обучающих программ по различным разделам физики | http:www.history.ru/freeph.htm |
Лабораторные работы по физике | Виртуальные лабораторные работы. Виртуальные демонстрации экспериментов. | http:phdep.ifmo.ru |
Анимация физических процессов | Трехмерные анимации и визуализация по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями. | http:physics.nad.ru |
Физическая энциклопедия | Справочное издание, содержащее сведения по всем областям современной физики. | http://www.elmagn.chalmers.se/%7eigor |
Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий
1. 1С. Школа. Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий. – Под редакцией Н.К. Ханнанова. – CD ROM. – Рег. номер 82848239.
2. 1 CD for Windows. Физика, 7-11 кл. Библиотека электронных наглядных пособий.- CD ROM.
7. Тематическое планирование уроков по физике в 8 классе
№ урока | Раздел. Тема урока | Кол-во часов | Виды деятельности, форма контроля Примечания | Примечание | |
| Тепловые явления |
|
|
|
|
| Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия (§ 1, 2) Способы изменения внутренней энергии (§ 3) | 1 | Характеристика разделов курса физики 8 кл. Примеры тепловых и электрических явлений. Особенности движения молекул. Связь температуры тела и скорости движения его молекул. Движение молекул в газах, жидкостях и твердых телах. Превращение энергии тела в механических процессах.
| Фронтальный опрос. |
|
| Виды теплопередачи. Теплопроводность (§ 4) Излучение (§ 5, 6) | 1 | Теплопроводность — один из видов теплопередачи. Различие теплопроводностей различных веществ. | Фронтальный опрос. |
|
| Количество теплоты. Единицы количества теплоты. (§ 7) Удельная теплоемкость (§ 8) | 1 | Количество теплоты. Единица количества теплоты. Подготовка к выполнению лабораторной работы. Опыт: Исследование изменения со временем температуры остывающей воды | Фронтальный опрос. |
|
| Лабораторная работа № 2 по теме «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». Энергия топлива. Удельная теплота сгорания (§ 10) | 1 | Зависимость удельной теплоемкости вещества от его агрегатного состояния. Лабораторная работа № 2«Измерение удельной теплоемкости твердого тела». | Лабораторная работа |
|
| Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах (§ 11) Контрольная работа по теме «Тепловые явления» | 1 | Физическое содержание закона сохранения и превращение энергии в механических и тепловых процессах. | Фронтальный опрос. |
|
| 1 | Контрольная работа по теме «Тепловые явления» | Контрольная работа |
| |
| Изменение агрегатных состояний вещества |
|
|
|
|
| Агрегатные состояния вещества Плавление и отвердевание. (§ 12, 13) График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления. (§ 14, 15) | 1 | Агрегатные состояния вещества. Кристаллические тела. Плавление и отвердевание. Анализ, таблицы 3 учебника. Опыт. Наблюдение за таянием кусочка льда в воде | Фронтальный опрос. |
|
| Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделении ее при конденсации пара (§ 16, 17) Кипение Удельная теплота парообразования и конденсации (§ 18,19) | 1 | Особенности процессов испарения и конденсации. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение при конденсации пара.
| Фронтальный опрос. |
|
| 1 | Процесс кипения. Постоянство температуры при кипении в открытом сосуде. Физический смысл удельной теплоты парообразования и конденсации. Анализ таблицы 6 учебника. Решение задач. | Фронтальный опрос. |
| |
| Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха (§ 19) Лабораторная работа № 3 по теме « Измерение влажности воздуха» Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания (§ 21, 22) | 1 | Влажность воздуха. Точка росы. Способы определения влажности воздуха. Лабораторная работа № 3 « Измерение влажности воздуха»
| Лабораторная работа |
|
| 1 | Работа газа и пара при расширении. Тепловые двигатели. Применение закона сохранения и превращения энергии в тепловых двигателях. Экологические проблемы при использовании двигателя внутреннего сгорания (ДВС).
| Фронтальный опрос. |
| |
| Паровая турбина. КПД теплового двигателя (§ 23, 24) Контрольная работа по теме «Агрегатные состояния вещества» | 1 | Устройство и принцип действия паровой турбины. КПД теплового двигателя. Решение задач. | Фронтальный опрос. |
|
| 1 | Контрольная работа по теме «Агрегатные состояния вещества» | Контрольная работа |
| |
| Электрические явления |
|
|
|
|
| Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел (§ 25,26) | 1 | Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел.
| Фронтальный опрос. |
|
| Электроскоп. Электрическое поле(§ 27, 28) | 1 | Устройство электроскопа. Формирование представлений об электрическом поле и его свойствах. Поле как особый вид материи.
| Фронтальный опрос. |
|
| Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома (§ 29,30) | 1 | Делимость электрического заряда. Электрон — частица с наименьшим электрическим зарядом. Единица электрического заряда. Строение атома. Строение ядра атома. Нейтроны. Протоны. Строение атомов водорода, гелия, лития.
| Фронтальный опрос. |
|
| Объяснение электрических явлений (§ 31) | 1 | Объяснение на основе знаний о строении атома электризации тел при соприкосновении, передаче части электрического заряда от одного тела к другому. Закон сохранения электрического заряда.
| Фронтальный опрос. |
|
| Электрический ток. Источники электрического тока (§ 32) | 1 | Физическая природа электрического тока. Закрепление представлений о возникновении и существовании электрического тока. Источники электрического тока. Кратковременная контрольная работа по теме «Электризация тел. Строение атома»
| Фронтальный опрос. |
|
| Электрическая цепь и ее составные части. (§ 33) | 1 | Электрическая цепь и ее составные части. Условные обозначения, применяемые на схемах электрических цепей. | Фронтальный опрос. |
|
| Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока (§ 34, 35, 36) | 1 | Природа электрического тока в металлах. Скорость распространения электрического тока в проводнике. Действие электрического тока. Превращение энергии электрического тока в другие виды энергии. Направление электрического тока.
| Фронтальный опрос. |
|
| Сила тока. Единицы силы тока.(§ 37). | 1 | Сила тока. Интенсивность действия электрического тока. Формула определения силы тока. Единицы силы тока. Решение задач. | Фронтальный опрос. |
|
| Электроскоп. Электрическое поле(§ 37, 38) | 1 | Включение амперметра в цепь. Определение цены деления его шкалы. Измерение силы тока на различных ее участках. Лабораторная работа 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»
| Фронтальный опрос. |
|
| Электрическое напряжение. Единицы напряжения (§ 39,40) | 1 | Напряжение, единица напряжения. Формула для определения напряжения. Анализ таблицы 7 учебника. Решение задач. . | Фронтальный опрос. |
|
| Вольтметр, Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения (§ 41, 42) | 1 | Измерение напряжения вольтметром. Подключение вольтметра в цепь. Определение цены деления его шкалы. Измерение напряжения на различных участках цепи и на источнике тока. Решение задач.
| Фронтальный опрос. |
|
| Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления (§ 43). Лабораторная работа № 5 по теме «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | 1 | Определение опытным путем зависимости силы тока от напряжения. Природа электрического сопротивления на основе электронной теории строения атома.
| Фронтальный опрос. |
|
| Закон Ома для участка цепи(§ 44) Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление (§ 45) Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения (§ 46) | 1 | Установление на опыте зависимости силы тока от сопротивления. Закон Ома. Решение задач.
| Фронтальный опрос. |
|
| 1 | Соотношение между сопротивлением проводника, его длиной и площадью поперечного сечения. Удельное сопротивление. Анализ таблицы 8 учебника. Решение задач.
| Фронтальный опрос. |
| |
| Реостаты (§ 47). Лабораторная работа № 6 по теме «Регулирование силы тока реостатом» Лабораторная работа № 7 по теме «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» | 1 | Принцип действия и назначение реостата. Подключение в цепь. Регулирование силы тока реостатом и измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
| Лабораторная работа |
|
| Последовательное соединение проводников (§ 48) | 1 | Сопротивление последовательно соединенных проводников. Сила тока, в последовательно соединенных участках цепи. Полное напряжение в цепи при последовательном соединении. Решение задач.
| Фронтальный опрос. |
|
| Параллельное соединение проводников (§ 49) | 1 | Сопротивление двух параллельно соединенных проводников. Изменение общего сопротивления цепи при параллельном соединении проводников. Сила тока, напряжение в цепи при параллельном соединении. Решение задач. | Фронтальный опрос. |
|
| Работа и мощность электрического тока (§ 50, 51) | 1 | Работа электрического тока. Формула ее расчета. Единицы работы электрического тока. Мощность электрического тока. Формула ее расчета. Единицы мощности электрического тока. Анализ таблицы 9 учебника. Приборы для определения мощности тока. Решение задач. | Фронтальный опрос. |
|
| Единицы работы электрического тока, применяемые на практике (§ 52) Лабораторная работа № 8 по теме «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» | 1 | Измерение мощности и работы электрического тока.
| Лабораторная работа |
|
| Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля—Ленца (§ 53) Конденсатор (§ 54) | 1 | Расчет количества теплоты, выделяющейся в проводнике при работе электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Решение задач. | Фронтальный опрос. |
|
| 1 | Конденсатор. Электроемкость конденсатора. Работа электрического поля конденсатора. Единица электроемкости конденсатора. Решение задач. . | Фронтальный опрос. |
| |
| Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание предохранители (§ 54, 55) | 1 | Различные виды ламп, используемые в освещении. Устройство лампы накаливания. Тепловое действие тока. Электрические нагревательные приборы. Причины перегрузки цепи и короткого замыкания. Предохранители. | Фронтальный опрос. |
|
| Электромагнитные явления |
|
|
|
|
| Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии (§ 56, 57) | 1 | Представление о магнитном поле. Установление связи между электрическим током и магнитным полем. Опыт Эрстеда.
| Фронтальный опрос. |
|
| Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение (§ 58). Лабораторная работа № 9 по теме «Сборка электромагнита и испытание его действия»
| 1 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. Испытание действия электромагнита.
| Лабораторная работа |
|
| Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли (§ 59, 60) | 1 | Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Объяснение причин ориентации железных опилок в магнитном поле. Магнитное поле Земли. Решение задач.
| Фронтальный опрос. |
|
| Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель(§ 61). Лабораторная работа № 10 по теме «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)»
| 1 | Действие магнитного поля на проводник с током. Устройство и принцип действия электродвигателя постоянного тока.
| Лабораторная работа |
|
| Световые явления |
|
|
|
|
| Источники света. Распространение света (§ 62) | 1 | Естественные и искусственные источники света. Прямолинейное распространение света. Закон прямолинейного распространения света. Понятие луча и пучка света. Образование тени и полутени. | Фронтальный опрос. |
|
| Видимое движение светил (§ 64) | 1 | Видимое движение светил. Движение Солнца по эклиптике. Зодиакальные созвездия. Фазы Луны. Петлеобразное движение планет.
| Фронтальный опрос. |
|
| Отражение света. Закон отражения света (§ 65) | 1 | Явление, наблюдаемое при падении луча света на границу раздела двух сред. Отражение света. Закон отражения света. Обратимость световых лучей.
| Фронтальный опрос. |
|
| Плоское зеркало (§ 66) | 1 | Построение изображений в плоском зеркале. Мнимое изображение предмета. Зеркальное и рассеянное отражение света.
| Фронтальный опрос. |
|
| Преломление света. Закон преломления света (§ 67) | 1 | Явление преломления света. Угол падения и угол преломления луча. Закон преломления света. Показатель преломления двух сред.
| Фронтальный опрос. |
|
| Линзы. Оптическая сила линзы (§ 68) | 1 | Линзы, их физические свойства и характеристики. Фокус линзы. Фокусное расстояние. Оптическая сила линзы. Оптические приборы. | Фронтальный опрос. |
|
| Изображения, даваемые линзой (§ 69) | 1 | Построение изображений, даваемых собирающей и рассеивающей линзами, в зависимости от расположения предмета относительно фокуса линзы. Изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой. Основное свойство линз, используемое в оптических приборах | Фронтальный опрос. |
|
| Лабораторная работа № 11 по теме «Получение изображений при помощи линзы» | 1 | Лабораторная работа № 11 «Получение изображений при помощи линзы» | Лабораторная работа |
|
| Решение задач. Построение изображений, полученных с помощью линз | 1 | Решение задач на построение изображений, полученных с помощью собирающей и рассеивающей линз. |
|
|
| Глаз и зрение (§ 70) | 1 | Строение глаза. Функции отдельных частей глаза. Формирование изображения на сетчатке глаза. | Фронтальный опрос. |
|
| Контрольная работа по теме «Построение изображений даваемых линзой» | 1 | Контрольная работа по теме «Построение изображений даваемых линзой» | Контрольная работа |
|
| Повторение пройденного материала | 1 | Повторение пройденного материала | Индивидуальный опрос |
|
| Повторение пройденного материала | 1 | Повторение пройденного материала |
|
|