Министерство образования Республики Дагестан
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Республиканский центр образования»
Методическая разработка
урока по окружающему миру
в 1-ом классе
на тему:
«Как помочь птицам зимой?»
Разработала:
Джабраилова К. К., учитель начальных классов
Каспийск 2018-2019г.
Цель урока: Расширить представления детей о птицах.
Задачи урока:
Предметные: Закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях и перелетных;
Познакомить детей с условиями жизни зимующих птиц.
Метапредметные: Прививать интерес к обучению через игру и разнообразный занимательный материал, учить наблюдать, сравнивать и обобщать.
Личностные: Воспитывать бережное отношение к природе, доброжелательность, сострадание, трудолюбие.
Оборудование урока: ПК, учебник, рабочая тетрадь, тесты, коробка из-под молока, ножницы, линейка, карандаши, нитки.
Ход урока
Организационный момент.
Определение темы урока. О чем пойдет речь на уроке мы узнаем, отгадав загадку.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это …(птица)
Учитель читает рассказ Ю.Дмитриева «Какие птицы бывают» Рассказ сопровождается показом слайдов (презентация)
Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много – около 9 тысяч видов.
Слайд 2
Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов.
Слайд 3
Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.
Слайд 4
Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие – только на берегу моря.
Слайд 5
Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.
Слайд 6
Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнездах у птиц – птенцы.
Отгадывание кроссворда. Предлагаю разгадать загадки о птицах. Отгадав ключевое слово, мы узнаем, как называют учёных, изучающих жизнь птиц.
У нее глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем. (слайд 7 – сова)
В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок.
В поле гнездышко он вьет,
Камнем падает с высот.
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит. (слайд 8 – жаворонок)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая.
Крикунья хрипловатая,
Известная персона. Это… (слайд 9 – ворона)
Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Черненькая шапочка
И полоска галстучка. (слайд 10 – синица)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистый.
«Кле-кле-кле!» – поет со свистом. (слайд 11 – клест)
Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
Но все же голос свой имеет. (слайд 12 – скворец)
Весь день рыбак в воде стоял,
Мешок рыбешкой набивал.
Закончив лов, забрал улов.
Поднялся ввысь – и был таков. (слайд 13 – пеликан)
Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
На вид неказист,
Зато голосист. (слайд 14 – соловей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит ягоды клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (слайд 15 – снегирь)
Ключевое слово – орнитолог
5. Работа над характерными признаками сезонных переселений птиц.
– Какой птицы не бывает в нашем крае? (пеликан)
Попробуем разделить оставшихся птиц на 3 группы.
– Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вновь вернуться в родные места. Это ПЕРЕЛЕТНЫЕ птицы.
Какие птицы из предложенных в кроссворде являются перелетными? (Жаворонок, скворец, соловей)
Каких перелетных птиц вы еще знаете? (Журавль, ласточка, кукушка, грач, стриж, иволга т.д.)
– Эти птицы никуда не улетают, а круглый год живут у нас. Это ЗИМУЮЩИЕ или ОСЕДЛЫЕ птицы. Назовите их. (Сова, ворона, синица) Каких еще птиц можно отнести к этой группе? (Воробей, галка, голубь, сорока, поползень)
– Эти птицы не могут жить на одном месте. Нет, они не улетают в теплые края. Они
постоянно передвигаются с места на место в поисках пищи. Таких птиц называют КОЧУЮЩИМИ. К таким птицам можно отнести клеста, снегиря, сойку, чижа, свиристеля.
Игра «Четвертый – лишний» (слайды 16-18)
Кукушка, клест, ласточка, иволга;
Ворона, дятел, соловей, поползень;
Свиристель, снегирь, чечетка, чайка.
Работа с учебником. Стр.74-75.
Рассмотрите птиц на рисунке. Подумайте, по каким признакам можно узнать этих птиц.
Запомните их.
Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. Их спасают природные столовые. Птицы питаются семенами шишек, трав, ягодами, спрятавшимися насекомыми и их личинками. И все-таки им очень тяжело зимой. Из 10, может быть, 1-2 доживают до весны.
Как помочь птицам зимой? Сделать кормушки и насыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки. Еще осенью необходимо запастись семенами подсолнечника, арбуза, дыни. Эти семена лучше давать раздавленными. Семечки подсолнечника не должны быть обжарены. Для подкормки птиц годятся крошки белого хлеба, а не черного. Синицы любят полакомиться салом, только несоленым.
Рассмотрите виды кормушек. Такие кормушки вы можете сделать дома вместе с родителями.
Работа в рабочей тетради. Стр.52-53.
Задание 1. Соедини линиями рисунки и названия.
Задание 3(2). Обведи зеленым карандашом то, чем можно подкармливать птиц, и красным карандашом то, чем нельзя.
Практическая работа «Смастерим кормушку сами»
Инструкция выполнения кормушки в рабочей тетради (задание 3(1) на стр. 53).
Работа с тестами. Стр.28.
Подведем итог урока.
– О ком шла речь на уроке? Каких птиц вы узнали? Как называются группы птиц с учетом их переселения? Как помочь зимующим птицам? Чем нужно подкармливать птиц?
Спасибо за работу!