«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ
НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ»
В процессе преподавания уроков чтения и развития речи в средних и старших классах в коррекционной школе-интернате обозначились следующие проблемы:
- отсутствие необходимых знаний у учащихся на момент изучения материала;
- низкая мотивация;
- слабо развитая механическая и ассоциативная память;
- недостаток времени на уроке для опроса каждого обучающегося.
Статьи о писателях русской и советской литературы, как и изучаемые произведения не всегда интересны обучающимся с нарушениями интеллектуального развития.
Исходя из этих проблем, была поставлена цель: найти способы и формы, способствующие эффективному усвоению знаний на уроках чтения и развития речи в коррекционной школе VIII вида. Одновременно с этим решалась задача по охвату абсолютного большинства учащихся при проверке полученных знаний.
Среди новых технологий обучения и контроля знаний наибольший интерес в современной педагогике проявляется к тестовой форме обучения и контроля знаний. Они стали широко применяться в учебном процессе.
Для решения проблем разработана система тестов без применения компьютера для 5-9 классов. Тесты составлены по типу закрытых тестов с выбором ответа по принципу дополнения, альтернативности, цепочки, сочетания, классификации, построения.
Составленные тесты удовлетворяют ряд требований. Они:
- относительно краткосрочные, т. е. не требуют больших затрат времени;
- однозначные, т.е. не допускают произвольного толкования тестового задания;
- правильные, т.е. исключают возможность формулирования многозначных ответов;
- удобные, т.е. пригодные для быстрой математической обработки результатов;
- стандартные, т.е. пригодные для широкого практического использования.
Тексты тестов разработаны на основе статей в учебнике с учётом психофизиологических особенностей учащихся коррекционных школ VIII вида, на принципах доступности, конкретности, «от простого к сложному», с постепенным нарастанием объёма. Содержание тестов, разработанных автором согласно правилам и требованиям, основывается на биографии писателей-классиков либо на их произведениях, изучаемых в процессе литературного чтения в 5- 9 классах, с учётом концентрического построения учебного материала.
В начале 5 класса тесты включают в себя от 10 до 15 вопросов, постепенно количественно нарастая из класса в класс до 20- 25 пунктов вопросов. Тест состоит из пронумерованных предложений в утвердительной либо в вопросительной форме, которые, необходимо закончить, выбрав правильное слово или выражение из трех- четырёх предлагаемых вариантов под цифрами 1, 2, 3, 4. На каждый вопрос всегда предлагается три- четыре варианта ответа и только один из них правильный.
Порядок работы с тестами.
Разработанные задания-тесты проводятся на последующем уроке после изучения темы. В целом, все выражения находятся в логическом порядке и вместе составляют рассказ о жизни писателя либо его произведения.
Тест-задание – это не отдельный материал, а неотъемлемая часть системы уроков. Выполнение тест- задания занимает от 5-7 минут на этапе проверки полученных знаний или проверки домашнего задания. Каждый учащийся получает бланк с заданием, который в дальнейшем сдаётся для проверки. После окончания работы учащихся над тестом, проводится устная фронтальная работа по тесту: «по цепочке» учащиеся вслух читают выражения теста уже с правильным вариантом ответа. Если кто-то ошибается, одноклассники поправляют. Далее предлагается одному из учащихся выйти перед классом и рассказать, что он запомнил из жизни этого писателя либо его произведения.
Оценивание выполненных заданий производится следующим образом:
«5» - 90 – 100% правильных ответов;
«4» - 70-80 % правильных ответов;
«3» - 50-70 % правильных ответов;
«2» - до 50 % правильных ответов.
С помощью этой системы тестов решаются следующие задачи:
- повышение мотивации и уровня осмысления учащимися данного материала на уроке;
- активизация познавательной и формирование аналитико-синтетической деятельности;
- укрепление ассоциативной памяти;
- использование в сочетании письменных и устных форм работы;
- формирование элементарных исторических сведений, необходимых для осмысления биографии писателей либо изучаемых произведений;
- воспитание нравственной позиции на примере жизни писателей либо позиции героев изучаемого произведения;
-оценивание 100 % учащихся в классе за урок;
- повышение организованности учебного процесса;
- социальная адаптация обучающихся с ОВЗ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из опыта применения системы тестирования на уроках чтения во время изучения произведений либо биографии писателей можно сделать выводы о «плюсах» и «минусах» использования этой формы.
Негативная сторона работы с тестом:
- на этапе урока «проверка полученных знаний» меньше времени уделяется устному фронтальному опросу обучающихся.
Положительные стороны работы с тестом:
- возможность сочетания устной и письменной, фронтальной и индивидуальной форм работы на уроке;
- формирование аналитико-синтетической деятельности и укрепление ассоциативной памяти;
-100 % охват обучающихся фронтальной работой и оценивание;
- высокая активность в работе учащихся;
- повышение мотивации учащихся при подготовке к тесту;
- высокая организованность учащихся на уроке;
- воспитание ответственности и самостоятельности учащихся.
Проведённая работа и полученные результаты подтверждают, что эффективность методики применения тестов в учебной деятельности обуславливает:
- наличие положительного результата от работы с тестом;
- развитие интереса к предмету;
- возможность быстрого воспроизведения решения задачи, по имеющейся у учащихся записи в тетради в результате работы с тестами;
- появление более широких возможностей для решения задач воспитания, поскольку условия работы с тестами повышают ответственность ученика за результаты своей деятельности;
- высвобождение времени для проведения индивидуальных консультаций с учителем;
- предоставление обучающемуся права выбора;
- возможность охвата фронтальной работой всего класса.
4