Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 8 класса в форме ОГЭ

Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 8 класса в форме ОГЭ предназначена для учащихся, занимающихся по учебнику Т.А. Ладыженской. Материал содержит 6 вариантов работы с тестами разных авторов, ключи к тестам, лист-опросник и схему анализа контрольной работы.

Содержимое разработки



Итоговая контрольная работа по русскому языку (промежуточная аттестация)

за 2017-2018 учебный год

8 класс

Вариант 1

(1)Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? (2)— Сильным, храбрым, мужест­венным, умным, находчивым, бесстрашным... (3)И никто не ска­зал: добрым. (4)Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? (5)Почему мальчишки даже стесняются своей доброты? (6)Ведь без доброты — подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаёт другому, — невозможна душевная красота. (7)Я задумывался также над тем, почему у маль­чишек меньше доброты, чем у девочек? (8)Может быть, это лишь кажется? (9)Нет, это действительно так. (10)Девочка более добра, отзывчива, ласкова, наверное, потому, что с малых лет в ней жи­вёт ещё неосознанный инстинкт материнства. (11)Чувство заботы о жизни утверждается в её сердце задолго до того, как она стано­вится творцом новой жизни. (12)Корень, источник доброты — в со­зидании, в творчестве, в утверждении жизни и красоты. (13)Доброе неразрывно связано с красотой.

(14)Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доб­рожелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красо­те окружающего мира. (15)Добрые чувства, эмоциональная куль­тура — это средоточие человечности. (16)Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с по­знанием первых и важнейших истин, одновременно с пережива­нием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. (17) В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств.

(18) Если ребёнку безразлично, что в сердце его товарища, друга, матери, отца, любого соотечественника, с которым он встретился, если ребёнок не умеет видеть в глазах другого человека то, что у него на сердце, — он никогда не станет настоящим человеком. (19)Я стре­мился так отточить у своих воспитанников чуткость сердца, чтобы они видели чувства, переживания, радости и горести в глазах людей, с которыми соприкасаются не только повседневно, но и «случайно». (20)Мы с детьми возвращались из лесу. (21)Видим, у дороги сидит на траве дедушка. (22)Он чем-то расстроен. (23)«Что-то случилось у человека, — говорю я детям. (24)— Может быть, он заболел в доро­ге? (25)Может быть, что-то потерял?»

(26)Подходим к старику, спрашиваем: (27)«Чем вам помочь, де­душка?» (28)Старик тяжело вздыхает. (29)«Спасибо, дети, — говорит он, — как бы вы ни хотели мне помочь — не сможете. (ЗО)Горо у меня большое. (31)Старуха умирает в больнице. (32)Вот еду к ней, ожидаю автобуса. (ЗЗ)Помочь вы не поможете, а всё же легче: есть на свете хорошие люди». (34)Дети притихли, умолкло беззаботное щебетанье. (35)Домой они расходились под впечатлением печаль ных слов старика. (Зб)Собирались ещё поиграть немного, но как-то само собой получилось, что забыли об игре, разошлись по домам.

(37)Учить чувствовать — это самое трудное, что есть в воспита­нии. (38)Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливо­сти — это дружба, товарищество, братство. (39)Ребёнок чувствует тончайшие переживания другого человека тогда, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей. (40)Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека.

(По В. Сухомлинскому*)



* Сухомлинский Василий Александрович (1918—1970) педагог, член-коррес- пондент Академии педагогических наук СССР (1957), кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы Украинской ССР, Герой Социалистического Труда. С1948года — директор Павлышской средней школы. Автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвященных воспитанию и обучению молодежи.








Задания А1 – А6 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста, из четырех предложенных вам вариантов выберите один верный.

А1 На какой вопрос в тексте нет ответа?

  1. Почему мальчишки стесняются своей доброты?

  2. Почему девочки более добрые, отзывчивые и ласковые?

  3. Когда человек должен пройти эмоциональную школу?

  4. Что самое трудное в воспитании?

А2 В каком предложении содержится информация, необходи­мая для обоснования ответа на вопрос «В чём заключается источник доброты?»

    1. (6)Ведь без доброты — подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаёт другому, — невозможна душевная красота.

    2. (10)Девочка более добра, отзывчива, ласкова, наверное, пото­му, что с малых лет в ней живёт ещё неосознанный инстинкт материнства.

    3. (12)Корень, источник доброты — в созидании, в творчестве, в утверждении жизни и красоты.

    4. (15)Добрые чувства, эмоциональная культура — это средото­чие человечности.

А3 О чём свидетельствует информация, заключённая в предло­жениях 26—36?

      1. Дети расстроились, что не смогли помочь старику.

      2. Дети забыли о том, что хотели поиграть.

      3. Горе старика вызвало в детях чувство сопереживания.

      4. Дети устали после прогулки в лесу и разошлись по домам.


А4 В каком предложении нет синонимов?

        1. (2)— Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчи­вым, бесстрашным...

        2. (4)Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестя­ми, как мужество и храбрость?

        3. (10)Девочка более добра, отзывчива, ласкова, наверное, пото­му, что с малых лет в ней живёт ещё неосознанный инстинкт материнства.

        4. (40)Подлинная любовь рождается только в сердце, пережив­шем заботы о судьбе другого человека.


А5 В каком словосочетании оба слова употреблены в прямом значении?

          1. сотни ответов (предложение 1)

          2. теплоты сердца (предложение 6)

          3. утверждается в сердце (предложение 11)

          4. отточить чуткость (предложение 19)


А6 В каком варианте ответа нет метафоры?

  1. (7)Я задумывался также над тем, почему у мальчишек меньше доброты, чем у девочек?

  2. (14)Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира.

  3. (17)В детстве человек должен пройти эмоциональную шко­лу — школу воспитания добрых чувств.

  4. (38)Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливо­сти — это дружба, товарищество, братство.


Задания В1 – В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы к заданиям этой части записывайте словами или цифрами.


В1 Замените слово щебетанье в предложении 34 синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Из предложений 26—33 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

В3 Из предложений 19-25 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется её значением.

В4 Из предложений 14—17 выпишите слово, в котором право­писание суффикса (Н или НН) определяется тем, что это краткое страдательное причастие прошедшего времени

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозна­чающие запятые при вводных словах

Видим,(1) у дороги сидит на траве дедушка. Он чем-то расстроен. «Что-то случилось у человека,(2) — говорю я детям. — Может быть,(3) он заболел в дороге? Может быть,(4) что-то потерял?»

В6 Замените словосочетание ответов мальчишек (предложе­ние 1), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите полу­чившееся словосочетание.

В7 Из предложения 10 выпишите грамматическую(-ие) осно- ву(-ы).

В8 Среди предложений 26-33 найдите предложения с обраще­нием. Напишите номера этих предложений.

В9 Среди предложений 35—40 найдите предложение с обособ­ленным определением. Напишите номер этого предложения.





































Итоговая контрольная работа по русскому языку (промежуточная аттестация)

за 2017-2018 учебный год

8 класс

Вариант 2

(1)А в чём самая большая цель жизни? (2)Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. (3)А добро — это прежде всего счастье всех людей. (4)Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ста­вит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. (5)Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. (6)Многое, как я уже гово­рил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.

(7)Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. (8)Постепенно расширяясь, его привязан­ности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. (9)А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нель­зя останавливаться и надо любить в человеке человека. (11)Надо быть патриотом, а не националистом. (11)Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. (12)Нет необходи­мости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. (13)Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. (14)В первом — любовь к своей стране, во втором — ненависть ко всем другим.

(15)Болышая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широ­кий круг вопросов.

(16)Это как круги на воде. (17)Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. (18)Любовь же и дружба, разрастаясь и рас­пространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

(Д. Лихачёв *)

* Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906—1999) — российский учёный-литерату­ровед, историк культуры, текстолог, публицист, общественный деятель. В1928— 1932 был репрессирован: за участие в научном студенческом кружке Лихачёв был арестован и сидел в Соловецком лагере.


Задания А1 – А6 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста, из четырех предложенных вам вариантов выберите один верный.

А1 На какой вопрос в тексте нет ответа?

]) Какие качества зарождаются в человеке с детства?

    1. Что такое патриотизм?

    2. Чем патриотизм отличается от национализма?

    3. С чего начинается большая цель добра?

А2 В каком предложении содержится информация, необходи­мая для обоснования ответа на вопрос «Что такое добро?»

      1. (3)А добро — это прежде всего счастье всех людей.

      2. (4)Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит пе­ред человеком задачу, которую нужно уметь решать.

      3. (5)Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о круп­ном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять.

      4. (15)Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов.


А3 Какова основная информация, заключённая в предложени­ях первого абзаца (1 — 6)?

        1. Каждый должен увеличивать добро в окружающем нас мире.

        2. Человеку можно сделать добро и в мелочи.

        3. Мелочь и крупное нельзя разделять.

        4. С мелочей начинается многое.

А4 В каком предложении содержатся антонимы?

          1. (6)Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарож­дается в детстве и в близком.

          2. (11)Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, по­тому что любишь свою.

          3. (12)Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот.

4)(13)Между патриотизмом и национализмом глубокое различие.

А5 В каком значении употреблено слово националист в пред­ложении 10?

    1. человек, любящий свою родину

    2. человек, противопоставляющий свою нацию другим

    3. человек, проповедующий войну

    4. человек, любящий людей

А6 В каком варианте ответа средством речевой выразительно­сти является градация?

      1. (8)Постепенно расширяясь, его привязанности распростра­няются на школу, село, город, всю свою страну.

      2. (9)А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

      3. (15)Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов.

4)(18)Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а че­ловек, их центр, мудрее.

Задания В1 – В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы к заданиям этой части записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово слагается в предложении 4 синонимом. На­пишите этот синоним.

В2 Из предложений 1—4 выпишите слово с чередующейся глас­ной в корне.

В3 Из предложений 16—18 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце ее пи­шется буква, обозначающая звонкий согласный звук».

В4 Из предложений 7—9 выпишите слово, в которых право­писание личного окончания определяется тем, что это гла­гол II-го спряжения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном предложении.

Многое,(1) как я уже говорил,(2) начинается с мелочей,(3) зарождается в детстве и в близком.

В6 Замените словосочетание цель жизни (предложение 1), по­строенное на основе управления, синонимичным словосо­четанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

В7 Из предложения 17 выпишите грамматическую основу.

В8 Среди предложений 1—6 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

В9 Среди предложений 7—14 найдите предложение с обособ­ленным обстоятельством. Напишите номер этого предложе­ния.



























Итоговая контрольная работа по русскому языку (промежуточная аттестация)

8 класс

Вариант 3

(1)Лувр отапливался калориферами1. (2)Из врезанных в пол красивых медных решёток дует горячий ветер. (3)Он чуть попахи­вает пылью. (4)Если прийти в Лувр пораньше, тотчас после откры­тия, то вы увидите, как то тут, то там на этих решётках неподвижно стоят люди, главным образом старики и старухи.

(5)Это греются нищие. (6)Величавые и зоркие луврские сторо­жа их не трогают. (7)Они делают вид, что просто не замечают этих людей, хотя, например, закутанный в рваный серый плед старик нищий, похожий на Дон-Кихота, застывший перед картинами Де­лакруа, не может не броситься в глаза. (8)Посетители тоже как буд­то ничего не замечают. (9)Они только стараются поскорее пройти мимо безмолвных и неподвижных нищих.

(10)0собенно мне запомнилась маленькая старушка с дрожащим испитым лицом, в давно потерявшей чёрный цвет, порыжевшей от времени, лоснящейся тальме2. (11)Такие тальмы носила ещё моя бабушка, несмотря на вежливые насмешки всех её дочерей — моих тётушек. (12)Даже в те далёкие времена тальмы вышли из моды.

(13)Луврская старушка виновато улыбалась и время от време­ни начинала озабоченно рыться в потёртой сумочке, хотя было со­вершенно ясно, что в ней нет ничего, кроме старого рваного пла­точка. (14)Старушка вытирала этим платочком слезящиеся глаза. (15)В них было столько стыдливого горя, что, должно быть, у мно­гих посетителей Лувра сжималось сердце.

(16) Ноги у старушки заметно дрожали, но она боялась сойти с калориферной решётки, чтобы её тотчас же не занял другой.

(17)Пожилая художница стояла невдалеке за мольбертом и пи­сала копию картины Боттичелли. (18)Художница решительно по­дошла к стене, где стояли стулья с бархатными сиденьями, пере­несла один тяжёлый стул к калориферу и строго сказала старушке:

    1. — Садитесь!

    2. — Мерси, мадам, — пробормотала старушка, неуверенно села и вдруг низко нагнулась — так низко, что издали казалось, будто она касается своих колен.

    3. Художница вернулась к своему мольберту. (22)Служитель пристально следил за этой сценой, но не двинулся с места.

(23)Болезненная красивая женщина с мальчиком лет восьми шла впереди меня. (24)Она наклонилась к мальчику и что-то ему сказала. (25)Мальчик подбежал к художнице, поклонился ей в спи­ну, шаркнул ногой и звонко сказал:

      1. — Мерси, мадам!

      2. Художница, не оборачиваясь, кивнула. (28)Мальчик бро­сился к матери и прижался к её руке. (29)Глаза у него сияли так, будто он совершил геройский поступок. (30)Очевидно, это было действительно так. (31)Он совершил маленький великодушный по­ступок и, должно быть, пережил то состояние, когда мы со вздохом говорим, что «гора свалилась с плеч...»

(К. Паустовский)

Калорифер — прибор для нагревания воздуха.

2 Тальма — женская длинная накидка без рукавов.

Паустовский Константин Георгиевич (1892—1968) — русский советский писатель. Родился в Москве. После революции много ездил по стране, бывал в Кие­ве, служил в Красной Армии, уехал в Одессу, где работал в газете «Моряк». Здесь попал в среду молодых писателей, среди которых были Катаев, Ильф, Бабель, Багрицкий и др. Много путешествовал.

Задания А1 – А6 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста, из четырех предложенных вам вариантов выберите один верный.

А1 На какой вопрос в тексте нет ответа?

  1. Что такое Лувр и где он находится?

  2. Что делала в Лувре пожилая художница?

  3. Как относились луврские сторожа к нищим?

  4. Чем запомнилась рассказчику маленькая старушка?

А2 В каком фрагменте текста содержится информация, необ­ходимая для обоснования ответа на вопрос «В чём заклю­чался великодушный поступок мальчика?»

    1. (25)Мальчик подбежал к художнице, поклонился ей в спину, шаркнул ногой и звонко сказал:

(26)— Мерси, мадам!

    1. (28)Мальчик бросился к матери и прижался к её руке.

    2. (29)Глаза у него сияли так, будто он совершил геройский по­ступок.

4) (31)Он совершил маленький великодушный поступок и, должно быть, пережил то состояние, когда мы со вздохом го­ворим, что «гора свалилась с плеч...»

А3 О чём свидетельствует информация, заключённая в предло­жении 20?

1) Старушке было тяжело сидеть.

      1. Старушке было стыдно и горестно, что она находится в таком состоянии.

      2. Она боялась, что её стул займёт другой нищий.

      3. Старушка не хотела никого видеть и заснула.

А4 В каком из приведённых ниже фрагментов текста содержит­ся противопоставление?

        1. (4)Если прийти в Лувр пораньше, тотчас после открытия, то вы увидите, как то тут, то там на этих решётках неподвиж­но стоят люди, главным образом старики и старухи. (5)Это греются нищие.

        2. (13)Луврская старушка виновато улыбалась и время от вре­мени начинала озабоченно рыться в потёртой сумочке, хотя было совершенно ясно, что в ней нет ничего, кроме старого рваного платочка.

        3. (18)Художница решительно подошла к стене, где стояли сту­лья с бархатными сиденьями, перенесла один тяжёлый стул к калориферу и строго сказала старушке: (19)— Садитесь!

        4. (20)— Мерси, мадам, — пробормотала старушка, неуверенно села и вдруг низко нагнулась — так низко, что издали каза­лось, будто она касается своих колен.


А5 В каком значении употреблено слово зоркие в предложе­нии 6?

          1. с острым зрением

          2. хорошо видящие вдаль

          3. злые

А6 В каком варианте ответа нет фразеологизма?

  1. (7)Они делают вид, что просто не замечают этих людей, хотя, например, закутанный в рваный серый плед старик нищий, похожий на Дон-Кихота, застывший перед картинами Делак­руа, не может не броситься в глаза.

  2. (15)В них было столько стыдливого горя, что, должно быть, у многих посетителей Лувра сжималось сердце.

  3. (29)Глаза у него сияли так, будто он совершил геройский поступок.

4)(31)Он совершил маленький великодушный поступок и, должно быть, пережил то состояние, когда мы со вздохом го­ворим, что «гора свалилась с плеч...»

Задания В1 – В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы к заданиям этой части записывайте словами или цифрами.

В1 Замените стилистически окрашенный фразеологизм гора свалилась с плеч в предложении31 нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.


В2 Из предложений 1—10 выпишите слово(-а) правописание корня в котором(-ых) определяется правилом «После шипя­щей под ударением в корне пишется Ё, если в родственных словах или формах слов пишется Е».



В3 Из предложений 10—11 выпишите слова, приставки в кото­рых всегда пишутся одинаково(не изменяются на письме).



В4 Из предложений 20-25 выпишите слова, в которых пра­вописание суффикса (Н или НН) определяется правилом «В суффиксе наречия пишется столько Н, сколько их было в прилагательном, от которого наречие образовано».



В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном(-ых) слове(-ах).

Они делают вид,(1) что просто не замечают этих людей, (2) хотя,(3) например, (4) закутанный в рваный серый плед ста­рик нищий, (5) похожий на Дон Кихота, (6) застывший перед картинами Делакруа, (7) не может не броситься в глаза.

В6 Замените словосочетание луврские сторожа (предложение 6), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.


В7 Из предложения 9 выпишите грамматическую основу.


В8 Среди предложений 19 – 22 найдите предложение с обращением. Напишите номер этого предложения.


В9 Среди предложений 10 – 13 найдите предложение с обособленным дополнением. Напишите номер этого предложения.













































Диагностическая контрольная работа по русскому языку в 8 классе

Вариант 4

  1. Прошло три года.

(2)Многочисленная публика собралась в Киеве слушать ориги­нального музыканта. (3)Он был слеп, но молва передавала чудеса о его музыкальном таланте и его личной судьбе. (4)Говорили, будто в детстве он был похищен из зажиточной семьи бандой слепцов, с которыми бродил, пока известный профессор не обратил внима­ния на его замечательный музыкальный талант. (5)Другие переда­вали, что он сам ушёл из семьи к нищим из каких-то романтиче­ских побуждений. (6)Как бы то ни было, зала была набита битком. 7)В зале настала глубокая тишина, когда на эстраде появил­ся молодой человек с красивыми большими глазами и бледным лицом. (8)Никто не признал бы его слепым, если б эти глаза не были так неподвижны и если б его не вела молодая белокурая дама, как говорили, жена музыканта.

(9)Южнорусская публика вообще любит и ценит свои родные мелодии, но здесь даже разношёрстная толпа была сразу захваче­на глубокой искренностью выражения. (10)Живое чувство родной природы, чуткая оригинальная связь с непосредственными источ­никами народной мелодии сказывались в импровизации, которая лилась из-под рук слепого музыканта. (11)Богатая красками, гиб­кая и певучая, она бежала звонкою струёй, то поднимаясь торже­ственным гимном, то разливаясь задушевным грустным напевом...

(12) Когда он смолк, гром рукоплесканий охваченной восторгом толпы наполнил громадную залу. (13)Слепой сидел с опущенною головой, удивлённо прислушиваясь к этому грохоту. (14)Но вот он опять поднял руки и ударил по клавишам. (15)Многолюдная зала мгновенно притихла.

(16)В эту минуту вошёл Максим. (17)Старик слушал и ждал. (18)Он больше, чем кто-нибудь другой в этой толпе, понимал жи­вую драму этих звуков...

(19)И вдруг сердце Максима упало. (20)Из-под рук музыкан­та опять, как и некогда, вырвался стон. (21)Вырвался, прозвенел и замер. (22)И опять живой рокот, всё ярче и сильнее, сверкающий и подвижный, счастливый и светлый. (23)Это уже не одни стоны личного горя, не одно слепое страдание. (24)На глазах старика по­явились слёзы. (25)Слёзы были и на глазах его соседей.

(26)«Он прозрел, да, это правда — он прозрел, — думал Мак­сим. (27) — Да, он прозрел... (28)На месте слепого и неутолимого эгоистического страдания он носит в душе ощущение жизни, он чувствует и людское горе, и людскую радость, он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных...»

(29)И старый солдат всё ниже опускал голову. (ЗО)Вот и он сделал своё дело, и он недаром прожил на свете, ему говорили об этом пол­ные силы властные звуки, стоявшие в зале, царившие над толпой...

(По В. Короленко)

Короленко Владимир Галактионович (1853—1921) русский писатель украинского происхождения, журналист, публицист, общественный деятель,заслуживший признание своей правозащитной деятельностью. Значительная часть литературных произведений писателя навеяна впечатлениями о детстве, проведённом на Украине. Основные произведения — «История моего современни­ка», «В дурном обществе. Из детских воспоминаний моего приятеля», «Слепой музыкант».











Задания А1 – А6 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста, из четырех предложенных вам вариантов выберите один верный.

А1 Какая тема не затрагивается в тексте?

  1. История личной жизни слепого музыканта.

  2. Отношение южнорусской публики к своим родным мелодиям.

  3. История жизни Максима.

  4. Впечатление, производимое музыкой слепого музыканта.

А2 В каком предложении содержится информация, необходи­мая для обоснования ответа на вопрос

«Почему сердце Мак­сима упало?»

    1. (11)Богатая красками, гибкая и певучая, она бежала звонкою струёй, то поднимаясь торжественным гимном, то разливаясь задушевным грустным напевом...

    2. (18)Он больше, чем кто-нибудь другой в этой толпе, понимал живую драму этих звуков...

    3. (20)Из-под рук музыканта опять, как и некогда, вырвался стон.

    4. (24)На глазах старика появились слёзы.

A3 О чём свидетельствует информация, заключённая в предло­жениях 26—27?

      1. Слепой музыкант стал видеть.

      2. Музыкант, как всякий слепой человек, очень эгоистичен.

      3. Музыкант чувствует переживания людей.

      4. Слепой музыкант стал очень хорошо играть.


А4 В каком из предложений используются антонимы?

  1. (3)Он был слеп, но молва передавала чудеса о его музыкаль­ном таланте и его личной судьбе.

  2. (5)Другие передавали, что он сам ушёл из семьи к нищим из каких-то романтических побуждений.

  3. (7)В зале настала глубокая тишина, когда на эстраде появился молодой человек с красивыми большими глазами и бледным лицом.

  4. (28) На месте слепого и неутолимого эгоистического страда­ния он носит в душе ощущение жизни, он чувствует и люд­ское горе, и людскую радость, он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных...»

А5 В каком значении употреблено слово глубокой в предложе­нии 9?

    1. имеющая большую глубину

    2. отдалённая, глубинная

    3. большая и сильная

    4. тщательно скрытая

А6 В каком варианте ответа средством речевой выразительно­сти является парцелляция?

      1. (18)Он больше, чем кто-нибудь другой в этой толпе, пони­мал живую драму этих звуков... (19)И вдруг сердце Максима упало.

      2. (20)Из-под рук музыканта опять, как и некогда, вырвался стон. (21)Вырвался, прозвенел и замер.

      3. (24)На глазах старика появились слёзы. (25)Слёзы были и на глазах его соседей.

      4. (26)«Он прозрел, да, это правда — он прозрел, — думал Мак­сим. (27) —Да, он прозрел...»




Задания В1 – В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы к заданиям этой части записывайте словами или цифрами.

В1 Замените стилистически окрашенный фразеологизм серд­це упало в предложении 19 нейтральным словом-синонимом. Напишите этот синоним.


В2 Из предложений 2-4 выпишите слово с двойной согласной в корне.


В3 Из предложений 12—15 выпишите слова, правописание при­ставки в которых зависит от их значения.

В4 Из предложений 10—13 выпишите слова, в которых право­писание суффикса (Н или НН) определяется тем, что это полные страдательные причастия прошедшего времени.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном предложении.

Никто не признал бы его слепым, (1) если б эти глаза не были так неподвижны и если б его не вела молодая белокурая дама,(2) как говорили,(3) жена музыканта.

В6 Из предложения 15 выпишите словосочетание со связью примыкание.

В7 Из предложения 2 выпишите грамматическую основу.

В8 Среди предложений 9—13 найдите предложение с обособ­ленным определением. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 17—25 найдите предложения с однород­ными членами. Напишите номера этих предложений.







































Итоговая контрольная работа по русскому языку в 8 классе

Вариант 5

(1)Я ушёл далеко за город. (2)По краям дороги, за развесистыми вётлами, волновалась рожь и тихо трещали перепела; звёзды теп­лились в голубом небе.

(3)В такие ночи, как эта, мой разум замолкает, и мне начинает казаться, что у природы есть своя единая жизнь, тайная и неуло­вимая, что за изменяющимися звуками и красками стоит какая-то вечная, неизменная и до отчаяния непонятная красота. (4)Я чувствую — эта красота недоступна мне, и то немногое, что она мне даёт, заставляет только мучиться по остальному.

(5)Справа, над светлым морем ржи, темнел вековой сад бар­ской усадьбы. (6)Над рожью слышалось как будто чьё-то широкое, сдержанное дыхание; в тёмной дали чудились то песня, то всплеск воды, то слабый стон. (7)Тёплый воздух тихо струился, звёзды ми­гали, как живые. (8)Всё дышало глубоким спокойствием; каждый колебавшийся колосок, каждый звук как будто чувствовал себя на месте, и только я стоял перед этой ночью, одинокий и чуждый всему.

(9)Меня потянуло в тёмную чащу лип. (10)Из людей я там ни­кого не встречу: это усадьба старухи помещицы Ярцевой, и с нею живёт только её сын-студент. (11)Он застенчив и молчалив, но ему редко приходится сидеть дома. (12)Говорят, он замечательно играет на скрипке и его московский учитель профессор сулит ему вели­кую будущность.

(13)Усталый, с накипавшим в душе глухим раздражением, я присел на скамейку. (14)Вдруг где-то недалеко за мной разда­лись звуки настраиваемой скрипки. (15)Я с удивлением оглянул­ся: за кустами акаций белел небольшой флигель, и звуки неслись из его раскрытых настежь, неосвещённых окон. (1б)3начит, моло­дой Ярцев дома... (17)Музыкант стал играть. (18)Я поднялся, чтобы уйти: грубым оскорблением окружающему казались мне эти искус­ственные человеческие звуки.

(19)Странная это была музыка, и сразу чувствовалась импро­визация. (20)Но что это была за импровизация! (21)3вуки лились робко, неуверенно. (22)Они словно искали чего-то, словно си­лились выразить что-то. (23)Не самою мелодией приковывали они к себе, — её, в строгом смысле, даже и не было, — а именно этим томлением по чему-то другому, что невольно ждалось впере­ди. (24)Вот-вот, казалось, будет схвачена тема. (25)Но проходила минута, и струны начинали звенеть сдерживаемыми рыданиями: намёк остался непонятым.

(26)С новым и странным чувством я огляделся вокруг. (27)Та же ночь стояла передо мною в своей прежней загадочной красоте. (28)Но я смотрел на неё уже другими глазами: всё окружающее было для меня теперь лишь прекрасным, беззвучным аккомпане­ментом к тем боровшимся, страдающим звукам.

(По В. Вересаеву)

Вересаев Викентий Викентьевич (1867—1945) — русский советский писа­тель, публицист, врач.

Когда в 1904 началась война с Японией, Вересаев как врач запаса был призван на военную службу. Вернувшись с войны в 1906, описал свои впечатления в «Рас­сказах о войне».

В 1911 г. по инициативе Вересаева было создано «Книгоиздательство писате­лей в Москве», которое он возглавлял до 1918 года. В эти годы писатель высту­пал с литературоведческими и критическими исследованиями («Живая жизнь» посвящена анализу творчества Ф. Достоевского и JI. Толстого). Написал цикл произведений об интеллигенции: романы «В тупике» (1922) и «Сестры» (1933). Выпустил ряд книг, составленных из документальных, мемуарных источников («Пушкин в жизни», 1926—27; «Гоголь в жизни», 1933; «Спутники Пушкина», 1934—36). В 1940 появились его «Невыдуманныерассказы о прошлом». В 1943 г. Вересаеву была присуждена Государственная премия.


А1 На какой вопрос в тексте нет ответа?

  1. Где был герой-рассказчик?

  2. Кем был сын помещицы Ярцевой?

  3. Почему герой-рассказчик собрался уходить?

  4. Что сказал герой-рассказчик сыну помещицы?

А2 Почему герой-рассказчик испытывал в душе глухое раздра­жение?

    1. Герой-рассказчик заблудился.

    2. Его оскорбили звуки скрипки — «искусственные человече­ские звуки».

    3. Он чувствовал, что красота природы недоступна ему.

4)Он не увидел молодого Ярцева и не поговорил с ним

А3 В каком предложении раскрывается впечатление, которое произвела музыка на героя-рассказчика?

      1. (4)Я чувствую — эта красота недоступна мне, и то немногое, что она мне даёт, заставляет только мучиться по остальному.

      2. (13)Усталый, с накипавшим в душе глухим раздражением, я присел на скамейку.

      3. (19)Странная это была музыка, и сразу чувствовалась импро­визация.

      4. (28)Но я смотрел на неё уже другими глазами: всё окружаю­щее было для меня теперь лишь прекрасным, беззвучным ак­компанементом к тем боровшимся, страдающим звукам.

А4 В каком из приведённых ниже фрагментов использованы контекстные синонимы?

        1. (4)Я чувствую — эта красота недоступна мне, и то немногое, что она мне даёт, заставляет только мучиться по остальному.

        2. (6)Над рожью слышалось как будто чьё-то широкое, сдер­жанное дыхание; в тёмной дали чудились то песня, то всплеск воды, то слабый стон.

        3. (8)Всё дышало глубоким спокойствием; каждый колебавший­ся колосок, каждый звук как будто чувствовал себя на месте, и только я стоял перед этой ночью, одинокий и чуждый всему.

        4. (15)Я с удивлением оглянулся: за кустами акаций бе­лел небольшой флигель, и звуки неслись из его раскрытых настежь, неосвещённых окон.

А5 В каком словосочетании оба слова употреблены в прямом значении?

          1. по краям дороги (предложение 2)

          2. волновалась рожь (предложение 2)

          3. воздух струился (предложение 7)

          4. глухим раздражением (предложение 13)

А6 В каком варианте ответа нет сравнения?

  1. (3)В такие ночи, как эта, мой разум замолкает, и мне начи­нает казаться, что у природы есть своя единая жизнь, тайная и неуловимая; что за изменяющимися звуками и красками стоит какая-то вечная, неизменная и до отчаяния непонят­ная красота.

  2. (6)Над рожью слышалось как будто чьё-то широкое, сдер­жанное дыхание; в тёмной дали чудились то песня, то всплеск воды, то слабый стон.

  3. (7)Тёплый воздух тихо струился, звёзды мигали, как живые.

4)(27)Та же ночь стояла передо мною в своей прежней загадоч­ной красоте.



Задания В1 – В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы к заданиям этой части записывайте словами или цифрами.

В1 Замените слово аккомпанементом в предложении 28 сино­нимом. Напишите этот синоним.

В2 Из предложений 5—6 выпишите слова с проверяемой без­ударной гласной в корне.

В3 Из предложений 13—14 выпишите слова с не изменяемыми на письме приставками.

В4 Из предложения 3 выпишите слово, правописание суффик­са в котором определяется тем, что это действительное при­частие образовано от глагола I-го спряжения.

В5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Говорят, (1) он замечательно играет на скрипке и его москов­ский учитель профессор сулит ему великую будущность. Вот-вот,(2) казалось, (3) будет схвачена тема.

В6 Из предложений 26-27 выпишите словосочетание со свя­зью примыкание.

В7 Из предложений 13—18 выпишите составное глагольное ска­зуемое.

В8 Среди предложений 19—24 найдите предложения с однород­ными членами. Напишите номера этих предложений.

В9 Среди предложений 13—18 найдите предложение(-я) с об­особленными определением. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).







































Диагностическая контрольная работа по русскому языку в 9 классе

Вариант 6

(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помеще­ние из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку — скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)0 чём же рассказывала мне музыка? (5)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (6)Тревожно и горько мне, хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

(7)Вася, не переставая играть, говорил:

  1. — Эту музыку написал человек, которого лишили самого до­рогого. (9)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (10)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, го­речь утрат, даже боль от ран, — но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (11)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (12)Написал на границе, прощаясь с родиной. (13)Он посылал ей последний привет. (14)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, жива до сих пор.

(15)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка. (16)Голос её становился тише, тише, он растягивался в темноте тонюсенькой светлой паутинкой. (17)Паутинка задро­жала, качнулась и почти беззвучно оборвалась. (18)Я убрал руку от горла и выдохнул тот вдох, который удерживал грудью, рукой, оттого что боялся оборвать светлую паутинку. (19)Но всё равно она оборвалась. (20)Печка потухла. (21)Слоясь, засыпали в ней угли. (22)Тишь. (23)Темень. (24)Грусть.

(25)— Уже поздно, — сказал Вася из темноты. — (26)Иди домой. (27)Бабушка будет беспокоиться.

    1. — Спасибо вам, дяденька, — прошептал я.

    2. Вася шевельнулся в углу, рассмеялся смущённо и спросил: «За что?».

    3. — Я не знаю, за что...

    4. И выскочил из избушки. (32)Растроганными слезами благо­дарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, спящий за ним лес. (ЗЗ)Мне даже мимо кладбища не страшно было идти. (34)Ничего сейчас не страшно. (35)В эти минуты не было вокруг меня зла. (36)Мир был добр и одинок — ничего, ничего дурного в нём не умещалось. (37)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. (38)А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий напере­кор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто из металла, — это и была моя родина.

(39)... Прошло много лет. (40)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (41)Кругом пахло гарью, пылью. (42)И вдруг в доме, стоящем через ули­цу от меня, раздались звуки органа. (43)Эта музыка разбередила воспоминания. (44)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (45)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломи­лась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я пла­кал когда-то. (46)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (47)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти по­жары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (48) Музыка властвовала над оцепенев­шим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.

(По В. Астафьеву)

Астафьев Виктор Петрович (1924—2001), русский советский писатель. Важнейшие темы творчества Астафьева — военная и деревенская. Одним из первых его произведений было школьное сочинение, затем превращенное писате­лем в рассказ «Васюткино озеро». Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Смена». Известность принесли повести «Последний поклон», «Царь- рыба» и другие, романы «До будущей весны», «Тают снега», «Прокляты и убиты».



Задания А1 – А6 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста, из четырех предложенных вам вариантов выберите один верный.

А1 На какой вопрос в тексте нет ответа?

  1. Какое впечатление произвела игра Васи на героя-рассказчика?

  2. Где герой-рассказчик услышал ещё раз музыку Огинского?

  3. Как звали бабушку героя-рассказчика?

  4. На каком инструменте исполняли в польском городе музыку Огинского?

А2 В каком предложении содержится ответ на вопрос, заклю­чённый в предложениях 4—5?

    1. (6)Тревожно и горько мне, хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

    2. (8)— Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого.

    3. (9)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота.

    4. (15)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка.

А3 О чём свидетельствует информация, заключённая в предло­жении 45?

      1. Герой воспринимал музыку Огинского так же, как и в детстве.

      2. Музыка разбередила воспоминания героя.

      3. В детстве герой был более чувствительным человеком.

      4. Военные тяготы изменили отношение героя к музыке и его чувства.

А4 В каком предложении употреблено слово, имеющее омо­ним?

        1. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку — скрипку.

        2. (5)На что же это жаловалась она, на кого гневалась?

        3. (14)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, жива до сих пор.

        4. (15)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка.



А5 В каком словосочетании оба слова употреблены в прямом значении?

          1. боль жива (предложение 14)

          2. угасала скрипка (предложение 15)

          3. засыпали угли (предложение 21)

          4. стоял возле пушек (предложение 40)



А6 В каком варианте ответа средством речевой выразительно­сти является сравнение?

            1. (9)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота.

            2. (15)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка.

            3. (16)Голос её становился тише, тише, он растягивался в темно­те тонюсенькой светлой паутинкой.

            4. (32)Растроганными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, спящий за ним лес.



Задания В1 – В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы к заданиям этой части записывайте словами или цифрами.

В1 Замените стилистически окрашенный фразеологизм непро­будным сном в предложении 6 нейтральным словом-синони­мом. Напишите этот синоним.

В2 Из предложений 47—48 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

В3 Из предложений 18—29 выпишите слова, правописание при­ставки в которых определяется правилом «Если после при­ставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».

В4 Из предложений 31—38 выпишите слово, в котором право­писание суффикса определяется правилом «В суффиксе су­ществительного пишется буква Е, если она беглая гласная; пишется буква И, если она при склонении сохраняется».

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при уточняющих членах предло­жения.

Музыка властвовала над оцепеневшем от горя городом, (1) та самая музыка, (2) которую, (3) как вздох своей земли,(4) хранил в сердце человек, (5) никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.

В6 Из предложения 40 выпишите словосочетание со связью примыкание.

В7 Из предложения 25 выпишите грамматическую(-ие) основу(-ы).

В8 Среди предложений 21 – 29 найдите предложение с обращением. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 1 – 6 найдите предложения с одиночным приложением. Напишите номера этих предложений.











































Итоговая контрольная работа по русскому языку (промежуточная аттестация)



Фамилия, имя ______________________________________________ Класс ____ Вариант ____


А1

А2

А3

А4

А5

А6

1








2








3








4













Ответ

В1


В2



В3



В4



В5



В6



В7



В8



В9





















Ответы

Задания А1 – А6


А1

А2

А3

А4

А5

А6

Вариант 1

1

3

3

4

1

1

Вариант 2

1

1

1

2

2

1

Вариант 3

1

1

2

2

4

3

Вариант 4

3

3

3

4

3

2

Вариант 5

4

3

4

3

1

4

Вариант 6

3

1

4

3

4

3



Задания В1 – В9

Вариант 1

Задание

Ответ

В1

Разговоры

В2

Умирает

В3

Соприкасаются

В4

Воспитаны

В5

3, 4

В6

Мальчишечьи ответы

В7

Девочка более добра, отзывчива, ласкова; инстинкт живет

В8

27, 29

В9

40



Вариант 2

Задание

Ответ

В1

Складывается

В2

Слагается

В3

Разрастаясь

В4

Любит

В5

1, 2

В6

Жизненная цель

В7

Круги становятся слабее

В8

5, 6

В9

8



Вариант 3

Задание

Ответ

В1

Стало легче наступило облегчение

В2

Решеток, решетках, черный

В3

Запомнилось, потерявшей, порыжевшей, насмешки

В4

Неуверенно, пристально

В5

3, 4

В6

Сторожа Лувра

В7

Они стараются пройти

В8

20

В9

13



Вариант 4

Задание

Ответ

В1

Испугался

В2

Профессор

В3

Прислушивался, притихла

В4

Охваченный, опущенною

В5

2, 3

В6

Мгновенно притихла

В7

Публика собралась

В8

11

В9

17, 21, 22, 23



Вариант 5

Задание

Ответ

В1

Сопровождение

В2

Темнел, вековой, воды

В3

Накипавшим, настраиваемой

В4

Изменяющимися

В5

1, 2, 3

В6

Огляделся вокруг

В7

Стал играть

В8

21, 22, 23

В9

13



Вариант 6

Задание

Ответ

В1

Похоронены

В2

Сердце

В3

Беспокоиться

В4

Кузнечик

В5

1, 2

В6

Однажды стоял

В7

Поздно, Вася сказал

В8

28

В9

2, 3















Анализ итоговой контрольной работы (промежуточная аттестация) по русскому языку

Число_________________

Учитель______________________________

Класс ________________

Количество учащихся по списку________________

Выполняли работу ______________________________ учащихся.

Выполнили работу на «5»_________________________ учащихся;

на «4»________________________ учащихся;

на «3»________________________ учащихся;

на «2»________________________ учащихся.

Ошибки:

1. Текст как речевое произведение искусства. Смысловая и композиционная ценность текста (А1)___________________________________________________________________________________

2. Анализ текста (А2, А3) ________________________________________________________________

3. Синонимы. Омонимы. Антонимы (А4, В1) _______________________________________________

4. Лексическое значение слова (А5) ________________________________________________________

5. Анализ средств выразительности (А6) ____________________________________________________

5. Правописание корней (В2) _____________________________________________________________

6. Правописание приставок (В3) ___________________________________________________________

7. Правописание суффиксов (В4) __________________________________________________________

8. Правописание личных окончаний глаголов (В4) ___________________________________________

9. Словосочетание (В6) __________________________________________________________________

10. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения (В7) ___________________

11. Осложненное простое предложение (В8, В9):

  • однородные члены ________________________________________________________________

  • обособленные обстоятельства ______________________________________________________

  • обособленные определения ________________________________________________________

  • обращения ______________________________________________________________________

  • одиночные приложения ___________________________________________________________



Учитель: _________________

Сохранить у себя:
Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 8 класса в форме ОГЭ

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки