Исследовательская работа "Какой у нас темперамент?"

Тема нашей исследовательской работы возникла из наших размышлений о том, почему у некоторых ребят в классе много друзей, а у других мало. Почему некоторые очень любят побыть в одиночестве и помечтать, а другие всегда стремятся быть в центре внимания и создают вокруг себя много суеты и шума. Кто-то имеет много друзей, а кто-то одинок и не страдает из-за этого.

Содержимое разработки

Районная научно- исследовательская конференция

«Шаг в будущее»








Исследовательская работа

Какой у нас темперамент?





Авторы работы:

Иост Диана

Рясина Екатерина

МКОУ Куминская СОШ 4б класс

Руководитель:

Шабанова Елена Анатольевна

педагог-психолог МКОУ Куминская СОШ













г.п.Куминский, 2020


Содержание


Аннотация……………………………………………………………………………….3

План исследований   ………………………………………………………………….5             Описание работы……………………………………………………………………….7

1. Теоретические основные темпераменты  …………………………………………..7

1.1.Определение понятия «темперамент»  ………………………………………..7    

1.2.Характеристики типов темпераментов ……………………………………….8 

1.3.Темперамент и дружба………………………………………………………....11

2. Изучение темперамента учащихся 4б класса ……………………………………...13                2.1 Методы исследования ………………………………………………………… 13                2.2 Результаты изучения темперамента  ………………………………………… 13              Выводы …………………………………………………………………………………15            Литература……………………………………………………………………………….17         Приложения


































Какой у нас темперамент?

Иост Диана Александровна

Рясина Екатерина Владимировна

Ханты- Мансийский автономный округ- Югра

Кондинский район посёлок Куминский

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Куминская средняя общеобразовательная школа

4б класс

Аннотация

Вопрос познания человека человеком интересовал людей еще в древние времена. Особенно были интересны отличия одного человека от другого в поведении и деятельности. И психология, изучив его, открывает нам такое понятие как темперамент. Знакомство с этой темой поможет каждому понять особенности поведения и лучше построить взаимоотношения: почему один такой неугомонный, другой - спокойный, почему кто-то общительный, а кто-то любит побыть один. Но, прежде всего, каждый из нас больше поймет самого себя.

Объектом исследования является темперамент человека.

Предметом исследования являются свойства темперамента.

Цель работы: изучение основных особенностей темперамента и влияния темперамента на количество друзей.

В соответствии с целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

  1. Провести анализ научной психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам темперамента человека.

  2. Дать психологическую характеристику основных типов темперамента.

  3. Определить типы темперамента одноклассников.

  4. Проанализировать, влияет ли темперамент на количество друзей.


Проблема: Почему у одних ребят в классе много друзей, а у других мало.

Гипотеза: если мы узнаем особенности темперамента своих однокласcников, то сможем понять, почему у некоторых ребят мало друзей в классе.

Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, наблюдение, тестирование, опрос.

Выводы:

  1. В результате наблюдения за динамическими проявлениями людей в психологии сформировались описания четырех типов темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Каждый из этих типов более адекватен в той или иной ситуации, так что нельзя их оценивать с точки зрения "плохой - хороший".

  2. Темперамент тесно связан с другими личностными проявлениями человека (характером, способностями, моральным обликом), выступая их динамической основой.

  3. Свойства темперамента образуют психологическую почву, на которую падают воздействия среды и воспитания.

  4. По результатам проведенного исследования оказалось, что в нашем коллективе присутствуют в основном представители каждого типа темперамента. Но большую часть составляют сангвиники и флегматики, значит вот почему наш класс спокойный, дружелюбный и миролюбивый.

  5. Полученные нами психологические знания о темпераментах не только помогли нам увидеть лучшие стороны своей личности, но и научили нас принимать других такими, какие они есть, начать строить отношения с теми, кто сильно отличается от нас.

  6. Хочется отметить, что решая проблему, почему у некоторых ребят мало друзей, мы поняли, что на количество друзей влияет не только темперамент. Влияют на то, сколько у нас друзей, такие особенности характера, как порядочность, доброта, отзывчивость, верность, честность, преданность, умение держать слово, т.е. качества, зависящие от воспитанности и морального облика человека.






















Какой у нас темперамент?

Иост Диана Александровна

Рясина Екатерина Владимировна

Ханты- Мансийский автономный округ- Югра

Кондинский район посёлок Куминский

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Куминская средняя общеобразовательная школа

4б класс

План исследований

Один известный психолог писал: «Представьте себе две реки – одну спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов и брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены… Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей». 

Тема нашей исследовательской работы возникла из наших размышлений о том, почему у некоторых ребят в классе много друзей, а у других мало. Почему некоторые очень любят побыть в одиночестве и помечтать, а другие всегда стремятся быть в центре внимания и создают вокруг себя много суеты и шума. Кто-то имеет много друзей, а кто-то одинок и не страдает из-за этого. Даже если последить за поведением учеников на уроке, то можно сразу заметить разницу в поведении, движениях каждого. У одних неторопливые правильные движения, заметное спокойствие во взгляде, а у других резкие движения, суета в глазах, но большинство из них показывают похожие результаты в развитии. Почему же все это происходит именно так?

Оказывается, этот вопрос интересовал людей еще в древние времена. И психология, изучив его, открывает нам такое понятие как темперамент. Знакомство с этой темой поможет каждому понять особенности поведения и лучше построить взаимоотношения: почему один такой неугомонный, другой - спокойный, почему кто-то общительный, а кто-то любит побыть один. Но, прежде всего, каждый из нас больше поймет самого себя.

Объектом исследования является темперамент человека.

Предметом исследования являются свойства темперамента.

Цель работы: изучение основных особенностей темперамента и влияния темперамента на количество друзей.

В соответствии с целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

  1. Провести анализ научной психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам темперамента человека.

  2. Дать психологическую характеристику основных типов темперамента.

  3. Определить типы темперамента одноклассников.

  4. Проанализировать, влияет ли темперамент на количество друзей.


Проблема: Почему у одних ребят в классе много друзей, а у других мало.

Гипотеза: если мы узнаем особенности темперамента своих однокласcников, то сможем понять, почему у некоторых ребят мало друзей.

Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, наблюдение, тестирование, опрос.


























Какой у нас темперамент?

Иост Диана Александровна

Рясина Екатерина Владимировна

Ханты- Мансийский автономный округ- Югра

Кондинский район посёлок Куминский

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Куминская средняя общеобразовательная школа

4б класс

Описание работы

1. Теоретические основы темперамента

1.1.Определение понятия «темперамент»

И что же означает это загадочное слово – темперамент? Темперамент – это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения. Психические процессы и поведение подразделяются на два типа активность и эмоциональность . Активность – быстрота , темп жизни  и проявление себя в жизни . Эмоциональность – человеческие переживания и выражение эмоций .

У чение о темпераменте уходит своими корнями в античность. Еще в 4 веке до нашей эры древнегреческий философ и ученый Гиппократ определил темперамент, как что-то в человеке, что отличает его реакции и поведение от других людей. И, исходя из этих особенностей реакции на что-то происходящее в нашей жизни, выделил 4 основных т емперамента: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Когда мы немного разберемся в особенностях каждого из них и узнаем, как темперамент может влиять на характер человека, то больше поймем себя и других. Не будем судить другого, оценивать его по себе. И нас будут меньше судить. Не будем смеяться над другими. И над нами будут меньше смеяться.Типы темперамента человека сами по себе не могут быть ни хорошими, ни плохими. В каждом из них есть свои сильные и слабые стороны, свои достоинства и недостатки.

Ч тобы нам было легче понять эту тему, мы решили представить ее черезвсем нам известный мультфильм «Мадагаскар». Мы выбрали именно этот мультфильм, потому что его главные герои являются яркими представителями каждого темперамента и при этом им удается быть лучшими друзьями, несмотря на особенности их характеров.

Д авайте вспомним эпизод, когда друзья попадают на остров. Обратите внимание, что реакции каждого из друзей очень различны. Оказавшись в непростой ситуации, Алексом овладевает гнев, и он готов растерзать виновника. Мэлман становится очень грустно, и он хоронит себя заживо. Марти, напротив, пытается получить максимум удовольствия от жизни. А Глория убеждает друзей принимать разумные решения.

1.2. Характеристики типов темперамента

Х олерики

И кто же у нас Алекс? Может, кто-то из нас похож на него? Он холерик. Посмотрите сколько энергии! Холерик очень активный и эмоциональный. Он лидер. Быстро выполняет свою работу. Он может добиться своего в жизни. Но, холерику нужно научиться слушать и понимать людей, научиться отдыхать и контролировать свой гнев, быть терпеливым и аккуратным.

О пределить ребенка холерика достаточно легко. У него преобладают резкие движения, напористость, неумение регулировать собственную строптивость. Как правило, такие ученики больше других получают замечания от учителя. На уроках он постоянно вертится, в тетради работает неаккуратно. За это ему достается в школе. Но ученики с холеричным темпераментом могут учиться совершенно по-разному в зависимости от своих способностей.

Таким детям необходима структура, иначе они легко выходят из-под контроля и сопротивляются авторитету взрослых. Им всегда нужно знать план действий, правила и кто главный. Дети-холерики любят находиться в центре внимания, в водовороте деятельности. Такому ребенку необходимо иметь возможность стать успешным лидером. В свою очередь, они уважают уверенного и компетентного лидера в другом человеке.

Флегматики

Кто в «Мадагаскаре» Глория? Может кто-то считает, что у вас характер похожий наее? Она флегматик.Если кто-то из нас флегматик, это здорово быть такой уравновешенной, спокойной личностью, уметь заканчивать то, что начато, качественно и старательно выполнять свою работу. Но, флегматику нужно научиться общаться с людьми, научиться легче приспосабливаться к чему-то новому в жизни.
Ребенок флегматик сильная личность, но чрезмерно медлительная. На любую деятельность им требуется больше времени, но они непременно выполняют ее как следует. Они глубоко переживают свое свойство медлительности, но сделать с этим ничего не могут.Флегматики стараются основательно выполнять каждое свое действие.  И взрослым следует поддерживать такого ребенка за добросовестность. Ведь благодаря этому флегматики могут достигнуть в жизни очень много!

Меланхолики

Так, а кто Мэлман? Некоторым этот персонаж может показаться близким. Мэлман- меланхолик. Для тех, кто узнал в себе меланхолика. Это здорово, быть таким творческим, изобретательным, умным, понимающим людей. Но меланхолику нужно научиться радоваться жизни. Стать более дружелюбным. Научиться не огорчаться, если о нем говорят плохо. Больше заниматься спортом, чтобы стать выносливым. Дети меланхолики вдумчивы, глубоко восприимчивы, оригинальны и обладают сильным творческим потенциалом.

Т акие дети остро реагируют на крики и повышенный тон голоса. В связи с этим, если взрослые не понимают, что с таким ребенком необходимо наладить доброжелательные отношения, ребенок может замкнуться в себе. Такие дети быстро переутомляются. Поэтому первым делом необходимо соблюдать режим дня. Отводить больше времени для отдыха. Играть в подвижные игры. Перегрузка посещением большого количества кружков принесет мало пользы. Такие дети особенно нуждаются в любви и поддержке во всех нестандартных ситуациях со стороны родных и близких. Если они не испытывают в этом недостатка, им намного проще справляться с учебой в школе и другими жизненными сложностями.

Сангвиники

А кто у нас Мартин? Я уверен, что некоторые узнают в нем себя. Он сангвиник.Если кто-то узнал в себе сангвиника, то обязательно очень порадуется этому. Здорово, быть таким жизнерадостным, быть полным надежд и юмора, иметь много друзей, быть отзывчивым. Сангвиник - душа компании. Но, ему нужно научиться не опаздывать, выполнять свои обещания, уметь доводить начатое до своего логического конца.Дети сангвиники очень общительны и дружелюбны. Они развивают чувство собственного «я» на основании своих взаимоотношений с людьми и реакций на внешний мир. Они стремятся увидеть, услышать, ощутить и пережить все, что может предложить жизнь. Каждый новый опыт обогащает их существо. Новыевпечатления вдыхают в них больше жизни. Эти дети любят перемены, но сопротивляются необходимости на чем-то сосредоточиться.также скандалят и сопротивляются воле взрослых, но это обычно происходит в тех случаях, когда их заставляют сосредоточиться на том, что их не интересует, или делать то, что им не нравится. Хаос и эмоциональные колебания — неотъемлемая часть их жизни.Если ребенок сангвиник получит соответствующее своему темпераменту воспитание, то станет ответственным, целеустремленным, сосредоточенным, уверенным в себе и целостным человеком.

1.3. Темперамент и дружба

Люди с холерическим и сангвиническим темпераментами примечательны общительностью, коммуникабельностью и этим выделяются и привлекают других, значит, у них может быть много друзей. А вот меланхоличный ифлегматичный типы отличаютсяот двух первых сдержанностью и застенчивостью. В толпе они чувствуют себя дискомфортно. В то же время сангвиники не любят обязательств, а поэтому они крайне ненадёжные. Следует также добавить импульсивность и болтливость, что может мешать сохранению дружбы.Отрицательными чертамихолериков являются раздражительность, предрасположенность к крику, гневу.А вот флегматики относятся к спокойным, дружелюбным и миролюбивым людям. Они редко конфликтуют и приносят извинения ради сохранения мирной и сердечной атмосферы.

  1. Сангвиник – повышенно активен и уравновешен. Легко сходится с окружающими, быстро адаптируется к требованиям и окружающей среде.

  1. Холерик – активен и не уравновешен. Часто проявляет несдержанность, нетерпение, вспыльчивость. Как и сангвиник, любит общение с людьми, но менее пластичен.



  1. Флегматик – уравновешен, медлителен и редко показвает свои душевные порывы. Чувства, привязанности отличаются постоянством, не склонен к конфликтам, но при этом скорее необщителен.

  1. Меланхолик – высоко чувствителен, мало активен. Характеризуется неуверенностью в себе, впечатлительностью, ранимостью. В большинстве случае – не общителен.



















Какой у нас темперамент?

Иост Диана Александровна

Рясина Екатерина Владимировна

Ханты- Мансийский автономный округ- Югра

Кондинский район посёлок Куминский

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Куминская средняя общеобразовательная школа

4б класс


2. Изучение темперамента учащихся 4б класса

2.1.Методы исследования

Исследование было проведено на базе МКОУ Куминская СОШ. В нем участвовали учащиеся 4б класса. В ходе исследования мы использовали тест «Паспорт темперамента» А.Белова и частично социометрическую методику.  

2.2.Результаты изучения темперамента

Изучив литературу по теме «Темперамент», мы узнали, что «чистый» темперамент встречается у людей очень редко. Наряду с качествами преобладающего в нас темперамента, мы можем замечать в себе черты других темпераментов. Для того, чтобы понять какие темпераменты и как могут сочетаться друг с другом, мы выбирали, какой тест использовать для определения темперамента наших одноклассников. Мы выбрали тест «Паспорт темперамента» (приложение 1), потому что он был не труден для обработки, и мы могли сами сделать выводы о том, какие темпераменты сочетаются у ребят. Одноклассники заполняли психологический «паспорт» темперамента, отвечая, как они ведут себя обычно, а не в крайних случаях. Для этого отмечали знаком «+» те качества в «паспорте» темперамента, на которые они отвечали положительно. Некоторым ребятам найти подходящие им качества помогала наша учительница Бутова Н.А. Такая помощь была необходима, потому что не всем нашим одноклассникам легко охарактеризовать себя. Получившиеся формулы темпераментов ребят мы внесли в таблицу, выделив ведущий темперамент (т.е.тот, который составлял больше процентов)(приложение 2). У нас получилось, что в классе сангвиников – 7 человек (44%), флегматиков – 5 человек (31%), меланхоликов – 1 человек (6%), холериков у нас нет, со смешанным темпераментом – 3 человека (19%) (приложение 3). Теперь нам становится понятным, почему наш класс считается спокойным, дружелюбным и миролюбивым, ведь в основном в классе у нас сангвиники и флегматики, уравновешенные темпераменты. У нас нет холериков, неуравновешенных, вспыльчивых и агрессивных людей. Темпераменты одноклассников мы узнали. Дальше нас интересовало, влияет ли темперамент на количество друзей. Для этого мы предложили ребятам ответить на следующие вопросы:

  1. Сколько у вас всего друзей, товарищей (в классе и вне класса)?

а) много, б)мало, в) нет друзей.

  1. Запишите фамилии тех ребят, которые являются вашими друзьями в классе.

По результатам ответов одноклассников, чтобы было проще их проанализировать, мы внесли их в таблицы. В таблицу «Самооценка и оценка одноклассниками состояния дружеских связей в классе» (приложение 4) мы внесли ответы на 1 вопрос (много, мало или нет друзей у ребят), количественно записали ответна 2 вопрос (посчитав фамилии друзей). Получилось, что ответив на эти 2 вопроса, ребята только сами оценили состояние своих дружеских связей. Нам захотелось узнать, а сколько ребят записали нас своими друзьями. Мы узнали, что это можно сделать, воспользовавшись социометрическим методом. Мы внесли все выборы ребят по строчкам в таблицу«Выбор ребятами друзей в классе»,и в столбцах узнали, кто выбрал нас, ну и конечно других одноклассников тоже (приложение 5). В таблицу «Самооценка и оценка одноклассниками состояния дружеских связей в классе» в последний столбик мы внесли этот результат. И у нас получилось, что в этой таблице виден выбор друзей самим человеком, и видно, сколько ребят в классе называют его своим другом. Получается, если ребята дружны, то они должны взаимно друг друга выбирать. У нескольких одноклассников так и получилось. У А.Д.: он написал 3 друзей, и его назвали другом тоже трое человек, у П.И. – 4 выбора. У нескольких ребят разница в одного человека: у М.Д.,П. К., С.А., Ф.Д., и у меня, у Рясиной Кати. А у остальных ребят получились противоречивые данные. Например, Диана считала, что у нее 7 друзей, а ее написали только четверо. А есть наша одноклассница, которая назвала только одного друга, а ее назвали другом 7 человек. Такие расхождения, мы считаем, могут зависеть от нашей самооценки (завышенная она или заниженная), от нашего настроения во время опроса, от степени смелости и открытости и других факторов (это тема уже другого исследования). Для того, чтобы проверить нашу гипотезу, мы взяли количество друзей, которое называют другие одноклассники.

Для нас было важно также решить: мало друзей, это сколько? И много – это сколько. И здесь мы взяли за основу опять же выборы наших одноклассников. Есть ребята, которых назвали 1, 2, 3 человека. Это мы посчитали малым количеством друзей. И есть одноклассники, которых написали 7-8 человек. Это, мы думаем, много. Итак, А.Д., С.А., Б.Д. по темпераменту меланхолик и флегматики, и у них мало друзей. Это соответствует тому, что мы знаем об этих темпераментах. А вот у Т.К. смешанный темперамент флегматик+меланхолик, у него 6 друзей, и это не мало, хотя оба темперамента характеризуются необщительностью. К.И., К.Е. по темпераменту сангвиники, и у них много (7-8) друзей. Это соответствует их темпераменту. А вот Г.Д. тоже сангвиник, но у нее только 3 друга. И у К.Е. с темпераментом сангвиник +холерик совсем только 1 друг. Так значит, на то, сколько у нас друзей, влияет не только темперамент! Мы думаем, что на то, сколько у нас друзей, влияют особенности характера (порядочность, доброта, отзывчивость, верность, честность, преданность, умение держать слово и другие), воспитанность, наш моральный облик.

О себе после проведенного исследования мы можем сказать следующее.

Катя. У меня сангвинический темперамент и среднее количество друзей – 5. Я общительная, открытая, живая, разговорчивая, иногда болтливая. Я думаю, что у меня будет больше друзей, потому что я хорошо воспитана, вежливая, отзывчивая, помогаю ребятам в трудную минуту.


Диана. У меня преобладают сангвинический и холерический темпераменты. Я общительная, разговорчивая, открытая, беспечная, беззаботная. Это у меня от сангвиника. И я неспокойная, переменчивая, бываю агрессивной – черты холерика. Я сама думала, что у меня 7 друзей, но меня выбрали только четверо ребят. Наверное я не всегда выполняю обещания, а это мешает дружбе. Я думаю, что научусь держать слово.


Выводы:

  1. В результате наблюдения за динамическими проявлениями людей в психологии сформировались описания четырех типов темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Каждый из этих типов более адекватен в той или иной ситуации, так что нельзя их оценивать с точки зрения "плохой - хороший".

  2. Темперамент тесно связан с другими личностными проявлениями человека (характером, способностями, моральным обликом), выступая их динамической основой.

  3. Свойства темперамента образуют психологическую почву, на которую падают воздействия среды и воспитания.

  4. По результатам проведенного исследования оказалось, что в нашем коллективе присутствуют в основном представители каждого типа темперамента. Но большую часть составляют сангвиники и флегматики, значит вот почему наш класс спокойный, дружелюбный и миролюбивый.

  5. Полученные нами психологические знания о темпераментах не только помогли нам увидеть лучшие стороны своей личности, но и научили нас принимать других такими, какие они есть, начать строить отношения с теми, кто сильно отличается от нас.

  6. Хочется отметить, что решая проблему, почему у некоторых ребят мало друзей, мы поняли, что на количество друзей влияет не только темперамент. Влияют на то, сколько у нас друзей, такие особенности характера, как порядочность, доброта, отзывчивость, верность, честность, преданность, умение держать слово, т.е. качества, зависящие от воспитанности и морального облика человека.





























Литература

  1. Немчинов Т. А. "Тесты, диагностики", М.2008

  2. Ананьев Б. Г. Проблема формирования характера, Л., 2009

  3. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: хрестоматия / Состав. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 320 с.

  4. Интернет источники: www.psychologos.ru, test.msk.ru.



































Приложение 1

«Формула темперамента»
А. Белов

Инструкция. Отметьте знаком «+» те качества в «паспорте» темперамента, которые для вас обычны, повседневны.

Итак, если вы:

  1. неусидчивы, суетливы;

  2. невыдержанны, вспыльчивы;

  3. нетерпеливы;

  4. резки и прямолинейны в отношениях с людьми;

  5. решительны и инициативны;

  6. упрямы;

  7. находчивы в споре;

  8. работаете рывками;

  9. склонны к риску;

  10. незлопамятны;

  11. обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью;

  12. неуравновешенны и склонны к горячности;

  13. агрессивный забияка;

  14. нетерпимы к недостаткам;

  15. обладаете выразительной мимикой;

  16. способны быстро действовать и решать;

  17. неустанно стремитесь к новому;

  18. обладаете резкими порывистыми движениями;

  19. настойчивы в достижении поставленной цели;

  20. склонны к резким сменам настроения
    – то вы чистый холерик.

Если вы:

  1. веселы и жизнерадостны;

  2. э нергичны и деловиты;

  3. часто не доводите начатое дело до конца;

  4. склонны переоценивать себя;

  5. способны быстро схватывать новое;

  6. неустойчивы в интересах и склонностях;

  7. легко переживаете неудачи и неприятности;

  8. легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам;

  9. с увлечением беретесь за любое новое дело;

  10. быстро остываете, если дело перестает вас интересовать;

  11. быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую;

  12. тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы;

  13. общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми;

  14. выносливы и работоспособны;

  15. обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся жестами, выразительной мимикой;

  16. сохраняете самообладание в неожиданной сложной обстановке;

  17. обладаете всегда бодрым настроением;

  18. быстро засыпаете и пробуждаетесь;

  19. часто не собраны, проявляете поспешность в решениях;

  20. склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться
    – то вы, конечно же, сангвиник

Если вы:

  1. спокойны и хладнокровны;

  2. последовательны и обстоятельны в делах;

  3. осторожны и рассудительны;

  4. умеете ждать;

  5. молчаливы и не любите попусту болтать;

  6. обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций,

  7. жестикуляции и мимики;

  8. сдержаны и терпеливы;

  9. доводите начатое дело до конца;

  10. не растрачиваете попусту сил;

  11. придерживаетесь выработанного распорядка дня, жизни, системы в работе;

  12. легко сдерживаете порывы;

  13. маловосприимчивы к одобрению и порицанию;

  14. н езлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес;

  15. постоянны в своих отношениях и интересах;

  16. медленно включаетесь в работу и медленно переключаетесь с одного дела на другое;

  17. ровны в отношениях со всеми;

  18. любите аккуратность и порядок во всем;

  19. с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;

  20. обладаете выдержкой;

  21. несколько медлительны
    – то вы, без сомнения, флегматик.

Если вы:

  1. стеснительны и застенчивы;

  2. теряетесь в новой обстановке;

  3. затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми;

  4. не верите в свои силы;

  5. легко переносите одиночество;

  6. чувствуете подавленность и растерянность при неудачах;

  7. склонны уходить в себя;

  8. быстро утомляетесь;

  9. обладаете тихой речью;

  10. невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника;

  11. впечатлительны до слезливости;

  12. чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию;

  13. предъявляете высокие требования к себе и окружающим;

  14. склонны к подозрительности, мнительности;

  15. болезненно чувствительны и легко ранимы;

  16. чрезмерно обидчивы;

  17. скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями;

  18. малоактивны и робки;

  19. уступчивы, покорны;

  20. стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих
    – то вы меланхолик.


О бработка результатов и интерпретация

Если количество положительных ответов в «паспорте» темперамента того или иного типа составляет 16 – 20, то это значит, что у вас ярко выражены черты данного типа темперамента. Если же ответов насчитывается 11 – 15, значит качества данного темперамента присущи вам в значительной степени. Если положительных ответов 6 – 10, то качества данного типа присущи вам совсем в небольшой степени. А теперь определите формулу темперамента:

ФТ = (

Х Аx

100%) + (

C Ac

100%) + (

Ф Аф

100%) + (

М Aм

100%)

A

A

A

A

где:
ФT – формула темперамента,
X – холерический темперамент,
С – сангвинический темперамент,
Ф – флегматический темперамент,
М – меланхолический темперамент,
А – общее число плюсов по всем типам,
Ах – число плюсов в «паспорте холерика»,
Аф – число плюсов в «паспорте флегматика»,
Ас – число плюсов в «паспорте сангвиника»,
Ам – число плюсов в «паспорте меланхолика».

В конечном виде формула темперамента приобретает такой, например, вид:

ФТ = 35% Х + 30% С + 14% Ф + 21% М

Это значит, что данный темперамент на 35 % холерический, на 30 % сангвинический, на 14 % флегматичный, на 21 % меланхолический. Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40 % и выше, значит, данный тип темперамента является у вас доминирующим, если 30 – 39 % – то качества данного типа выражены достаточно ярко, если 20 – 29 %, то качества данного типа выражены средне, если 10 – 19 %, то качества данного темперамента выражены в малой степени.











Приложение 2

Таблица «Формула темперамента и ведущий темперамент учащихся 4б класса».

Фамилия, имя

Формула темперамента

Ведущий темперамент

1.А. Д.

11%х+11%с+32%ф+44%м

меланхолик

2.Б Д.

14%х+21%с+50%ф+15%м

флегматик

3.Г.Д.

12%х+59%с+17%ф+12%м

сангвиник

4.И. Д.

26%х+ 34%с+21%ф+19%м

сангвиник+холерик

5.К.Е.

35%х+32%с+23%ф+10%м

холерик+сангвиник

6.К.И.

18%х+47%с+24%ф+11%м

сангвиник

7.К.Е.

7%х +38%с +23%ф+ 31%м


сангвиник

8.К.П.

11%х+50%с+22%ф+16%м

сангвиник

9.М.Д.

4%х+29%с+50%ф+17%м

флегматик

10.П.К.

0%х+24%с+57%ф+19%м

флегматик

11.П.Кр.

29%х+36%с+27%ф+28%м

сангвиник

12.Р.Е.

19%х+50%с+25%ф+6%м

сангвиник

13.С.А.

24%х+17%с+47%ф+12%м

флегматик

14.Т.К.

20%х+22%с+29%ф+29%м

Флегматик+меланхолик

15.Ф.Д.

13%х+19%с+63%ф+5%м

флегматик

16.Я.С.

26%х+51%с+19%ф+4%м

сангвиник

Условные обозначения: х – холерик, ф – флегматик, с – сангвиник, м – меланхолик















Приложение 3

Диаграмма распределения типов темперамента в 4 «Б» классе.

Сангвиники – 7 человек – 44%

Флегматики – 5 человек – 31%

Меланхолики – 1 человек – 6%

Холерики – нет

Смешанный темперамент – 3 человека - 19%

Приложение 4

Таблица «Самооценка и оценка одноклассниками состояния дружеских связей в классе»

Фамилия, имя

Сколько всего друзей

Сколько друзей в классе

(по мнению самих ребят)

Сколько ребят в классе называют этого человека своим другом

1.А. Д.

мало

3

3

2.Б Д.

мало

4

2

3.Г.Д.

много

5

2

4.И. Д.

мало

7

4

5.К.Е.

много

3

1

6.К.И.

много

5

8

7.К.Е.

мало

1

7

8.К.П.

много

6

4

9.М.Д.

мало

5

4

10.П.К.

много

4

4

11.П.Кр.

много

4

3

12.Р.Е.

мало

4

5

13.С.А.

много

4

3

14.Т.К.

много

3

6

15.Ф.Д.

много

5

4

16.Я.С.

много

5

5



Приложение 5

Таблица «Выбор ребятами друзей в классе»

Фамилия, имя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1.А. Д.






+




+




+



2.Б Д.




+



+

+





+




3.Г.Д.




+



+

+




+

+




4.И. Д.


+

+




+

+



+

+


+



5.К.Е.






+



+







+

6.К.И.

+








+





+

+

+

7.К.Е.








+









8.К.П.


+

+

+



+





+

+




9.М.Д.





+

+

+





+




+

10.П.К.

+





+








+

+


11.П.Кр.






+





+




+

+

12.Р.Е.




+



+


+








13.С.А.



+




+

+




+





14.Т.К.






+




+





+


15.Ф.Д.

+





+




+




+


+

16.Я.С.






+



+

+

+



+



Сумма выборов

3

2

3

4

1

8

7

5

4

4

3

5

3

6

4

5

Приложение 6

Таблица определения темперамента по Айзенку.






























Сохранить у себя:
Исследовательская работа "Какой у нас темперамент?"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки