Выступление на семинаре-совещании
районного методического обьединения учителей географии, биологии и химии «Совершенствование профессиональной компетентности учителей географии, биологии, химии в ходе реализации ФГОС ООО и СОО»
Итоговая аттестация обучающихся как оценка качества профессиональной компетенции учителя
«В деле обучения и воспитания,
во всем школьном деле ничего нельзя улучшить,
минуя голову учителя»
К. Д. Ушинский
Качество образования во все времена зависело от уровня подготовки педагогов. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач, должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности. На современном этапе модернизация образования также предъявляет высокие требования к профессиональным качествам и уровню подготовки педагога, к его профессиональной компетентности. А что такое «компетенция»?
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Быть компетентным означает умение мобилизировать в данной ситуации полученные знания и опыт.
А какие качества учителя могут указывать на то, что педагог является профессионально компетентным (компетентный [от лат. сompetentis – соответствующий, способный] – знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области) и уровень его компетентности соответствует требованиям инновационной педагогики?
«Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся». (А. К.Маркова) Одним из направлений образовательной инициативы « Наша новая школа» является совершенствование учительского корпуса.
Сегодня педагог должен быть, готов к включению в такую деятельность, которая поможет практически решать встающие перед ними профессиональные проблемы. А это во многом зависит от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятие «компетентность», соответствующая пониманию современных целей образования.
Из всех компетенций, необходимых учителю в профессиональной деятельности, можно выделить несколько наиболее значимых.
-Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе и в режиме развития.
- Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
-Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности.
- Предметная компетенция в сферах предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.
-Управленческая компетенция, т.е. умения проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.
- Рефлексивная компетенция, т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности.
- Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИКтехнологий.
- Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.
-Креативная компетенция, т.е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.
Выделенным компетенциям деятельности будут соответствовать соответствующие компетентности педагога:
- компетентность в мотивации учебной деятельности ученика,
- компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока,
- компетентность в целеполагании учебной деятельности,
- компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении,
- компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность),
- компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач,
- компетентность в разработке программ деятельности и поведения,
- компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает:
- компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче,
- компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности),
- компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.
Что должен уметь компетентный педагог?
- Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
- ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условия и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;
- видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
- проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;
- чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся;
- закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;
- планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
- ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;
- в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;
- привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат;
- привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен;
- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;
- оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств; - видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.
Из профессиональных компетенций я хочу выделить психолого-педагогическую компетенцию. Основными компонентами являются:
грамотность (знания, которые принято называть общепрофессиональными)
умения как способность учителя использовать имеющиеся у него знания педагогической деятельности, в организации взаимодействия
профессионально значимые личностные качества, наличие которых неотделимо от самого процесса педагогической деятельности.
Для оценки профессиональной компетентности учителя вводятся уровни ПК.
А.К. Маркова выделяет следующие шесть уровней профессиональной компетентности.
Первый уровень - учитель-стажер: вхождение в практику профессии, опробование своих сил.
Второй уровень - учитель: овладение основами профессии, применение известных в науке и в практике приемов; положительная результативность и эффективность. Преимущественная ориентация на знания, а не на развитие учащихся.
Третий уровень - учитель-мастер: владение высшими образцами известных в науке и практике приемов; устойчивая высокая эффективность; оптимальность; стремление учитывать развитие учащихся.
Четвертый уровень - учитель-новатор: поиск и использование отдельных оригинальных приемов или целостных оригинальных систем обучения или воспитания; творчество; эффективность в поисках нового; четкая ориентация на психическое развитие учащихся; индивидуальность.
Пятый уровень - учитель-исследователь: стремление и умение изучать и оценивать значимость оригинальных идей или новых приемов других учителей, оценивание эффективности, оптимальности.
Шестой уровень - учитель-профессионал: постоянное стремление к психологическому саморазвитию, наличие предыдущих позитивных уровней; психолог, осуществляющий все поиски «от ученика» и для ученика; исследователь, умеющий изучить эффективность нового; новатор, пробующий новое; мастер, владеющий багажом современной науки.
М. Гончар, пользуясь классификацией А. К. Марковой, выделяет следующие уровни развития компетентности учителя:
«Предметник» (учитель не считает главной целью своей деятельности развитие индивидуальности школьника).
«Разумный консерватор» (учитель нацелен на развитие индивидуальности школьника, однако для достижения цели он применяет неадекватные средства, которыми владел на первом уровне).
«Экспериментатор» (учитель осознанно применяет для реализации целей развития адекватные средства, но ещё не достигает стабильного успеха).
«Профессионал» (учитель не только ставит цели развития, но и успешно реализует их).
«Суперпрофессионал» (учитель вносит ощутимый, значимый вклад в развитие педагогики в целом).
Остановлюсь на одной из форм повышения профессионально-личностного потенциала педагога – это участие в работе Интернет-порталов, где учителя имеют возможность создать свое виртуальное сообщество и обсуждать интересующие проблемы. Учителя биологии и географии, химии зарегистрированы на сайтах Издательский дом «Первое сентября», «Интернетпедсовет», Завуч. Инфо, ИНФОУРОК, УЧИ. РУ, Открытый класс, Учительский портал, они принимают участие в конкурсах, форумах, публикуя свои разработки, транслируя собственный педагогический опыт. Многие из них принимают участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок». Благодаря Интернету педагоги дистанционно повышают уровень квалификации. Родители имеют возможность познакомиться в свободном режиме с работой педагогов и результатами работы своего ребенка.
Таким образом, компетентность учителя – это синтез профессионализма, (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка) творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).
В новой школе ученик может учиться сам, учитель лишь создаёт для этого условия. Современный учитель должен успешно решать новые для него проблемы:
- как воспитать детей в духе толерантности в классе, в котором каждый третий – носитель собственного этнического мировоззрения, отличного от традиционного для данного социума;
- как повысить мотивацию обучащихся;
- как осуществить педагогическую поддержку одарённого ребёнка, осуществляющего обучение по индивидуальной образовательной программе; - как преодолеть школьнику неуспешность в обучении и т.п
Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике.
С помощью каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?
1 этап. Выявление уровня профессиональной компетентности учителя:
- диагностирования, тестирование;
- определение путей совершенствования профессиональной компетентности.
2 этап. Механизмы развития профессиональной компетентности педагога.
- Обучение на курсах повышения квалификации, в том числе в дистанционном режиме и др.
- Работа в ШМО, творческих группах, педмастерские, мастер-классы, предметные декады.
- Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях.
- Участие в различных конкурсах.
- Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций.
- Обобщение и распространение опыта.
- Аттестация.
- Творческий отчет.
- Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий.
- Самообразование.
- Разработка системы стимулирования деятельности учителя.
3 этап. Анализ деятельности учителя.
- Обобщение опыта.
- Разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов.
- Самоанализ деятельности.
Важным показателем профессионализма учителя являются результаты государственной (итоговой) аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ, а также результаты школьных, муниципальных и региональных олимпиад по биологии, географии и химии.
Для учителя самым важным является достижение максимально возможного для него уровня развития компетентности. Это позволяет учителю, - пишет Г.Ю. Ксензова, - избежать «синдрома сгорания», который в последние годы зафиксировали зарубежные исследователи. Он проявляется в неудовлетворённости своей профессией, желанием сменить её на другую; снижением уровня контроля над ситуацией; в хроническом переутомлении; в отсутствии радости жизни. Формирование негативного фона в работе автор связывает с «позицией на пьедестале», когда «учитель должен постоянно расходовать огромную энергию, чтобы заставить ребёнка тронуться с места, включиться в процесс, чтобы осуществить в случае непослушания карательные функции, связанные с выставлением негативных отметок, высказыванием порицаний, предъявлением требований, применением наказаний».
В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.
16.10.2019г. Выступление руководителя МО И.Л.Беловой