Как развивать взаимодействие педагогов и семьи?
Взаимодействие педагогов и семьи — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей.
Формирование сотруднических отношений между педагогами и семьей — длительный процесс, успешность которого зависит от того, как будут реализованы следующие принципы.
1. Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса. Реализация этого принципа означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность.
Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются:
осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, смотивированность на предстоящую работу;
включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной и воспитательной деятельности;
овладение способами проектирования собственной деятельности;
предоставление возможности принимать самостоятельные решения;
ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе;
привлечение родителей и детей к анализу собственной и коллективной деятельности, организация рефлексии.
2. Организация совместного творчества учителей,
учащихся и их родителей, что предполагает:
формирование положительной установки у взаимодействующих сторон на совместную работу;
осуществление совместного целеполагания, планирования, организации и подведения итогов деятельности;
определение творческих задач и совместный поиск путей их решения;
использование методики организации коллективной творческой деятельности.
3. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей, которая предполагает:
выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;
опору на положительные стороны родителей и детей;
раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности;
доверие ребенку и родителям;
принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;
подход с оптимистической гипотезой к семье, к решению возникающих проблем;
принятие, учет традиции семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;
восприятие, оценку поступков ребенка как представителя, носителя интересов семьи;
заинтересованное отношение к судьбе ребенка, проблемам семьи, защита интересов ребенка и семьи, помощь в решении проблем;
обеспечение свободы совести, вероисповедания ребенка и родителей;
содействие формированию доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;
забота о здоровье ребенка, о здоровом образе жизни семьи;
создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о детях и родителях.
4. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей. Этот принцип требует:
обеспечения взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях ребенка, его достижениях и трудностях, выявление общих проблем для решения;
определения, с одной стороны, общих задач воспитания детей, которые объединят усилия педагогов и родителей, а с другой стороны, конкретизации задач для каждой из взаимодействующих сторон;
с одной стороны, объединения усилий в достижении общих целей, в решении главных проблем ребенка, а с другой, распределения
ролей, функций, ответственности, обязанностей между педагогами, родителями, детьми;
совместного принятия решений, согласованности действий при выполнении решений, затрагивающих интересы взаимодействующих сторон;
соблюдения обязательств, договоренностей, соглашений каждым участником педагогического процесса;
согласованности требований к ребенку, обеспечения единства педагогических влияний на него, в том числе детского коллектива и родителей;
проведения всей воспитательной работы с привлечением родителей, ориентации не только на воспитательную работу с учащимися, но и организацию взаимодействия с семьей, развитие отношений между родителями и детьми;
согласованности педагогических действий классных руководителей, учителей, психологов, социальных педагогов, администрации в работе с семьей.
Успешность развития взаимодействия школы и семьи в значительной мере определяется профессионализмом педагогов, их подготовленностью к решению проблем, возникающих в работе с семьей.
Как стимулировать участие
родителей в воспитании ребенка,
в делах класса и школы?
Значительная часть родителей осознает важность, необходимость взаимодействия с педагогами. В то же время их реальное участие в воспитании ребенка, в делах класса существенно зависит от профессиональных и личностных качеств самого педагога, от его желания и стремления взаимодействовать с родителями, от конкретных целенаправленных действий по привлечению родителей к организации учебно-воспитательного процесса.
Повышению активности родителей в воспитании ребенка способствуют, прежде всего, совместные дела родителей и детей.
В то же время педагоги могут использовать специальные средства:
организацию психолого-педагогического просвещения, ориентированного на обсуждение актуальных и значимых для родителей проблем;
привлечение родителей к определению перспектив развития ребенка и соответственно к разработке программы действий, обеспечивающей их достижение;
участие родителей в анализе достижений ребенка, его трудностей и проблем;
поощрение, поддержку, пропаганду успехов родителей в воспитании детей.
Важно привлекать родителей не только к воспитанию своего ребенка, но и к организации учебно-воспитательного процесса в классе и школе. Почему?
Во-первых, ребенок значительную часть времени проводит в школе, и родителям целесообразно знать условия обучения и воспитания детей в данном учреждении, положение ребенка в системе отношений коллектива, его контакты со сверстниками. Это возможно, если родители становятся участниками школьной и классной жизни, очевидцами главных событий в жизни ребенка.
Во-вторых, классный руководитель не может при всем желании организовать постоянную и разнообразную деятельность учащихся, учитывая и развивая интересы и способности каждого ребенка. В этой связи каждый родитель мог бы взять на себя организацию конкретной работы в классе в соответствии со своими возможностями, индивидуальными особенностями, увлечениями.
Для родителей должно быть очевидным, что чем интересней и разнообразней деятельность детского коллектива, тем комфортней их ребенку в школе, тем больше получит он для своего социального развития. Участвуя в организации учебно-воспитательного процесса, делах класса, родители способствуют развитию коллектива, отношений в нем и каждого ребенка.
Однако на практике, по данным опроса, в организации учебно-воспитательного процесса участвуют около 23% родителей. Большая часть ограничивается посещением родительских собраний, некоторых мероприятий. В то же время известен опыт работы педагогов (он представлен далее), которым удается привлечь к организации работы в классе почти всех родителей. Какие способы они используют при этом?
В начале года организуется целеполагание и планирование работы в классе, конкретных дел с участием родителей и детей. В процессе коллективного
планирования выявляются общие проблемы, способы их решения. Затем родители и дети определяют дела, в которых они могли бы быть организаторами.
На родительском собрании классные руководители разъясняют важность сотрудничества педагогов и родителей и предлагают перечень возможных дел, видов работы в классе, которые могут организовать родители. Работая в микрогруппах и заполняя лист с перечнем дел, родители помогают
друг другу найти конкретную работу в классе.
В случае затруднений на помощь приходит классный руководитель и подсказывает, рекомендует родителю форму участия в жизнедеятельности класса.
3. При организации работы используется методика чередования поручений, которые выполняются небольшими группами по очереди. Например,
организация генеральной уборки класса, подготовка собраний, праздников. Таким образом, каждый из родителей может и обязан принять участие в организации какого-либо дела с учащимися.
Педагоги, руководство школы привлекают родителей к обсуждению возникающих проблем в школе и классе, считая мнение родителей определяющим.
Проводится целенаправленная работа по формированию положительного отношения к школе, педагогам: педагоги поздравляют семьи с праздником, высказывают одобрения по поводу каждого успеха ребенка, проявляют заинтересованность в делах ребенка и родителей, реагируют на просьбы,
мнения родителей, постоянно информируют о делах в школе и классе.
Педагоги дают задания учащимся, выполнение которых предполагает взаимодействие детей с родителями.
Педагоги замечают, поощряют положительную инициативу родителей при проведении дел в классе: объявляют благодарности, оформляют благодарственные письма за участие в конкретной работе и по итогам учебного года. В школе и классе может быть организован специальный «Праздник семьи», где будут представлены результаты семейного творчества, организованы конкурсы семей,
отмечены достижения родителей и детей.
И все-таки совершенно очевидно, что главным средством привлечения родителей к воспитанию детей, делам, заботам коллектива является организация совместной деятельности детей и родителей. Однако она должка быть профессионально организована, чтобы реализовать воспитательный потенциал.
Так, например, Н. С. Михайловой, учителем гимназии № 3 г. Ярославля проведен классный час «Учились наши папы, учились наши мамы™», Цель его — привлечь внимание детей к прошлому семьи, к истории обучения и воспитания в былые годы.
На этапе подготовки детям даны следующие задания; а) расспросить родителей о том, как они учились в школе, какие предметы изучали, какие экзамены сдавали, на какие темы писали сочинения,
как оценивалась их работа, какие предметы были любимыми и почему; б) принести, если возможно, награды, полученные родителями за годы их учебы (значки, похвальные грамоты, дипломы с отличием, медали).
На основе этих материалов была оформлена выставка.
Детям или их родителям предлагается рассказать о школьных годах родителей.
Второй классный час этой серии был посвящен разговору об участии родителей и детей в общественной жизни класса, школы, о школьной дружбе, товариществе, коллективизме.
Задание детям:
а) поговорить с родителями о том, каким был их класс, школа, какую общественную работу вели родители, когда были учениками,
какие дела класса и школы им наиболее запомнились, какие дела нравились, а какие нет, были ли в их школах какие-либо традиции, ритуалы, символы;
б) для оформления выставки принести фотографии родителей в их школьные годы;
в) подготовить рассказ о школьных годах родителей (или попросить родителей выступить с подобным рассказом).
Вместе попытаться ответить на вопросы:
В чем сходство и в чем различие школы родителей и нашей школы?
Что из прошлого можно было бы повторить, оставить в нашей школе?
Что нового, положительного появилось в школах нашей страны за последние годы?
В заключительной части был представлен инициативными семьями проект «Школа будущего».
Как организовать совместную
деятельность детей, родителей
и педагогов?
Одна из важнейших задач педагогов — способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в семье. Успешное ее решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и детей.
Дети, родители, учителя — члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера их взаимодействия.
Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. В связи с этим нецелесообразно делить воспитательную работу с учащимися и родителями на два самостоятельных направления. Полезнее возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к соглашению, не ущемляя интересы друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов может быть успешной, если:
дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;
осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности; с учетом желания и возможностей участников работы распределены роли, функции, сферы деятельности;
создаются ситуации свободного выбора участниками видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе;
отсутствует навязывание, давление на детей и родителей; действия, стиль педагога способствуют самореализации и самовыражению участников деятельности.
Наиболее эффективна для формирования сотруднических отношений методика организации коллективной творческой деятельности, разработанная профессором И. П. Ивановым, в основе которой — сотрудничество взрослых и детей «на равных», творчество и поиск, отсутствие регламентации и шаблонов, а самое главное —- забота друг от друге, окружающих людях, об улучшении самих себя. При таком разновозрастном составе объединения данная методика особенно плодотворна, так как сочетаются возможности и преимущества ее участников: опыт, мудрость взрослых и оригинальность, нестандартность мышления детей. Кроме того, это не просто участники разного возраста, но и близкие, родные друг другу люди.
Один из эффективных приемов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, — это создание микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом желаний, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки, жребия).
Другим необходимым приемом этой методики является «мозговая атака», когда участники обсуждения в группах через обмен индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может создаваться «банк идей», то есть набор возможных идей решения проблемы или задачи.
Часто используется еще один прием — отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два-три. Выбор этих идей может осуществляться с помощью голосования или естественным путем, то есть участники поиска выбирают характер, форму своего участия реальным добровольным действием.
Когда выбор осуществить сложно, используется еще один прием — защита идей. Каждый член коллектива или микроколлектив защищают свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.
Наиболее успешно включаются в коллективное творчество родители и дети младших и средних классов. В старших классах возникают трудности при организации коллективной творческой деятельности школьников и их родителей, не редко активное сопротивление с обеих сторон участвовать в совместной работе, т. к. ранее не было делового общения детей и взрослых, отсутствует опыт совместной деятельности.
На результат коллективной работы влияет состав групп, способ их формирования. В группу могут входить представители от родителей, детей, педагогов, либо взрослые и школьники объединяются отдельно друг от друга. Состав групп зависит от характера, целей, содержания коллективной творческой деятельности, а также особенностей взаимоотношений взрослых и детей. Педагогу целесообразно с участием представителей детского и родительского коллективов обсудить способ формирования групп, учесть симпатии, предыдущие контакты родителей и детей. Очень многое в работе групп зависит от наличия лидера, демократичности его поведения.
На первом этапе использования методики коллективной творческой деятельности необходимо провести занятия с руководителями групп, выработать правила их поведения и действий, обсудить методику «мозговой атаки», распределение функций и ролей при организации групповой работы.
Учебный год начинается с коллективного целе-полагания и планирования. Дети и родители под руководством классного руководителя проводят совместное собрание, на котором в ходе коллективного поиска определяют общие проблемы класса,, свою роль в их решении.
Затем планируют совместные дела на полугодие, учебный год, обеспечивающие решение этих проблем; определяют ближайшие дела, решают вопрос, кто будет их организаторами.
Целесообразно договориться уже на первом совместном сборе о том, что все родители и дети должны побывать организаторами какого-либо дела, Завершается разговор тем, что его участники определяют и планируют первое ближайшее дело: обсуждают идеи по подготовке и проведению, уточняют состав совета дела, распределяют поручения между родителями и детьми, отдельными группами„
Далее совет дела, который должен состоять из родителей и детей, а возможно и педагогов, организует подготовку запланированного мероприятия. При этом могут быть созданы творческие группы, разные по составу, с учетом способностей и интересов участников, которые будут выполнять отдельные виды работ, в целом обеспечивающих успешность совместного дела родителей и детей. Совет дела за несколько дней собирается и проверяет готовность к проведению намеченного, выстраивает, планирует ход мероприятия, готовит его начало и завершение.
Очень важно при проведении совместного дела создать естественную, раскрепощенную обстановку, продумать, как включить каждого в деятельность. Работа в микрогруяпах, выполнение экспрбмтных заданий, подготовка и представление сюрпризов друг другу будут этому способствовать. Совету дела необходимо продумать, кто будет руководить проведением мероприятия, подготовить яркое начало и завершение совместной работы.
Если в подготовке и проведении мероприятия участвовала значительная часть детей и родителей, то нужно организовать коллективный анализ.
Когда целесообразно проводить его? Если ситуация благоприятная и позволяет время, можно сразу после завершения мероприятия. Если участники устали или возбуждены, или нельзя разрушать общий эмоциональный настрой, то явно требуется отсрочка. Анализ в этих случаях можно провести на следующий день, через день, но не слишком откладывая, чтобы разговор состоялся по свежим впечатлениям. Если учащиеся и родители не имеют опыта и впервые участвуют в аналитической работе, то вопросов при анализе не должно быть много, и они должны быть понятны, доступны для них, вызывать интерес. В дальнейшем вопросы могут усложняться, формулироваться самими детьми и родителями. Завершая очередную совместную работу детей и родителей, целесообразно определить следующее дело, мероприятие и в очередной раз провести планирование и уточнение организаторов работы. Таким образом, совместная деятельность и творчество будут непрерывно пронизывать всю жизнедеятельность коллектива в течение учебного года.
В мае месяце необходимо подвести итоги совместной работы детей, родителей и педагогов, проанализировать, как решены поставленные в начале учебного года задачи, оценить результаты совместной работы, определить достижения, выявить трудности.
Например, участники разбиваются на группы и поочередно вырабатывают мнение, а затем выносят его на обсуждение по следующим вопросам: 1. Чем отличается наш класс от других? Кем и чем наш класс может гордиться? Какое самое яркое (важное) событие этого года? Что в жизни класса особенно радует (особенно дорого)? Что сделал полезного наш класс, учащиеся для школы, других людей?
Какие положительные изменения произошли в этом году? В чем они проявились? Как закрепить эти достижения в будущем?
Что в жизни класса вас огорчает, не устраивает, беспокоит? В чем мы сдали свои позиции по сравнению с прошлым годом? Почему?
С решения каких проблем необходимо начать следующий год? Какие недостатки в организации жизни класса необходимо преодолеть в
первую очередь?
Кого и за что поблагодарить, отметить по итогам работы за год?
Возможен вариант обсуждения отдельных проблем, направлений работы в классе, которые определяются классным руководителем, детьми и родителями с учетом поставленных в начале года задач. Обсуждение в проблемных группах может проходить по следующим вопросам:
Какие достижения (успехи) появились в работе по данной проблеме? В чем продвинулись вперед? За счет чего?
Что могли сделать лучше, но не сделали? Почему?
Над решением каких вопросов необходимо работать в следующем году?
Возможно и целесообразно использование и более творческих, косвенных приемов сбора информации, характеризующих итоги работы классного руководителя, педагогов, коллектива детей и родителей.
Так, детям может быть предложено выполнение творческих заданий:
а) представить в творческой форме (с помощью рекламы) достижения этого года, которыми мы можем гордиться;
б) показать фрагмент, пародию удавшегося дела этого года;
в) с помощью различных телепередач показать то, «что нам мешает жить и что с треском надо удалить»;
г) подготовить рисованный фильм о главных событиях года и т. д.
Пока дети готовят экспромтом творческие задания, родители обсуждают следующие вопросы:
Над какими проблемами работали педагоги, учащиеся и родители? Есть ли результат, в чем он проявился? На что следует обратить внимание
в следующем году?
Что удалось классному руководителю в работе с родителями? Как целесообразно организовать работу с родителями в следующем году? Как
привлечь всех родителей к воспитательной работе в классе?
На подробный анализ работы в классе не нужно жалеть времени. Как показывает опыт, это всегда окупается положительным изменением отношения взрослых и детей к дальнейшей жизни и получением наиболее объективной информации, характеризующей состояние воспитательного процесса, совместной деятельности детей, родителей и педагогов.
Перед проведением коллективного анализа следует предложить самим учащимся и родителям определить содержание и форму подведения итогов в конце учебного года. В воспитательных целях было бы полезно проводить анализ как коллективное творческое дело.
Сотрудничество педагогов, учащихся, родителей реализуется в различных формах совместной деятельности. Эти формы могут охватывать всех или большинство членов коллектива. Ряд видов деятельности и, соответственно, форм сориентирован на интересы отдельных групп детей и родителей. Распространены семейные формы работы. В реальной жизни коллектива рождаются комплексные формы совместной деятельности, в которых органично сочетаются и взаимосвязаны все вышеназванные.
При подлинном сотрудничестве детей, родителей и педагогов каждая форма совместной деятельности и методика ее реализации являются результатом коллективного творчества и поиска, поэтому неповторимы. Рождается новая форма коллективной творческой деятельности, коллективное творческое дело, в котором, как правило, сочетаются коллективные, групповые и семейные формы совместной работы, возможен учет и реализация интересов каждого участника, каждой семьи.
Одной из распространенных форм взаимодействия учащихся, родителей и педагогов является классное собрание. Здесь обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы родителей и детей. Важен демократизм встречи,, добровольность участия, учет пожеланий участников собрания. Это разговор равноправных, заинтересованных людей. Собрание проходит особенно активно, если используется работа по группам, выполнение ими творческих заданий, решение проблемных вопросов, обсуждение ситуаций из жизни класса. Собрание может проходить в виде конференции, диспута, коллективного обсуждения. На первом этапе, чтобы избежать давления друг на друга, иметь независимые точки зрения, сориентироваться прежде всего на интересы и потребности детей, полезно при обсуждении и выработке решений формировать в группы отдельно педагогов, учащихся и родителей.
Совместные собрания детей, родителей и педагогов позволяют лучше узнать и понять друг друга, договориться об общих делах, способствуют сближению родителей и детей,
Особо следует подчеркнуть эффективность таких форм, которые предусматривают взаимодействие ребенка и его семьи, т. е. семейных форм работы. Они сплачивают семью, развивают отношения между взрослыми и детьми, стимулируют участие родителей в воспитании ребенка. Это могут быть семейные конкурсы, творческие задания, организация выставок и др.
В следующих разделах книги, где предлагается опыт работы школ и конкретных учителей, представлены различные формы совместной деятельности детей, родителей и педагогов.