Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для основной школы разработана и составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373), на основе авторской программы А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник «Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы» Рабочая программа обеспечивает выполнение федерального государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа по физике составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с расчетом 3 часа в неделю в 7 классах согласно учебному плану
2. Общая характеристика учебного предмета
Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В 7 и 8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.
Ценностные ориентиры содержания курса
Усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними; - формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира; - систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации; - формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения; - организация экологического мышления и ценностного отношения к природе; - развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета. Достижение целей обеспечивается решением следующих задач: образовательные - знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы; - приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления; - формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни; развивающая - овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки; воспитательная - понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Программа по физике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
4. Место предмета в учебном плане
В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс. Учебный план составляет 204 учебных часов. В соответствии с учебным планом курсу физики предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области физики и астрономии. В 5—6 классах - преподавание курса «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание», как пропедевтика курса физики. В свою очередь, содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественнонаучного образования, служит основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
5. Результаты освоения курса
С введением ФГОС реализуется смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на «системно-деятельностную», т. е. акцент переносится с изучения основ наук на обеспечение развития УУД (ранее «общеучебных умений») на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями по предметам, становятся универсальные (метапредметные) умения (и стоящие за ними компетенции).
Поскольку концентрический принцип обучения остается актуальным в основной школе, то развитие личностных и метапредметных результатов идет непрерывно на всем содержательном и деятельностном материале.
6. Содержание курса
Учебная программа 7 класса рассчитана на 102 часов, по 3 часа в неделю.
Программой предусмотрено изучение разделов:
1. Введение - 6 часа.
2. Первоначальные сведения о строении вещества - 9 часов.
3. Взаимодействие тел - 30 час.
4. Давление твердых тел, жидкостей и газов - 28 час.
5. Работа и мощность. Энергия - 17 часов.
6. Повторение – 10 часов
7. Резерв -2 часа
Введение (6 ч)
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
Данный учебно-методический комплекс для изучения курса физики в 7—9 классах содержит, кроме учебников, методические пособия, электронные мультимедийные издания.
УМК «Физика» 7 класс.
Физика. 7 класс. А.В. Перышкин
Физика. Рабочая тетрадь. 7 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.
Физика. Методическое пособие. 7 класс. Е.М. Гутник; Е.В. Рыбакова
Физика. Тесты. 7 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.
Физика. Дидактические материалы. 7 класс. А.Е. Марон; А.Е. Марон
Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 класс. А.Е. Марон; С.В. Позойский; Е.А. Марон
Интернет-ресурсы
Название сайта или статьи | Содержание | Адрес |
Каталог ссылок на ресурсы о физике | Энциклопедии, библиотеки, СМИ, вузы, научные организации, конференции и др. | http:www.ivanovo.ac.ru/phys |
Бесплатные обучающие программы по физике | 15 обучающих программ по различным разделам физики | http:www.history.ru/freeph.htm |
Лабораторные работы по физике | Виртуальные лабораторные работы. Виртуальные демонстрации экспериментов. | http:phdep.ifmo.ru |
Анимация физических процессов | Трехмерные анимации и визуализация по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями. | http:physics.nad.ru |
Физическая энциклопедия | Справочное издание, содержащее сведения по всем областям современной физики. | http://www.elmagn.chalmers.se/%7eigor |
Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий
1. 1С. Школа. Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий. – Под редакцией Н.К. Ханнанова. – CD ROM. – Рег. номер 82848239.
2. 1 CD for Windows. Физика, 7-11 кл. Библиотека электронных наглядных пособий.- CD ROM.
7. Тематическое планирование уроков по физике в 7 классе
№ урока | Раздел. Тема урока | Кол-во часов | Виды деятельности, форма контроля
| Примечание | |
| Введение (7) |
| Объяснять, описывать физические явления, отличать физические явления от химических; Проводить наблюдения физических явлений, анализировать и классифицировать их. Различать методы изучения физики; Измерять расстояние, промежутки времени. температуру; Обрабатывать результаты измерений; Определять цену деления шкалы измерительного цилиндра; Определять объём жидкости с помощью измерительного цилиндра; Переводить значения физических величин в СИ. | Фронтальный опрос. |
|
| Что изучает физика. (§ 1) | 1 |
| ||
| Некоторые физические термины (§ 2) | 1 |
| ||
| Наблюдения и опыты (§ 3) | 1 |
| ||
| Физические величины. Измерение физических величин (§ 4) | 1 |
| ||
| Точность и погрешность измерения (§ 5) Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора» | 1 | Определять цену деления любого измерительного прибора, представлять результаты измерений в виде таблиц; Определять погрешность измерения, записывать результат измерения с учётом погрешности; Анализировать результаты по определению цены деления измерительного прибора, делать выводы; Работать в группе
| Лабораторная работа |
|
| Физика и техника (§ 6) | 1 | Выделять основные этапы развития физической науки и называть имена выдающихся учёных; Определять место физики как науки, делать выводы о развитии физической науки и её достижениях;
| Фронтальный опрос. |
|
| Устный зачет по разделу: «Введение» | 1 | Устный индивидуальный опрос | Индивидуальный опрос |
|
| Первоначальные сведения о строении вещества (8) |
|
|
|
|
| Строение вещества (§ 7) | 1 | Объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, броуновское движение; Схематически изображать молекулы воды и кислорода; Определять размер малых тел;
| Фронтальный опрос. |
|
| Молекулы (§ 8) Лабораторная работа №2 « Измерение размеров малых тел» | 1 | Определять размеры малых тел различными способами. Лабораторная работа | Лабораторная работа |
|
| Броуновское движение. Диффузия в газах жидкостях и твердых телах. (§ 9,10) | 1 | Объяснять явление диффузии и зависимость скорости её протекания от температуры тела; Приводить примеры диффузии в окружающем мире; Наблюдать процесс образования кристаллов; Анализировать результаты опытов по движению молекул и диффузии. Проводить и объяснять опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул; Наблюдать и исследовать явление смачивания и несмачивания тел, объяснять данные явления на основе знаний о взаимодействии молекул; Проводить эксперимент по обнаружению действия сил молекулярного притяжения, делать выводы Доказывать наличие различия в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов; Приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях; Выполнять исследовательский эксперимент по изменению агрегатного состояния воды, анализировать его и делать выводы | Фронтальный опрос. |
|
| Взаимное притяжение и отталкивание молекул (§ 11) | 1 |
| ||
| Агрегатные состояния вещества (§ 12) | 1 |
| ||
| Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов (§ 13) | 1 |
| ||
| Обобщающий урок по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества» | 1 | Проверочная кратковременная работа. Самопроверка. |
| |
| Устный зачет по разделу: «Первоначальные сведения о строении вещества» | 1 | Устный индивидуальный опрос | Индивидуальный опрос |
|
| Взаимодействие тел (33) |
|
|
|
|
| Механическое движение (§ 14) | 1 | Определять траекторию движения тела; Переводить основную единицу пути в км, мм, см, дм; Различать равномерное и неравномерное движение; Доказывать относительность движения тела; Определять тело, относительно которого происходит движение; | Фронтальный опрос. |
|
| Равномерное и неравномерное движение (§ 15) | 1 | Фронтальный опрос. |
| |
| Скорость. Единица скорости. (§ 16) | 1 |
| ||
| Расчет пути и времени движения. (§ 17) Решение задач. | 1 |
| ||
| Решение задач на тему "Скорость" | 1 |
| ||
| Контрольная работа по теме: «Механическое движение» | 1 |
| Контрольная работа |
|
| Инерция. Взаимодействие тел. (§ 18,19) | 1 | Находить связь между взаимодействием тел и скоростью их движения; Приводить примеры проявления явления инерции в быту; Объяснять явления инерции; Проводить исследовательский эксперимент по изучению явления инерции; анализировать его и делать выводы
| Фронтальный опрос. |
|
| Масса тела. Единицы массы (§ 20) | 1 |
| ||
| Измерение массы тела на весах (§ 21) Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | 1 | Взвешивать тело на учебных весах и с их помощью определять массу тела; Пользоваться разновесами; Применять и вырабатывать практические навыки работы с приборами; Работать в группе
| Лабораторная работа |
|
| Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела» | 1 | Измерять объём тела с помощью измерительного цилиндра Анализировать результаты измерений и вычислений, делать выводы; Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц; Работать в группе
| Лабораторная работа |
|
| Плотность вещества (§ 22) | 1 | Определять плотность вещества; Анализировать табличные данные; Переводить значение плотности из кг/м³ в г/см³; | Фронтальный опрос. |
|
| Лабораторная работа №5 «Измерение плотности вещества твердого тела» | 1 | Измерять плотность твёрдого тела с помощью весов и измерительного цилиндра; Анализировать результаты измерений и вычислений, делать выводы; Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц; Работать в группе
| Лабораторная работа |
|
| Расчет массы и объема тела по его плотности. (§ 23) | 1 | Определять массу тела по его объёму и плотности; Записывать формулы для нахождения массы тела, его объёма и плотности вещества; Работать с табличными данными | Фронтальный опрос. |
|
| Решение задач на тему " Плотность масса тела " | 1 | Самостоятельная работа |
| |
| Решение задач на тему: « Плотность масса тела » Подготовка к контрольной работе. | 1 |
| ||
| Контрольная работа на тему «Масса тела. Плотность вещества» | 1 | Применять знания к решению задач
| Контрольная работа |
|
| Сила. (§ 24) | 1 | Графически, в масштабе изображать силу и точку её приложения; Определять зависимость изменения скорости тела от приложенной силы; Анализировать опыты по столкновению шаров, сжатию упругого тела и делать выводы
| Фронтальный опрос. |
|
| Явление тяготения. Сила тяжести. (§ 25) | 1 | Приводить примеры проявления тяготения в окружающем мире; Находить точку приложения и указывать направление силы тяжести; Работать с текстом учебника, систематизировать и обобщать сведения о явлении тяготения и делать выводы
|
| |
| Сила упругости. Закон Гука. (§ 26) | 1 | Отличать силу упругости от силы тяжести; Графически изображать силу упругости, показывать точку приложения и направление её действия; Объяснять причины возникновения силы упругости; Приводить примеры видов деформации, встречающиеся в быту
|
| |
| Вес тела. Невесомость. (§ 27) | 1 | Фронтальный опрос. |
| |
| Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. (§ 28,29) | 1 |
| ||
| Динамометр. (§ 30) | 1 |
| ||
| Решение задач на расчет различных видов сил. | 1 | Самостоятельная работа |
| |
| Решение задач на расчет различных видов сил. | 1 |
| ||
| Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | 1 | Градуировать пружину; Получать шкалу с заданной ценой деления; Измерять силу с помощью силометра, медицинского динамометра; Различать вес тела и его массу; Работать в группе
| Лабораторная работа |
|
| Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. (§ 31) | 1 | Измерять силу трения скольжения; Назвать способы увеличения и уменьшения силы трения; Применять знания о видах трения и способах его изменения на практике; Объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения, анализировать их и делать выводы
| Фронтальный опрос. |
|
| Сила трения Трение покоя. Трение в природе и в технике (§ 31,32,33) | 1 |
| ||
| Решение задач "Сила трения" | 1 | Самостоятельная работа |
| |
| Решение задач "Равнодействующая сил" | 1 |
| ||
| Решение задач "Равнодействующая сил" | 1 |
| ||
| Обобщающий урок по теме: «Взаимодействие тел» | 1 | Подготовительные работы к контрольной работе | Проверочная кратковременная работа. Самопроверка. |
|
| Контрольная работа по теме «Сила. Равнодействующая сил» | 1 | Контрольная работа | Контрольная работа |
|
| Устный зачет по разделу: «Взаимодействие тел» | 1 | Устный индивидуальный опрос по теме | Индивидуальный опрос |
|
| Давление твердых тел, жидкостей и газов (30) |
|
|
|
|
| Давление. Единицы давления (§ 35) | 1 | Приводить примеры, показывающие зависимость действующей силы от площади опоры; Вычислять давление по известным массе и объёму; Переводить основные единицы давления в кПа, гПа;
| Фронтальный опрос. |
|
| Решение задач по теме «давление твердых тел» | 1 |
| ||
| Способы уменьшения и увеличения давления (§ 36) | 1 |
| ||
| Давление газа. (§ 37) | 1 | Отличать газы по их свойствам от твёрдых тел и жидкостей; Объяснять давление газа на стенки сосуда на основе теории строения вещества;
|
| |
| Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля (§ 38) | 1 |
| ||
| Давление в жидкости и в газе (§ 39) | 1 |
| ||
| Решение задач на применение закона Паскаля. | 1 |
| ||
| Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. (§ 40) | 1 | Выводить формулу для расчёта давления на дно и стенки сосуда; Работать с текстом учебника; Составлять план проведения опытов; Устанавливать зависимость изменения давления в жидкости и газе с изменением глубины
|
| |
| Решение задач по теме «Гидростатическое давление». | 1 |
| ||
| Сообщающиеся сосуды (§ 41) | 1 | Приводить примеры сообщающихся сосудов в быту; Проводить исследовательский эксперимент с сообщающимися сосудами, анализировать результаты, делать выводы
|
| |
| Контрольная работа по теме «Закон Паскаля. Давление жидкостей и газов». | 1 | Контрольная работа | Контрольная работа |
|
| Вес воздуха. Атмосферное давление. (§ 42) | 1 | Вычислять массу воздуха; Сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли; Объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы; Проводить опыты по обнаружению атмосферного давления, изменению атмосферного давления с высотой, анализировать их результаты и делать выводы; Применять знания из курса географии при объяснении зависимости давления от высоты над уровнем моря, математики для расчёт | Фронтальный опрос. |
|
| Почему существует воздушная оболочка Земли (§ 43) | 1 |
| ||
| Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. (§ 44) | 1 | Вычислять атмосферное давление; Объяснять измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричелли; Наблюдать опыты по измерению атмосферного давления и делать выводы
|
| |
| Барометр - анероид. (§ 45) | 1 | Измерять атмосферное давление с помощью барометра-анероида; Объяснять изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря; Применять знания из курса географии, биологии
| Фронтальный опрос. |
|
| Атмосферное давление на различных высотах. (§ 46) | 1 |
| ||
| Манометры. (§ 47) | 1 | Измерять давление с помощью манометра; Различать манометры по целям использования; Устанавливать зависимость изменения уровня жидкости в коленах манометра и давлением.
| Фронтальный опрос. |
|
| Решение задач по теме «Атмосферное давление, измерение давления». | 1 | Самостоятельная работа |
| |
| Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс (§ 48,49) | 1 | Доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело; Приводить примеры, подтверждающие существование выталкивающей силы; Применять знания о причинах возникновения выталкивающей силы на практике
| Взаимный опрос с анализом ответа |
|
| Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. (§ 50,51) | 1 |
| ||
| Решение задач на расчет архимедовой силы. | 1 | Самостоятельная работа |
| |
| Лабораторная работа №7 "Определение выталкивающей силы". | 1 | Опытным путём обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погружённое в неё тело; Рассчитывать выталкивающую силу по данным эксперимента; Работать в группе
| Лабораторная работа |
|
| Решение задач на расчет архимедовой силы. | 1 | Объяснять причины плавания тел; Приводить примеры плавания различных тел и живых организмов;
| Фронтальный опрос. |
|
| Лабораторная работа №8 "Выяснение условия плавания тел" | 1 | Опытным путём обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погружённое в неё тело; Рассчитывать выталкивающую силу по данным эксперимента; Работать в группе
| Лабораторная работа |
|
| Плавание тел. Плавание судов. (§ 52,53) | 1 | Объяснять условия плавания судов; Приводить примеры плавания и воздухоплавания; Объяснять изменение осадки судна; Применять на практике знания условий плавания судов и воздухоплавания
| Взаимный опрос с анализом ответа |
|
| Воздухоплавание (§ 54) | 1 |
| ||
| Решение задач на расчет архимедовой силы, подъёмной силы. | 1 | Самостоятельная работа |
| |
| Контрольная работа по теме "Архимедова сила. Плавание судов. Воздухоплавание". | 1 | Применять знания к решению физических задач в исследовательском эксперименте и на практике.
| Контрольная работа |
|
| Обобщающий урок по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | 1 | Применять знания из курса математики, географии при решении задач
| Проверочная кратковременная работа. Самопроверка. |
|
| Устный зачет по разделу: «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | 1 | Устный индивидуальный опрос | Индивидуальный опрос |
|
| Работа и Мощность. Энергия (24) |
|
|
|
|
| Механическая работа. Единицы работы. (§ 55) | 1 | Вычислять механическую работу; Определять условия, необходимые для совершения механической работы; Устанавливать зависимость между механической работой, силой и пройденным путём.
| Фронтальный опрос. |
|
| Мощность. Единицы мощности. (§ 56) | 1 | Вычислять мощность по известной работе; Приводить примеры единиц мощности различных приборов и технических устройств;
|
| |
| Решение задач на тему "Механическая работа и мощность" | 1 |
|
| |
| Решение задач на тему "Механическая работа и мощность" | 1 | Самостоятельная работа |
| |
| Простые механизмы. (§ 57) | 1 | Применить условия равновесия рычага в практических целях: подъём и перемещение груза; Определять плечо силы; Решать графические задачи
| Фронтальный опрос. |
|
| Равновесие сил на рычаге. (§ 58) | 1 |
| ||
| Момент силы. (§ 59) | 1 |
| ||
| Решение задач на тему "Момент силы" | 1 | Самостоятельная работа |
| |
| Решение задач на тему "Момент силы" | 1 |
| ||
| Рычаги в технике, быту и природе. (§ 60) | 1 | Фронтальный опрос. |
| |
| Лабораторная работа №9 "Выполнение условия равновесия рычага" | 1 | Проверять опытным путём, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии; Проверять на опыте правило моментов;
| Лабораторная работа |
|
| Применение закона равновесия рычага к блоку. "Золотое правило" механики. (§ 61,62) | 1 | Приводить примеры применения неподвижного и подвижного блоков на практике;
| Фронтальный опрос. |
|
| Центр тяжести. Условия равновесия тел. (§ 63,64) |
|
| ||
| КПД механизмов (§ 65) | 1 | Приводить примеры применения неподвижного и подвижного блоков на практике;
|
| |
| Решение задач на "Золотое правило" механики. КПД механизмов. | 1 | Самостоятельная работа |
| |
| Лабораторная работа №10 «Определение К.П.Д. наклонной плоскости». | 1 | Опытным путём устанавливать, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной;
| Лабораторная работа |
|
| Контрольная работа по теме "Работа и мощность. Простые механизмы". | 1 |
| Контрольная работа |
|
| Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. (§ 66,67) | 1 | Приводить примеры тел, обладающих потенциальной, кинетической энергией; Работать с текстом учебника; Устанавливать причинно-следственные связи; Устанавливать зависимость между работой и энергией | Фронтальный опрос. |
|
| Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. (§ 68) | 1 | Приводить примеры: превращения энергии из одного вида в другой; тел, обладающих одновременно и кинетической и потенциальной энергией;
|
| |
| Решение задач по теме "Механическая энергия" | 1 | Применять знания к решению физических задач в исследовательском эксперименте и на практике.
| Самостоятельная работа |
|
| Устный зачет по разделу: «Работа и мощность. Энергия» | 1 | Устный индивидуальный опрос | Индивидуальный опрос |
|
| Итоговая контрольная работа. |
| Итоговый контроль за курс 7 класса | Контрольная работа |
|
| Повторение изученного материала. Решение комбинированных задач. | 1 | Применять знания к решению физических задач в исследовательском эксперименте и на практике.
|
|
|
| Обобщение | 1 | Обобщение курса 7 класса |
|
|