Исследовательский проект "Математика на кухне"

Проект рассказывает о применении математичекских знаний при приготовлении блюд

Содержимое разработки

Введение.

В этом году я поступила в первый класс в МАОУ «СОШ № 19». Из всех учебных предметов я сразу же выделила математику: это мой любимый предмет.

Как то при приготовлении борща мама попросила принести нужное количество овощей: 5 картофелин, 3 моркови, 2 луковицы, свеклу. Как это увлекательно – считать прямо на кухне! Интересно, а чего больше моркови или картофеля? А сколько всего овощей понадобится для приготовления супа? Нужны ли знания математики при приготовлении пищи? Где еще можно применить математические знания на кухне?

Все эти вопросы стали основой для моей исследовательской работы.

Цель работы: Исследовать использование математических знаний на кухне.

Задачи:

  1. Познакомиться с теоретическим материалом: откуда впервые появилась наука «математика», кто придумал единицу массы «грамм», виды весов, кулинарные рецепты.

  2. Развить вычислительные навыки через количественный счет предметов (фруктов, овощей, посуды), их сравнение.

  3. Придумать задачи в стихах, используя продукты питания или кухонные принадлежности.

  4. Узнать, как математика помогает при приготовлении различных блюд.

  5. Познакомиться с приборами, которые помогают определить массу продуктов, необходимых при приготовлении пищи.

  6. Попробовать самостоятельно приготовить несколько блюд, используя рецепты из «Кулинарной книги».

  7. Узнать мнение профессионала (повара из ресторана) о возможности применения математических знаний при приготовлении различных блюд.

  8. Провести анкетирование, каким блюдам отдают предпочтение ребята.

  9. Составить однодневное меню.

В результате поставленной цели и задач я выдвинула гипотезу:

Если правильно рассчитать количество продуктов на приготовление блюда, то можно научиться хорошо и вкусно готовить.

Методы исследования:

  • Анализ литературы

  • Систематизация

  • Обобщение

  • Эксперимент

  • Сравнение

  • Интервью

  • Анкетирование

  • Анализ продуктов деятельности

















Теоретическая часть.

Откуда же берет свое начало наука математика? Еще в самые далекие времена счет считался математической деятельностью. Он был просто необходим, к примеру, чтобы заниматься торговлей или даже скотоводством, ведь даже выгуливая скот на пастбище, необходимо было следить за их количеством. Чтобы было легче справляться с данной задачей, использовались части тела, например, пальцы на руках и ногах. Тому подтверждением являются наскальные рисунки, изображающие числа, в виде изображенных в ряд нескольких пальцев. Иные факты подтверждают появление математики и счета.



Одними из первых существенных открытий являются представление о самом числе, а также изобретение основных четырех действий, знакомых сейчас нам всем – умножение, деление, сложение и вычитание. Первыми же геометрическими достижениями являются самые простые понятия, такие как прямая и окружность.

Дальнейшее же возникновение математики и развитие проходило благодаря египтянам и вавилонянам, примерно, 3000 лет до нашей эры. Сохранившиеся до наших дней глиняные таблички с текстами дают нам представления о проводимых вычислениях. Простейшая арифметика была необходима при обмене денег, расчетах за товар, для вычисления процентов, налогов и прочего. Различного виды строительства вынуждали проводить многочисленные геометрические, а также арифметические задачи. Еще одной достаточно важной задачей был календарь, который нужно было рассчитать, чтобы определять сроки работ, а также праздников.

Таким образом, с математикой людям приходилось сталкиваться с давних времен. Как, например, определить, кто богаче и тот, у кого больше скота. Так древним людям пришлось учиться считать. Чтобы определить у кого больше земли, пришлось учиться ее измерять, чтобы торговать продуктами своей деятельности, пришлось придумать единицы массы. Так, постепенно, с древних первобытных времен и пришли к нам знания о количественных отношениях и пространственные формы окружающего нас мира.

В современном мире существуют несколько единиц измерения массы – грамм, килограмм, центнер, тонна. Самыми маленькими единицами измерения массы считаются миллиграмм и грамм. Грамм был придуман во Франции 7 апреля 1795 года английским философом Джоном Уипкинсом. Позже данной единицей массы стали пользоваться во всех странах.

При приготовлении пищи чаще всего используют единицу массы грамм. А для весового измерения продуктов существуют различные приборы.

Кулинарные (кухонные) весы - это специализированный прибор, который активно используют в кулинарии при определении массы тех или иных составных ингредиентов блюд. Главной задачей кулинарных весов является процесс взвешивания, в результате которого повар получает информацию о массе продуктов питания.

Кулинарные (кухонные) весы, как и другие разновидности прибора сравнивают массу того или иного вещества с эталонными величинами. Археологи полагают, что первые весы появились примерно в V тысячелетии до нашей эры в Месопотамии. В Древнем Египте также использовали весы, которые были изображены на папирусе девятнадцатой династии великих фараонов.

Современного вида весы с гирями были придуманы в Риме. Однако, римские весы имели две измерительные шкалы. На территории Древней Руси в качестве весов до XIV использовали скалвах, а затем и безмен.

Кулинарные (кухонные) весы имеют следующие основные параметры:

  • максимальный предел взвешивания;

  • минимальный предел взвешивания;

  • размер одного деления весов или измерительная шкала устройства, которая может измеряться в зависимости от разновидности устройства в разных величинах, например килограммах, граммах, тоннах и так далее.

В настоящее время большей популярностью пользуются электронные кулинарные (кухонные) весы, которые могут определять массу подавляющего большинства широко используемых при приготовлении блюд составных ингредиентов.

Помимо того, нередко в быту используют безмены, а также простейшие по конструкции механические весы. Как правило, измерительная шкала кулинарных весов представлена в килограммах, а также граммах. При помощи кулинарных весов повар может с точностью отмерить необходимое количество ингредиентов. Однако, не стоит забывать, что как и любые другие виды прибора кулинарные весы могут иметь погрешность.

Погрешность измерения кухонных весов считается важным показателем работы устройства. На самом деле просто нет смысла в покупке кухонных весов с погрешностью. Допустимой считается погрешность кухонных весов, которая равна 1-2 грамма не более. Современные модели кухонных весов могут отличаться некоторым набором функций, например:

  • «Tara» или тарирование, т.е. программа, при которой кухонные весы определяют массу не продукта, а тары, в которой находится ингредиент;

  • «Liquid» - эта функция предназначена для работы с жидкими ингредиентами;

  • «Solid» - эта функция кухонных весов позволяет вычислять массу ингредиентов в граммах.

Специалисты полагают, что наиболее актуальными кухонными весами в настоящее время являются устройства с сенсорной панелью управления. Механические весы - это уже прошлый век, т.е. безнадежно

устаревшие устройства, которые не оснащены дополнительными функциями и имеют высокий уровень погрешности.

Единственным явным преимуществом механических весов можно считать невысокую стоимость устройства. Современные электрические кухонные весы оснащены не только дополнительными функциями, но и, так называемыми, аксессуарами, например чашами для взвешивания различных видов продуктов, мерными стаканчиками или ложками.

Для качественного приготовления блюда одними приборами, определяющими массу продуктов не обойтись. Необходимо знать состав того или иного блюда, пропорции при его приготовлении. Для этого существуют кулинарные рецепты, которыми пользуются в быту и в профессиональной деятельности (повара, кондитеры).

Кулинарный рецепт это руководство по приготовлению кулинарного изделия. Содержит информацию о необходимых пищевых продуктах, их пропорциях и инструкциях по смешиванию и обработке. Кулинарные рецепты описывают механическую и тепловую обработку ингредиентов, способы сервировки готовых изделий.

Рецепты передаются из уст в уста, а также публикуются в кулинарных книгах и на специализированных сайтах. Существуют секретные рецепты, передающиеся кулинарами своим наследникам.

Современный кулинарный рецепт содержит: название (часто и национальную принадлежность) блюда; ориентировочное время приготовления блюда; список необходимых для приготовления блюда ингредиентов, их количество и пропорции; оборудование и условия, необходимые для приготовления блюда; количество персон, на которых рассчитано блюдо; калорийность блюда (иногда и содержание белковжиров и углеводов); пошаговая инструкция по приготовлению блюда; метод сервировки (украшение блюда и его подача на стол).

Старые рецепты часто составлялись для тех, кто умел готовить те или иные блюда, и содержали лишь название блюда, перечень ингредиентов и их пропорции.

Познакомившись с теоретическим материалом, я поняла, что знания математики на кухне действительно необходимы, более того, я решила попробовать приготовить несколько блюд сама.

Практическая часть.

Наука «математика» заинтересовала меня еще в детском саду. На занятиях воспитатели учили нас считать, решать задачи, знакомили с цифрами. После детского сада я всегда помогала маме на кухне готовить ужин. Но мне, как непоседливой любопытной девчонке просто следить за действиями мамы было скучно! И я придумала себе занятие: я решила считать предметы, которые находятся на кухне. Мною были пересчитаны ложки, вилки, тарелки, чашки, кастрюли. Мы с мамой придумывали на кухне различные игры:

  • Мама называла число, а мне необходимо было найти количество предметов на кухне, соответствующее данному числу.

  • Найди на кухне предметы круглой (прямоугольной, квадратной) формы.

  • Игра «Сравни предметы» чего больше? Чего меньше?

Чтобы сравнить предметы по количеству, я раскладывала их в пары (вилка-ложка). Предметов, оставшихся без пары было больше.

  • Игра «Скажи наоборот»

Мама называет одну характеристику предмета, а я должна сказать наоборот.

Глубокая тарелка-мелкая, большая кастрюля-маленькая, длинный огурец-короткий, узкий стакан-широкий и т.д.

Играть и считать было так интересно, что мы с мамой даже сочинили задачи в стихах. Некоторые из них я хочу загадать вам.

Я на стол поставлю чашки, надо нам чаек попить

Одну маме, одну папе, деду, бабушке и мне

Сколько надо всей семье? (пять)

Добродушная кастрюля говорит:

«Как всех люблю я!»

Наварю ароматной каши

Антону, Лизе, Марине и Даше!

Накормлю еще двух Мишек

Сосчитай-ка всех детишек! (шесть)


Из магазина мама пришла и семь морковок с собой принесла.

Мама стала суп варить

Вот что надо положить: две морковки, пять картошек, два соленых огурца и один лучок.

Сколько взяли овощей сосчитай-ка побыстрей! (десять)


Две морковки в суп кладем, три – для овощного салата.

Сколько осталась морковок, ребята?

Я сейчас готовить буду

Соберу на стол посуду:

Вот кастрюля, поварёшка,

Сковородка, вилка, ложка,

Небольшой столовый ножик мне понадобится тоже

Надо срочно посчитать, сколько всех приборов взять? (шесть)

Чтобы время зря не тратить, навык счета не терять

Решила я на кухне все тарелки посчитать.

Три глубоких, мелких шесть, пять блюдец чтоб пить чай.

Сколько же всего тарелок быстро посчитай. (четырнадцать)

С мамой готовим фруктовый салат,

Витаминов в нем целый клад!

Мы положили в салат два банана,

Яблоко, киви и апельсин.

Ах, и вкусный салат «ого-го»!

Сколько ж фруктов в нем всего? (пять)

Наблюдая за действиями мамы при приготовлении пищи, у меня возникли вопросы: «А влияет ли количество продуктов на качество приготовления пищи? Как сделать, чтобы суп не получился густым, а каша пересоленой? Откуда мама знает каких продуктов и сколько надо класть в то или иное блюдо?»

Оказалось, что при приготовлении пищи можно пользоваться рецептами, в которых точно расписывается количество используемых продуктов. Но прочитать рецепты без знания математики не возможно: количество ингредиентов записано поштучно либо в граммах.

Из теоретической части моей исследовательской работы я узнала, что существует несколько приборов, помогающих определить массу продуктов. В домашних условиях это могут быть мерные стаканчики либо простейшие весы (безмен). Этими приборами мы и пользуемся при приготовление некоторых блюд.

Мы с мамой решили воспользоваться «Кулинарной книгой» и испечь манник. Моя задача состояла в том, чтобы приготовить все ингредиенты с соблюдением их количества и пропорций.

Согласно информации из кулинарного рецепта я взяла:

два куриных яйца

200 гр. сахара и 200 гр. манной крупы








1 стакан кефира

150 гр. муки






и 1 чайную ложку соды

Количество сыпучих продуктов я измеряла мерным стаканом. Манник получился вкусным, рассыпчатым, аппетитным!

Вывод: При соблюдении количества всех ингредиентов и их пропорций блюдо получилось качественным.

Рецепт следующего блюда я придумала сама. Мой фруктовый салат называется «Вкусняшка».

Банан 1 шт.

Яблоко 1 шт.






Киви 1 шт., 3 столовые ложки йогурта

Салат так же получился вкусным, питательным и к тому же еще и полезным, т.к. фрукты содержат витамины.

Все блюда, приготовленные по рецептам «Кулинарной книги» (омлет, борщ) получились вкусными и качественными.

Но тут у меня возник вопрос: «Что будет, если не соблюдать расчет продуктов и нарушить количество и пропорции ингредиентов?»

Я решила сварить манную кашу. По рецептуре на двух человек необходимо: манной крупы 30 гр., молоко – 110 мл., соль 2 гр., сахар 10 гр.

Я решила провести эксперимент и увеличить массу манной крупы в два раза. Остальные ингредиенты остались в тех же пропорциях.

При варке каша стала быстро густеть, пригорать ко дну кастрюле. Мешать ее мне было очень трудно и в итоге каша получилась с комками и слишком густая.

Вывод: Если нарушить количество и пропорции ингредиентов при приготовлении блюда, то это повлияет на качество и блюдо будет испорчено.











































Сохранить у себя:
Исследовательский проект "Математика на кухне"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки