Е.В. Назарова
МБОУ «СОШ № 20» имени И.И. Наймушина, МО г. Братска
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
Наше время - это время перемен. В современном мире нужны люди, способные принимать нестандартное решения, умеющие творческие мысли [1]. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Детей лишают радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Одна из основных проблем современного образования - низкая творческая инициатива учащихся.
ФГОС ООО направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых, называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формируется желание и умение учиться. Поэтому главной целью школы является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общих учебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности.
Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека - творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.
При работе над развитием творческих способностей, главная задача - вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Роль учителя здесь - роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся.
ФГОС ООО по информатике нацеливают на освоение учащимися исследовательской деятельности по созданию представлений об объекте или явлении окружающего мира, по поиску и обработке естественнонаучной информации, коммуникативных умений, способов самоорганизации учебной деятельности.
Особенностью курса информатики является деятельностный подход к обучению: активное развитие практических умений и навыков исследовательской деятельности [2]. Но опыт преподавания говорит о том, что на уроке не всегда удается все время уделять практической составляющей: нужно выслушать ответ учащихся, поработать с тестами, развивать умения работать с текстом учебника.
Применение исследовательского метода формирует у учащихся алгоритм действий, а алгоритмизация чего-либо представляет универсальность. Технология исследовательского обучения также универсальна не только в применении к любому учебному предмету школьного курса, но и в практической жизни. Использование в практике обучения информатики исследовательской технологии стимулирует личностный рост учеников, знания становятся достоянием личности ребёнка, т.е. личностными качествами.
Знакомство и приобщение учащихся к началам исследовательской деятельности возможно и осуществимо через урок.
Исследовательская деятельность урока информатики предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира. Цели, которые ставятся на уроке-исследовании, способствуют развитию умения устанавливать взаимосвязь между объектами, явлениями и процессами окружающего мира; способствуют формированию таких исследовательских умений, как умение выдвигать гипотезу на основе анализа данных и обоснования для ее подтверждения или опровержения, умения сделать вывод; способствуют воспитанию трудолюбия, целеустремленности, умения работать в коллективе.
Структура урока-исследования такая:
повторение материала, необходимого для сознательного усвоения новейших познаний;
сообщение темы и цели урока;
исследование нового материала;
проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление;
информация о домашнем задании.
Рассмотрим примеры уроков.
Информатика, 11 класс. Проект: «Интернет наш друг или враг?».
Цель исследования: изучение уровня, целей, последствий использования интернета, выявление состояния интернет-зависимости среди учащихся 10-11 классов.
Задачи:
- Провести анализ существующих исследований, литературы для изучения проблем, возникающих при использовании интернета.
- Провести ряд исследований по использованию интернета учащимися 10-11 классов.
- Выяснение возможной интернет-зависимости среди учащихся 10-11 классов.
- Обобщить полученные результаты анализа литературы, существующих и проведённых исследований.
2. Вместо надоевшего учащимися набора текста, предлагаю следующий комплект заданий после изучения редактора MS Word:
Задание 1. Выбрать одну из предложенных тем. Предложенные нами темы можно переформулировать, объединять несколько тем в одну или брать часть от некоторой темы. Свою тему согласовать с преподавателем для ее корректировки.
Задание 2. В сети «Интернет» найдите не менее 5 различных публикаций по выбранной теме или по темам, близким к выбранной теме. Все найденные публикации скопировать в отдельные файлы, приведя эти документы в стандартный вид.
Задание 3. На основе выбранных публикаций раскройте свою тему, добавив собственные суждения, а также выскажите согласие или не согласие с идеями, затронутыми в выбранных публикациях, укажите позитивные и негативные места публикаций.
Задание 4. Творческую работу поместить в отдельный файл. Документ оформить согласно стандартным требованиям.
Задание 5. Все файлы собрать в отдельную папку, в названии которой включить свою фамилию и слова «Творческая работа».
Проект «Реклама – двигатель учебы».
Создание и оформление рекламного листка на одну из актуальных тем современной жизни. Размещение лучших проектов на стенде рядом с кабинетом информатики. Используя имеющиеся знания и навыки работы в среде текстового процессора, разработать рекламный листок. Структурировать материал согласно рекламе. Отформатировать содержание файла. Определение уровня сформированности навыков и умений, необходимых для оформления текста, расширение области практического применения имеющихся знаний. При работе над проектом ученик сам может оценить, насколько удачно он поработал. Оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы, становится для ученика более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания.
Выбрав тему, они начинают задумываться: какой выбрать путь, чтобы донести всю суть своего исследования. Данные занятия взращивают в них способности к ораторскому искусству, что, несомненно, пригодится им в дальнейшей жизни.
Урок-исследование по информатике «Моделирование в электронных таблицах. Решение задач», 9 класс.
Цель урока: показать применение электронных таблиц для решения задач, совершенствовать навыки составления математических моделей, проверить умение учеников выделять свойства объекта, существенные для решения задачи.
Задачи урока:
-Формирование теоретических и практических навыков построения и исследования моделей с использованием электронных таблиц Excel.
- Систематизация знаний, формирование творческого мышления, способности анализировать и сравнивать.
Итак, главной целью исследовательской работы учащихся на уроке является развитие их способности критически мыслить, формулировать проблему, искать её решение. Эти цели достигаются, если учащемуся создаются условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, анализа и т.д. В этом случае юный исследователь действует в соответствии со своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования
Правильно выстроенная система работы учителей по организации учебно-исследовательской деятельности позволяет учащимся по окончании школы продолжать заниматься научно-исследовательской работой в вузе и достигать результатов в этой деятельности.
Литература
Бикеева А.С. Взрослый+ребенок. Психологический практикум/ А.С. Бикеева Ростов на Дону: Феникс, 2013, 219 с.
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.: под ред. А.Г. Асмолова. - М: Просвещение, 2010. -151 с.