«Использование средств информационных технологий для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся»
Компьютер уверенно и надежно занял свое место в жизни современного человека. Возрастной рубеж встречи с компьютером, его овладением стремительно снижается. С простыми игровыми компьютерными устройствами ребенок взаимодействует уже с 3 - 4 лет. К моменту поступления в школу (6-7 лет) у детей, как правило, есть некоторый опыт общения с компьютерными устройствами и тогда возникают вопросы: как работает компьютер; из чего он состоит; что у него внутри; почему он выполняет команды. Начинать обучение целесообразно с младшего школьного возраста, так как известно, что прочные и пожизненные знания и навыки человек получает именно в этом возрасте.
Идя от простого к сложному, решая интересные задания со сказочными сюжетами и героями, обучающийся решает логические задачи, направленные на овладение искусством составления алгоритмов; в игровой форме знакомится со сложными понятиями: компьютер, монитор, клавиатура; наблюдательность, анализ и синтез материала формируется при выполнении заданий на установку сходства и различия.
Затем идут сложные задания, рассчитанные не только на объяснение педагогом, выполнение вместе с педагогом, но и на самостоятельную работу. Задачи учат детей мыслить, правильно и связанно излагать свои мысли.
Повышение эффективности обучения возможно, с одной стороны, за счет использования технологий, ориентированных на развитие интеллектуальной и творческой личности, с другой - использование информационных технологий в учебном процессе.
Информационные технологии - с одной стороны, это мощный инструмент для получения ребенком разнообразной информации, с другой - эффективное средство для повышения интереса к обучению, а также мотивации наглядности, научности и прочее.
Одной из сфер, где использование информационных технологий является наиболее удобным, - обучение основам информатики.
Компьютерно-ориентированная среда для обучающихся является не только мощным источником положительных эмоций, но и способствует развитию творческих способностей ребенка.
Рассмотрим некоторые пути и эффективность использования информационно-компьютерных технологий в работе с обучающимися:
ежегодное участие детей в дистанционных предметных олимпиадах, интернет-олимпиадах, марафонах;
районные творческие конкурсы (рисунки, фотоискусство, литературное творчество), творческие работы с использованием средств ИКТ – в течение года;
участие в мероприятиях образовательного учреждения;
исследовательские работы, создание проектов, презентаций;
использование материалов сети…
Из анализа прочитанной литературы и опыта использования компьютеров в реальном учебном процессе, можно сделать вывод, что в условиях информационных технологий появляются новые возможности для развития:
• социальной и познавательной активности детей: имеется в виду уровень субъективного контроля обучающегося, интеллектуальная инициатива;
• компетентности обучающегося: имеется в виду его самостоятельность, информационная грамотность, уверенность в себе, проявляющиеся в способности принять решение, а также ориентация на задачу и конечный результат, ответственность, социальная независимость;
• способность обучающегося к самореализации: в частности, стремление к реализации знаний в программных продуктах, в познавательной вне учебной деятельности, успешность реализации, удовлетворенность результатами деятельности;
• гармоничной индивидуальности, соотношение практического и вербального интеллекта, эмоциональная стабильность, соотношение гуманитарных интересов и информационных потребностей, активности обучающегося и его компетентности.
Новейшие информационные технологии детерминируют специальную педагогическую деятельность, обеспечивающую создание условий для развития интеллектуальной активности детей, гибкого открытого мышления, способности к коллективной деятельности, для воспитания ответственности за принимаемые решения.
Задачи, которые были поставлены в исследовании, были достигнуты. Использование компьютера на уроках в младшей школе - эффективный метод в развитии творческой личности младших школьников. Применение в школе компьютерной технике учителями начальных классов поможет сделать школьное преподавание более эффективным.
В настоящее время еще идет разработка программно-комплексного подхода компьютерного обучения в начальной школе.
Итак, мы пришли к выводу, что использование средств информационных технологий улучшает восприятие мира, развивает логическое мышление, память, воображение, внимание, что способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА
Бондаревская В.М. Ребенок и новые информационные технологии: позитивные и негативные последствия новой культуры человеческой жизни// Компьютер в школе и семье . - 2000 . - № 1 . - С. 49 - 52.
Великович Л.С., Курис Г.Э. Понять главное (заметки по поводу информатизации образовательного процесса в начальной школе) // Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании» - http://ito.edu.ru/sp/publi-about.html.
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации под ред. Е. Н. Степанова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.
Гольцман М.А., Дуванов А.А., Первин Ю.А. Концепции развития ребенка в курсе «Роботландия». - lbid. - C. 7-15.
Государственный стандарт начального общего образования (Постановление КМУ № 462 от 20.04.2011).
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. — 233 c.
Дереклеева, Н.И. Мастер-класс по развитию творческихспособностей учащихся / Н.И.Дереклеева. – Москва: 5 за знания, 2008. – 224 с.
Драч П.Н. Занятия по математике с использованием компьютерной техники во 2 классе / / БВПШ. - 2003. - № 11. С. 6-8.
Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе: Учебное пособие для самостоятельной работы слушателей курсов повышения квалификации / Состав.: И.П.Воротникова, Н.И.Крышталь, Е.Ю.Грибонос, Д.В.Сорочан, А.В.Понасенко, А.Н.Щоткина, О.В.Иванов, С.С.Брюховецкая, И.Ю.Иванов. – Луганск: СПД Резников В.С., 2014. – 168 с.
Жебровский Б.М., Ломаковская Г.В. О концепции информатизации школ г. Киева / / Компьютер в школе и семье. - 2000. - № 1. - С. 3 - 5.
Жук Ю.А., Бисиркин П.М. Влияние КООО на личностные особенности ученика младших классов. Компьютеры в учебном процессе: Материалы второй Всеукраинской конференции 29-30 октября 2002 / Сборник под ред. М.В. Дудика. - Харьков: Алми, 2002. - 84 с.
Кивлюк А.П. Возможности пропедевтики основ информатики в начальной школе / / Компьютер в школе и семье. - 2001. - № 5. - С. 33 - 34.
Кушнир Н.А. Повышение эффективности обучения математике в школе с помощью ИКТ / / Компьютер в школе и семье. - 2003. - № 3. - С. 23-25.
Ломаковская А.В. Ступеньки к информатике: учебн. Для 2 кл. общеобразоват. учебн. заведений / А.В.Ломаковская, Г.А.Проценко, И.Я.Рывкинд, Ф.М.Ривкинд. – К.: Издательский дом «Освита», 2012. – 160 с.
Лошаковська Г.В. Компьютер в начальной школе: экспериментальные исследования и результаты / / Компьютер в школе и семье. - 2004. - № 2. - С. 16-17.
Спивакоаский А.В. Концепция преподавания информатики в школе / / Компьютер в школе и семье. - 2003. - № 3. - С. 18-20.
Учебная программа «Ступеньки к информатики »для 2-4 классов общеобразовательных учебных заведений (авторы: Н.В.Морзе, Г.В.Ломаковская, Г.А. Проценко, О.ВКоршунова, И.Я. Ривкинд, Ф.М. Ривкинд).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Упражнение 1
Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.
Упражнение 2
Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.
Упражнение 3
Придумай, что можно нарисовать из этих геометрических фигур. Каждую фигуру можно использовать по нескольку раз и можно менять их размеры. Но другие фигуры использовать нельзя. Например, как показано на картинке.
1 Бондаревская В.М. Ребенок и новые информационные технологии: позитивные и негативные последствия новой культуры человеческой жизни// Компьютер в школе и семье . - 2000 . - № 1 . - С. 49 - 52.
2 Учебная программа «Ступеньки к информатики »для 2-4 классов общеобразовательных учебных заведений (авторы: Н.В.Морзе, Г.В.Ломаковская, Г.А. Проценко, О.ВКоршунова, И.Я. Ривкинд, Ф.М. Ривкинд).