ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
По теме
«Измерение информации»
ФИО: Ветошкина Наталья Владимировна
Место работы: МБОУ «Кезская СОШ №1», п. Кез, Удмуртская Республика
Должность: учитель
Предмет: Информатика
Класс: 7
Тема «Информация и информационные процессы», номер урока в теме – 7
Базовый учебник: Информатика. 7кл._Босова Л.Л_2016
Цель урока: Изучить основные единицы измерения информации, алфавитный подход к измерению информации.
Планируемые результаты | Личностные: Создать условия для формирования навыков корректного общения со сверстниками и умения отстаивать свою точку зрения во время групповой работы. | Метапредметные: Способствовать развитию умений планировать свою деятельность, применять полученные знания в измененной ситуации. | Предметные: Закрепить знания об информации, ее свойствах, единицах измерения информации и информационных процессах; Закрепить навыки решения задач по теме «Алфавитный подход к определению количества информации». |
Формируемые УУД: | Регулятивные: - способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке; - умение применять полученные знания на практике - осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе работы и обоснование способов их исправления. | Личностные: - самоорганизация; - умение рассуждать, излагать свои мысли, делать вывод; - умение выделять главное, делать вывод; - овладение нормами и правилами организации труда; - развитие ответственности за качество своей деятельности; - развитие самооценки; - развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности. | Познавательные: - умение анализировать, выделять и формулировать задачу; - умение осознанно строить речевое высказывание; - анализ и синтез; - умение анализировать, выделять и формулировать задачу; - формирование основных понятий; - умение ориентироваться в понятиях. |
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Формы работы обучающихся: фронтальная форма, работа в парах
Техническое оборудование и наглядные средства обучения: компьютер, проектор, видеоурок «Измерение информации», плакат «N=2i», плакат «I=K*i» (приложение 1)
| Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока |
1 | I. Организационный | приветствие; проверка явки учащихся; проверка готовности учащихся к уроку; настрой учащихся на работу. | - приветствуют учителя; - визуально контролируют свою готовность к уроку; - рассаживаются на рабочие места. | Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. |
2 | II. Актуализации знаний ( 0 - 2 балла за каждое задание) | Раздаёт набор гексов с надписями «информация», «сведения о», «явлениях», «событиях», «предметах», «процессах окружающего мира», «виды информации», «визуальная», «аудиальная», «обонятельная», «вкусовая», «тактильная», пустые гексы, «свойства информации», «объективность», «достоверность», «полнота», «актуальность», «полезность», «понятность». Задание 1: Составить понятие «ИНФОРМАЦИЯ». Задание 2: Сгруппировать гексы и выложить их к граням нужных шестиугольников «ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ ПО ВОСПРИЯТИЮ» и дополнить своими примерами. Задание 3: Сгруппировать гексы и выложить их к граням нужных шестиугольников «СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ» и дополнить краткими расшифровками каждого свойства. | Работа в парах: Предполагаемые ответы учащихся (приложение 2) | Личностные: умение рассуждать, излагать свои мысли, делать вывод. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем. Познавательные: умение анализировать; выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание. |
3 | III. Формулирование темы и целей урока.(по 1 баллу за каждый ответ) | Как измерить: А) расстояние Б) массу В) температуру Г) информацию Как вы думаете, какой будет тема урока? Назовите цели: |
- с помощью линейки в мм, см, м, км - с помощью весов в г, кг, ц, т - с помощью термометра в градусах - затрудняются ответить - «Измерение информации» - узнать об измерении информации, научиться ее измерять | Познавательные: анализ и синтез. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своих мнений |
4 | IV. Первичное усвоение новых знаний | Видеоурок «Измерение информации». Узнай об измерении информации. Запиши в тетрадь. | Записывают в тетрадь: Для измерения информации в сообщении применяется алфавитный подход, в котором не учитывается содержание сообщения. При алфавитном подходе к измерению информации, учитывается количество символов в сообщении К, мощность алфавита N и информационный вес одного символа i. Объем информации в сообщении вычисляется по формуле I=K*i, где i можно вычислить из соотношения N= 2i. За минимальную единицу измерения принят 1 бит. | Личностные: умение выделять главное, делать вывод. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем. Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; |
6 | V. Углубление в тему (1 балл) | Работа с учебником. Узнай о соотношении единиц измерения информации | Работают с учебником на с. 47. Записывают в тетрадь: Кроме минимальной единицы измерения информации применяются и более крупные: 1байт= 8 бит, 1Кбайт = 1024 байтам, 1Мбайт = 1024 Кбайт, 1 Гбайт = 1024 Мбайт, 1 Тбайт = 1024 Гбайт, 1 Пбайт = 1024 Тбайт. Записывают степени двойки: 20=1 21=2 22=4 23=8 24=16 25=32 26=64 27=128 28=256 29=512 210=1024 | Коммуникативные УУД: формирование владения монологической и диалогической формами речи с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка Познавательные УУД: формирование основных понятий |
7 | VI. Первичное применение новых знаний (0 - 6 баллов) | Выполни задания вместе с учителем: Заполни пропущенные клетки: 16 бит = ……байт 512 бит = ……байт 128 бит = ……Кбайт 1536 бит = ……Кбайт ……Мбайт=2048 Кбайт ……Гбайт=6144 Мбайт | Выполнение заданий | Личностные: овладение нормами и правилами организации труда; развитие ответственности за качество своей деятельности Регулятивные: умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе работы и обоснование способов их исправления Познавательные: умение ориентироваться в понятиях. Коммуникативные выражение своих мыслей, аргументация своих мнений; умение слушать других и быть готовым принять другую точку зрения. |
8 | VII. Рефлексия. | Оцени себя: | - подсчитывают баллы, выставляют оценку в «Лист самооценки» (приложение 3) | Личностные УУД: - развитие самооценки |
9 | VIII. Домашнее задание. | Записывает на доске домашнее задание П. 1.6 стр. 45-48 читать, задания 5, 7, 8, 10 (стр. 49-50) письменно | Получают инструкции от учителя к выполнению домашнего задания, записывают в дневник. | Личностные УУД: - развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности |
Приложение 1
Приложение 2
Ответ на задание 1:
О твет на задание 2:
Ответ на задание 3:
Приложение 3:
Лист самооценки _______________________________________________________
Понятие «Информации» | Виды информации по восприятию | Свойства информации | Формулировка темы урока, целей урока | Работа с учебником | Выполнение упражнений | Сумма баллов |
0 – 2 балла | 0 – 2 балла | 0 – 2 балла | 0 – 4 балла | 0 – 2 балла | 0 – 6 баллов | |
| | | | | | |
Оценка: | |
16-18 баллов – оценка «5»
13-15 баллов – оценка «4»
9-12 баллов – оценка «3»
Менее 9 баллов – оценка «2»