Как развивать взаимодействие педагогов и семьи?

Взаимодействие педагогов и семьи — целена­правленный процесс, в результате которого созда­ются благоприятные условия для развития ребен­ка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей.

Формирование сотруднических отношений меж­ду педагогами и семьей — длительный процесс, ус­пешность которого зависит от того, как будут реа­лизованы следующие принципы.

Содержимое разработки

Как развивать взаимодействие педагогов и семьи?

Взаимодействие педагогов и семьи — целена­правленный процесс, в результате которого созда­ются благоприятные условия для развития ребен­ка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей.

Формирование сотруднических отношений меж­ду педагогами и семьей — длительный процесс, ус­пешность которого зависит от того, как будут реа­лизованы следующие принципы.


1. Обеспечение субъектной позиции всех участ­ников педагогического процесса. Реализация этого принципа означает, что каж­дому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять ак­тивность.

Важнейшими условиями формирования субъек­тной позиции в любом виде деятельности являются:

  • осознание важности и значимости предсто­ящей деятельности для себя и других, лич­ного вклада в общий результат, смотивированность на предстоящую работу;

  • включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной и вос­питательной деятельности;

  • овладение способами проектирования собственной деятельности;

  • предоставление возможности принимать са­мостоятельные решения;

  • ориентация на интересы и потребности се­мьи, родителей и детей, обеспечение им воз­можности добиться положительных результатов, успеха в работе;

  • привлечение родителей и детей к анализу собственной и коллективной деятельности, организация рефлексии.

2. Организация совместного творчества учителей,
учащихся и их родителей, что предполагает:

формирование положительной установки у взаимодействующих сторон на совместную работу;

  • осуществление совместного целеполагания, планирования, организации и подведения итогов деятельности;

  • определение творческих задач и совмест­ный поиск путей их решения;

  • использование методики организации кол­лективной творческой деятельности.

3. Гуманистическая ориентация во взаимодей­ствии с семьей, которая предполагает:

  • выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организа­ции совместной деятельности и общения;

  • опору на положительные стороны родите­лей и детей;

  • раскрытие индивидуальности каждого, пре­доставление возможности проявить свою ин­дивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности;

  • доверие ребенку и родителям;

  • принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;

  • подход с оптимистической гипотезой к се­мье, к решению возникающих проблем;

  • принятие, учет традиции семьи, толерант­ность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;

  • восприятие, оценку поступков ребенка как представителя, носителя интересов семьи;

  • заинтересованное отношение к судьбе ребен­ка, проблемам семьи, защита интересов ре­бенка и семьи, помощь в решении проблем;

  • обеспечение свободы совести, вероисповеда­ния ребенка и родителей;

  • содействие формированию доброжелатель­ных, уважительных отношений между ро­дителями и детьми;

  • забота о здоровье ребенка, о здоровом обра­зе жизни семьи;

  • создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о детях и родителях.

4. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процес­са, направленных на воспитание и развитие детей. Этот принцип требует:

  • обеспечения взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях ре­бенка, его достижениях и трудностях, вы­явление общих проблем для решения;

  • определения, с одной стороны, общих задач воспитания детей, которые объединят уси­лия педагогов и родителей, а с другой стороны, конкретизации задач для каждой из взаимодействующих сторон;

  • с одной стороны, объединения усилий в достижении общих целей, в решении главных проблем ребенка, а с другой, распределения
    ролей, функций, ответственности, обязаннос­тей между педагогами, родителями, детьми;

  • совместного принятия решений, согласован­ности действий при выполнении решений, затрагивающих интересы взаимодействую­щих сторон;

  • соблюдения обязательств, договоренностей, соглашений каждым участником педагогического процесса;

  • согласованности требований к ребенку, обеспечения единства педагогических влияний на него, в том числе детского коллектива и родителей;

  • проведения всей воспитательной работы с привлечением родителей, ориентации не только на воспитательную работу с учащимися, но и организацию взаимодействия с семьей, развитие отношений между родителями и детьми;

  • согласованности педагогических действий классных руководителей, учителей, психо­логов, социальных педагогов, администра­ции в работе с семьей.

Успешность развития взаимодействия школы и семьи в значительной мере определяется професси­онализмом педагогов, их подготовленностью к ре­шению проблем, возникающих в работе с семьей.

Как стимулировать участие

родителей в воспитании ребенка,

в делах класса и школы?


Значительная часть родителей осознает важность, необходимость взаимодействия с педагогами. В то же время их реальное участие в воспитании ребенка, в делах класса существенно зависит от профессиональных и личностных качеств самого педагога, от его желания и стремления взаимодействовать с родителями, от конкретных целенаправленных дей­ствий по привлечению родителей к организации учеб­но-воспитательного процесса.

Повышению активности родителей в воспитании ребенка способствуют, прежде всего, совместные дела родителей и детей.

В то же время педагоги могут использовать спе­циальные средства:

  • организацию психолого-педагогического про­свещения, ориентированного на обсуждение актуальных и значимых для родителей проблем;

  • привлечение родителей к определению перспектив развития ребенка и соответственно к разработке программы действий, обеспечивающей их достижение;

  • участие родителей в анализе достижений ребенка, его трудностей и проблем;

  • поощрение, поддержку, пропаганду успехов родителей в воспитании детей.

Важно привлекать родителей не только к воспи­танию своего ребенка, но и к организации учебно-воспитательного процесса в классе и школе. Почему?

Во-первых, ребенок значительную часть време­ни проводит в школе, и родителям целесообразно знать условия обучения и воспитания детей в дан­ном учреждении, положение ребенка в системе от­ношений коллектива, его контакты со сверстника­ми. Это возможно, если родители становятся учас­тниками школьной и классной жизни, очевидцами главных событий в жизни ребенка.

Во-вторых, классный руководитель не может при всем желании организовать постоянную и раз­нообразную деятельность учащихся, учитывая и раз­вивая интересы и способности каждого ребенка. В этой связи каждый родитель мог бы взять на себя организацию конкретной работы в классе в соот­ветствии со своими возможностями, индивидуаль­ными особенностями, увлечениями.

Для родителей должно быть очевидным, что чем интересней и разнообразней деятельность детского коллектива, тем комфортней их ребенку в школе, тем больше получит он для своего социального раз­вития. Участвуя в организации учебно-воспитатель­ного процесса, делах класса, родители способству­ют развитию коллектива, отношений в нем и каж­дого ребенка.

Однако на практике, по данным опроса, в орга­низации учебно-воспитательного процесса участву­ют около 23% родителей. Большая часть ограни­чивается посещением родительских собраний, не­которых мероприятий. В то же время известен опыт работы педагогов (он представлен далее), которым удается привлечь к организации работы в классе почти всех родителей. Какие способы они использу­ют при этом?

  1. В начале года организуется целеполагание и планирование работы в классе, конкретных дел с уча­стием родителей и детей. В процессе коллективного
    планирования выявляются общие проблемы, способы их решения. Затем родители и дети определяют дела, в которых они могли бы быть организаторами.

  2. На родительском собрании классные руководители разъясняют важность сотрудничества педа­гогов и родителей и предлагают перечень возможных дел, видов работы в классе, которые могут орга­низовать родители. Работая в микрогруппах и заполняя лист с перечнем дел, родители помогают
    друг другу найти конкретную работу в классе.

В случае затруднений на помощь приходит класс­ный руководитель и подсказывает, рекомендует ро­дителю форму участия в жизнедеятельности класса.

3. При организации работы используется методика чередования поручений, которые выполняют­ся небольшими группами по очереди. Например,
организация генеральной уборки класса, подготовка собраний, праздников. Таким образом, каждый из родителей может и обязан принять участие в организации какого-либо дела с учащимися.

  1. Педагоги, руководство школы привлекают родителей к обсуждению возникающих проблем в школе и классе, считая мнение родителей опреде­ляющим.

  2. Проводится целенаправленная работа по фор­мированию положительного отношения к школе, педагогам: педагоги поздравляют семьи с праздником, высказывают одобрения по поводу каждого успеха ребенка, проявляют заинтересованность в делах ребенка и родителей, реагируют на просьбы,
    мнения родителей, постоянно информируют о делах в школе и классе.

  3. Педагоги дают задания учащимся, выполнение которых предполагает взаимодействие детей с родителями.

  4. Педагоги замечают, поощряют положитель­ную инициативу родителей при проведении дел в классе: объявляют благодарности, оформляют благодарственные письма за участие в конкретной ра­боте и по итогам учебного года. В школе и классе может быть организован специальный «Праздник семьи», где будут представлены результаты семей­ного творчества, организованы конкурсы семей,
    отмечены достижения родителей и детей.

И все-таки совершенно очевидно, что главным средством привлечения родителей к воспитанию де­тей, делам, заботам коллектива является организа­ция совместной деятельности детей и родителей. Од­нако она должка быть профессионально организова­на, чтобы реализовать воспитательный потенциал.

Так, например, Н. С. Михайловой, учителем гим­назии № 3 г. Ярославля проведен классный час «Учились наши папы, учились наши мамы™», Цель его — привлечь внимание детей к прошлому семьи, к истории обучения и воспитания в былые годы.

На этапе подготовки детям даны следующие за­дания; а) расспросить родителей о том, как они учи­лись в школе, какие предметы изучали, какие экза­мены сдавали, на какие темы писали сочинения,

как оценивалась их работа, какие предметы были любимыми и почему; б) принести, если возможно, награды, полученные родителями за годы их учебы (значки, похвальные грамоты, дипломы с отличи­ем, медали).

На основе этих материалов была оформлена выставка.

Детям или их родителям предлагается расска­зать о школьных годах родителей.

Второй классный час этой серии был посвящен разговору об участии родителей и детей в обществен­ной жизни класса, школы, о школьной дружбе, то­вариществе, коллективизме.

Задание детям:

а) поговорить с родителями о том, каким был их класс, школа, какую общественную ра­боту вели родители, когда были учениками,
какие дела класса и школы им наиболее запомнились, какие дела нравились, а ка­кие нет, были ли в их школах какие-либо традиции, ритуалы, символы;

б) для оформления выставки принести фото­графии родителей в их школьные годы;

в) подготовить рассказ о школьных годах ро­дителей (или попросить родителей высту­пить с подобным рассказом).

Вместе попытаться ответить на вопросы:

  • В чем сходство и в чем различие школы родителей и нашей школы?

  • Что из прошлого можно было бы повторить, оставить в нашей школе?

  • Что нового, положительного появилось в школах нашей страны за последние годы?

В заключительной части был представлен ини­циативными семьями проект «Школа будущего».

Как организовать совместную

деятельность детей, родителей

и педагогов?

Одна из важнейших задач педагогов — способ­ствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию ком­фортных, благоприятных условий для развития ребенка в семье. Успешное ее решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и детей.

Дети, родители, учителя — члены одного кол­лектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера их взаимодействия.

Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как еди­ное целое, как большую семью, которая сплачива­ется и интересно живет, если организована совмес­тная деятельность педагогов, родителей, детей. В связи с этим нецелесообразно делить воспитатель­ную работу с учащимися и родителями на два са­мостоятельных направления. Полезнее возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к соглашению, не ущемляя интересы друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.

Совместная деятельность детей, родителей и пе­дагогов может быть успешной, если:

  • дети, родители, педагоги положительно на­строены на совместную работу, желают дей­ствовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;

осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятель­ности; с учетом желания и возможностей участников работы распределены роли, функции, сферы деятельности;

  • создаются ситуации свободного выбора уча­стниками видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе;

  • отсутствует навязывание, давление на детей и родителей; действия, стиль педагога спо­собствуют самореализации и самовыражению участников деятельности.

Наиболее эффективна для формирования сотруд­нических отношений методика организации кол­лективной творческой деятельности, разработан­ная профессором И. П. Ивановым, в основе кото­рой — сотрудничество взрослых и детей «на равных», творчество и поиск, отсутствие регламен­тации и шаблонов, а самое главное —- забота друг от друге, окружающих людях, об улучшении самих себя. При таком разновозрастном составе объеди­нения данная методика особенно плодотворна, так как сочетаются возможности и преимущества ее уча­стников: опыт, мудрость взрослых и оригиналь­ность, нестандартность мышления детей. Кроме того, это не просто участники разного возраста, но и близ­кие, родные друг другу люди.

Один из эффективных приемов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, — это создание микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом желаний, интересов, способностей уча­щихся или по случайному принципу (с помощью считалки, жребия).

Другим необходимым приемом этой методики является «мозговая атака», когда участники обсуж­дения в группах через обмен индивидуальными мне­ниями ищут наилучшие варианты решения пробле­мы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может созда­ваться «банк идей», то есть набор возможных идей решения проблемы или задачи.


Часто используется еще один прием — отбор идей, когда нужно из множества возможных реше­ний, вариантов выбрать один или два-три. Выбор этих идей может осуществляться с помощью голо­сования или естественным путем, то есть участни­ки поиска выбирают характер, форму своего учас­тия реальным добровольным действием.

Когда выбор осуществить сложно, использует­ся еще один прием — защита идей. Каждый член коллектива или микроколлектив защищают свой вариант, подводится итог этого поиска, и в резуль­тате рождается окончательное решение.

Наиболее успешно включаются в коллективное творчество родители и дети младших и средних клас­сов. В старших классах возникают трудности при орга­низации коллективной творческой деятельности школь­ников и их родителей, не редко активное сопротивле­ние с обеих сторон участвовать в совместной работе, т. к. ранее не было делового общения детей и взрос­лых, отсутствует опыт совместной деятельности.

На результат коллективной работы влияет со­став групп, способ их формирования. В группу мо­гут входить представители от родителей, детей, пе­дагогов, либо взрослые и школьники объединяются отдельно друг от друга. Состав групп зависит от ха­рактера, целей, содержания коллективной творчес­кой деятельности, а также особенностей взаимоот­ношений взрослых и детей. Педагогу целесообразно с участием представителей детского и родительского коллективов обсудить способ формирования групп, учесть симпатии, предыдущие контакты родителей и детей. Очень многое в работе групп зависит от на­личия лидера, демократичности его поведения.

На первом этапе использования методики кол­лективной творческой деятельности необходимо провести занятия с руководителями групп, вырабо­тать правила их поведения и действий, обсудить методику «мозговой атаки», распределение функ­ций и ролей при организации групповой работы.

Учебный год начинается с коллективного целе-полагания и планирования. Дети и родители под руководством классного руководителя проводят со­вместное собрание, на котором в ходе коллективно­го поиска определяют общие проблемы класса,, свою роль в их решении.

Затем планируют совместные дела на полуго­дие, учебный год, обеспечивающие решение этих проблем; определяют ближайшие дела, решают воп­рос, кто будет их организаторами.

Целесообразно договориться уже на первом со­вместном сборе о том, что все родители и дети дол­жны побывать организаторами какого-либо дела, Завершается разговор тем, что его участники опре­деляют и планируют первое ближайшее дело: об­суждают идеи по подготовке и проведению, уточня­ют состав совета дела, распределяют поручения меж­ду родителями и детьми, отдельными группами„

Далее совет дела, который должен состоять из родителей и детей, а возможно и педагогов, органи­зует подготовку запланированного мероприятия. При этом могут быть созданы творческие группы, разные по составу, с учетом способностей и интере­сов участников, которые будут выполнять отдель­ные виды работ, в целом обеспечивающих успеш­ность совместного дела родителей и детей. Совет дела за несколько дней собирается и проверяет го­товность к проведению намеченного, выстраивает, планирует ход мероприятия, готовит его начало и завершение.

Очень важно при проведении совместного дела создать естественную, раскрепощенную обстановку, продумать, как включить каждого в деятельность. Работа в микрогруяпах, выполнение экспрбмтных заданий, подготовка и представление сюрпризов друг другу будут этому способствовать. Совету дела необходимо продумать, кто будет руководить про­ведением мероприятия, подготовить яркое начало и завершение совместной работы.

Если в подготовке и проведении мероприятия участвовала значительная часть детей и родителей, то нужно организовать коллективный анализ.

Когда целесообразно проводить его? Если ситуа­ция благоприятная и позволяет время, можно сразу после завершения мероприятия. Если участники ус­тали или возбуждены, или нельзя разрушать общий эмоциональный настрой, то явно требуется отсроч­ка. Анализ в этих случаях можно провести на следу­ющий день, через день, но не слишком откладывая, чтобы разговор состоялся по свежим впечатлениям. Если учащиеся и родители не имеют опыта и впервые участвуют в аналитической работе, то воп­росов при анализе не должно быть много, и они дол­жны быть понятны, доступны для них, вызывать интерес. В дальнейшем вопросы могут усложнять­ся, формулироваться самими детьми и родителями. Завершая очередную совместную работу детей и родителей, целесообразно определить следующее дело, мероприятие и в очередной раз провести пла­нирование и уточнение организаторов работы. Та­ким образом, совместная деятельность и творчество будут непрерывно пронизывать всю жизнедеятель­ность коллектива в течение учебного года.

В мае месяце необходимо подвести итоги совме­стной работы детей, родителей и педагогов, про­анализировать, как решены поставленные в нача­ле учебного года задачи, оценить результаты со­вместной работы, определить достижения, выявить трудности.

Например, участники разбиваются на группы и поочередно вырабатывают мнение, а затем выно­сят его на обсуждение по следующим вопросам: 1. Чем отличается наш класс от других? Кем и чем наш класс может гордиться? Какое самое яркое (важное) событие этого года? Что в жизни класса особенно радует (особенно дорого)? Что сделал полезного наш класс, учащиеся для школы, других людей?

  1. Какие положительные изменения произошли в этом году? В чем они проявились? Как закре­пить эти достижения в будущем?

  2. Что в жизни класса вас огорчает, не устраива­ет, беспокоит? В чем мы сдали свои позиции по сравнению с прошлым годом? Почему?

  3. С решения каких проблем необходимо начать следующий год? Какие недостатки в организа­ции жизни класса необходимо преодолеть в
    первую очередь?

  4. Кого и за что поблагодарить, отметить по итогам работы за год?

Возможен вариант обсуждения отдельных про­блем, направлений работы в классе, которые опре­деляются классным руководителем, детьми и роди­телями с учетом поставленных в начале года задач. Обсуждение в проблемных группах может прохо­дить по следующим вопросам:

  1. Какие достижения (успехи) появились в работе по данной проблеме? В чем продвинулись впе­ред? За счет чего?

  2. Что могли сделать лучше, но не сделали? По­чему?

  3. Над решением каких вопросов необходимо ра­ботать в следующем году?

Возможно и целесообразно использование и бо­лее творческих, косвенных приемов сбора инфор­мации, характеризующих итоги работы классного руководителя, педагогов, коллектива детей и роди­телей.

Так, детям может быть предложено выполне­ние творческих заданий:

а) представить в творческой форме (с помощью рекламы) достижения этого года, которыми мы можем гордиться;

б) показать фрагмент, пародию удавшегося дела этого года;


в) с помощью различных телепередач показать то, «что нам мешает жить и что с треском надо удалить»;

г) подготовить рисованный фильм о главных событиях года и т. д.

Пока дети готовят экспромтом творческие зада­ния, родители обсуждают следующие вопросы:

  1. Над какими проблемами работали педагоги, уча­щиеся и родители? Есть ли результат, в чем он проявился? На что следует обратить внимание
    в следующем году?

  2. Что удалось классному руководителю в работе с родителями? Как целесообразно организовать работу с родителями в следующем году? Как
    привлечь всех родителей к воспитательной работе в классе?

На подробный анализ работы в классе не нуж­но жалеть времени. Как показывает опыт, это все­гда окупается положительным изменением отно­шения взрослых и детей к дальнейшей жизни и получением наиболее объективной информации, характеризующей состояние воспитательного про­цесса, совместной деятельности детей, родителей и педагогов.

Перед проведением коллективного анализа сле­дует предложить самим учащимся и родителям оп­ределить содержание и форму подведения итогов в конце учебного года. В воспитательных целях было бы полезно проводить анализ как коллективное твор­ческое дело.

Сотрудничество педагогов, учащихся, родителей реализуется в различных формах совместной дея­тельности. Эти формы могут охватывать всех или большинство членов коллектива. Ряд видов деятель­ности и, соответственно, форм сориентирован на интересы отдельных групп детей и родителей. Рас­пространены семейные формы работы. В реальной жизни коллектива рождаются комплексные формы совместной деятельности, в которых органично со­четаются и взаимосвязаны все вышеназванные.

При подлинном сотрудничестве детей, родите­лей и педагогов каждая форма совместной деятель­ности и методика ее реализации являются резуль­татом коллективного творчества и поиска, поэтому неповторимы. Рождается новая форма коллектив­ной творческой деятельности, коллективное твор­ческое дело, в котором, как правило, сочетаются коллективные, групповые и семейные формы совме­стной работы, возможен учет и реализация интере­сов каждого участника, каждой семьи.

Одной из распространенных форм взаимодей­ствия учащихся, родителей и педагогов является классное собрание. Здесь обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы родителей и детей. Важен демократизм встречи,, добровольность учас­тия, учет пожеланий участников собрания. Это раз­говор равноправных, заинтересованных людей. Со­брание проходит особенно активно, если использу­ется работа по группам, выполнение ими творческих заданий, решение проблемных вопросов, обсужде­ние ситуаций из жизни класса. Собрание может про­ходить в виде конференции, диспута, коллективно­го обсуждения. На первом этапе, чтобы избежать давления друг на друга, иметь независимые точки зрения, сориентироваться прежде всего на интере­сы и потребности детей, полезно при обсуждении и выработке решений формировать в группы отдель­но педагогов, учащихся и родителей.

Совместные собрания детей, родителей и педа­гогов позволяют лучше узнать и понять друг друга, договориться об общих делах, способствуют сбли­жению родителей и детей,

Особо следует подчеркнуть эффективность та­ких форм, которые предусматривают взаимодей­ствие ребенка и его семьи, т. е. семейных форм работы. Они сплачивают семью, развивают отноше­ния между взрослыми и детьми, стимулируют уча­стие родителей в воспитании ребенка. Это могут быть семейные конкурсы, творческие задания, организа­ция выставок и др.

В следующих разделах книги, где предлагается опыт работы школ и конкретных учителей, пред­ставлены различные формы совместной деятельно­сти детей, родителей и педагогов.



Сохранить у себя:
Как развивать взаимодействие педагогов и семьи?

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки