Исследовательская работа: "Значение пословиц и поговорок в баснях И. А. Крылова"

С этой работой ученик 4 класса выступил на научно-практической конференции "Я - исследователь"

Содержимое разработки

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №37» с. Угоян

МО «Алданский район»







Научно-практическая конференция «Я - исследователь»

Исследовательская работа на тему:

«Волшебная кладовая И. А. Крылова»













Работу выполнил:

Ученик 4 класса Авелов Вадим

Научный руководитель:

Авелова Людмила Дмитриевна,

Учитель русского языка и литературы













Угоян 2018


Содержание

Введение ………………………………………………………… ………..3 стр.

    1. Жизнь и творчество И. А. Крылова ……………………………………...5 стр.

    2. Басни И. А. Крылова……………………………………………………6-7 стр.

2.1. Практическая часть. Значения пословиц и поговорок в баснях И. А. Крылова (на примере басен «Ларчик», «Кот и Повар», «Квартет», «Слон и Моська», «Трудолюбивый Медведь», «Собачья дружба», «Лебедь, Щука и Рак») ………8-9 стр.

2.2. Значения пословиц и поговорок в картинках………………………10-12 стр.

Заключение………………………………………………………………........13 стр.

Список литературы……………………………………………………………14стр.






















\


Введение.

Цель работы: показать воспитательную значимость пословиц и поговорок из басен И. А. Крылова.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить басни И. А. Крылова;

  2. Исследовать пословицы и поговорки в баснях И. А. Крылова;

  3. Показать их воспитательное значение в современном мире.

Предмет исследования: работа над пословицами и поговорками, формирующими систему ценностей в жизни каждого ребенка на уроках литературы.
Актуальность: Школьная программа предполагает изучение басен Крылова уже с начальной школы. Использование в речи пословиц и поговорок является основным показателем уровня образованности и культуры человека. Недостаточное изучение, непонимание значений пословиц и поговорок ведет к большому пробелу в области языкознания и литературоведения, а также снижению нравственного качества человека.

Гипотеза: Басни Крылова – энциклопедия жизни. Изучение значений и роли пословиц и поговорок обогатит нашу речь, повысит культуру общения и способствует развитию духовно-нравственных качеств.

Методы исследования:
1.Наблюдение.
2.Теоретический анализ.
3.Сравнение.
4.Изучение литературы.

Меня увлек жанр басни – как один из древнейших жанров искусства, так как очень глубоки его исторические корни. По преданию, основоположником басни считают древнегреческого автора Эзопа, который жил в 6 веке до нашей эры. Возникновение басни относится к 6 веку до нашей эры и связывается с именем Эзопа. Басни, которые знаем мы как эзоповы, представляли собой по преимуществу рассказы о животных, включающие нравоучение, где рассказанный случай соотносился с человеческой жизнью. Басня, как поэтический жанр, разрабатывается французским баснописцем Лафонтеном в 17 веке. Лафонтен создаёт басни, которые опираются на народную мудрость, они очень остроумны, содержат диалог. Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. И именно с книжки басен Лафонтена, которая случайно попалась на глаза Крылову, начинается путь к творению великого русского баснописца.

В русской литературе основы национальной басенной традиции заложил Сумароков. А вершиной в развитии этого жанра явились басни Крылова, вобравшие в себя опыт двух с половиной тысячелетий. Басня носит «нравоучительный характер», то есть в басне всегда есть мораль. Поэтому особое место в нем занимают пословицы и поговорки, которые используются всеми людьми, хотя многие из нас даже и не знают значения. Меня привлекло в его творчество то, что пословицы и поговорки в его баснях оказывают большое воспитательное значение.


































    1. Жизнь и творчество И. А. Крылова

Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. В 1775 отец вышел в отставку, и семья поселилась в Твери.

Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени.

После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде. Мать не сумела добиться пенсии после смерти мужа, и в 1782 было решено ехать в Петербург хлопотать о пенсии. В столице тоже ничего не удалось добиться, но для Крылова нашлось место канцеляриста в Казенной палате. К тому же Петербург открывал перед ним возможность заниматься литературным трудом.

В 1789 Крылов начал издавать сатирический журнал "Почта духов", продолжавший традиции русской сатирической журналистики. Из-за своего радикального направления журнал смог просуществовать только восемь месяцев, но Крылов не оставил намерения возобновить его. В 1792 он создал новый сатирический журнал "Зритель", сразу ставший популярным из-за злободневности своей тематики. Летом 1792 в типографии был произведен обыск, Крылов попал под надзор полиции, издание журнала пришлось прекратить.

В 1791 — 1801 Крылов отошел от журналистской деятельности, скитался по провинции: побывал в Тамбове, Саратове, Нижнем Новгороде, на Украине. Он не переставал сочинять, но его произведения лишь изредка появлялись в печати.

После смерти Екатерины II ему удалось поступить на службу к князю С. Голицыну в качестве личного секретаря и учителя его детей. В домашнем театре Голицына была поставлена написанная Крыловым в 1800 шутотрагедия "Трумф, или Подщипа" — остроумная и меткая сатира на Павла I и царский двор.









    1. Басни И. А. Крылова

В 1809 вышла первая книга басен Крылова, в которых он выступал не только как моралист, но обличитель "сильных" мира сего, угнетающих народ. Именно басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился необычайно широко. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство Крылова.

В 1812 стал библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Крылов не только оказался хорошим собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но он много работал по составлению библиографических указателей и славяно-русского словаря.

9 ноября 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге.

И. А. Крылов посвятил свое творчество басне. В 1808 году вышло первое издание его «Басен». Книга была раскуплена нарасхват и принесла Крылову огромный успех. Его много печатали. С 1809 по 1843 годы И.А. Крыловым написано более 200 басен.
Баснописец наследовал традицию отождествления людей с животными у своих предшественников. Но мастерство Крылова, конечно, состоит не в подражании этой традиции. Как классицист, Крылов считал, что пороки человечества следует искоренять смехом, поэтому в его произведениях высмеиваются жадность, невежество, глупость.

Басни Крылова так отлично выражали народный взгляд на жизнь и по своему складу оказались так близки народным сказкам, поговоркам, что многие строки басен обратились в народные пословицы и прочно вошли в нашу память. А близость языка Ивана Андреевича к народной речи сказалась и в том, что писатель вставлял в свои басни пословицы и поговорки, и они вполне сливались с общим тоном басни. Но еще замечательнее то, что собственные стихи Крылова, легко запоминаясь, сами стали пословицами, вошли в народную речь. Таких пословиц и поговорок из его басен осталось в русском языке много: “А ларчик просто открывался” (“Ларчик”), “Аи, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона” (“Слон и Моська”), “А Васька слушает да ест” (“Кот и Повар”) и много-много других не менее замечательных и выразительных.

А ларчик просто открывался.

Из басни «Ларчик» (1808) Некий «механики мудрец» пытался открыть ларчик и искал — по привычке — особый секрет его замка. Но поскольку этого секрета не было вовсе, то он его не нашел и «от ларчика отстал». А как открыть его, никак не догадался, А ларчик просто открывался. Чтобы открыть его, нужно было просто поднять его крышку. Иносказательно: не надо искать сложного решения проблемы там, где есть простое или где проблемы нет вовсе.

А Васька слушает да ест

Уходя в кабак, Повар оставил кухню на попечение Кота Васьки, чтобы тот стерег от мышей съестные припасы. Но, вернувшись домой, Повар обнаруживает, что Кот, «припав за уксусным бочонком, мурлыча и ворча, трудится над курчонком». Повар, увидев это, приступил к обличению Кота: «Кот Васька плут! Кот Васька вор! И Ваську-де, не только что в поварню, Пускать не надо и на двор, Как волка гладного в овчарню: Он порча, он чума, он язва здешних мест!» (Д Васька слушает, да ест.) Тут ритор мой, дав волю слов теченью, Не находил конца нравоученью. Но что ж? Пока его он пел, Кот Васька всё жаркое съел. Иносказательно о человеке, который глух к упрекам, увещеваниям и творит по-прежнему свои неблаговидные дела. Цитируется также, как упрек в адрес тех, кто тратит свое красноречие там, где нужно просто «власть употребить»

«А вы, друзья, как ни садитесь;

Всё в музыканты не годитесь».

Из басни «Квартет» (1811) Современники полагали, что эта басня была написана как сатирический отклик на реформу Государственного совета, который волей императора Александра I был разделен в 1810году на 4 департамента. Их возглавили Н. С. Мордвинов (Мартышка), П. В. Завадовский (Осел), П. В. Лопухин (Козел) и А. А. Аракчеев (Медведь). Так, лицейский сокурсник А. С. Пушкина М. А. Корф писал в своих «Воспоминаниях»: «Известно, что продолжительным прениям о том, как их рассадить и даже нескольким последовавшим пересадкам, мы обязаны остроумною баснею Крылова «Квартет». О плохо работающем коллективе, в котором дело не идет на лад потому, что отсутствуют, единство, согласие, профессионализм, компетентность, точное понимание каждым своей и общей задачи .

А воз и ныне там!

Из басни «Лебедь, Щука и Рак» (1816) «Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись», но из этого ничего у них не получилось, потому что:

...Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Иронически о неэффективной работе, о задаче, которая не решается.





2.1. Практическая часть.

Значения пословиц и поговорок в баснях И. А. Крылова
Каждая пословица, поговорка, любое крылатое выражение имеет свои истоки. Басни И.А. Крылова – прекрасная школа наблюдений жизни, явлений. Они заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Каждая прочитанная басня вызывает у человека размышления, заставляет задуматься над моралью. Я выделил самые популярные пословицы и поговорки из его басен и объяснил их значения с помощью литературы и интернет-ресурса.
1. А ларчик просто открывался.
Мораль басни «Ларчик» выражена в начальном четверостишии:
Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться.
2.А Васька слушает да ест.
Эта пословица из басни «Кот и Повар». Повар распекает Кота, стащившего пирог и курчонка в его отсутствии.
А вот и мораль басни:
А я бы повару иному

Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,

Где нужно власть употребить.
3.А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.
Неудачливые музыканты: Проказница-Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка обращаются к пролетавшему мимо Соловью.
А вот и мораль басни:
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, -им отвечает Соловей. –
А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь».
(«Квартет»)

4.  Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона!
Шавка замечает Моське, изо всех сил лаявшей на Слона, что он не обращает на её лай никакого внимания.
А вот и мораль басни:
«Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!»
(«Слон и Моська»)
5.  А дуги гнут с терпеньем и не вдруг.
Увидя, что мужик, трудится над дугами , медведь задумал жить такими же трудами.
Однако у Медведя ничего не получилось и вот и мораль басни:
«В том, – отвечал сосед, – Чего в тебе, кум, вовсе нет: В терпенье».
 («Трудолюбивый Медведь»)
 6.  А только кинь им кость, так что твои собаки! 
В басне «Собачья дружба» жили две дворовые собачки – Барбос и Полкан. И вот начали они признаваться друг другу в крепкой и нерушимой дружбе. Когда повар из кухни кинул кость, новые друзья грызутся. Насилу наконец их разлили водою.
 Мораль такова:
Свет полон дружбою такою. Про нынешних друзей нельзя молвить, не греша,
Что в дружбе все они едва ль не одиноки: Послушать – кажется, одна у них душа, –
А только кинь им кость, так что твои собаки!

Есть еще такая пословица: “Собачья дружба до первой кости”. Крылов ли написал басню, основываясь на этой пословице, пословица ли родилась из его басни?

7.  А (да только) воз и ныне там.
 В очень коротенькой басне «Лебедь, Щука и Рак» рассказывается о том, как перечисленные в названии персонажи везли с поклажей воз. Но Лебедь рвался в облака, Рак пятился назад, а Щука тянула в воду. А воз оставался и ныне там.
Мораль басни в первых трёх строках:
Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.











2.2. Значение пословиц и поговорок в картинках

  1. А ларчик просто открывался. («Ларчик»)

Употребляется в отношении найденного простого решения вопроса, поначалу казавшегося сложным.

2. А Васька слушает да ест. («Кот и Повар»)

Употребляется по отношению к человеку, который не оспаривает обращенных к нему доводов, продолжает делать по – своему.

О ситуации, когда один говорит, убеждает, а другой не слушает, не считается с говорящим и продолжает делать свое (обычно предосудительное) дело.

  1. А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.(«Квартет»)

Употребляется по отношению к группе людей, неспособных к совместной деятельности.

4. Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона.
Без драки попасть в большие забияки. ( «Слон и Моська»)

Употребляется по отношению к человеку, ругающему вышестоящие инстанции или того, кто в каком – либо отношении сильнее, пользуясь своей безнаказанностью.
Употребляется по отношению к людям, сильно различающимся по физическим данным или по общественному положению, когда мелкий, ничтожный человек тщательно пытается повредить какому-либо деятелю.

5.  А дуги гнут с терпеньем и не вдруг. («Трудолюбивый Медведь»)

Употребляется как шутливо-ироническое порицание чьей-либо торопливости, а также поверхностного, легкомысленного отношения к делу, которое требует мастерства и терпения.

6 . Послушать — кажется, одна у них душа, — А только кинь им кость, так что твои собаки!(«Собачья дружба»)
иноск.: о непрочности дружбы

Ср. Пес дружества слывет примером с давних дней,

А дружбы между псов, как будто меж людей,

Почти совсем не видно.

7. Д а только воз и ныне там Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. («Лебедь, Щука и Рак»)

Употребляется в случаях, когда дело, не двигаясь, стоит на месте, а вокруг него ведутся бесплодные разговоры, суета, то есть нет согласованности в каком – либо деле.


Заключение

И. А. Крылов – великий русский поэт – баснописец, потому что он любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.
К тому времени, когда Крылов стал исключительно баснописцем, он прошел уже большой творческий путь. Он был автором комедий, комических опер, трагедий, сатириком, журналистом и стихотворцем. Но прославился он как великий баснописец. А. С. Пушкин сказал о нем так: «Он превзошел всех нам известных баснописцев, обогатил русский язык крылатыми, остроумными образными выражениями, сравнениями».

В. Г. Белинский писал: «Нет нужды говорить о великой важности басен Крылова для воспитания детей, дети бессознательно и непосредственно напитываются из них русским духом, овладевают русским языком и обогащаются прекрасными впечатлениями почти единственно доступной для них поэзии».

Басни И. А. Крылова не стареют. Каждое новое поколение воспитывается на них.. Строки из басен вошли в речь, стали привычными. Они известны не только у нас в стране, но и за рубежом, переведены на 50 языков.
Изучив состояние данной проблемы в теории, практике, выявив воспитательные ценности пословиц и поговорок из басен И. А. Крылова можно сделать следующие выводы:
1. Пословицы и поговорки впитали в себя многовековой нравственный опыт народа. Это делает их актуальными в наше время, так как они вводят ученика в мир общечеловеческих ценностей, приобщают к истокам народной культуры.
2. Пословицы и поговорки в баснях И. А. Крылова – настоящая энциклопедия жизни. Любая басня может служить для воспитательных целей для проведения классных часов, тематических бесед в школе.

В дальнейшем хочу сделать словарь пословиц и поговорок из басен И. А. Крылова с собственными иллюстрациями.









Список литературы
1. Гордин А.М. Иван Андреевич Крылов в портретах, иллюстрациях, документах .Под редакцией Л.В. Деницкого. – М.: Л.; «Просвещение»,1966.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В четырех томах. 4 – е изд., стереотип.- М.: Русский язык. - Медиа,2007.
3. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1980.
4. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. – 13- е изд., стереотип. – М.: Русский язык. – Медиа, 2007.
5. Крылов И.А. Сборник басен.1997 год
6. Степанов Н.Л. , А. Крылов. Жизнь и творчество. – М.: Гослитиздат,1958.























Сохранить у себя:
Исследовательская работа: "Значение пословиц и поговорок в баснях И. А. Крылова"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки