"Как воспитать бережное отношение к природе"

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше.

Содержимое разработки

В условиях непрерывных изменений экологической обстановки, возникла необходимость в постоянном экологическом образовании.

Основная цель экологического образования состоит в формировании такого типа отношения к природе, на основе которого воспитывается экологическая культура личности.

Дошкольный возраст это начальная ступень экологического образования, т.к. именно в этот период жизни ребенок приобретает основы культуры личности, ее базис, который соответствует широкому кругу общечеловеческих ценностей. Формирование экологической культуры должно выражаться во всех видах деятельности ребенка.

Наша задача, как проводников дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание детьми первоначальных связей в природе понимание необходимости условий для формирования экологического мировоззрения.

С детства у детей закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. Знакомить детей, обучать любить и заботиться о природе нужно начинать уже с раннего возраста, с 1-3 лет, ведь именно в этом возрасте дети восприимчивы ко всему окружающему, они как губка впитывают всю информацию, которую им передают родители и воспитатели, будь то слова или личный пример.

Важно не пропустить этот момент в развитии ребенка, чтобы воспитать в нём охранника природы, а не разрушителя. Задача нас взрослых - помочь ребёнку открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, научиться понимать и видеть его как наш общий дом, необходимый в равной степени всем его жителям.

Решить эту задачу можно с помощью ярких, живых каждодневных эмоций, которые ребенок получает при общении с природой и животными. Поэтому так важно обучить детей наблюдать, восхищаться, любоваться красотой, воспитывать в них любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы.

В детском саду мы знакомим детей с природой через:

- наблюдения;

- рассматривание иллюстраций, картин, показ слайдов;

- игры и игровые ситуации;

- чтение рассказов, стихов, беседы.

Каждый день малыши встречается с миром растений, он манит его, возбуждает его любопытство. Наблюдая за зелеными «друзьями», замечая их красоту и разнообразие, ребенок делает простейшие логические заключения, получают первые знания о гуманности и морали.

Мы должны помочь ребенку осознать, что растения, хоть и отличаются во многом от нас, людей, - живые и нуждаются в нашей заботе и охране. Знакомя детей с окружающим миром, нельзя не завязать знакомство и с животными. Общение с ними приносит огромное удовольствие и радость.

Наблюдая, малыши начинают осознавать, что перед ними живые существа. Хорошо, если в семье присутствуют домашние животные и ребенок помогает взрослым заботиться о питомце - давать еду, менять воду, выгуливать, заботиться, когда тот болен и т. д. Необходимо объяснить ребенку, что у животных тоже существует свой режим дня и его нужно соблюдать. Первое восприятие живой природы у детей складывается на основе эмоций, чувств, возникших в ходе созерцания ее красоты. Но одной лишь только эмоциональной базы для воспитания бережного отношения к природе недостаточно, наша с вами цель научить ребёнка любить природу.

Дети должны наслаждаться трудом, искать в нем источник душевной радости и морального удовлетворения. Ведь если ребёнок ухаживает за растением и результат его труда - благоухающий цветок – является единственным вознаграждением, а творилась эта красота для радости других, то он просто не может совершить ничего «дурного», подлого, обидеть живое существо.

Важно отметить, что воспитание бережного отношения к природе возможно лишь, когда дети будут иметь хотя бы элементарные знания об окружающем живом мире, хорошо изучат способы выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь к живому.

Экологическое воспитание дома

Всячески привлекайте и поощряйте участие ребенка в уходе за животными или растениями. Начните с самого простого – используйте готовые наборы для выращивания цветов и зелени, установите кормушки или скворечники для птиц. Опытным маленьким садоводам уже можно попробовать посадить настоящий мини-огород на подоконнике. В процессе обязательно рассказывайте в доступной для ребенка форме о проблемах окружающей среды и о том, что нужно делать, чтобы их не было.

В теплое время года экологическое воспитание может стать для дошкольников увлекательным приключением. Прогулки в лес, поле, парк, луг помогут ближе познакомиться с типичными представителями местной флоры и фауны. Это расширит знания ребенка об окружающих его животных и растениях.

Помогите малышу научиться видеть красоту окружающей природы. Важное место в экологическом воспитании дошкольников принадлежит играм. Устройте маленький театр с игровыми персонажами – куклами. Пусть герои расскажут о том, как себя нужно вести по отношению к природе.

Можно спорить, шутить и смеяться вместе со своими героями и направлять ребенка к правильному решению проблемы, например, по загрязнению окружающей среды. Чаще читайте своему дошкольнику добрые рассказы о природе В. Бианки, Л. Толстого, Б. Заходера, Н. Сладкова, М. Пришвина, К. Ушинского. Дети с огромным удовольствием послушают о жизни лесных зверей и птиц. После чтения побеседуйте с малышом о проблемах героев и обратите внимание на описание живой природы.

Также детей с раннего возраста необходимо знакомить с правилами поведения в природе:

1. Не ломай ветви деревьев и кустарников.

2. Не повреждай кору деревьев!

3. Не рви в лесу, на лугу цветов!

4. В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

5. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

6. Не разоряй муравейники. 7. Береги лягушек, жаб и их головастиков. 8. Нельзя подходить близко к гнёздам птиц!

9.Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

10.Помните! о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.

11.Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусор!

12.Никогда не выбрасывай мусор в водоемы! Особенность экологического воспитания состоит в том, насколько хороший пример он видит в поведении взрослых.

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект положительного экологического воспитания детей во многом зависит от того, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уровень качества жизни семьи.

Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые, очень важно осознать это. Самое главное в экологическом воспитании – личный пример, умение заинтересовать и пробудить у детей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания.

Сохранить у себя:
"Как воспитать бережное отношение к природе"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки