Календарно тематическое планирование по физике 7 класс

КТП по физике 7 класс

Учебник ПЕрышкин А,В,

Содержимое разработки

  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для основной школы разработана и составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373), на основе авторской программы А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник «Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы» Рабочая программа обеспечивает выполнение федерального государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа по физике составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с расчетом 3 часа в неделю в 7 классах согласно учебному плану

2. Общая характеристика учебного предмета

Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В 7 и 8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.

  1. Ценностные ориентиры содержания курса

Усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними; - формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира; - систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации; - формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения; - организация экологического мышления и ценностного отношения к природе; - развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета. Достижение целей обеспечивается решением следующих задач: образовательные - знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы; - приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления; - формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни; развивающая - овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки; воспитательная - понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Программа по физике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

4. Место предмета в учебном плане

В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс. Учебный план составляет 204 учебных часов. В соответствии с учебным планом курсу физики предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области физики и астрономии. В 5—6 классах - преподавание курса «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание», как пропедевтика курса физики. В свою очередь, содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественнонаучного образования, служит основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.


5. Результаты освоения курса

С введением ФГОС реализуется смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на «системно-деятельностную», т. е. акцент переносится с изучения основ наук на обеспечение развития УУД (ранее «общеучебных умений») на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями по предметам, становятся универсальные (метапредметные) умения (и стоящие за ними компетенции).

Поскольку концентрический принцип обучения остается актуальным в основной школе, то развитие личностных и метапредметных результатов идет непрерывно на всем содержательном и деятельностном материале.

6. Содержание курса

Учебная программа 7 класса рассчитана на 102 часов, по 3 часа в неделю.

Программой предусмотрено изучение разделов:

1. Введение - 6 часа.

2. Первоначальные сведения о строении вещества - 9 часов.

3. Взаимодействие тел - 30 час.

4. Давление твердых тел, жидкостей и газов - 28 час.

5. Работа и мощность. Энергия - 17 часов.

6. Повторение – 10 часов

7. Резерв -2 часа

Введение (6 ч)

8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

Данный учебно-методический комплекс для изучения курса физики в 7—9 классах содержит, кроме учебников, методические пособия, электронные мультимедийные издания.

УМК «Физика» 7 класс.

              1. Физика. 7 класс. А.В. Перышкин

              2. Физика. Рабочая тетрадь. 7 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.

              3. Физика. Методическое пособие. 7 класс. Е.М. Гутник; Е.В. Рыбакова

              4. Физика. Тесты. 7 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.

              5. Физика. Дидактические материалы. 7 класс. А.Е. Марон; А.Е. Марон

              6. Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 класс. А.Е. Марон; С.В. Позойский; Е.А. Марон







Интернет-ресурсы


Название сайта или статьи

Содержание

Адрес

Каталог ссылок на ресурсы о физике

Энциклопедии, библиотеки, СМИ, вузы, научные организации, конференции и др.

http:www.ivanovo.ac.ru/phys

Бесплатные обучающие программы по физике

15 обучающих программ по различным разделам физики

http:www.history.ru/freeph.htm

Лабораторные работы по физике

Виртуальные лабораторные работы. Виртуальные демонстрации экспериментов.

http:phdep.ifmo.ru

Анимация физических процессов

Трехмерные анимации и визуализация по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями.

http:physics.nad.ru

Физическая энциклопедия

Справочное издание, содержащее сведения по всем областям современной физики.

http://www.elmagn.chalmers.se/%7eigor

Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий

  1. 1. 1С. Школа. Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий. – Под редакцией Н.К. Ханнанова. – CD ROM. – Рег. номер 82848239.

  2. 2. 1 CD for Windows. Физика, 7-11 кл. Библиотека электронных наглядных пособий.- CD ROM.















7. Тематическое планирование уроков по физике в 7 классе

урока

Раздел. Тема урока

Кол-во часов

Виды деятельности, форма контроля


Примечание


Введение (7)


Объяснять, описывать физические явления, отличать физические явления от химических;

Проводить наблюдения физических явлений, анализировать и классифицировать их.

Различать методы изучения физики;

Измерять расстояние, промежутки времени. температуру;

Обрабатывать результаты измерений;

Определять цену деления шкалы измерительного цилиндра;

Определять объём жидкости с помощью измерительного цилиндра;

Переводить значения физических величин в СИ.


Фронтальный опрос.


Что изучает физика. (§ 1)

1


Некоторые физические термины (§ 2)

1


Наблюдения и опыты (§ 3)

1


Физические величины.

Измерение физических величин (§ 4)

1


Точность и погрешность измерения (§ 5)

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»

1

Определять цену деления любого измерительного прибора, представлять результаты измерений в виде таблиц;

Определять погрешность измерения, записывать результат измерения с учётом погрешности;

Анализировать результаты по определению цены деления измерительного прибора, делать выводы;

Работать в группе


Лабораторная работа


Физика и техника (§ 6)

1

Выделять основные этапы развития физической науки и называть имена выдающихся учёных;

Определять место физики как науки, делать выводы о развитии физической науки и её достижениях;


Фронтальный опрос.


Устный зачет по разделу: «Введение»

1

Устный индивидуальный опрос

Индивидуальный опрос



Первоначальные сведения о строении вещества (8)





Строение вещества (§ 7)

1

Объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, броуновское движение;

Схематически изображать молекулы воды и кислорода;

Определять размер малых тел;


Фронтальный опрос.


Молекулы (§ 8)

Лабораторная работа №2 « Измерение размеров малых тел»

1

Определять размеры малых тел различными способами. Лабораторная работа

Лабораторная работа


Броуновское движение. Диффузия в газах жидкостях и твердых телах. (§ 9,10)

1

Объяснять явление диффузии и зависимость скорости её протекания от температуры тела;

Приводить примеры диффузии в окружающем мире;

Наблюдать процесс образования кристаллов;

Анализировать результаты опытов по движению молекул и диффузии.

Проводить и объяснять опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул;

Наблюдать и исследовать явление смачивания и несмачивания тел, объяснять данные явления на основе знаний о взаимодействии молекул;

Проводить эксперимент по обнаружению действия сил молекулярного притяжения, делать выводы

Доказывать наличие различия в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов;

Приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях;

Выполнять исследовательский эксперимент по изменению агрегатного состояния воды, анализировать его и делать выводы

Фронтальный опрос.


Взаимное притяжение и отталкивание молекул (§ 11)

1


Агрегатные состояния вещества (§ 12)

1


Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов (§ 13)

1


Обобщающий урок по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества»

1

Проверочная кратковременная работа. Самопроверка.


Устный зачет по разделу: «Первоначальные сведения о строении вещества»

1

Устный индивидуальный опрос

Индивидуальный опрос



Взаимодействие тел (33)





Механическое движение (§ 14)

1

Определять траекторию движения тела;

Переводить основную единицу пути в км, мм, см, дм;

Различать равномерное и неравномерное движение;

Доказывать относительность движения тела;

Определять тело, относительно которого происходит движение;


Фронтальный опрос.


Равномерное и неравномерное движение (§ 15)

1

Фронтальный опрос.


Скорость. Единица скорости. (§ 16)

1


Расчет пути и времени движения. (§ 17)

Решение задач.

1


Решение задач на тему "Скорость"

1


Контрольная работа по теме: «Механическое движение»

1


Контрольная работа


Инерция. Взаимодействие тел. (§ 18,19)

1

Находить связь между взаимодействием тел и скоростью их движения;

Приводить примеры проявления явления инерции в быту;

Объяснять явления инерции;

Проводить исследовательский эксперимент по изучению явления инерции; анализировать его и делать выводы


Фронтальный опрос.


Масса тела. Единицы массы (§ 20)

1


Измерение массы тела на весах (§ 21)

Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

1

Взвешивать тело на учебных весах и с их помощью определять массу тела;

Пользоваться разновесами;

Применять и вырабатывать практические навыки работы с приборами;

Работать в группе


Лабораторная работа


Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела»

1

Измерять объём тела с помощью измерительного цилиндра

Анализировать результаты измерений и вычислений, делать выводы;

Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц;

Работать в группе


Лабораторная работа


Плотность вещества (§ 22)

1

Определять плотность вещества;

Анализировать табличные данные;

Переводить значение плотности из кг/м³ в г/см³;


Фронтальный опрос.


Лабораторная работа №5 «Измерение плотности вещества твердого тела»

1

Измерять плотность твёрдого тела с помощью весов и измерительного цилиндра;

Анализировать результаты измерений и вычислений, делать выводы;

Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц;

Работать в группе


Лабораторная работа


Расчет массы и объема тела по его плотности. (§ 23)

1

Определять массу тела по его объёму и плотности;

Записывать формулы для нахождения массы тела, его объёма и плотности вещества;

Работать с табличными данными

Фронтальный опрос.


Решение задач на тему " Плотность масса тела "

1

Самостоятельная работа


Решение задач на тему: « Плотность масса тела » Подготовка к контрольной работе.

1


Контрольная работа на тему «Масса тела. Плотность вещества»

1

Применять знания к решению задач


Контрольная работа


Сила. (§ 24)

1

Графически, в масштабе изображать силу и точку её приложения;

Определять зависимость изменения скорости тела от приложенной силы;

Анализировать опыты по столкновению шаров, сжатию упругого тела и делать выводы


Фронтальный опрос.


Явление тяготения. Сила тяжести. (§ 25)

1

Приводить примеры проявления тяготения в окружающем мире;

Находить точку приложения и указывать направление силы тяжести;

Работать с текстом учебника, систематизировать и обобщать сведения о явлении тяготения и делать выводы



Сила упругости. Закон Гука. (§ 26)

1

Отличать силу упругости от силы тяжести;

Графически изображать силу упругости, показывать точку приложения и направление её действия;

Объяснять причины возникновения силы упругости;

Приводить примеры видов деформации, встречающиеся в быту



Вес тела. Невесомость. (§ 27)

1

Фронтальный опрос.


Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. (§ 28,29)

1


Динамометр. (§ 30)

1


Решение задач на расчет различных видов сил.

1

Самостоятельная работа


Решение задач на расчет различных видов сил.

1


Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

1

Градуировать пружину;

Получать шкалу с заданной ценой деления;

Измерять силу с помощью силометра, медицинского динамометра;

Различать вес тела и его массу;

Работать в группе


Лабораторная работа


Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. (§ 31)

1

Измерять силу трения скольжения;

Назвать способы увеличения и уменьшения силы трения;

Применять знания о видах трения и способах его изменения на практике;

Объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения, анализировать их и делать выводы


Фронтальный опрос.


Сила трения Трение покоя. Трение в природе и в технике (§ 31,32,33)

1


Решение задач "Сила трения"

1

Самостоятельная работа


Решение задач "Равнодействующая сил"

1


Решение задач "Равнодействующая сил"

1


Обобщающий урок по теме: «Взаимодействие тел»

1

Подготовительные работы к контрольной работе

Проверочная кратковременная работа. Самопроверка.


Контрольная работа по теме «Сила. Равнодействующая сил»

1

Контрольная работа

Контрольная работа


Устный зачет по разделу: «Взаимодействие тел»

1

Устный индивидуальный опрос по теме

Индивидуальный опрос



Давление твердых тел, жидкостей и газов (30)





Давление. Единицы давления (§ 35)

1

Приводить примеры, показывающие зависимость действующей силы от площади опоры;

Вычислять давление по известным массе и объёму;

Переводить основные единицы давления в кПа, гПа;


Фронтальный опрос.


Решение задач по теме «давление твердых тел»

1


Способы уменьшения и увеличения давления (§ 36)

1


Давление газа. (§ 37)

1

Отличать газы по их свойствам от твёрдых тел и жидкостей;

Объяснять давление газа на стенки сосуда на основе теории строения вещества;



Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля (§ 38)

1


Давление в жидкости и в газе (§ 39)

1


Решение задач на применение закона Паскаля.

1


Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. (§ 40)

1

Выводить формулу для расчёта давления на дно и стенки сосуда;

Работать с текстом учебника;

Составлять план проведения опытов;

Устанавливать зависимость изменения давления в жидкости и газе с изменением глубины



Решение задач по теме «Гидростатическое давление».

1


Сообщающиеся сосуды (§ 41)

1

Приводить примеры сообщающихся сосудов в быту;

Проводить исследовательский эксперимент с сообщающимися сосудами, анализировать результаты, делать выводы



Контрольная работа по теме «Закон Паскаля. Давление жидкостей и газов».

1

Контрольная работа

Контрольная работа


Вес воздуха. Атмосферное давление. (§ 42)

1

Вычислять массу воздуха;

Сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли;

Объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы;

Проводить опыты по обнаружению атмосферного давления, изменению атмосферного давления с высотой, анализировать их результаты и делать выводы;

Применять знания из курса географии при объяснении зависимости давления от высоты над уровнем моря, математики для расчёт

Фронтальный опрос.


Почему существует воздушная оболочка Земли (§ 43)

1


Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. (§ 44)

1

Вычислять атмосферное давление;

Объяснять измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричелли;

Наблюдать опыты по измерению атмосферного давления и делать выводы



Барометр - анероид. (§ 45)

1

Измерять атмосферное давление с помощью барометра-анероида;

Объяснять изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря;

Применять знания из курса географии, биологии


Фронтальный опрос.


Атмосферное давление на различных высотах. (§ 46)

1


Манометры. (§ 47)

1

Измерять давление с помощью манометра;

Различать манометры по целям использования;

Устанавливать зависимость изменения уровня жидкости в коленах манометра и давлением.


Фронтальный опрос.


Решение задач по теме «Атмосферное давление, измерение давления».

1

Самостоятельная работа


Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс (§ 48,49)

1

Доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело;

Приводить примеры, подтверждающие существование выталкивающей силы;

Применять знания о причинах возникновения выталкивающей силы на практике


Взаимный опрос с анализом ответа


Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. (§ 50,51)

1


Решение задач на расчет архимедовой силы.

1

Самостоятельная работа


Лабораторная работа №7 "Определение выталкивающей силы".

1

Опытным путём обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погружённое в неё тело;

Рассчитывать выталкивающую силу по данным эксперимента;

Работать в группе


Лабораторная работа


Решение задач на расчет архимедовой силы.

1

Объяснять причины плавания тел;

Приводить примеры плавания различных тел и живых организмов;


Фронтальный опрос.


Лабораторная работа №8 "Выяснение условия плавания тел"

1

Опытным путём обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погружённое в неё тело;

Рассчитывать выталкивающую силу по данным эксперимента;

Работать в группе


Лабораторная работа


Плавание тел. Плавание судов. (§ 52,53)

1

Объяснять условия плавания судов;

Приводить примеры плавания и воздухоплавания;

Объяснять изменение осадки судна;

Применять на практике знания условий плавания судов и воздухоплавания


Взаимный опрос с анализом ответа


Воздухоплавание (§ 54)

1


Решение задач на расчет архимедовой силы, подъёмной силы.

1

Самостоятельная работа


Контрольная работа по теме "Архимедова сила. Плавание судов. Воздухоплавание".

1

Применять знания к решению физических задач в исследовательском эксперименте и на практике.


Контрольная работа


Обобщающий урок по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1

Применять знания из курса математики, географии при решении задач


Проверочная кратковременная работа. Самопроверка.


Устный зачет по разделу: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1

Устный индивидуальный опрос

Индивидуальный опрос



Работа и Мощность. Энергия (24)





Механическая работа. Единицы работы. (§ 55)

1

Вычислять механическую работу;

Определять условия, необходимые для совершения механической работы;

Устанавливать зависимость между механической работой, силой и пройденным путём.


Фронтальный опрос.


Мощность. Единицы мощности. (§ 56)

1

Вычислять мощность по известной работе;

Приводить примеры единиц мощности различных приборов и технических устройств;



Решение задач на тему "Механическая работа и мощность"

1



Решение задач на тему "Механическая работа и мощность"

1

Самостоятельная работа


Простые механизмы. (§ 57)

1

Применить условия равновесия рычага в практических целях: подъём и перемещение груза;

Определять плечо силы;

Решать графические задачи


Фронтальный опрос.


Равновесие сил на рычаге. (§ 58)

1


Момент силы. (§ 59)

1


Решение задач на тему "Момент силы"

1

Самостоятельная работа


Решение задач на тему "Момент силы"

1


Рычаги в технике, быту и природе. (§ 60)

1

Фронтальный опрос.


Лабораторная работа №9 "Выполнение условия равновесия рычага"

1

Проверять опытным путём, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии;

Проверять на опыте правило моментов;


Лабораторная работа


Применение закона равновесия рычага к блоку. "Золотое правило" механики. (§ 61,62)

1

Приводить примеры применения неподвижного и подвижного блоков на практике;


Фронтальный опрос.


Центр тяжести. Условия равновесия тел. (§ 63,64)



КПД механизмов (§ 65)

1

Приводить примеры применения неподвижного и подвижного блоков на практике;



Решение задач на "Золотое правило" механики. КПД механизмов.

1

Самостоятельная работа


Лабораторная работа №10 «Определение К.П.Д. наклонной плоскости».

1

Опытным путём устанавливать, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной;


Лабораторная работа


Контрольная работа по теме "Работа и мощность. Простые механизмы".

1


Контрольная работа


Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. (§ 66,67)

1

Приводить примеры тел, обладающих потенциальной, кинетической энергией;

Работать с текстом учебника;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Устанавливать зависимость между работой и энергией

Фронтальный опрос.


Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. (§ 68)

1

Приводить примеры: превращения энергии из одного вида в другой; тел, обладающих одновременно и кинетической и потенциальной энергией;



Решение задач по теме "Механическая энергия"

1

Применять знания к решению физических задач в исследовательском эксперименте и на практике.


Самостоятельная работа


Устный зачет по разделу: «Работа и мощность. Энергия»

1

Устный индивидуальный опрос

Индивидуальный опрос


Итоговая контрольная работа.


Итоговый контроль за курс 7 класса

Контрольная работа


Повторение изученного материала. Решение комбинированных задач.

1

Применять знания к решению физических задач в исследовательском эксперименте и на практике.




Обобщение

1

Обобщение курса 7 класса







Сохранить у себя:
Календарно тематическое планирование по физике 7 класс

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки