Использование сервисов телекоммуникационных сетей в образовательном процессе

В первой главе рассмотрены понятия метода проекта, телекоммуникационного проекта, приведены различные типы проектов, их классификация в условиях интегрированной информационной-коммуникационной среды, их использование в учебном процессе.

Во второй главе представлена методика использования сервисов телекоммуникационных сетей при изучении учебной дисциплины «Информатика», методическая разработка урока по дисциплине Информатика по темам «Телеконференция», «Электронная почта», описывается внеаудиторная самостоятельная работа студентов по теме «Телеконференция», «Электронная почта».

Содержимое разработки


Министерство образования и науки Челябинской области

ГБОУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования»

Кафедра развития образовательных систем













Выпускная квалификационная работа


«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕРВИСОВ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»









Работа допущена к защите

«_____»______________2016г.

Подпись зав. кафедрой___________


Исполнитель:

Терехова Ольга Владимировна,

Методика преподавания информатики и ИКТ


Научный руководитель:

Башарина О.В., доцент кафедры РОС. к.п.н,













Челябинск, 2016.

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ телекоммуникационных сетей в образовательном процессе
    1. Использование сервисов телекоммуникационных сетей, их роль,

значение и место в процессе обучения………………………………

    1. Дидактические возможности компьютерных

телекоммуникаций…………………………………………………………….

    1. . Особенности применения компьютерных телекоммуникаций в образовании. Перспективы развития………………………………………

Глава 2 ВНЕДРЕНИЕ практической ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ учебной дисциплине «информатика»…………………………………………………………….

2.1 Методика использования сервисов телекоммуникационных сетей при изучении учебной дисциплины «Информатика»……………………

2.2 Методическая разработка урока по дисциплине Информатика по теме «Телеконференция, электронная почта»……………………………

Заключение…………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………………..

Приложение 1………………………………………………………………………

Приложение 2…………………………………………………………………….

Приложение 3……………………………………………………………………

Приложение 4………………………………………………..

Приложение 5……………………………………………………………………

Приложение 6………………………………………………..
















Введение


За последнее десятилетие в учебный процесс среднего профессионального образования прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, отличающийся от предыдущих двух стандартов направленностью на компетентностный подход. В рамках данного подхода особое внимание уделяется применению информационных технологий. Так, установлено, что человек  запоминает 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного и ровно половину увиденного и услышанного. Поэтому в ФГОС СПО третьего поколения были включены положения, требующие обеспечения широкого доступа обучающихся к сетевым ресурсам в Интернете и к активному использованию различных учебно-методических электронных материалов.

При составлении и реализации учебного плана по информатике необходимо учитывать, что процесс обучения должен быть предельно интенсивным и в то же время носить индивидуальный характер, так как часто в одной группе оказываются обучающиеся с разным уровнем знаний предмета. Организация образовательного процесса с использованием сервисов телекоммуникационных сетей в образовательном процессе позволяет достичь наиболее комфортных условий, в которых студент ощущает свою самостоятельность и успешность, а обучающий процесс становится эффективней.

Цель работы совершенствование методической системы обучения информатике на основе использования учебных телекоммуникационных сетей.

Задачи

  1. На основе анализа литературы и существующего педагогического опыта уточнить возможности, особенности и педагогические условия использования учебного телекоммуникационного проекта в информатике.

  2. Провести отбор тематики и содержания учебного телекоммуникационного проекта для использования в базовом курсе информатики.

  3. Разработать методику использования телекоммуникационного опыта в образовательном процессе.

Объект исследования: процесс обучения информатики

Предмет исследования: Организация образовательного процесса с использованием телекоммуникационных сетей.

Предмет исследования Методика создания и использования телекоммуникационного проекта в базовом курсе информатики техникума.

При написании выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования:

- анализ литературы,

- педагогическая апробация.

В первой главе рассмотрены понятия метода проекта, телекоммуникационного проекта, приведены различные типы проектов, их классификация в условиях интегрированной информационной-коммуникационной среды, их использование в учебном процессе.

Во второй главе представлена методика использования сервисов телекоммуникационных сетей при изучении учебной дисциплины «Информатика», методическая разработка урока по дисциплине Информатика по темам «Телеконференция», «Электронная почта», описывается внеаудиторная самостоятельная работа студентов по теме «Телеконференция», «Электронная почта».

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ телекоммуникационных сетей в образовательном процессе
    1. Использование сервисов телекоммуникационных сетей, их роль, значение и место в процессе обучения

Телекоммуникации (от греч. tele -- вдаль, далеко и лат. communication- общение) - передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств (телефона, телеграфа, радио, телевидения, компьютера и т. п.).

Телекоммуникационными системами объединяются самые разные устройства: ЭВМ и телефаксы, телексы и видеомониторы, роботы и телекамеры и т. п.

Компьютерные телекоммуникации - телекоммуникации, устройствами которых являются компьютеры.

На первом этапе работы была изучена литература и имещийся педагогический опыт об использовании сервисов телекоммуникационных сетей в образовательном процессе. Несмотря на то, что в настоящее время при выполнении учебных заданий почти все обучающиеся активно используют интернет ресурсы, задача преподавателя – научить их прорабатывать содержащуюся в них информацию, выбирая из неё только самое основное. Для этого, в помощь обучающимся разработаны образовательные ресурсы, которыми они могут воспользоваться при выполнении домашнего задания или при работе над научно-исследовательским проектом. Действенными средствами изучения информатики по средствам сети Интернет являются тестирования, участие в конкурсах и олимпиадах, самостоятельная работа с образовательными электронными книгами и отбор нужного для исследовательских работ материала.

Еще одной эффективной информационно-коммуникационной формой является использование в урочном процессе мультимедийной презентации. Преимущество данной технологии в ее наглядности: схемы, графики, диаграммы, таблицы, все это находится перед глазами обучающихся, что помогает активизировать их познавательную деятельность и сконцентрировать внимание на главном.  

В последнее время набирает популярность использование на уроках информатики программного обеспечения – программ-учебников и тренажеров, электронных словарей, справочников и энциклопедий, видеоуроков и специальных тематических компьютерных игр. Разнообразные формы работы создают позитивное отношение обучающихся к предмету, предполагая ненавязчивый способ оказания помощи и возможность выбрать индивидуальный темп обучения.

Использование ИКТ необходимо на любых стадиях образовательного процесса. Например, при объяснении нового материала можно провести урок – лекцию с применением презентации, позволяющей акцентировать внимание обучающихся на основных моментах излагаемой преподавателем информации. Наряду с демонстрацией главных аспектов изучаемой темы обучающимся можно показать на слайдах презентации чертежи, рисунки, схемы и предложить выполнить по ним различные задания. Или, проводя контроль знаний, преподаватель может провести электронные тесты. Так, большое применение  находят тесты «АСТ – тест» и UniTest Systems  

ИКТ помогает активизировать все виды учебной деятельности - проектная работа, изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочная работы и творческое задание. При систематическом и планомерном использовании ИКТ большинство методических целей будут реализованы с большей эффективностью.

В учебной практике, говоря о телекоммуникациях, чаше имеют в виду передачу, прием, обработку и хранение информации компьютерными средствами (с помощью модема), либо по традиционным телефонным линиям, либо с помощью спутниковой связи. Это компьютерные телекоммуникации (КТК). Передача и прием информации в КТК могут быть прямыми — с компьютера на компьютер (синхронная связь) и через промежуточную ЭВМ (асинхронная связь), которая позволяет накапливать сообщения и передавать ее на персональные компьютеры по мере запроса пользователями [17, С. 230; 4, С. 58].

Синхронная телекоммуникационная связь.

В этом случае партнеры должны предварительно договориться между собой о времени связи и некоторых процедурных вопросах. Такая связь не всегда удобна, особенно если речь идет о партнерах, находящихся в разных временных поясах.

Асинхронная телекоммуникационная связь. Существует возможность пересылать информацию точно такими же средствами, но не сразу на компьютер партнера, а на промежуточную ЭВМ, специально предназначенную для приема, хранения и пересылки адресатам электронной почты.

Компьютерные телекоммуникации сейчас не только самый новый, но и самый перспективный вид телекоммуникаций. Они обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными средствами общения - телефон, обычная почта (теперь ее на Западе называют snail-mail - почта-улитка) и передачи информации (телефакс).
Во - первых, они дешевле многих других средств передачи текста (стоит отметить, что появляются даже специальные программы, позволяющие с помощью Интернет вести междугородные разговоры по телефону (это гораздо дешевле обычных услуг телефонных компаний). Во-вторых, допускают удобный асинхронный режим работы с почтой, в-третьих, позволяют не только получать и хранить, но и обрабатывать информацию.

Компьютерные телекоммуникации интенсивно внедряются в образование. В высшей школе их используют для координации научных исследований, оперативного обмена информацией между участниками проектов, обучения на расстоянии, проведения консультаций. В системе общего, профессионального и специального образования - для повышения эффективности самостоятельной деятельности обучающихся, связанной с разнообразными видами творческих работ, включая и учебную деятельность, на основе широкого использования исследовательских методов, свободного доступа к базам данных, обмена информацией с партнерами как внутри страны, так и за рубежом.

Телекоммуникационные технологии предоставляют неограниченные возможности, чтобы решить проблемы дистанционного обучения не только для отдаленных регионов России, малокомплектных сельских школ, разбросанных по малым деревням, но и для больных детей, детей-инвалидов, не имеющих возможности посещать школу.

Интернет (Internet)- является самой известной и наиболее емкой телекоммуникационной сетью. Это международная сеть сетей, в которой работают пользователи из университетов и исследовательских организаций, государственных

Современные телекоммуникационные технологии и размещенные на них распределенные мультимедиа-ресурсы учебного назначения характеризуются широким использованием компьютерных обучающих программ и электронных учебников, доступных школьникам с помощью глобальной (Интернет) и локальных компьютерных сетей. Элементом обучения при такой технологии являются, прежде всего, очные формы уроков и аттестации школьников. Поэтому корректнее говорить о комплексных технологиях с существенным использованием образовательных электронных изданий и других распределенных мультимедиа-ресурсов телекоммуникационных сетей.  

Информационная среда — это часть образовательного пространства школы, функционирующего на основе компьютерных коммуникаций, включающая электронные образовательные ресурсы, новые формы организации учебной и внеучебной деятельности учащихся с использованием информационных и коммуникационных технологий, в том числе дистанционные формы обучения и учебные телекоммуникационные проекты (УТП).

Дистанционным формам обучения и УТП посвящены работы Е.С. Полат, А.Ю. Уварова, А.В. Хуторского и др. Исследователи отмечают, что УТП обладают огромным педагогическим потенциалом для образования. Однако, как отмечает А.Ю. Уваров, они не оказались востребованными в обучении общеобразовательным дисциплинам. Сделать проекты предметно-ориентированными мешают многие объективные и субъективные факторы. В частности, «закрытость» школ, школьных дисциплин, отсутствие простых и нетрудоемких методик их использования. В традиционном учебном процессе (в курсе информатики) освоение компьютерных коммуникаций затруднено в силу того, что, как правило, обучение протекает в рамках локальных сетей, в лучшем случае — в Intranet-сети. Эффективное же освоение компьютерных коммуникаций может быть осуществлено в рамках глобальной сети Internet. Опыт использования Internet в учебных целях показал высокий педагогический потенциал телекоммуникационных проектов.

    1. Дидактические возможности компьютерных телекоммуникаций.

По своим потенциальным возможностям, обусловленным и дидактическими свойствами, компьютерные телекоммуникации являются исключительно своевременными и перспективными для использования в сфере образования.

В современном интегрированном сообществе нельзя учиться изолированно, ограничиваясь традиционным достаточно замкнутым социумом: учитель, друзья, семья. Телекоммуникации распахивают окна в широкий мир (Приложение 1). Телекоммуникации (электронная почта, телеконференции) позволяют обучающимся самостоятельно формировать свой взгляд на происходящие в мире события, осознавать многие явления и исследовать их с разных точек зрения, наконец, понять, что некоторые из проблем могут быть решены только совместными усилиями. Это - элементы глобального мышления. Огромное море информации в Интернете открывает перед учащимися возможность подбора необходимого материала в дополнение к имеющимися в учебнике, в справочниках.

Электронная почта (e-mail, сокращ. от англ. electronic mail) — наиболее быстрый способ доставки писем и других видов сообщений. Время доставки состоит из двух периодов: времени, которое требуется для пересылки сообщения с вашего компьютера на компьютер получателя сообщения, и времени, через которое ваш коллега обратится к своему «почтовому ящику» и прочтет пришедшую ему почту. Если первый период времени зависит от технических особенностей сети (а обычно письмо пересылается от нескольких секунд до одного дня в любую точку планеты), то второй период времени полностью зависит от получателя.

Телеконференця - это обмен мнениями с помощью электронных писем по поводу тех или иных тем, проводимый с привлечением одного или нескольких средств телекоммуникации (телефона, телевидения, видеотелефона, компьютерной телекоммуникации и т. п.).

Каждый пользователь может подписаться на интересующие его телеконференции (всего их несколько десятков тысяч). При этом он будет получать все письма, посылаемые в соответствующие телеконференции, и имеет возможность высказать свое мнение или ответить на чей-то вопрос.

Существует два вида электронных конференций, проводимых в Интернете:

- "реальные" конференции, когда пользователи общаются друг с другом непосредственно;

- отсроченные во времени дискуссии, которые чаще всего и называются электронными конференциями, или телеконференциями.Электронные конференции - это разновидность электронной доски объявлений, на которой все заинтересовавшиеся определенной темой обсуждения могут читать сообщения, отправленные другим пользователям или отвечать на них. Каждая конференция обычно имеет несколько "сюжетных линий", объединенных одной темой.

Конференции бывают "открытыми" - доступными для любого пользователя сети - или "закрытыми", доступ к которым осуществляется только под строгим контролем ведущего конференции (модератора) и лишь для избранного количества участников.

Электронные конференции используются для того, чтобы:

а) задавать вопросы;

б) отвечать на вопросы других;

в) участвовать в дискуссии (многие конференции напоминают диспуты, в которых каждый имеет право выступить и высказать свое мнение);

г) читать сообщения, пришедшие на конференцию;

д)рассылать информационные сообщения, которые сразу же попадают в поле зрения всех заинтересованных пользователей;

е) для учебных целей (для самообразования и для работы с учащимися);

ж) для целей "паблик рилейшнз" (общественных связей), когда, принимая активное участие в работе конференции, можно рассказать о себе и о своих разработках, идеях, открытиях.

Существуют и специальные устройства для передачи на расстояние статичных изображений как самого партнера, так и всевозможных фотоизображений, рисунков, графиков и пр., называемые люмофонами. Они могут быть, также включены в телеконференцию. Тогда это будет люмофонная телеконференция, обеспечиваемая телефонными линиями.

Студенты получают доступ к богатейшим информационным ресурсам сетей и возможность работать совместно над интересующим их проектом учащимися из других стран, например, в рамках телеконференций - обсуждать проблемы практически со всем миром. Подобная перспектива сотрудничества и кооперации создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах и индивидуально. Совместная работа стимулирует обучающихся к ознакомлению с разными точками зрения на изучаемую проблему, к поиску дополнительной информации, к оценке получаемых собственных результатов. Учитель становится руководителем, координатором, консультантом, к которому обращаются не по должности, а как к авторитетному источнику информации, как к эксперту. Обсуждение промежуточных результатов в классе, дискуссии, «мозговые атаки», доклады, рефераты обретают иное качество, поскольку они содержат не только материал учебников и официальных справочников, но и точки зрения партнеров по проекту из других регионов мира, полученные ими данные, их интерпретацию фактов, явлений.

Рассматривая компьютерные телекоммуникации через призму вышеназванных тенденций в развитии образования, определим дидактические функции телекоммуникаций, показав, какие уникальные педагогические задачи удается решать с их помощью.

Под дидактическими функциями мы понимаем внешнее проявление свойств средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе с определенными целями. Это - их назначение, роль и место в учебном процессе.

Уже накопленный, хотя пока и не очень значительный, опыт применения телекоммуникаций в различных сферах образования показал, что этот вид информационных технологий позволяет: · организовывать различного рода совместные исследовательские работы обучающихся, учителей, студентов, научных работников из различных школ, научных и учебных центров одного либо разных регионов или даже разных стран;

· обеспечивать оперативную консультационную помощь широкому кругу обучаемых из научно-методических центров;

· оперативно обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников вопросам, темам совместных проектов, расширяя, таким образом, свой кругозор, повышая свой культурный уровень;

· возможность передачи и приема (обмена) этой информацией между пользователями, объединенными телекоммуникациями по различным каналам связи при различных схемах связи (“каждый с каждым”, “один со всеми” и др.);

· возможность использования программных продуктов учебного назначения

Педагогическое взаимодействие средствами телекоммуникационных технологий определяется как процесс совместной деятельности, в котором использование участниками образовательного процесса электронных сетевых образовательных ресурсов и технологий взаимодействия в телекоммуникационной среде становится нормой общения, имеющего определенную педагогическую цель, опирающегося на установленные ценности, следствием которого является изменение понимания и отношения к электронной сетевой телекоммуникационной среде как части информационного образовательного пространства.

Системообразующими элементами информационно-образовательной среды служат электронные библиотеки учебных материалов, представляющие собой программные комплексы, обеспечивающие возможность накопления, актуализации и предоставления пользователям через телекоммуникационную сеть, полнотекстовых информационных ресурсов учебно-методического, справочного и иного назначения со своей системой документирования и безопасности.

Учебный телекоммуникационный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности (Полат Е. С).

Специфика телекоммуникационных проектов заключается в их и межпредметном характере. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знания, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и понимание особенностей национальной культуры партнера, его мироощущения.

Телекоммуникационные проекты должны предусматривать:

1)процесс систематических, длительных наблюдений за тем или иным природным, физическим, социальным и другим явлением;

2)сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях, для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений;

3)сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления решений, пригодных для широкого круга задач;

4)совместную творческую разработку с реальным результатом (создание журнала, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса и т.д.);

5)проведение увлекательных приключенческих совместных компьютерных игр, состязаний.

Работа над любым проектом проходит в несколько этапов:

1-й этап: организационный, включает поиск и представление партнеров.

2-й этап: выбор и формулировка общей проблемы. Он включает определение целей и задач (зачем затевается этот проект, что ученики узнают и чему научатся по завершении работы над этим проектом); обсуждение плана достижения поставленных целей и уточнение подходящих для этого тем. Этот этап проводится состоявшимися учительскими парами при участии координаторов с обеих сторон (если проект международный).

3-й этап: обсуждение методических аспектов и организация работы обучающихся на уроке и во внеурочное время. Предполагает работу координатора индивидуально с каждым учителем (лично или по сети).

4-й этап: структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп обучающихся и отдельных учеников, подбор необходимых материалов. Общий простой план становится развернутым, выделяются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами обучающихся с учетом их интересов, определяются планируемые результаты и способы их решения и оформления.

5-й этап: собственно работа над проектом. Тщательно разработанные задания для каждой группы (2-5 чел.) обучающихся и подобранный (если необходимо) материал позволяют учителю не вмешиваться в работу группы, выполняя роль консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами между партнерскими группами разных школ.

6-й этап: презентация проекта. На этом этапе группы рассказывают о проделанной работе, результаты обобщаются и оформляются в виде книги, журнала, видеофильма. 7-й этап: подведение итогов.

Формы работы могут быть различными: индивидуальные проекты (внутри общего проекта); парные проекты, когда над одним проектом работают партнеры в паре; групповые проекты, когда в проекте принимают участие группы с обеих сторон или группы из нескольких регионов. Проекты могут проводиться в рамках электронной почты или в телеконференциях. Формы организации совместной работы обучающихся над проектом определяются исходя из особенностей тематики, целей совместной деятельности, интересов участников проекта. Главное, что в любом случае это разные виды самостоятельной деятельности обучающихся. Успех проектной деятельности обучающихся в большой степени зависит от организации работы внутри группы, от четкого распределения обязанностей и определения форм ответственности за выполняемую часть работы.

Педагогическое взаимодействие средствами телекоммуникационных технологий определяется как процесс совместной деятельности, в котором использование участниками образовательного процесса электронных сетевых образовательных ресурсов и технологий взаимодействия в телекоммуникационной среде становится нормой общения, имеющего определенную педагогическую цель, опирающегося на установленные ценности, следствием которого является изменение понимания и отношения к электронной сетевой телекоммуникационной среде как части информационного образовательного пространства.

Системообразующими элементами информационно-образовательной среды служат электронные библиотеки учебных материалов, представляющие собой программные комплексы, обеспечивающие возможность накопления, актуализации и предоставления пользователям через телекоммуникационную сеть, полнотекстовых информационных ресурсов учебно-методического, справочного и иного назначения со своей системой документирования и безопасности.

  1. 3. Особенности применения компьютерных телекоммуникаций в образовании. Перспективы развития

Современные средства представления информации на экране ПЭВМ позволяют существенно повысить степень учета эргономических требований к распространяемым в сетях учебным материалам: можно выбрать размер и тип шрифта, разместить в тексте не только рисунки, но и звуковые фрагменты или киноклипы.

Возникает новая с точки зрения эргономики ситуация; обучающийся сам подбирает наиболее эргономичные лично для него характеристики изучаемого материала. (Приложение). Поэтому важно, чтобы обучающиеся с использованием компьютерных телекоммуникаций (КТК) овладели всеми необходимыми пользовательскими навыками как можно раньше. Современный учащийся может по своему усмотрению иллюстрировать изучаемый текст, сделав его более личностным. Он может самостоятельно пересоздавать любой текст, полученный из сети, иллюстрируя его по своему усмотрению, отбирая нужные аргументы, выстраивая их в определенную логику доказательности, отражающую его собственную точку зрения, образ его мысли [12, С. 20].

Мультимедийные учебники позволяют поставить вопрос о соотношении дистанционного и традиционного обучения. Часто дистанционное обучение рассматривается как автономный вид обучения, противопоставляемый традиционному. Информационная технология на данном этапе предполагает унификацию способов работы с разнообразными программами, программы для работы в сетях тесно увязываются с остальными стандартными прикладными программами (офисными приложениями) в плане унификации (графического) интерфейса пользователя. В результате учебные курсы, созданные для автоматизации традиционного обучения, относительно легко переносятся на дистанционное обучение.

Вместе с тем важно иметь в виду и определенные ограничения для мультимедийных КТК, вытекающие из технической природы используемых для передачи информации средств. Скорость передачи текста превосходит скорость чтения текста человеком. Передача же звучащей речи и музыки сталкивается с ограничениями. Средние по качеству модемы, реальные для школ в ближайшем будущем, не позволяют поддерживать естественный темп речи и музыки. Картина среднего размера воспринимается человеком за считанные секунды, а передача ее по сети занимает несколько минут.

Дистанционная форма обучения - получение образования без посещения учебного заведения с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации.

Дистанционное обучение - заочное образование, самообразование и самообучение, заочное повышение квалификации и переподготовка, общедоступное "открытое" обучение.

Дистанционное обучение - комплекс дидактических методов, основанных на совершенно иных по сравнению с традиционными принципах обучения. Однако удаленность преподавателя от обучаемого порождает ряд проблем, имеющих место даже при самой : совершенной системе дистанционного обучения. Фактически большинство регионов (в основном областные, краевые города, столицы республик) включены в сеть не только как получатели информации, но и как активные участники процессов формирования и распространения образовательной информации на территории России, с выходом за рубеж.

Дистанционное обучение можно использовать в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов. Оно обеспечивает систематизацию и представление информации из общедоступных баз знаний, а также сертификацию знаний, расширяет доступ к учебным материалам и методическим ресурсам, повышает комфортность обучения, не отрывает от основной работы.

Дистанционное образование открывает большие возможности для учеников-инвалидов. Современные информационные образовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Оно дает возможность осуществлять довузовскую подготовку. Это позволяет получать образование в удобное время без изменения места жительства; предоставляет равные возможности сельским школьникам в подготовке к вступительным экзаменам.

Для всех выделенных направлений существует своя специфика, связанная с предметной областью и возрастными особенностями обучаемых.

В последние годы все большее распространение получают четыре вида дистанционного обучения, основанного на:

а) интерактивном телевидении;

б) компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных и глобальных, Internet) в режиме обмена текстовыми файлами;

в) сочетании интерактивного телевидения и компьютерных телекоммуникационных сетей;

г) компьютерных телекоммуникационных сетях с использованием мультимедийной информации, в том числе в интерактивном режиме, а также с использованием компьютерных видеоконференций.

Дистанционное обучение предполагает и автономное использование курсов, записанных на видеодиски, компакт-диски и т.д., т.е. вне телекоммуникационных сетей, предназначенное для самообразования, так как они не предусматривают оперативной обратной связи с преподавателем. Существующая в настоящее время сеть открытого и дистанционного обучения в мировой практике базируется на шести известных моделях.

Модель 1. Обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования, предназначается для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могут посещать очные учебные заведения.

Модель 2. Университетское обучение (на базе одного университета). Система обучения для студентов, которые обучаются не очно (оп-campus), а на расстоянии, заочно или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации (off-campus). Такие программы для получения разнообразных аттестатов образования разработаны во многих ведущих университетах мира. Студентам предлагаются помимо печатных пособий аудио- и видеокассеты, разработанные ведущими преподавателями этих университетов.

Модель 3. Обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений. Сотрудничество нескольких образовательных организаций в подготовке программ заочного/дистанционного обучения позволяет сделать их более профессионально качественными и менее дорогостоящими. Перспективная цель данной программы - дать возможность любому гражданину стран Содружества получить любое образование на базе функционирующих в странах Содружества колледжей и университетов, не покидая своей страны, своего дома.

Модель 4. Автономные образовательные учреждения. Специально созданные для целей дистанционного обучения образовательные учреждения ориентированы на разработку мультимедийных курсов. В их компетенцию входит также оценка знаний и аттестация обучаемых. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет в Лондоне. Плата за обучение осуществляется целиком теми организациями, фирмами, где работают студенты.

Модель 5. Автономные обучающие системы. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством ТВ или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий.

Модель 6. Неформальное интегрированное дистанционное обучение на основе мультимедийных программ. Такие программы ориентированы на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьное образование.

Основные цели всех моделей образования на расстоянии:

1.Предоставить возможность обучаемым совершенствовать и пополнять свои знания в различных областях в рамках действующих образовательных программ.

2.Помочь получить аттестат об образовании, ту или иную квалификационную степень на основе результатов соответствующих экзаменов (экстернат).

В соответствии с первым признаком можно выделить следующие типы проектов.

Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов Творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта.

Приключенческие, игровые проекты.

Информационные проекты. Типичным примером служит проект ЮНЕСКО «Это наше время». Его целью является сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который носит социально-значимый характер.

На практике чаще всего приходится сталкиваться с комбинацией методов, каждый из которых доминирует на том или ином этапе проекта.

По второму признаку - характеру координации - телекоммуникационные проекты могут быть:

с открытой, явной координацией,

Что касается характера контактов, целесообразно выделить следующие типы проектов:

региональный (внутри города, области, края и т.п. с учетом возможности встречи участников на установочных, итоговых, промежуточных очных семинарах);

межрегиональный (т.е. в пределах одной страны);

международный (участники проекта являются представителями разных стран).

Наконец, по количеству участников, можно различать следующие варианты:

личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах; примером может служить организация команд участников-разработчиков в международном проекте Thinkquest);

парные (между парами участников);

групповые (между группами участников).


Вывод по 1 главе:

1. Проанализирована литература, интернет-ресурсы , имеющийся педагогический опыт по теме использования телекоммуникационных сетей в образовательном процессе.

2.Определен понятийный аппарат по теме использование сервисов телекоммуникационных сетей в образовательном процессе.

3.Определены особенности и педагогические условия использования учебного телекоммуникационного проекта в информатике.






























Глава 2 ВНЕДРЕНИЕ практической ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ учебной дисциплине «информатика»

2.1 Методика использования сервисов телекоммуникационных сетей при изучении учебной дисциплины «Информатика»

Понятие телекоммуникационного сервиса в настоящее время еще не является устоявшимся, однозначно определенным. Обсуждению того, что нужно вкладывать в это понятие, сейчас посвящаются многие статьи, и даже книги. Телекоммуникационный сервис как информационно-образовательная технология сейчас проходит стадию становления и активного развития. Что может быть отнесено к этой форме педагогической деятельности, а для чего следует подбирать иные определения - это, по-видимому, еще некоторое время будет являться предметом дискуссии.

Под учебным сервисом телекоммуникационных сетей обычно понимают совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

Телекоммуникационные сети в учебной деятельности предоставляют возможность не только передавать ученикам сумму тех или иных знаний, но и научить приобретать эти знания самостоятельно с помощью огромных возможностей глобальной компьютерной сети Интернет, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, помогают осознать культурные различия и воспитывать чувство принадлежности к единой мировой общности.

Одной из характеристик современного общества является использование информационных и коммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека. Поэтому перед образованием, в том числе профессиональным, стоит проблема формирования информационной компетентности специалиста (способности индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий), обеспечивающей его конкурентоспособность на рынке труда.

В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение информатики имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. При освоении специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального образования информатика изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования. При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического, и социально-экономического профилей профессионального образования информатика изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, но некоторые темы — более углубленно, учитывая специфику осваиваемых профессий или специальностей.

Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их освоения студентами, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Содержание учебной дисциплины позволяет реализовать разноуровневое изучение информатики для различных профилей профессионального образования и обеспечить связь с другими образовательными областями, учесть возрастные особенности обучающихся, выбрать различные пути изучения материала. Изучение информатики на базовом уровне предусматривает освоение учебного материала всеми обучающимися, когда обобщается и систематизируется учебный материал по информатике в целях комплексного продвижения студентов в дальнейшей учебной деятельности. Особое внимание при этом уделяется изучению практико-ориентированного учебного материала, способствующего формированию у студентов общей информационной компетентности, готовности к комплексному использованию инструментов информационной деятельности. Это способствует формированию у студентов умений самостоятельно и избирательно применять различные программные средства ИКТ, а также дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами обработки и предоставления информации.

Внеаудиторная работа студентов является составной частью образовательной программы СПО и НПО и планируется студентом самостоятельно. Каждый студент сам определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием по каждой дисциплине. Он выполняет внеаудиторную учебную работу по личному, индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, располагаемого времени и других условий. Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением: список основной и дополнительной литературы по дисциплине; электронной библиотекой, список аудио- и видеоматериалов по различным разделам дисциплины; методические указания по организации и выполнению СРС при изучении дисциплин; методические указания по выполнению практических и лабораторных работ; методические пособия, указания и рекомендации по выполнению контрольных работ. Во время самостоятельной подготовки, обучающиеся, должны быть обеспечены доступом к современным профессиональным базам данных, к информационным ресурсам сети Интернет.

Сущность и характеристики самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной

направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Согласно Типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 года № 543, самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов.

Функции самостоятельной работы:

- информационно – обучающая;

- развивающая;

- ориентирующая;

- стимулирующая;

- воспитывающая.

Цели самостоятельной работы:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и

практических умений студентов;

- углубление и расширение теоретических знаний;

- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

- развитие познавательных способностей, активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развитие исследовательских умений.

Самостоятельная работа является формой организации учебно –познавательной деятельности, средством активизации процесса обучения, видом познавательной деятельности обучаемых, системой педагогических условий, обеспечивающих управление познавательной деятельностью.

Внеаудиторная самостоятельная работа – вид самостоятельной работы, выполняемой студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Эффективная внеаудиторная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Факторы, способствующие активизации самостоятельной работы студентов:

1. Осознание полезности выполняемой работы.

Если студент знает, что результаты его работы будут использованы, например, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется, качество выполняемой работы возрастает. Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке.

2. Творческая направленность деятельности студентов. Участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской, проектной работе на кафедре для ряда студентов является значимым стимулом для активной внеаудиторной работы.

3. Игровой тренинг, в основе которого лежат деловые игры, которые предоставляют возможность осуществить переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, выделить ведущие противоречия, приобрести навык принятия решения.

4. Участие в научно – практических конференциях, конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах по учебным дисциплинам.

5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг).

6. Дифференциация заданий для внеаудиторной самостоятельной работы с учётом интересов, уровня подготовки студентов по дисциплине.

Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной самостоятельной работе, следует на каждом её этапе разъяснять цели, задачи её проведения, контролировать их понимание студентами, знакомить обучающихся с алгоритмами, требованиями, предъявляемыми к выполнению определённых видов заданий, проводить индивидуальную работу, направленную на формирование у студентов навыков по самоорганизации познавательной деятельности.

Это особенно важно для организации следующих видов внеаудиторной самостоятельной работы студентов:

  1. Подготовка и написание рефератов, докладов, эссе на заданные темы.

  2. Подбор и изучение литературных источников.

  3. Выполнение контрольных работ.

  4. Оформление мультимедийных презентаций учебных разделов и тем.

  5. Подготовка к конференциям в техникуме.

  6. Подготовка словарных диктантов, кроссвордов.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов позволяет:

– систематизировать, закреплять и расширять теоретические знания и практические навыки студентов;

– развивать познавательные способности и активность студентов;

– формировать самостоятельность мышления, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

– стимулировать интерес к исследовательской работе;

– формировать ключевые компетенции, а именно: углублять эрудицию и кругозор студентов, способствовать освоению ими информационных технологий.

Организация самостоятельной внеаудиторной работы при подготовке специалистов регулируется определёнными принципами: регламентацией самостоятельных заданий по объёму и времени, обеспечением условий для её организации и управления.

Условия, обеспечивающие эффективность внеаудиторной самостоятельной работы студентов:

Формирование у студентов общих компетенций: формирование умения организовывать собственную деятельность, определять цели и выбирать пути их достижения, владеть культурой мышления, обобщать, анализировать, воспринимать информацию, определять цели и задачи, способы наиболее рационального решения поставленных задач, корректировать результаты самостоятельной работы, выявлять причины ошибок, затруднений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе. Программа действий преподавателя по созданию условий для самостоятельной внеаудиторной деятельности студентов предполагает:

- изучение квалификационной характеристики специалиста;

- анализ Государственного образовательного стандарта и учебного плана;

- подготовку перечня знаний, умений, общих и профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у студентов в процессе самостоятельной деятельности;

- разработку банка профессионально-ориентированных заданий для организации внеаудиторной самостоятельной деятельности;

- создание необходимого информационно – методического обеспечения по руководству самостоятельной внеаудиторной работы студентов;

- выработку критериев оценки выполнения заданий.

Задания для самостоятельной работы должны соответствовать целям различного уровня, отражать содержание изучаемой дисциплины, включать различные виды и уровни познавательной деятельности студентов. При формулировании заданий для внеаудиторной самостоятельной работы рекомендуется использовать дифференцированный подход. Следует обратить внимание на то, что задания, предлагаемые для внеаудиторной работы, могут носить как обязательный, так и рекомендательный характер. Например, к заданиям рекомендательного характера могут относиться подготовка студента к участию в научно-практической конференции, к участию в олимпиаде и т.д.

При организации внеаудиторной самостоятельной работы важна роль преподавателя при проведении инструктажа по выполнению заданий, в ходе которого формулируются цели, содержание работы, ее ориентировочный объём, основные требования к результатам работы, критерии оценки, сроки выполнения. В процессе инструктажа педагог предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении заданий определенного типа. Инструктаж проводится преподавателем за счёт объема

времени, отведённого на изучение дисциплины.

Основными критериями оценки результатов самостоятельной

внеаудиторной работы студента являются:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- уровень сформированности умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- уровень сформированности общих компетенций;

- уровень сформированности профессиональных компетенций;

- оформление материала в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Информационные технологии используются студентами в самостоятельной работе для более глубокого изучения программ дисциплин, для написания рефератов, курсовых и дипломных работ. Информационные технологии в образовании – это не просто средства обучения, а качественно новые технологии в профессиональной подготовке будущих конкурентоспособных специалистов. Они позволяют существенно расширить творческий потенциал студентов, повысить производительность в самом широком смысле слова и при этом выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины. Умение учиться самостоятельно приобретается с использованием электронных учебно-методических материалов, образовательных баз данных, компьютерных обучающих программ, тестирующих систем.

Значительное место среди используемых студентами в самостоятельной работе информационных технологий занимают Интернет-технологии. Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых студентами в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Для эффективного поиска в WWW студент должен знать топологию этого пространства, а также средства навигации в нем, четко определять свои информационные потребности, необходимую ретроспективу информации, круг поисковых серверов, более качественно индексирующих нужную информацию, правильно формулировать критерии поиска.

Доступность огромного количества электронных статей и книг, справочной литературы, электронных учебно-методических материалов, выложенных на сайте СПбГУИТМО, безусловно, позволяют расширить творческий потенциал студента, повысить его производительность труда и при этом выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины Практика показывает, что студенты не умеют работать с Интернет- контентом, в частности, не знают методов оценки достоверности информации на основе различных признаков. Уже по внешнему виду сайта, характеру подачи информации, ее организации можно дать приблизительную оценку качества представленной информации, отделить действительно важные сведения от информационного шума. Другой важной проблемой студентов является отбор необходимой информации в сети. Часто студенты «скачивают» информацию, даже не пытаясь ее преобразовать. Преподавателям не раз приходилось сталкиваться с ситуацией: студент приносит огромное количество материалов, найденных им в Интернет, не только не зная, как ее использовать, но подчас и не понимая, нужна она ему для подготовки реферата или нет. Отметим, что большинство студентов не умеют грамотно формировать критерии поиска. Следует отметить еще одну проблему, возникающую у студентов при поиске нужной информации в Интернет, - это «синдром информационной усталости», характеризующийся избытком информации и недостатком знаний.

Часто студенты тратят много времени, пытаясь найти нужную информацию, просматривают большие массивы информации, имеющей формальное отношение к запросам, а фактически не нужной, что снижает эффективность работы. Приведем пример организации самостоятельной работы студентов в сети Интернет. Размещенную в сети Интернет информацию можно разделить на три основные группы: справочная (электронные библиотеки и энциклопедии), научная (тексты книг, материалы газет и журналов) и учебная (методические разработки, рефераты). Наиболее значимыми являются электронные библиотеки, при работе с которыми студенты, чаще всего, получают бесплатный доступ к размещенным каталогам и материалам. В некоторых электронных библиотеках можно найти редкие книги и документы, наличие которых в электронном варианте значительно помогает студентам при подготовке к семинарским занятиям и при написании реферата, ведь электронную версию можно сохранить на компьютере и воспользоваться ею в любое время.

Система телеконференций появилась как средство общения групп людей со сходными интересами. Со времени своего появления она широко распространилась, став одним из самых популярных сервисов Internet. Этот вид сервиса напоминает списки рассылки Internet, за тем исключением, что сообщения не отправляются всем подписчикам данной телеконференции, а помещаются на специальные компьютеры, называемые серверами телеконференций или news-серверами. После этого подписчики телеконференции могут прочитать поступившее сообщение и, при желании, ответить на него. По большому счету, телеконференция похожа на доску объявлений, куда каждый может повесить своё объявление и прочитать объявления, повешенные другими. Для упрощения работы с этой системой, все телеконференции делятся по темам, названия которых отражены в их именах. Среди довольно большого количества телеконференций по разнообразным проблемам гуманитарного знания можно найти и телеконференции по информатике. Помимо чисто интернетовских (система Usenet), существуют и русскоязычные телеконференции сетей RelCom, FreeNet и пр., однако историческая проблематика пока не нашла там своего отражения.

Для реализации внеаудиторной самостоятельной работы были отобраны следующие темы занятий и содержание материала: «Создание ящика электронной почты»; «Работа с электронной почтой»; Тема «Средства информационных и коммуникационных технологий» (передача информации. Линии связи, их основные компоненты и характеристики. Компьютерные, телекоммуникации: назначение, структура, ресурсы.); «Телекоммуникационные технологии Сетевые технологии»; «Глобальная сеть»; «Поиск информации в интернете». Данные темы изучают студенты техникума 1-2 курса следующих профессий «Автомеханик», «Сварщик», «Парикмахер», Повар-кондитер». «Мастер сельскохозяйственного производства».

2.2 Методическая разработка урока по дисциплине Информатика по теме «Телеконференция, электронная почта»

Урок рассчитан на студентов 1 курса. После проведения аудиторного занятия студенты получают задания для внеаудиторного изучения раздела «Телекоммуникационные технологии Сетевые технологии»,темы «Телеконференция», «Работа с электронной почтой». В процессе работы студенты оценят необходимость изучения темы, получат возможность пользоваться сервисами и сделают вывод о необходимости использования телекоммуникационных и сетевых технологий в практической деятельности.

Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и студента в значительной мере сосредотачивается на уроке.

Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта студентов по отношению к излагаемому преподавателем содержанию. Замысел современного урока заключается в создании преподавателей условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности человека.

Преподаватель должен продумать «изюминку» урока.  Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг студентов – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному. Использование сервисов телекоммуникационных сетей и является такой «изюминкой» в обучении по дисциплине «Информатика»

Данная методическая разработка рассчитана на студентов 1 курса, при этом автор учитывает, что окончательное формирование целей и задач урока зависит не только от требований программы, но и от ряда других факторов, например подготовленности и уровня развития студентов 19 группы по специальности «Парикмахер».

В методической разработке раздела «Телекоммуникационные технологии Сетевые технологии», темы «Телеконференция», «Работа с электронной почтой»содержится печень основных знаний, понятий, дат которыми должны овладеть студенты в процессе обучения нового материала, а также список исторических деятелей, о которых студентам необходимо знать. В методической разработке представлены различные формы и приемы деятельности преподавателя и студентов, соблюдается принцип последовательности изучения материала. Используемая методическая организация урока способствует наиболее эффективному восприятию информации благодаря использованием сервисов телекоммуникационных сетей.

Методическая разработка урока по дисциплине Информатика на темы «Телеконференция, электронная почта»

Тип урока: комбинированный

Цель:

Работа с электронной почтой позволяет

  1. Сформировать у студентов представление об электронной почте, как важнейшем средстве общения в современном обществе, её возможностях, функционировании (принципов передачи электронных сообщений, сетевых и телекоммуникационных технологий подключения и др.); познакомить с работой почтовых клиентов, научить регистрировать новый  электронный ящик, отправлять, получать сообщения по электронной почте, выполнить внеаудиторную работу с использованием телекоммуникационных сетей.

  2. Развивать  познавательные интересы, навыки работы за компьютером, культуру пользователя сети Интернет.

  3. Воспитывать  информационную культуру обучающихся,  повысить мотивацию обучающихся  за счёт различных форм ведения урока и использования ИКТ; познакомить ребят с правилами этикета при написании писем электронной почты.

Основные понятия: Телеконференция, Электронная почта, Сетевые и телекоммуникационные технологии.

Оборудование и используемое ПО: Компьютерный класс с выходом в Internet, ПК для каждого обучающегося, ПК для учителя, мультимедиа проектор доска, презентация «Электронная почта. Телеконференция».

Тема урока: «Телеконференция», «Электронная почта»

Дидактические цели урока:

- Развитие творческих коммуникативных, креативных способностей и логического мышления студентов.

- Формирование навыков самостоятельной деятельности студентов.

План урока:

  1. Работа с электронной почтой. Настройка почтовой программы (Приложение2)

  2. Телеконференция. (Приложение 3 )

  3. Вопросы для размышления

1. Могут ли почтовые ящики, размещенные на разных почтовых серверах, иметь одинаковые идентификаторы?

2. В чем состоит отличие между операциями отправки и доставки почтового сообщения?

  1. Практические задания

4.1. Настроить почтовую программу на работу с имеющимся у вас ящиком электронной почты.

4.2. Создать и отправить сообщение по определенному почтовому адресу.

Выполнение внеаудиторной практической работы.

  1. Просмотр презентаций «Электронная почта»

  2. Закрепление изученного материала - тест

  3. Подведение итогов (рефлексия)

  4. Домашнее задание

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Объяснение материала.

  3. Выполнение практической работы.

  4. Самообразование учащихся.

  5. Подведение итогов, выставление оценок.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: «Учится можно только с интересом. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом!». Так давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя: будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в дальнейшем.

II. Объяснение материала.

Электронная почта и телеконференции

Электронная почта

Электронная почта (e-mail) - наиболее распространенный сервис Интернета, так как она является исторически первой информационной услугой компьютерных сетей и не требует обязательного наличия высокоскоростных и качественных линий связи.

Современный мир без электронной почты  представить уже невозможно. Сотни миллионов почтовых ящиков, триллионы сообщений ежегодно, терабайты данных ежедневно. Адрес электронной почты стал для одновременного общения столь же обязательным, как домашний адрес и номер телефона. Широкую популярность электронная почта завоевала потому, что имеет несколько серьезных преимуществ перед обычной почтой. Наиболее важное из них - это скорость пересылки сообщений. Если письмо по обычной почте может идти до адресата дни и недели, то письмо, посланное по электронной почте, сокращает время передачи до нескольких десятков секунд или, в худшем случае, до нескольких часов.

Другое преимущество состоит в том, что электронное письмо может содержать не только текстовое сообщение, но и вложенные файлы (программы, графику, звук и пр.). Однако не рекомендуется пересылать по почте слишком большие файлы, так как это замедляет работу сети. Для того чтобы этого не происходило, на некоторых почтовых серверах вводятся ограничения на размер пересылаемых сообщений (обычно почтовый сервер не пропускает сообщения более 2 000 000 байтов).

Кроме того, электронная почта позволяет:

  • посылать сообщение сразу нескольким абонентам;

  • пересылать письма на другие адреса;

  • включить автоответчик, на все приходящие письма будет автоматически отсылаться ответ;

  • создать правила для выполнения определенных действий с однотипными сообщениями (например, удалять рекламные сообщения, приходящие от определенных адресов) и так далее.

Адрес электронной почты. Для того чтобы электронное письмо дошло до адресата, оно, кроме самого сообщения, обязательно должно содержать адрес электронной почты получателя письма.

Первая часть почтового адреса (user_name - имя пользователя) имеет произвольный характер и задается самим пользователем при регистрации почтового ящика. Вторая часть (server_name - имя сервера) является доменным именем почтового сервера, на котором пользователь зарегистрировал свой почтовый ящик.

Адрес электронной почты записывается по определенной форме и состоит из двух частей, разделенных символом @: user_name@server_name

Адрес электронной почты записывается только латинскими буквами и не должен содержать пробелов. Например, почтовый сервер компании МТУ-Интел имеет имя mtu-net.ru. Соответственно имена почтовых ящиков пользователей будут иметь вид:

[email protected]

Функционирование электронной почты. (Приложение Любой пользователь Интернета может зарегистрировать почтовый ящик на одном из серверов Интернета (обычно на почтовом сервере провайдера), в котором будут накапливаться передаваемые и получаемые электронные письма. В настоящее время достаточно большое количество серверов Интернета предоставляют возможность бесплатно зарегистрировать почтовый ящик.

Для работы с электронной почтой необходимы специальные почтовые программы, причем для любой компьютерной платформы существует большое количество почтовых программ. Почтовые программы входят в состав широко распространенных коммуникационных пакетов: Outlook Express, мой мир входит в Microsoft Internet Explorer, Netscape Messenger - в Netscape Communicator.

А сейчас мы с вами посмотрим видео урок с использованием телекоммуникационных сетей о том, когда же впервые появилась электронная почта, и кто был инициатором  её создания.

 Создание электронной почты является переломным моментом в истории развития сети Интернет. Благодаря электронной почте сначала тысячи, а потом и миллионы людей с охотой приобщались к Интернету. Электронная почта совершенно неожиданно для многих возродила эпистолярный жанр, которому после изобретения телефона предрекали скорую смерть. Можно ли было предположить, что современный человек будет каждый день писать и получать десятки и сотни писем, а общее ежедневное число посланий перевалит через миллиард? Сегодня в электронный конверт можно вложить не просто текст, но и фотографию, звук и даже видео, а для того чтобы завести бесплатный почтовый ящик, необходимо только иметь выход в Интернет.

Для работы с электронной почтой необходимы специальные почтовые программы, причем для любой компьютерной платформы существует большое количество почтовых программ.

 Условное разделение адресов электронной почты:

провайдерские (почтовый ящик на сервере провайдера — организации-поставщика сетевых услуг);

корпоративные (ящик на сервере по месту работы);

коммерческие (ящик на сервере платной почтовой службы);

бесплатные (ящик на сервере бесплатной почтовой службы, например: mail.ru, yahoo.com, yandex.ru, rambler.ru, hotmail.com). К электронному письму могут быть подсоединены самые разнообразные файлы: с графикой, звуком, программами и пр. Адресат их получит вместе с текстом письма (это похоже на вкладывание фотографии в конверт с письмом).

За удобство, доступность и практическую бесплатность электронной почты, равно как и за другие «бесплатные» ресурсы Интернет, вам неизбежно придется платить, тратя огромные усилия на борьбу с рекламными письмами, которые будут каждый день сваливаться в ваш почтовый ящик.

   Заключительная часть – закрепление материала.

Упражнение 1. Регистрация на бесплатном почтовом сервере.

Задание:

Зарегистрироваться на одном из бесплатных серверов www.yandex.ru, www.mail.ru, www.nm.ru, www.rambler.ru, www.ok.ru, www.pochta.ru, http://www.nextmail.ru и т.п.

Порядок выполнения:

  1. Запустите программу Internet Explorer через кнопку Пуск - Программы - Internet Explorer или с помощью значка на Рабочем столе (Панели задач).

  2. В адресной строке браузера введите адрес сайта www.yandex.ru.

  3. Выберите ссылку Почта  - Зарегистрироваться или Завести почтовый ящик.

  4. Заполните форму регистрации

  5. Примечание. Помните, что

При введении Вашего имени и Фамилии будут предложены автоматически свободные логины, понравившийся вы можете выбрать или придумать собственный, который будет проверен почтовым сервером, занят ли он другим пользователем.

Поля Логин, Пароль и Подтверждение пароля должны заполняться латинскими буквами, причем пароль должен содержать не менее 4-х символов;

Обязательные поля для заполнения отмечены звездочками.

Подтвердите данные, нажав кнопку Зарегистрировать.

После успешной регистрации появляется ваш личный адрес.

Подтвердите согласие, нажав кнопку Сохранить.

Примечание:
Аналогично, можно зарегистрировать бесплатную почту на сайте www.mail.ru:

Упражнение 2. Знакомство с основными возможностями и элементами интерфейса Web–mail.

Задание:
Откройте свой почтовый ящик на бесплатном почтовом сервере и изучите основные элементы интерфейса.

Порядок выполнения:

Откройте свой почтовый ящик. Примерно так выглядит интерфейс вашего почтового ящика:



























Рисунок 1. Регистрация в почте

Примечание:
Папка Входящие содержит всю поступившую к вам корреспонденцию (на ваш почтовый ящик).



Рисунок 2. Настройка почтового ящика

Папка Отправленные cодержит всю отправленную вами другим адресатам в Internet корреспонденцию.





Рисунок 3. Вид корреспонденции электронной почты



В папку Рассылки складываются письма, которые были одновременно разосланы большому числу пользователей. Папка Удаленные хранит удаленные письма из любой другой папки.

Упражнение 3. Работа с почтовыми сообщениями. Задание:

  • создайте и отправьте по электронной почте одно почтовое сообщение;

  • напишите ответ на полученное письмо;

  • создайте сообщение и вложите в него файл любого формата;

  • сохраните вложенный в почтовое сообщение файл на локальном диске;

  • полученное сообщение с вложением перешлите преподавателю.

Порядок выполнения:

  1. Откройте свой почтовый ящик на бесплатном почтовом сервере, (например www.yandex.ru), введя логин и пароль в соответствующую форму:

  2. Создайте сообщение с темой «Приглашение»:

щелкните по кнопке панели инструментов Написать письмо;

заполните заголовки сообщения: Кому, Копия, Тема следующим образом: в заголовке Кому укажите адрес преподавателя, Копия – адрес «соседа слева». В качестве Темы укажите «Приглашение»;

впишите текст сообщения.

  1. Отправьте сообщение с помощью кнопки Отправить или воспользовавшись соответствующей гиперссылкой.

  2. Перейдите в папку Входящие. Для того, чтобы прочитать полученное сообщение, необходимо нажать на ссылку в поле От кого

  3. В появившемся окне нажать на кнопку Ответить. Напишите ответ на это письмо и нажмите на кнопку Отправить.

  4. Создайте новое сообщение и вложите в него файл:

в редакторе Microsoft Word создайте файл - открытку с именем darok.doc и сохраните его в своем каталоге (D:\Группа\Фамилия);

вернитесь в свой электронный ящик;

щелкните по кнопке панели инструментов Написать

заполните заголовки сообщения: Кому, Копия, Тема следующим образом: в заголовке Кому укажите адрес преподавателя, Копия – адрес «соседа справа». В качестве Темы укажите «Сюрприз»;

нажмите на кнопку Обзор, укажите местонахождение файла (D:\ Груцпа\Фамилия);

напишите текст сообщения.

Отправьте сообщение, нажав на соответствующую кнопку.

Перейдите в папку Входящие. В списке сообщений найдите электронное письмо с темой «Сюрприз», отправленное «соседом слева». Значок в виде скрепки свидетельствует о наличии в полученном письме вложения. Сохраните вложенный файл в папке D :\ Группа\Фамилия);

откройте полученное сообщение;

щелкните по значку вложенного файла левой кнопкой мыши;

в появившимся окне нажмите на кнопку Сохранить;

укажите путь сохранения D:\ Группа\Фамилия);

Сообщение с темой «Сюрприз» перешлите преподавателю.

откройте нужное письмо и нажмите на кнопку Переслать;

заполните поле Кому, впишите электронный адрес преподавателя и отправьте сообщение.

Примечание. Такое использование почты имеет определенные достоинства. Можно легко менять провайдеров, не меняя свой адрес электронной почты. Можно просматривать почту с любого компьютера, подключенного к Интернету.
Разумеется, у такого способа есть и свои недостатки. вы не можете при работе с почтой через браузер минимизировать время подключения к Интернету в той мере, в какой это позволяют почтовые программы. Кроме того, общедоступные почтовые сервера часто перегружены.

.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Сегодня телекоммуникационные сети и Интернет - технологии проникли во все сферы жизни и деятельности общества. Электронная почта уже стала неотъемлемым средством делового и личного общения, что многие не представляют, как без нее жить.

С самого начала развития сети Internet электронная почта была наиболее популярным сервисом Всемирной сети. Результаты опросов пользователей подтверждают:

  • свыше 90 % из них обмениваются почтовыми сообщениями по всемирной сети;

  • 75 % пользователей прибегают к услугам электронной почты чаще, чем к услугам междугородней телефонной связи;

  • 34 % чаще, чем к услугам местной телефонной.

В настоящее время к Internet подключено более 154,6 млн. человек и практически все применяют электронную почту. Итак, электронная почта – это удобное и надежное средство общения, при котором письмо в любой конец света доходит за несколько секунд.

Другое преимущество состоит в том, что электронное письмо может содержать не только текстовое сообщение, но и вложенные файлы (программы, графику, звук и пр.). Однако не рекомендуется пересылать по почте слишком большие файлы, так как это замедляет работу сети. Для того чтобы этого не происходило, на некоторых почтовых серверах вводятся ограничения на размер пересылаемых.

Кроме того, электронная почта позволяет:

• посылать сообщение сразу нескольким абонентам;

• пересылать письма на другие адреса;

• включить автоответчик, на все приходящие письма будет автоматически отсылаться ответ;

• создать правила для выполнения определенных действий с однотипными сообщениями (например, удалять рекламные сообщения, приходящие от определенных адресов) и так далее.(Приложение 4)

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы.

1. Создать свой почтовый ящик.

2. Отправить преподавателю (на электронный адрес obrazovanie@mail.ru) сообщение о выполненной работе.

3. Результаты работы оформить по образцу, приведенном в инструкции

Учебная литература: § 2.5 Н.Д.Угринович. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса. М., Бином. Лаборатория знаний, 2008

Используемые ресурсы:

  1. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс. 8-9 классы / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 

  2. Информатика. Задачник – практикум в 2 т. Учебное пособие для средней школы / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2005.

Заполнить таблицу (Приложение5) и прислать мне на почтовый ящик. Перечислить преимущества телеконференции.

Ответить на вопросы

1. Что такое почтовый клиент?

2. Что такое почтовый сервер?

3. Что такое спам?

4. Что нужно делать со спамовыми письмами?

Дополнительные вопросы для размышления

1. Могут ли почтовые ящики, размещенные на разных почтовых серверах, иметь одинаковые идентификаторы?

2. В чем состоит отличие между операциями отправки и доставки почтового сообщения?



Вывод по 2 главе:

  1. Актуализированна и разработана методика использования телекоммуникационного опыта на уроках информатики

  2. Разработаны задания для внеаудиторной самостоятельной работы в рамках темы работы















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Происходящая в современном мире глобальная трансформация индустриального общества в информационно-коммуникационное общество сопровождается проникновением коммуникации во все сферы жизнедеятельности общества, возникновением и развитием качественно нового типа коммуникационных структур и процессов, глубоким переосмыслением места и роли коммуникаций в развитии общества .

К образованию в соответствии с такими глобальными изменениями в структуре общественного развития предъявляются требования подготовки членов общества с определенными умениями, навыками и способностями, в совокупности представляющие компетентностную модель выпускника. Одной из основных компетентностей члена информационного общества становятся коммуникационная компетентность, позволяющая осуществлять выборочный, целевой поиск и восприятие значимой для него (ценной) информации и успешное кодирование этой информации для передачи по каналам коммуникации. [3]

Сложный и динамичный характер современной профессиональной деятельности, использование в ней новейших информационных технологий обуславливает объективную потребность в совершенствовании системы профессиональной подготовки студентов техникума, коммуникационная компетентность которых является одной из ключевых профессиональных компетентностей. [3]

Использование сервиса телекоммуникационных сетей в образовательном процессе является эффективной формой формирования коммуникационной компетентности.

В ходе работы был проведен отбор тематики и содержания учебного телекоммуникационного проекта для использования в базовом курсе информатики.

Разработана методика использования телекоммуникационного опыта в образовательном процессе.

Работа может иметь практическое применение – опыт может использоваться на уроках информатики.

























































БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Ботт Э. Использование Microsoft Office 2000. Специальное издание: Пер. с англ.: Уч. Пос. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2000.-1024с,

  2. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие. -Мн.: Высш. шк., 2007.

  3. Башарина О.В. Телекоммуникационный проект как средство формирования коммуникационной компетентности бакалавров: статья.

  4. Гейн А.Г. информатика: Учеб для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений/ А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов, Н.А. Юнерман – 4 изд. – М.: Просвещение, 2008. – 255с.: ил.

  5. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М.: Сентябрь. 2006

  6. Демушкин А.С, Кириллов А.И. Компьютерные обучающие програм­мы//Информатика и образование. 1995.№3.-С. 14-19.

  7. Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. -- Мн., Пропилен, 2001

  8. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для студ. Пед. вузов. - М.: издательский центр «Академия», 2001. -624с.

  9. Макарова Н.В. Информатика. 10-11 класс. - СПб: «Питер», 2001. -304с

  10. Семакина И.Г., Е.К. Хеннера: Информатика. Задачник-практикум в 2 т.: Том 1 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 304с.: ил.

  11. Семакина И.Г., Е.К. Хеннера: Информатика. Задачник-практикум в 2 т.: Том 2 – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 278.: ил.

  12. Учебно-методическое пособие под редакцией Ябстребцева Е.Н., Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий.-М.:2006 г.-160с.

  13. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник: для 10-11 классов/ - 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лабратория знаний, 2007. – 511 с.: ил.

  14. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник: для 11 класса/ - 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лабратория знаний, 2009. – 187 с.: ил.

  15. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. / Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лабратория знаний, 2007. – 394 с.: ил.

  16. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учеб. Пособие. 2-е изд., перераб. / А. В. Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007

  17. Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч.1: Основы информатики и информационных технологий. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. – 320с.

































ПРИЛОЖЕНИЯ

























































Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

СХЕМА СЕРВИСОВ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ

Правила телекоммуникационного этикета и безопасности

1. Не делайте сами того, чего вы не хотели бы чтобы делали другие.

2. Не используйте сеть чрезмерно.

3. Не забывайте об авторских правах на копируемые вами и по­лучаемые от вас материалы сети.

4. Пишите кратко, грамотно и аккуратно.

6. Используйте только стандартные текстовые символы — чем проще, тем лучше.

7. Не посылайте писем объемом более 50 килобайт.

8. При указании адреса обратите внимание, является ли он лич­ным адресом человека или адресом организации.

9. Структурируйте текст по смыслу, делайте отступы, абзацы от­деляйте пустой строкой.

10. Ограничивайте текст 60-70 символами в строке; не выравни­вайте текст справа, для пустого пространства используйте только пробел.

11. Заботьтесь о секретности вашей информации. Не пишите в электронном письме ничего такого, чего вы не написали бы на почтовой открытке.

12. Помните, что если вы отправили письмо, вернуть его практи­чески невозможно.

13. Пишите по теме телеконференции.

14. Перед тем, как написать на телеконференцию, подумайте, а будет ли ваше выступление интересно другим.

15.Сообщения, направленные на телеконференцию, рассматри­ваются как публикации и на них распространяются авторские права.

16. Не используйте в телеконференциях прямую рекламу.

17. Не цитируйте письмо другого человека, пока вы не получили его разрешение на это.

18. Не цитируйте слишком большие куски текста.

19. Будьте предельно вежливы.

20. Вступая в спор с кем-либо, не забывайте о существующих культурных различиях между людьми. Спор может возникнуть просто из-за непонимания друг друга.

21. Не используйте телеконференцию для переписки с одним че­ловеком. Для этого лучше подходит электронная почта.

22. Никогда не обсуждайте само обсуждение или соответствие со­держания телеконференции и ее темы.

23. Не посылайте на конференцию статьи длиннее 20-25 кило­байт. Если статья получилась больше — делите ее на части и посылайте их по отдельности.

24. Не пишите сообщения в конференцию, на которую вы только что подписались. Постарайтесь сначала понять, какие в ней действуют правила.

25. Не делайте слишком большие подписи.

26. При подключении к каналу IRC поздоровайтесь со всеми его участниками.

27. Не вступайте в дискуссию до тех пор, пока не поймете, по ка­кой теме она ведется.

28. Не перебивайте своих собеседников. Дайте им возможность высказаться.

29. Не задавайте частных вопросов (о поле, возрасте, работе собе­седников и т. п.).

30. Если не хотите использовать свое реальное имя — используйте псевдоним.

31. При завершении разговора — попрощайтесь с собеседником.



















Положение 5

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВИЛАМ ПОВЕДЕНИЯ
В КОМПЬЮТЕРНОМ КЛАССЕ

Общее положения:

  • К работе в компьютерном классе допускаются лица, ознакомленные с данной инструкцией по технике безопасности и правилам поведения.

  • Во время перемен между уроками проводится обязательное проветривание компьютерного кабинета с обязательным выходом учащихся из класса.

  • Помните, что каждый учащийся в ответе за состояние своего рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.

  • Студенты, нарушившие правила ТБ в компьютерном классе, от выполнения практических работ отстраняются. Сведения о нарушении передаются администрации техникума, которая принимает соответствующие решения о наказании, возмещении причиненного ущерба и возможности дальнейших занятий в компьютерном классе.

 Перед началом работы необходимо:

  • Убедиться в отсутствии видимых повреждений на рабочем месте;

  • Разместить на столе тетради, учебные пособия так, чтобы они не мешали работе на компьютере;

  • Принять правильною рабочую позу.

 При работе в компьютерном классе категорически запрещается:

  • Находиться в классе в  верхней одежде;

  • Класть одежду и сумки на столы;

  • Находиться в классе с напитками и едой;

  • Присоединять или отсоединять кабели, трогать разъемы, провода и розетки;

  • Включать и выключать компьютеры самостоятельно.

  • Заходить в рабочую зону (за компьютеры);

  • Пытаться самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;

  • Перекрывать вентиляционные отверстия на системном блоке и мониторе;

  • Ударять по клавиатуре, нажимать бесцельно на клавиши;

  • Работать влажными и грязными руками;

  • Класть книги, тетради и другие вещи на клавиатуру, монитор и системный блок;

  • Удалять и перемещать чужие файлы;

  • Использовать ПК для посторонних занятий или развлечений (игры, чат-системы и т.п.);

 Находясь в компьютерном классе, учащиеся обязаны:

  • Соблюдать тишину и порядок;

  • Выполнять требования преподавателя и лаборанта;

  • Находясь в сети работать только под своим именем и паролем;

  • При появлении рези в глазах, резком ухудшении видимости, невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появления боли в пальцах и кистях рук, усиления сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о происшедшем преподавателю и обратиться к врачу;

  • После окончания работы завершить все активные программы и корректно выключить компьютер, вернуть раздаточный материал на место и придвинуть стул к столу.

  • Оставить рабочее место чистым.

 Работая за компьютером, необходимо соблюдать правила:

  • Расстояние от экрана до глаз – 70 – 80 см (расстояние вытянутой руки);

  • Вертикально прямая спина;

  • Плечи опущены и расслаблены;

  • Ноги на полу и не скрещены;

  • Локти, запястья и кисти рук на одном уровне;

  • Локтевые, тазобедренные, коленные, голеностопные суставы под прямым углом.

Требования безопасности в аварийных ситуациях:

  • При появлении программных ошибок или сбоях оборудования учащийся должен немедленно обратиться к преподавателю (лаборанту).

  • При появлении запаха гари, необычного звука немедленно прекратить работу,  и сообщить преподавателю (лаборанту).

Положение 6



Домашнее задание

Тема: Электронная почта и другие услуги сетей

1. Перечислите преимущества электронной почты перед обычной (не менее трёх).








2. Могут ли существовать

а) два ящика с одинаковыми именами на одном почтовом сервере,

б) два ящика с одинаковыми паролями на одном почтовом сервере,

в) два ящика с одинаковыми именами на разных почтовых серверах,

г) два ящика с одинаковыми именами и паролями на разных почтовых серверах?

а)

б)

в)

г)

3. Из приведённого ниже списка выберите почтовые ящики с одинаковыми доменными именами:

petrov@perm.ru,

simonov@perm.raid.ru

simonov@perm.ru

alex@school1.perm.ru

sedova@perm.ru

den@perm1.ru








4. Перечислите компоненты электронного письма.






5. В чём отличия телеконференции от электронной почты?




6. Что располагается на FTP-серверах?






























Положение 7



Сохранить у себя:
Использование сервисов телекоммуникационных сетей в образовательном процессе

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки