Использование современных образовательных технологий на уроках 1-4 классов для реализации принципа метапредметности.

В настоящее время для реализации целей педагогических технологий широко используются информационные технологии – технологии с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся при обучении в сотрудничестве.

Содержимое разработки

Использование возможностей SMART-доски для создания интерактивной обучающей деятельности на современном уроке.

Карантаева С.В.

учитель начальных классов

МБОУ «СШ №1 им. М.М. Пришвина»

Сегодня представление о том, что школа должна служить своего рода «раздаточным пунктом» готовых знаний, уже неактуально. В условиях работы по новому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту урок должен освободить место для появления новых форм организации учебных отношений в начальной школе. Мы все столкнулись с новым пониманием использования системно-деятельностного подхода. Но кроме вопроса «Как учить?», перед нами возник другой: «С помощью чего учить?».

Перед учителями ФГОС нового поколения ставит задачу эффективного использования в своей работе материально-технического и информационного оснащения образовательного процесса.

Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения. Что же включает в себя это понятие? Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

Благодаря Федеральной целевой программе Развития Образования в наших школах установлены замечательные интерактивные доски.

Моя речь пойдет о любимой смартовской доске. Почему любимой? Потому что, познакомившись с ней поближе, вы придете к такому же мнению, что интерактивная доска SMART обладает широкими возможностями и огромной функциональностью. Кроме того, эта доска сенсорная, что позволяет мне экономить время на уроке, не метаться от компьютера к доске и ученикам.

Итак, я наглядно продемонстрирую, что интерактивная доска является средством создания интерактивной обучающей деятельности на уроках в начальной школе и позволяет внести позитивный эмоциональный настрой в урок. А это, согласитесь, немаловажный фактор. Кроме того, мы сегодня вместе будем использовать технические возможности интерактивной доски.

Мы поработаем над созданием макета к уроку-путешествию в 3 классе по предмету: «Математика».

Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие?

А давайте отгадаем загадку: чудо-птица, алый хвост, полетела в стаю звезд. (Ракета.)

Правильно. Сегодня мы отправимся на ракете в созвездие Математики. Согласитесь, ведь особенно увлекательно отправиться туда, где никогда не бывал, например, в космос. А ресурсы нашего интерактивного оборудования позволят нам продемонстрировать всю красоту этого путешествия.

А теперь займите места на борту нашей ракеты. Внимание! Внимание! Приготовиться к запуску! Пристегнуть ремни! Скоро мы покинем пределы нашей планеты. А вы не вспомните кто первым облетел нашу планету и вернулся обратно? (Ю.А. Гагарин.) Молодцы! Вижу, вы знаете историю космоса.

А вот теперь первый полезный совет. Не всегда удобно переключать слайды напрямую созданной для этого иконкой. В качестве «горячей кнопки» вы можете использовать абсолютно любой объект, подходящий вам по тематике. В нашем случае – это изображение ракеты. Создать «кнопку» довольно просто. Для этого выделим объект, нажав на него. Вы увидите ограничительную рамку, где в верхнем правом углу имеется перевернутый треугольник (стрелочка), который открывает контекстное меню. Выводим его на экран, нажав на треугольник. Выбираем вкладку ссылка. Откроется новое окно, в котором необходимо выбрать, куда вы хотите перейти. Перейдем на страницу в этом файле с портретом Ю.А. Гагарина, выбрав его из списка рядом. Мы хотим переходить на эту страницу при нажатии на сам объект, поэтому и выбираем: Запустить щелчком мыши – Объект. Не забудем сохранить наши манипуляции – ОК. Повторим более понятно в виде алгоритма: Рисунок » Треугольник » Ссылка » Страница в этом файле » Номер страницы » Объект » ОК.

А знаете ли вы в каком году Гагарин полетел в космос? (1961.)

Оживить статичную информацию можно нехитрым движением, сдвинув изображение портрета: прием наложения двух слоев объектов друг на друга. Напечатав любой текст белым шрифтом, мы можем скрыть его до нужного момента и проявить наложением под него цветного объекта (фона).

Мои ученики очень любят всегда высчитывать, сколько прошло времени с того или иного события. Чаще всего этим, конечно, увлекаются отличники. Еще не изучив по школьной программе класс тысяч, они уже могут в нем ориентироваться. Давайте и мы ответим на вопрос: а сколько же лет прошло с тех пор? (2018 - 1961 = 57.)

Используя такой нехитрый прием как стирание, мы можем проявить любое изображение или печатный текст, заранее спрятанный. Но текст должен быть именно напечатанный. Просто берем губку и проводим по доске в нужном месте, открывая информацию.

Внимание! Внимание! Космическая ракета начинает запуск. Просим всех пристегнуть ремни! Пошёл обратный отсчёт - три, два, один, пуск. На данном этапе для большего вовлечения можно использовать звуковой эффект: старт взлета ракеты. Проходим по контекстному меню: Рисунок » Треугольник » Звук » Обзор (выбираем нужный звук) » Объект » Вложить звук.

Итак, мы с вами вышли в открытый космос. Чтобы добиться динамичной картинки, будто смотрим мультфильм, мы можем анимировать, оживить любой объект. У нас будет космос с проносящимися мимо звёздами, и пролетающая мимо наша ракета. Изображение космоса можем подобрать любое, даже просто залив фон темно-синим цветом. Добавим звёзд, которые будут двигаться – анимироваться: проставим несколько белых точек. А теперь само волшебство – оживим картинку. Для этого выделим все точки-звёзды курсором. В левой панели выберем иконку с заглавной буквой А, зайдем во вкладку «Анимация объекта». Для того, чтобы звёзды постоянно пролетали мимо, как только перейдём на страницу выбираем следующие параметры: введите – сжатие и расширение; направление – grow; скорость – быстрая; события – при вводе страницы; повторы – постоянная. Добавим ракету (всё ту же нашу) аналогично, но запустим её единожды. Выделяем ракету » Заходим в панель «Эффекты» (Иконка с А) » Анимация объекта » Введите – Полёт наружу; Направление – Вправо вверх; Скорость – Медленная; События – При вводе страницы; Повторы – Нет.

Курс возьмем на созвездие Математики. На данном слайде мы также можем использовать переход с помощью ссылки на нужный нам слайд. Добавим несколько белых точек к уже готовому изображения созвездия. Теперь их можно использовать в качестве «горячей кнопки» по уже знакомому нам алгоритму.

Посмотрите, мы приближаемся к планете. Давайте на нее приземлимся. С помощью чего мы перейдём на следующий слайд? Всё с помощью ссылки. Давайте вспомним, как это сделать: Планета » Треугольник » Ссылка » Страница в этом файле » Номер страницы » Объект » ОК.

Взгляните, это необычная планета - это планета Туманности. Почему она так называется? (Много тумана.) Что ещё мы видим на планете? (Загадки.) Если отгадаем все загадки, то туман рассеется. И тогда мы сможем отправляться дальше. (Отгадываются загадки.)

Посмотрите, кажется, туман начал рассеиваться. Как же добиться эффекта рассеивания? Для создания таких интересных динамичных приёмов нам всегда помогает вкладка «Анимация». Следуем алгоритму: Туман » Эффекты (Иконка с А) » Анимация объекта » Введите – Исчезание; Скорость – Медленная; События – При щелчке мышью на объекте; Повторы – Нет. Давайте напустим еще тумана и создадим условия для его рассеивания. Возьмем несколько разных изображений туманности (на каждую загадку). Отгадав первую же загадку, мы «рассеиваем» первый фон. Перед детьми возникает новая картинка и следующая, и следующая… Такой эффект всегда вызывает ещё больший энтузиазм и желание дойти до конца. Но здесь над подстерегает небольшая загвоздка. Если просто наложим несколько слоёв друг на друга, то при нажатии на верхний слой будет реагировать только он. То есть, при повторном нажатии (после отгадывании второй загадки), мы не «рассеем» второй фон. Будет опять реагировать первый. Для реализации нашей идеи постепенного рассеивания немного схитрим: сдвинем немного каждый слой относительно предыдущего влево. В глаза это бросаться не будет, но зато позволит нам контролировать каждый слой. Для более эстетичной картинки уберем и сами загадки, также использовав вкладку «Анимация». Здесь справедливо использовать другой вид анимации, отличный от «рассеивания», например, вылет за кадр. Действуем по уже знакомому алгоритму: Загадка » Полёт наружу; Направление – Вправо (или влево); Скорость – Обычная; События – При щелчке мышью на объекте; Повторы – Нет.

Ну что ж, присаживайтесь поудобнее, пристегните ремни, отправляемся дальше. Наша ракета отрывается от земли, выходит из зоны планеты Туманности. А теперь, посмотрите, на нашем пути - звезда. Давайте и на неё заглянем. Используем звезду в качестве «горячей кнопки».

Мы с вами сейчас оказались на звезде Астроград. Это звезда будущего. Жители этой звезды выполняют вычисления только на компьютере. Но сейчас все компьютеры не работают. Поможем инопланетянам отремонтировать компьютеры, решив примеры? Здесь целесообразно совершать записи с помощью простого маркера для доски, легко стирая неверный ответ губкой и заменяя верным.

Молодцы! Помогли жителям Астрограда! А теперь отправимся в путь! Пристегните, пожалуйста, ремни. Опасность! Опасность! На нас движется огромный астероид Ребусов! Он может повредить наш корабль, если не изменим свой курс. Но для этого надо расшифровать послание, которое мы получили с астероида. Даётся задание, вы должны дать ответ. Ответу будет соответствовать буквенное значение. С помощью решения всех заданий вы сможете расшифровать слово. После отгадывания слова нажимаем в место, приготовленное для него. У нас проявится спрятанный объект при нажатии. Кто догадался, с помощью чего мы добились такого приёма? Конечно, так и напрашивается «Анимация» - появление. Но не совсем обычное, дабы разнообразить эффект. Здесь мы изменили настройки данного вида анимации, добавили мигание в параметре «Повторы» - пять раз. Промигав пять раз, надпись остаётся видимой. Давайте добавим еще и внизу надпись: «Молодцы!», которая будет мигать непрерывно. Надпись » Эффекты (Иконка с А) » Анимация объекта » Введите – Появление; Скорость – Обычная; События – При щелчке мышью на объекте; Повторы – Постоянная.

Астероид не задел нас, благодаря тому, что вы справились с заданиями и расшифровали слово. Молодцы! А теперь пора возвращаться домой. Продублируем анимированный слайд со звёздами и ракетой, для того, чтобы отправиться домой – на Землю.

Космическая ракета начинает приземление. Можете расстегнуть ремни. Надеюсь, Вам понравилось наше путешествие. Из полета мы возвратились и на Землю приземлились.

Подводя итог, еще раз отмечу, что для детей начальной школы очень важна эмоциональная составляющая урока, а уроки с использованием компьютерных технологий, а именно интерактивной доски, позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными.

Но хотелось бы отметить, что применение интерактивной доски на уроках в начальной школе должно соблюдать трем правилам.

1. С толком. Это значит, что применение интерактивной доски на уроке должно быть целесообразным и иметь практическую законченную цель.

2. В меру. Я стараюсь разнообразить типы работ, чтобы задействовать все возможности запоминания и усвоения материала. На один вид работ не стоит тратить много времени, так как интерес угасает, а ученик может просто устать.

3. Не навреди. Главное золотое правило, которое мы должны соблюдать. Я придерживаюсь разумных ограничений по непрерывному использованию одного вида деятельности. На просмотр статистических и динамических изображений на интерактивных досках непрерывно нельзя тратить в начальной школе больше 5 минут по нормам СанПИН и общее время использования таких досок не должно превышать 25 минут. При этом во время одного урока запрещается использовать более 2-х электронных приборов для обучения.

Сохранить у себя:
Использование современных образовательных технологий на уроках 1-4 классов для реализации принципа метапредметности.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки