Как мы познаем окружающий мир

Конспект урока по теме "Как м познаем окружающий мир"

Содержимое разработки

Урок на тему: Как мы познаем окружающий мир

Цель урока: сформировать представления об основных категориях чувственного познания окружающего мира.

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные - развитие представлений о способах познания окружающего мира; 

  • метапредметные - развитие ИКТ-компетентности (умения работы в текстовом редакторе); понятие информативности сообщения; владение первичными навыками анализа и критической оценки информации;

  • личностные - формирование способности увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понимания значения подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества.

Решаемые учебные задачи:

  • показать, как связаны поступающая к человеку информация и его знания;

  • рассмотреть примеры информативных и неинформативных сообщений;

  • расширить и обобщить представления школьников о способах познания окружающего мира;

  • сформировать представления об основных категориях чувственного познания;

  • сформировать представления об основных категориях логического мышления;

Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений, навыков.

Метод проведения: лекция, практическая работа

Используемые на уроке средства ИКТ:

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

1) презентация «Как мы познаем окружающий мир»;

Литература:

1) Информатика: учебник для 6 класса /Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.- М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013 г. -213 с.








Структурированный план урока:


Этап урока

Содержание этапа

(деятельность учителя и деятельность обучающихся)

Педагогическая

целесообразность

этапа

Организационный момент

Здравствуйте ребята! Все готовы к уроку? Молодцы, присаживайтесь!

Учащиеся приветствуют учителя и рассаживаются по местам

Создать благоприятный настрой на работу

Актуализация знаний учащихся и фиксирование затруднений

Рассказ учителя: Знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности. Знания дают возможность человеку ориентироваться в мире людей, вещей, природных явлений, помогают объяснить и предсказать события. В знаниях заключён тысячелетний опыт материальной и духовной культуры всего человечества. 
Но не было бы этих веками накопленных знаний и фактов, если бы человек не научился познавать (то есть узнавать) мир, который его окружает.  

Актуализировать знания учащихся, выявить затруднения

Формулировка темы и задач урока

Учитель: От самого момента рождения мы познаём, воспринимаем окружающий мир. Сегодня на уроке мы более подробно рассмотрим, как человек познает окружающий мир. И тем нашего урока сегодня «Как мы познаем окружающий мир». Откройте тетради и запишите тему. (Слайд 1)

Подготовить учащихся к усвоению материала урока

Изучение нового материала

Учитель:

Слайд 3. Учитель: Человеческое общество по мере своего развития исследовало окружающий мир, накапливая о нем информацию. Знания об окружающем мире и о самом себе позволяют человеку лучше приспособиться к жизни.

Слайд 2. Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников.

Слайд 3. Сообщение, полученное человеком, может пополнить его знания, если содержащиеся в нем сведения являются для человека понятными и новыми. Например, вы не знаете, как решать тригонометрические уравнения или интегралы. То есть это информация для вас непонятна.

Таким образом, информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.

Например, для вас не является новым, что треугольник – геометрическая фигура, имеющая три угла и три стороны, эта информация не расширит ваши знания и является для вас неинформативной, хотя это же сообщение будет нести информацию для первоклассника.

То есть информативность конкретного сообщения зависит от жизненного опыта и знаний получателя информации.

Слайд 4. Получение знаний, или познание реальной действительности – это ее отражение в сознании человека. Существуют две формы познания: чувственное (с помощью органом чувств) и логическое (которое еще называют абстрактным мышлением).

Слайд 5. С первых минут жизни человек воспринимает реальную действительности, или окружающий мир (тепло, холод, звуки, свет и другие проявления). Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Органы чувств — это средства приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг.

Слайд 7. Отдельные свойства объектов окружающего мира вызывают у нас ощущения. Например, мы ощущаем запах цветка, вкус земляники, тепло или холод.

Слайд 8. Каждый объект имеет не одно, а множество свойств. Поэтому объект мы узнаем не по одному ощущению (сладкий или гладкий), а по их совокупности. Например: желтый, овальный, кислый, сочный, ароматный – это лимон;

Зеленая, колючая, пахнет смолой – елка.

Слайд 9. Восприятие это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. Оно складывается из отдельных ощущений.

Предположим вас угостили яблоком. С помощью глаз вы воспринимаете его форму и цвет, с помощью языка определяется кислое оно или сладкое, с помощью носа ощущаете его аромат. В результате создается целостное отражение этого объекта.

Но восприятие одного и того же объекта разными людьми может быть различным. Например, взглянув на зеленый луг, биолог увидит различные виды растений, а фермер прикинет сколько с него можно получить сена. Из этого примера видно, что восприятие каждого человека очень сильно переплетается с его прежним опытом и знаниями.

Слайд 10. Давайте обсудим. Как, по-вашему мнению, воспринимает картину Исаака Левитана «Владимирка»: художник; биолог; географ; водитель.

Ученики: высказывают свои предположения. (несколько учеников)

Слайд 11. Услышав слово «снег», каждый из нас может мысленно его представить, описать его свойства. Представление – это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее.

Вывод. С помощью органов чувств мы познаем отдельные предметы и явления окружающего мира. Такое познание называют чувственным познанием. Возможности чувственного познания ограничены.

Слайд 12. Познать законы окружающего мира, построить планы на будущее, сделать прогноз погоды или научное открытие нам помогает мышление. Во все времена умение правильно мыслить играло важную роль в жизни каждого человека.

Слайд 13. Формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, умозаключения. Остановимся на каждом поподробнее.

Слайд 14.Понятие – это форма мышления, которая отражает совокупность существенных признаков объекта или нескольких объектов. Примеры понятий: компьютер, учебник, тетрадь, мороз, персональный компьютер, кодирование информации, звуковая информация

Понятиями мы пользуемся, когда думаем

Слайд 15. Суждение это форма мышление, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах и их признаках.

Слайд 16. Примеры суждений: Москва больше Санкт-Петербурга. Некоторые ученики нашего класса поют в школьном хоре. Все мальчики любят играть
в футбол.

Слайд 17. Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений по определенным правилам вывода получается новое суждение.

Слайд 18. Питьевую воду, которую мы берем из непроверенного источника, необходимо кипятить.

В походе нет возможности проверить качество воды в обнаруженном источнике.

Следовательно, в походе необходимо кипятить воду.

Слайд 19. Обсудим, самое главное на уроке:

  • Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников.

  • Сообщение, полученное человеком, может пополнить его знания, если содержащиеся в нём сведения являются для человека понятными и новыми.

  • Существуют две формы получения знаний о реальной действительности: чувственное и логическое познание.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний

Первичная проверка понимания изученного

Учитель: Для того чтобы закрепить материал мы выполним задания, но прежде чем приступить к выполнению обсудим, что мы сегодня узнали.

Слайд 20,21

1.Информативны ли для вас следующие сообщения: «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов» и «Термин мультимедиа означает объединение текста, звука, графики и видео в одном документе»?
Ответ обоснуйте.

2.Какими средствами приема сигналов из внешнего мира обладает человек?

3.Какие ощущения вы испытывали, купаясь летом в реке?

4.Из чего складываются восприятия? Приведите пример.

5.Каково ваше представление о носителях информации? Опишите их.

6. Пяти гномам показали 3 красных и 4 синих капюшона. В темноте на них надели 3 красных и 2 синих капюшона, а остальные спрятали. Кто из гномов может определить цвет надетого на него капюшона? (цвет надетого на него капюшона может определить любой из двух гномов
в синих капюшонах.)

Ученики: Обдумывают вопросы, дают ответы, используя новые понятия.

Учитель: Переходим к выполнению практического задания.

Задание

Ответы

Ученики: Выполняют задание.


Проконтролировать степень усвоения учащимися темы «Технологии мультимедиа»

Рефлексия

Подведение итогов урока

Учитель: Итак, какая тема урока была у нас сегодня?

Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

Ученики: Отвечают на вопросы учителя.

Учитель выставляет оценки за работу на уроке.

Подвести итоги работы, дать учащимся возможность проанализировать результаты своей работы

Запись домашнего задания

Учитель: Открываем дневники и записываем домашнее задание. Параграф 7. пересказ, ответить на вопросы в конце параграфа

Ученики: Записывают задание в дневник

Обеспечить понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания




























































Практическое задание

Задание 1 Чем является информация для человека?
Решение
Информация для человека - это знания, которые он получает из различных источников.
С помощью информации человек познает окружающий мир.

Задание 2 Каким должно быть сообщение, чтобы оно пополнило ваши знания?
Решение
Для того чтобы сообщение пополнило наши знания оно должно:
1) с помощью ранее известного рассказывать что-то новое;
2) быть передано на известном языке.

Задание 3 Назовите два основные формы познания мира?
Решение. Чувственное и логическое (абстрактное мышление)

Задание 4 Дайте определение ощущению, восприятию и представлению?
Решение. Ощущение -  это отдельные свойства объектов окружающего мира. Восприятие - это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. Представление - чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее.

Задание 5 Дайте определение понятию мышления?
Решение Мышление – сознательный процесс  переработки и усвоения информации.

Задание 6 Что такое понятие? Приведите примеры понятий из повседневной жизни, а также из курсов математики, русского языка, истории, географии и информатики.
Решение
Понятие - это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного объекта или некоторого множества объектов.
В математике - формула периметра прямоугольника P = 2 * (a * b);
В русском - сложные предложения;
В истории - рыцарь - это почётный титул в средневековой Западной Европе.;
В географии - виды почв;
В информатике - бит - мельчайшая единица измерения информации.


Задание 7 Дайте определение суждению и умозаключению?
Решение. Суждение – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах, признаках или отношениях объектов. Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений мы по определенным правилам вывода получаем суждение-заключение.

Задание 8 Приведите 2-3 примера суждений, в которых речь идет об объектах, изучаемых на уроках информатики.
Решение
Процессор находится в системном блоке.
Байт равен 8 битам.

Задание 9 Сделайте умозаключения.
а) Все ученики, которые учатся в первую смену, приходят в школу в 8 часов. Серёжа учится в первую смену. Когда приходит в школу Серёжа?
Решение
а) если Сережа учится в 1 смену, а все кто учится в первую смену должны приходить к 8 часов утра, значит Сережа тоже должен приходить к 8 часам.






Сохранить у себя:
Как мы познаем окружающий мир

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки