Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Урок "Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»" план-конспект занятия по литературе (5 класс).

Содержимое разработки

Уроки 23-24

Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»



Цели урока:

1. Познавательные:

- познакомить с фактами биографии М.Ю.Лермонтова, условиями, в которых формировался его характер;

- познакомить с содержанием стихотворения “Бородино”, обратив особое внимание на его художественные достоинства;

- формировать умение анализировать художественный текст;

- научить характеризовать героев стихотворения, понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М.Ю.Лермонтова в создании батальных сцен.

2. Развивающие:

- развитие монологической речи, внимания.

3. Воспитательные:

- воспитать любовь и уважение к великому прошлому России, патриотизм.


Оборудование: проектор, презентация, учебник, тетрадь.


Типы уроков: 1-вступительный, 2-комбинированный.


Ход урока


1.Организационный момент


2.Вступительное слово учителя и постановка целей урока (слайд1)

- Ребята! Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?

А бывает ли, на ваш взгляд, когда кто-то или что–то является предметом гордости всего народа?

Как вы понимаете, темой наших двух уроков будет разговор о М.Ю.Лермонтове и об одном из таких событий - Бородинском сражении 1812 года, о том, как оно литературно запечатлено в стихотворении М.Ю. Лермонтова.

Сегодня на уроке мы

  • вспомним и дополним то, что знаете вы о великом русском писателе;

  • вспомним, что вам известно из истории о войне 1812 года,

  • познакомимся со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино»;

  • проанализируем его и выскажем свое мнение. (Слайд 2)


3. Актуализация знаний

- Ребята, а что вы знаете о таком великом русском писателе, как М.Ю.Лермонтов?

Предлагаю вам заполнить первую колонку таблицы у себя в тетрадях.

Заполнение таблицы «Знаю – узнал» (слайд 3)

Проверяем. Рассказы учащихся о писателе «Поделись находками» (слайд 4)


4. Сообщение нового материала

- Молодцы, многое помните. Сейчас все внимание на экран. Задание – внимательно послушать рассказ о жизни писателя и затем заполнить вторую колонку таблицы – что нового я узнал

Знакомство с фактами биографии (материалы презентации) (слайды 5-23)

Заполнение таблицы «Знаю – узнал» (слайд 24)

Проверка


5. Историческая основа стихотворения «Бородино»


-Тема наших уроков - Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино". Чтобы правильно раскрыть идейное содержание стихотворения, необходимо поговорить об историческом событии, положенном в его основу. Как вы думаете, о каком событии идет речь? В каком году оно произошло?


-Что мы знаем о Бородинском сражении 1812 года (слайд 25) – рассказы двух заранее подготовленных учеников

Первый:Да, 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. 2 месяца продолжалось отступление русских войск.. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался пробудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал М.И. Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск считавшуюся чудотворной, икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит, России. Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев: «Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцепились друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскалённые пушки не могли выдерживать действие пороха и лопались с треском…»

Второй:Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено.

Взвесив все «за» и «против», желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве. В то же время Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе, так как русские впервые остались непобежденными, ослабило её наступательную активность, предопределило поражение Наполеона в этой войне. Не сбылось его пророчество: «Через три года я буду господином всего света. Остаётся Россия, но я раздавлю её…» Ему пришлось признать: «Из 50 сражений, данных мною, в битве под Москвою высказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми».

Мы же вслед за русским генералом А.П. Ермоловым можем с гордостью повторять: «У Бородино французская армия расшиблась о русскую».


6. Работа М.Ю. Лермонтова над стихотворением (слайды 26-29)


- Такое событие не могло не отразиться в творчестве многих писателей, в том числе и М.Ю. Лермонтова. Он пишет стихотворение «Бородино». Послушайте, как поэт создавал его. (Слайды 26-29)


7. Чтение стихотворения учителем на фоне кадров презентации (слайды 30-52)


- Вот и настало время вашего знакомства со стихотворением «Бородино». Садитесь поудобней и послушайте, я вам его прочитаю. Задание – ответить на вопрос: Какие чувства вы испытывали, слушая лермонтовские строки? Значение каких слов вам оказалось неизвестным? (на доске)

Чтение стихотворения учителем.



2 урок


8. Анализ стихотворения

- Итак, какие чувства вы испытали, слушая лермонтовские строки?

- Значение каких слов вам оказалось неизвестным?

Словарная работа (презентация) (слайды 53-63)

-А теперь нам помогут знания, полученные на уроках русского языка. С точки зрения лексики, что это за слова?

(Это слова иноязычного происхождения, слова-термины, в основном слова военной терминологии.)

- Как вы думаете, для чего автор использует такую лексику?

(Правильно, ведь речь идет о военных событиях 1812 года; прозвучавшие слова отражают военную терминологию того времени.)


Беседа по вопросам:


  • Кому доверен рассказ о великом событии? (автор доверяет рассказ об исторических событиях старому солдату)

  • Как вы объясните, почему этот рассказ был доверен рядовому солдату, ветерану войны? (Никто не сможет это сделать лучше, чем ветеран, побывавший в гуще событий. Он видел, как умирали его товарищи, поэтому рассказывает не торжественно, а тихо, спокойно, горюет о жертвах.) (Рассказ бывалого воина, участника сражения – волнующий, гордый, правдивый.)



  • Кто ещё участвует в разговоре? (молодой солдат)

  • В чём особенность построения стихотворения? (Стихотворение представляет собой диалог, который перерастает в страстный монолог русского солдата.)

  • Внимательно рассмотрите, как напечатано стихотворение? (страница 165). Вы видите, что оно состоит из небольших частей. Сосчитаем их – окажется 14. В каждом из них законченное описание.


  • Часть стихотворения, объединённая в единое целое содержанием, рифмой, ритмом, называется строфой.( Запись в тетрадях)

  • В этом стихотворении 14 строф, у каждой из них - единый ритм, единое содержание, единое расположение рифм.


  • Какое количество строф отведено монологу старого солдата? (13)


  • Что собой представляет первая строфа? Из каких предложений по цели высказывания она состоит? (Первая строфа стихотворения – это вопросительное и два восклицательных предложения, в которых заключен вопрос молодых воинов о боевых схватках под Бородином и сожаление, что отдали Москву.)


  • Оправдывает ли себя такой выбор предложений?

(Это заставляет старого солдата обратиться к непростым для него воспоминаниям)


  • С чего начинает солдат свой ответ? Как эти слова связаны с дальнейшим повествованием?

(Вторая и последняя строфа представляют собой повтор и образуют единое замкнутое пространство.)


  • Проследим за сюжетом произведения, выделим значимые смысловые части и вместе с тем ещё раз обратимся к славным страницам истории России. (Презентация) (слайды 64-66)

Перед вами таблица. Ваша задача – озаглавить каждую часть стихотворения строками из текста.

Проверяем – слайд 66.

-С какой интонацией следует читать 3 строфу? (Медленно, неторопливо.)


-Какой прием звукописи использует автор в этой строфе? (Долгий повторяющийся звук (О) - долго, молча, досадно, было, боя, что ли, о. Это нужно, чтобы передать напряжение солдат, их досаду. Прием звукописи - ассонанс).


-Во 2 и в 3 строфах встречается слово « воля». Какое значение имеет это слово в контексте этого стихотворения? (Воля – слово символ. Оно может означать и мечту народа о воле, и мысль о предстоящем сражении и волю Бога.)


-Чему посвящены 4-9 строфы? (Ожиданию боя.)


-С какой интонацией следует читать эти строфы? (С интонацией растущего напряжения.)


-Слова, какой лексической группы здесь встречаются? (Сначала употребляются просторечные слова и выражения: «Угощу, постой-ка, мусью, пожалуй, безделка». Затем происходит переход к книжной, высокой лексике: «Постоим головою, родину, сверкнул строй, слуга царю, сражен, клятва верности». Такой переход обусловлен важностью предстоящего события.)


-Какой художественный прием использует автор в 7 строфе? ( Прием противоставления. (антитеза) Показаны два враждующих лагеря. Симпатии автора на стороне русского войска.)


-Какие слова-эпитеты использует автор, описывая полковника? («Сверкнув очами», «рожден... хватом», «Слуга царю, отец солдатам». Автор показывает верного мужественного воина, который доблестно защищает свое Отечество.)


-Описывая полковника, автор употребляет слова книжной лексики «Очами, Булатом, Сражен». Кроме того, в этих строфах возникает слово-символ «Москва», которое символизирует родину, святость. Здесь же употреблены повторы «умремте – умирали - умереть». С какой целью автор применяет все перечисленные художественные приемы?

(Все это нужно, чтобы передать историческую важность битвы, показать связь разных поколений воинов, готовых отдать свою жизни, ради Отчизны.)


-Строфы 10-12 описывают Бородинское сражение. Какой темп нужно выбрать, читая 11 строфу? (Сначала темп убыстряется. Предложения становятся простыми, без второстепенных членов (1 строфа, 4 строка). Это передает напряженность боя- строки короткие, отрывистые. Затем темп замедляется – появляются распространенные предложения.)


Работа в группах «Читаем и размышляем»

Чтобы проанализировать описание Бородинского сражения, разделимся на 3 группы. Задания для групп:

  • Характеристика рассказчика (слайд 67-68)

  • Найдите в описании Бородинского сражения в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» слова, которые помогают передать стремительное движение, действие (слайд 69)

(Чаще всего встречаются глаголы, они передают напряженность, движение боя - носились, пролетать, блистая, промелькнули, изведал, тряслась, смешались).


  • Найдите в описании Бородинского сражения в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» слова, которые помогают передать звуки боя, грохот боя (слайд 69)

( «Звучал булат, картечь визжала, земля тряслась - как наши груди».)


-Какие звуки речи помогают услышать бой? (Повторяющийся звук ( р) - Тряслась- груди, прием аллитерация).


– Как передана ожесточённость боя? (“гора кровавых тел”, “рука бойцов колоть устала”, “смешались в кучу кони, люди”).


– Как вы думаете, с какой интонацией следует читать эти строки? (усиление голоса, нагнетающая интонация).


– Прочитайте восклицательные предложения, которые использует рассказчик. Для чего они использованы?


– Найдите и прочитайте слова, выражающие готовность возобновить бой.


– Как вы понимаете выражение “до конца стоять”?


-Поле боя после сражения (“Тогда считать мы стали раны…”) – строфа 13-ая


При чтении этих строф должны быть выражены два чувства: гордость за русских солдат и скорбь о погибших. Несмотря на потери, живые остались стоять на своих позициях, готовы к новому бою, и это свидетельствует о моральной победе русских над считавшимися непобедимыми наполеоновскими войсками. Значит, гибель героев была не напрасной. Это ответ на вопрос первой строфы стихотворения. Поэтому появляется раздумье, завершающее стихотворение и повторяющее вторую строфу. Так кольцевая композиция не только придаёт произведению законченность, но и позволяет подчеркнуть главную мысль Лермонтова о народе – богатыре, наполнить эти слова конкретным содержанием. Поэтому интонация последней строфы иная, чем во второй: здесь слова звучат как итог, доказанный всем предыдущим рассказом.


– Определите тему стихотворения. (Тема – то, о чём рассказывает поэт). Название подскажет нам, что тема – события Бородинской битвы.


– Какова идея стихотворения? Его пафос? (Идея – его главная мысль о том основном круге явлений, которые изображены в этом произведении). Идея – прославление героизма народа – богатыря. Горячий патриотизм, любовь к Родине. Таким образом, пафос – патриотический.


– В каких строчках заключена идея? Поэт выражает идею в монологе старого солдата, в его рассказе о подвиге русских воинов.


– “Бородино” – лирическое стихотворение, главное в нём – не изображение хода битвы, а передача чувств и мыслей простых русских солдат и чувств поэта, его размышления о роли народа в победе и о значении Бородинской битвы и о том, что такое настоящие люди, какой ценой добивается слава Родины. М.Ю.Лермонтов упрекает своих современников в том, что они недостойны своих отцов.


Слово учителя (вывод) (слайд 71)

-В 2012 году мы будем отмечать 200-летие со дня Бородинского сражения. Почему и сегодня нас волнует и стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные? Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества будет жить вечно и этот подвиг “недаром помнит” и будет помнить “вся Россия”.

9. Подведение итогов, оценивание

Тест (слайды72 -79)

10. Домашнее задание

  • Подготовить выразительное чтение всего стихотворения

  • Наизусть понравившийся отрывок из стихотворения «Бородино» (5 строф)

  • Пересказать народные предания о кладах(3 ученика)


Список литературы


  1. И.В.Золотарёва, Н.В.Егорова .Поурочные разработки по литературе.- М., 2005.


  1. Кудряшова А.С. Бородино. Издание 4-е. – МОСКОВСКИЙ РАБОЧИЙ. – 1980г.

  2. Макаренко Л.А. Литература. 5 класс. Планы-конспекты уроков. – Харьков: Ранок, 2000. -160 с. – 74-78.

  3. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература» для 5 класса . Т.Ф.Курдюмова, В.Я.Коровина, Р.И.Альбеткова и др.; Под ред. Т.Ф.Курдюмовой. – М., 1990. – 240 с.– С.117-128.

  4. http://gana4vas.moy.su/


6


Сохранить у себя:
Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки