Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование 10 класс география

Содержимое разработки


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

НА 2022 – 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

по _____географии____

(указать предмет, курс, модуль)

Класс 10

Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час;

Планирование составлено на основе рабочей программы по географии предметной линии «Полярная звезда» 10класс, А.И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной; 2- е издание переработанное. Москва: Просвещение 2020г. В соответствии с ФГОС ООО.

Учебник. География 10 класс.

















Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании: Программы для общеобразовательных учреждений по географии 6 – 9, 10 – 11 классов по линии «Полярная звезда». Авторы: А.И.Алексеев В.В.Николина, Е.К.Липкина Москва. Просвещение. 2009 год.

Учебник: Ю.Н. Гладкий, В.В.Николина. География. «Современный мир».10 класс. Москва. Просвещение. 2010 год.

Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

.Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь: анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;

определять обеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов;

устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических процессов и явлений;

составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную характеристику двух стран;

определять и сравнивать: по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

оценивать и объяснять: ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

применять: разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

     













 В результате изучения курса «География. Современный мир» ученик должен:
      1) знать / понимать: этапы освоения Земли человеком, изменение характера связей человека с природой; важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования; необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду;  особенности научно-технической революции;  понятие «природопользование», виды природопользования; идеи устойчивого развития общества; особенности динамики численности населения, воспроизводство населения и его типы, направления демографической политики в различных странах мира; этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения; занятость населения, особенности размещения населения по территории Земли; районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения; крупнейшие города и агломерации мира; причины и виды миграций; культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности; этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира; секторы экономики, основные отрасли мирового хозяйства, технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР; особенности глобализации мировой экономики, место России в мировой экономике; понятие «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции; крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики; номенклатуру, указанную в учебнике;


      2) уметь: анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации; определять обеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов; определять страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции; определять демографические особенности и размещение населения, направления современных миграций населения; определять общие черты и различие в воспроизводстве и составе населения различных регионов мира; характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства; определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности; составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран; уметь осуществлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире; выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества; устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических явлений и процессов; составлять развернутый план доклада, сообщения; составлять картосхемы связей географических процессов и явлений; строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы; составлять и презентовать реферат; участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию; работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию (художественный, на популярный, учебный, газетный)

3) оценивать: обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами; рекреационные ресурсы мира; современное геополитическое положение стран и регионов; положение России в современном мире; влияние человеческой деятельности на окружающую среду; экологические ситуации в отдельных странах и регионах; тенденции и пути развития современного мира.

















Календарно-тематическое планирование уроков географии в 10 классе

Название раздела, темы


Кол-во часов

Дата

Матиериально-техническое оснащение

Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ – компетенции, межпредметные понятия

план

факт

Тема 1. Человек и ресурсы Земли

1четверть

1

Начало освоения человеком планеты Земля.

1

2.09


Политическая карта мира

Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.Регулятивные:составлять план и последовательность действий, оценивать результат.Познавательные:строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.Личностные :Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.

2

Современное освоение планеты

1

9


Политическая карта мира

Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.Регулятивные:составлять план и последовательность действий, оценивать результат.Познавательные:строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.Личностные :Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.

3

Природные ресурсы. Ресурсообеспеченность стран мира

Практическая работа №1 «Оценка обеспеченности основными вилами природных ресурсов»


1

16


Минеральные ресурсы

Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.Регулятивные:составлять план и последовательность действий, оценивать результат.Познавательные:строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.Личностные :Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.

4

Ископаемые ресурсы: горючие, рудные и нерудные. Обеспеченность ими различных стран

Практическая работа №2«Сравнение обеспеченности минеральными ресурсами РФ и Саудовской Аравии»

1

23


Минеральные ресурсы

Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.Регулятивные:составлять план и последовательность действий, оценивать результат.Познавательные:строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.Личностные :Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.

5

Земельные ресурсы. Деградация почв, ее масштабы

1

30


Политическая карта мира

Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.Регулятивные:составлять план и последовательность действий, оценивать результат.Познавательные:строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.Личностные :Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.

6

Водные ресурсы. Водопотребление Восполнение дефицита пресных вод

1

7.10


Политическая карта мира

Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.Регулятивные:составлять план и последовательность действий, оценивать результат.Познавательные:строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.Личностные:Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.

7

Лесные ресурсы. Запасы и размещение лесов.

Практическая работа №3 «Сравнительный анализ ресурсообеспеченности населения в различных районах земного шара (на примере лесных ресурсов)

Ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные и энергетические.

1

14


Карта лесных ресурсов

Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.Регулятивные:составлять план и последовательность действий, оценивать результат.Познавательные:строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.Личностные :Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.

8

Резерв.


21


2четверть


9

Ресурсы традиционной и нетрадиционной энергетики

1

4.11


Карта альтернативных источников энергии

Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.Регулятивные:составлять план и последовательность действий, оценивать результат.Познавательные:строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.Личностные :Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.

10

Виды природопользования. Рациональное и нерациональное природопользование.

1

11


Политическая карта мира

Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.Регулятивные:составлять план и последовательность действий, оценивать результат.Познавательные:строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.Личностные :Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.








Тема 2. Политическая карта мира

11

Формирование политической карты мира: древний, средневековый, новый и новейшие периоды.

1

18


Политическая карта мира

Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.Регулятивные:составлять план и последовательность действий, оценивать результат.Познавательные:строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.Личностные :Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.

12

Государство – главный объект политической карты.


1

25


Политическая карта мира

Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.Регулятивные:составлять план и последовательность действий, оценивать результат.Познавательные:строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.Личностные :Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.

13

Типы государств. Главные критерии типологии.

Практическая работа №4 «Нанесение на контурную карту государств с разными формами правления и разными формами государственного устройства»

1

2.12


Политическая карта мира

Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.Регулятивные:составлять план и последовательность действий, оценивать результат.Познавательные:строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.Личностные :Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.

14

Политическая география и геополитика

Защита проекта «Развитие отношений России со странами-соседями: дорожная карта»

1

9


Политическая карта мира

Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.Регулятивные:составлять план и последовательность действий, оценивать результат.Познавательные:строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.Личностные :Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.

15

Защита проекта «Развитие отношений России со странами-соседями: дорожная карта»

1

16


Глобус

Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.Регулятивные:составлять план и последовательность действий, оценивать результат.Познавательные:строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.Личностные :Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.


16

Резерв.

1



3четверть

.

17

Рост численности населения Земли Этнический состав населения: одно- и многонациональные государства

1

13.01


Карта плотности населения Земли

Карта народов мира

Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.Регулятивные:составлять план и последовательность действий, оценивать результат.Познавательные:строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.Личностные :Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.

18

Возрастно-половой состав населения мира. Практическая работа №5«Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающихся стран»

1

20


Половозрастные пирамиды стран

Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.Регулятивные:составлять план и последовательность действий, оценивать результат.Познавательные:строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.Личностные :Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.

19.

Географические особенности размещения населения. Плотность населения. Практическая работа №6 Анализ рассредоточения основных языковых групп населения на Земле»

1

27


Карта плотности населения Земли

Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.Регулятивные:составлять план и последовательность действий, оценивать результат.Познавательные:строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.Личностные :Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.

20.

Исследуем проблему. Практическая работа №7 «Сравнительный анализ демографической политики восточноазиатских и западноевропейских стран»

1

3.02


Политическая карт мира

Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.Регулятивные:составлять план и последовательность действий, оценивать результат.Познавательные:строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.Личностные :Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.

Тема 4. География культуры, религий. Цивилизаций

21.

Что изучает география культуры

1

10


Политическая карта мира

Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.Регулятивные:составлять план и последовательность действий, оценивать результат.Познавательные:строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.Личностные :Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.

22.

География религий

1

17


Карта религий мира

Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.Регулятивные:составлять план и последовательность действий, оценивать результат.Познавательные:строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.Личностные :Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.

23.

Цивилизации Востока

1

24


Политическая карта

Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.Регулятивные:составлять план и последовательность действий, оценивать результат.Познавательные:строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.Личностные :Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.

24.

Цивилизации Запада

1

3.03


Политическая карта мира

Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.Регулятивные:составлять план и последовательность действий, оценивать результат.Познавательные:строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.Личностные :Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.

25.

Историческая география «потерянных» цивилизаций. Практическая работа №8«Сравнительная характеристика традиционных особенностей двух культур (на выбор учителя)

1

10


Политическая карта мира

Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.Регулятивные:составлять план и последовательность действий, оценивать результат.Познавательные:строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы

Тема 5. География мировой экономики

26.

Мировая экономика, основные этапы ее развития.

Международное разделение труда.

Практическая работа №9.

«Нанесение на контурную карту мира аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран»


1

17


Отрасли экономики

Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.Регулятивные:составлять план и последовательность действий, оценивать результат.Познавательные:строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.Личностные :Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.

27.

Резерв.

1

24


4четверть


28.

Добывающая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика.

1

7.04


Карта добывающей промышленности

Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.Регулятивные:составлять план и последовательность действий, оценивать результат.Познавательные:строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.Личностные :Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.

29.

Обрабатывающая промышленность

1

14


Карта обрабатывающей промышленности

Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.Регулятивные:составлять план и последовательность действий, оценивать результат.Познавательные:строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.Личностные :Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.

30.

Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике.

Практическая работа №10

«Характеристика одной из отраслей растениеводства/животноводства (на выбор учащегося)

1

21


Карта растениевдства

Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.Регулятивные:составлять план и последовательность действий, оценивать результат.Познавательные:строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.Личностные :Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.

31.

Транспорт (сухопутный, морской, речной, авиационный)

1

28


Карта транспорта

Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.Регулятивные:составлять план и последовательность действий, оценивать результат.Познавательные:строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.Личностные :Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.

32.

Мировые экономические связи, формы мирохозяйственных связей

1

5.05


Политическая карта мира

Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.Регулятивные:составлять план и последовательность действий, оценивать результат.Познавательные:строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.Личностные :Осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.

33.

Сфера услуг. Мировая торговля и туризм.

Внешняя торговля, конвертируемость валюты, экономическая интеграция.

1

12


Политическая карта мира

Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач.Регулятивные:составлять план и последовательность действий, оценивать результат.Познавательные:строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы.

34.

Резерв.

1

19.05






Сохранить у себя:
Календарно-тематическое планирование

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки