«использование тестов на уроках чтения и развития речи»

В процессе преподавания уроков чтения и развития речи в средних и старших классах в коррекционной школе-интернате обозначились следующие проблемы:

- отсутствие необходимых знаний у учащихся на момент изучения материала;

- низкая мотивация;

- слабо развитая механическая и ассоциативная память;

- недостаток времени на уроке для опроса каждого обучающегося.

Содержимое разработки

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТОВ

НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ»


В процессе преподавания уроков чтения и развития речи в средних и старших классах в коррекционной школе-интернате обозначились следующие проблемы:

- отсутствие необходимых знаний у учащихся на момент изучения материала;

- низкая мотивация;

- слабо развитая механическая и ассоциативная память;

- недостаток времени на уроке для опроса каждого обучающегося.


Статьи о писателях русской и советской литературы, как и изучаемые произведения не всегда интересны обучающимся с нарушениями интеллектуального развития.


Исходя из этих проблем, была поставлена цель: найти способы и формы, способствующие эффективному усвоению знаний на уроках чтения и развития речи в коррекционной школе VIII вида. Одновременно с этим решалась задача по охвату абсолютного большинства учащихся при проверке полученных знаний.

Среди новых технологий обучения и контроля знаний наибольший интерес в современной педагогике проявляется к тестовой форме обучения и контроля знаний. Они стали широко применяться в учебном процессе.

Для решения проблем разработана система тестов без применения компьютера для 5-9 классов. Тесты составлены по типу закрытых тестов с выбором ответа по принципу дополнения, альтернативности, цепочки, сочетания, классификации, построения.


Составленные тесты удовлетворяют ряд требований. Они:

- относительно краткосрочные, т. е. не требуют больших затрат времени;

- однозначные, т.е. не допускают произвольного толкования тестового задания;

- правильные, т.е. исключают возможность формулирования многозначных ответов;

- удобные, т.е. пригодные для быстрой математической обработки результатов;

- стандартные, т.е. пригодные для широкого практического использования.


Тексты тестов разработаны на основе статей в учебнике с учётом психофизиологических особенностей учащихся коррекционных школ VIII вида, на принципах доступности, конкретности, «от простого к сложному», с постепенным нарастанием объёма. Содержание тестов, разработанных автором согласно правилам и требованиям, основывается на биографии писателей-классиков либо на их произведениях, изучаемых в процессе литературного чтения в 5- 9 классах, с учётом концентрического построения учебного материала.

В начале 5 класса тесты включают в себя от 10 до 15 вопросов, постепенно количественно нарастая из класса в класс до 20- 25 пунктов вопросов. Тест состоит из пронумерованных предложений в утвердительной либо в вопросительной форме, которые, необходимо закончить, выбрав правильное слово или выражение из трех- четырёх предлагаемых вариантов под цифрами 1, 2, 3, 4. На каждый вопрос всегда предлагается три- четыре варианта ответа и только один из них правильный.


Порядок работы с тестами.

Разработанные задания-тесты проводятся на последующем уроке после изучения темы. В целом, все выражения находятся в логическом порядке и вместе составляют рассказ о жизни писателя либо его произведения.


Тест-задание – это не отдельный материал, а неотъемлемая часть системы уроков. Выполнение тест- задания занимает от 5-7 минут на этапе проверки полученных знаний или проверки домашнего задания. Каждый учащийся получает бланк с заданием, который в дальнейшем сдаётся для проверки. После окончания работы учащихся над тестом, проводится устная фронтальная работа по тесту: «по цепочке» учащиеся вслух читают выражения теста уже с правильным вариантом ответа. Если кто-то ошибается, одноклассники поправляют. Далее предлагается одному из учащихся выйти перед классом и рассказать, что он запомнил из жизни этого писателя либо его произведения.

Оценивание выполненных заданий производится следующим образом:

«5» - 90 – 100% правильных ответов;

«4» - 70-80 % правильных ответов;

«3» - 50-70 % правильных ответов;

«2» - до 50 % правильных ответов.


С помощью этой системы тестов решаются следующие задачи:

- повышение мотивации и уровня осмысления учащимися данного материала на уроке;

- активизация познавательной и формирование аналитико-синтетической деятельности;

- укрепление ассоциативной памяти;

- использование в сочетании письменных и устных форм работы;

- формирование элементарных исторических сведений, необходимых для осмысления биографии писателей либо изучаемых произведений;

- воспитание нравственной позиции на примере жизни писателей либо позиции героев изучаемого произведения;

-оценивание 100 % учащихся в классе за урок;

- повышение организованности учебного процесса;

- социальная адаптация обучающихся с ОВЗ.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из опыта применения системы тестирования на уроках чтения во время изучения произведений либо биографии писателей можно сделать выводы о «плюсах» и «минусах» использования этой формы.

Негативная сторона работы с тестом:

- на этапе урока «проверка полученных знаний» меньше времени уделяется устному фронтальному опросу обучающихся.

Положительные стороны работы с тестом:

- возможность сочетания устной и письменной, фронтальной и индивидуальной форм работы на уроке;

- формирование аналитико-синтетической деятельности и укрепление ассоциативной памяти;

-100 % охват обучающихся фронтальной работой и оценивание;

- высокая активность в работе учащихся;

- повышение мотивации учащихся при подготовке к тесту;

- высокая организованность учащихся на уроке;

- воспитание ответственности и самостоятельности учащихся.


Проведённая работа и полученные результаты подтверждают, что эффективность методики применения тестов в учебной деятельности обуславливает:

- наличие положительного результата от работы с тестом;

- развитие интереса к предмету;

- возможность быстрого воспроизведения решения задачи, по имеющейся у учащихся записи в тетради в результате работы с тестами;

- появление более широких возможностей для решения задач воспитания, поскольку условия работы с тестами повышают ответственность ученика за результаты своей деятельности;

- высвобождение времени для проведения индивидуальных консультаций с учителем;

- предоставление обучающемуся права выбора;

- возможность охвата фронтальной работой всего класса.











4


Сохранить у себя:
«использование тестов на уроках чтения и развития речи»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки