Использование проектного метода на уроках математики

метод проектов формирукет поисковый и творческий тип деятельности.

Содержимое разработки

Использование проектного метода на уроках математики



Мошечкова Е.С.

Преподаватель математики

ГБПОУ МО «Авиационный техникум имени В.А. Казакова»

Московская обл. г. Раменское


    Чтобы активизировать интерес детей к математике и повысить познавательную активность студентов, я решила использовать один из продуктивных методов – метод проектов. Это и будет развивать интерес к  предмету, к работе с дополнительными источниками информации, умением ставить цель, наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

    Метод проектов формирует поисковый и творческий тип деятельности, что выражается в качестве и количестве вопросов, которые студенты задают преподавателю и друг другу на уроке, проявляется в высказывании собственной точки зрения, собственной позиции, в формировании самостоятельных выводов и оценочных суждений.

   В основе проектирования лежит получение и присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределённости, и его нужно организовать, моделировать. Самое сложное для педагога в ходе проектирования – оставаться в роли независимого консультанта. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путём самообразования. Активное включение студентов в создание проектов даёт им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, а это развивает умение адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека.

   Метод проектов позволяет изменить позицию студента, делает его субъектом образовательного процесса. Он стимулирует интерес учеников к знанию и учит практически применять эти знания для решения конкретных задач вне техникума.

Цель: Использование проектного метода на уроках математики для    формирования поисковой и творческой деятельности студентов.

Задачи:

  • Использовать метод проектов на уроках математики и во внеурочной деятельности.

  • Организация деятельности студентов по достижению результата.

  • Развитие познавательных навыков студентов, умения самостоятельно конструировать  свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, умения принимать решения.

 2.  Метод проектов.

   Метод проектов впервые возник в 20-е годы прошлого столетия в США. Его назвали также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, которые активно разрабатывались американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Идея Дьюи заключалось в том, чтобы вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс. При этом направленность этого процесса должна быть достаточно прагматична, чтобы ученики знали, зачем им необходимы те или  иные знания, для решения каких жизненно важных проблем они могут полезны. Надо сказать, что Дьюи и его ученики пытались организовать не просто активную познавательную деятельность учащихся, но и деятельность на основе совместного труда, сотрудничества учащихся в процессе общения, коммуникации. То, что не мог бы сделать один ученик, в совместной деятельности оказывалось вполне достижимым, причём на основе собственных, самостоятельных усилий.

      Дьюи и Кипалтрик назвали метод проектов «обучением путём делания», т.е. знания для использования их в реальной действительности (знания ради жизни). Килпатрик доказывал, что школа готовит учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества, к столкновению с ещё неизвестными проблемами будущего. Проектирование позволяет интегрировать знания из разных областей, применяя их на практике.

     Человек познакомился с методом проектной деятельности гораздо раньше, чем это может показаться на первый взгляд. Философы отмечают, что проектная активность сознания носит врождённый характер. Уже на ранних этапах развития общества она проявлялась на уровне ремесла, создания мифов, детских игр. Проектирование как особый вид активности основано на природном умении человека мысленно создавать модели «потребного будущего» и воплощать их в жизнь.

   Способность к созданию целевых прообразов и деятельностных программ  находит отражение в формах

  • конструирования – непосредственной практической деятельности по производству объекта;

  • моделирования – концептуального замещающегося упрощения объекта;

  • проектирования – теоретического способа создания технических артефактов и объектов иной природы.

 Проектирование - это органичная, естественная для человека деятельность и может быть освоена каждым.

Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития человека. Её можно использовать в педагогических целях при работе практически с учащимися любого возраста:

  • младшего школьного,   что становится возможным за счёт проектной сущности игровой деятельности;

  • подросткового возраста, при возникновении потребности в создании своей предметной среды и пробы своих сил;

  • юношеского возраста, согласуясь с устремлённостью в будущее, желанием самореализации.

     В результате проектной деятельности рождается проект. В стратегическом смысле он может быть  определён как пошаговое осуществление образа будущего. Проектная деятельность содержит в себе удивительные возможности, поскольку способна преобразить человека любого возраста. Её развивающая функция основана:

  • на продуктивности воображения, которое творит субъективную реальность и программирует действия по изменению того или иного объекта;

  • в силе и свободе творчества;

  • в логичности, последовательности совместной деятельности;

  • в стимуле к развитию социальной активности;

  • в  эмоциональном обогащении своей жизни, связанном с ощущением способности к преобразованию деятельности;

  • в возможности получить наряду с предметным ещё и педагогический результат в виде важных для жизни личностных приращений.

    Философы рассматривают проектирование как один из механизмов культуры, способствующий превращению человека в свободно творящее существо Выдающийся русский философ Н.Ф.Фёдоров (1828-1903), упоминая в своих работах о проектировании как методе деятельного познания, рассматривал познание как проект дела. Он считал, что идея не столько субъективна или объективна, сколько проективна. Опираясь на принцип единства теоретического знания и практического действия, философ полагал, что человек способен познать мир в соотнесении с тем, каким он должен быть согласно проектной гипотезе, проверяемой при её практической реализации. На философском уровне проект рассматривается как итог духовно-преобразовательной деятельности. На деятельностном – как результат проектирования.

     Как педагогическая идея, технология и форма учебной работы, метод проектов получил распространение  в первой трети XX века. Возникнув в педагогике в качестве одной из форм воплощения в образовании исследовательского метода, он вобрал в себя эвристическое, исследовательское, экспериментальное, научные начала. Американский философ и педагог Дж. Дьюи, рассматривавший детство как самостоятельный и самоценный период человеческого бытия, видел миссию образования в том, что оно должно не столько давать знания, которые понадобятся в будущем, сколько развивать способности ребёнка решать «здесь и сейчас» свои жизненные проблемы. Школу Дьюи рассматривал как место, где ребёнка учат жить в окружающем мире, совместно работать со сверстниками и взрослыми людьми, тем самым, приобретая необходимые знания. Обучение при этом должно быть основано на личном опыте учащихся и ориентировано на их интересы и потребности. Основным способом обучения становится исследование окружающей жизни в проектной форме. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.

     В широкий педагогический контекст проектная деятельность была введена последователем Дж. Дьюи В.Х. Килпатриком, который обозначил его как «от всего сердца проведённую целесообразную деятельность, проявляющуюся в известных общественных условиях, взятую как типичная черта школьного обихода». Килпатрик выделил три основных компонента новой педагогической системы:

  • учебный материал, вытекающий из природы и интересов учащихся;

  • целесообразная деятельность;

  • обучение как непрерывная  перестройка жизни и подъём её на высшие ступени.

  В работах  Килпатрика 1920-х годов выделяются четыре вида проектов:

  1. созидательные (производительные);

  2. потребительские проекты, в том числе связанные с развлечениями;

  3. проекты решения проблем или интеллектуальных затруднений;

  4. проекты-упражнения.

       В условиях демократизации школьной жизни проект становится продуктивной формой организации совместной деятельности взрослых и детей, построения социальных коммуникаций на новой, равноправной основе. Необходимость массового освоения основ проектной деятельности становится ещё более очевидной, если обратиться к особенностям современного образования. Демографическая ситуация, сложившаяся в нашем государстве за последние годы, породила огромное количество малокомплектных школ и использование в педагогической практике работы в классах-комплектах. Метод проектов позволяет посмотреть на это именно с положительной точки зрения: старшие одноклассники  имеют возможность выступать в качестве наставников для младших и стать помощниками преподавателю. По мере воплощения в жизнь принципа непрерывности образования меняется характер мотиваций и знаний, необходимых человеку на каждом этапе его жизни. Со всё увеличивающимся объёмом информации приходиться сталкиваться и учителям, преподавателям, чтобы успеть за развитием науки, представленной учебным предметом или специальностью. Основной проблемой образования становится не усвоение постоянно увеличивающегося объёма знаний,  а ориентация в потоке возрастающей информации, а также производство знания, которого нет, но потребность, которого человек ощущает. Быстрое усвоение научных сведений заставляет искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образования и образовательных процессов. Таким источником способно быть проектирование.

     Увеличение образовательных возможностей проектирования происходит по мере формирования новой культуры, получившей название экранной.. Она основана на временном потоке экранных изображений, который свободно вмещает в себя поведение и устную речь персонажей, анимационное моделирование, письменные тексты и многое другое. Экранная культура  возвращает нас к культуре личного контакта путём организации диалога между различными пользователями информации с помощью создания сетей коммуникации, позволяющих каждому общаться со всеми и всем с каждым. Между понятием «образование» и образом, изображением, отображением устанавливается непосредственная связь. Образование понимается как самостоятельное построение образа окружающего мира на основе экранных информационных представлений. Но именно образ, воображение являются центральными понятиями проектирования.

     Переход от «знаниевой» к информационной парадигме образования порождает практический вопрос «разбухания» содержания образования. Становится неясным, чему именно теперь учить? Вопрос выбора содержания из проблемы отбора объёма знаний, умений, навыков превращается в задачу выделения типовых проблем и задач, решения которых от человека требует жизнь и профессия. Таким образом, обнаруживается проективный характер самого содержания и  способов его построения. Если существующая веками система образования была ориентирована на носителя готового знания – учителя, преподавателя, учёного, одаряющего своими знаниями учеников, то сегодня носителем и источником  информации может стать каждый независимо  от уровня полученного образования. Учащиеся всех ступеней образования оказываются в ситуации самостоятельного определения (проектирования) траектории движения в информационном поле, самостоятельного создания (проектирования) содержания образования, самостоятельного проектирования учебных материалов, которые могут быть востребованы другими, проектирования образовательной среды.

      Образование в информационном обществе перестаёт быть средством усвоения готовых общепризнанных знаний, оно становится способом  информационного обмена личности с окружающими людьми. Обмена, который совершается на протяжении всей её жизни,  предполагает не только усвоение, но и генерирование информации.

      В буквальном переводе с латинского языка проектирование означает «брошенный вперёд».  Это создание образа будущего предполагаемого явления. Как известно, большинство продуктов человеческого труда производится посредством их предварительного проектирования. В этом контексте проектирование – это процесс создания проекта, т.е. воплощению задуманного  в реальном продукте. На философском уровне проект рассматривается как итог духовно-преобразавательной деятельности. На деятельностном – как цель и результат проектирования. В самом общем плане, проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы  с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией. (В.Н. Бурков., Д.А. Новиков).

     Материалом для «изготовления проектов служат знакомые формы: теории, модели, понятия, формулы, алгоритмы, парадигмы. В качестве инструментальной системы  проектирования в различных областях выступает теория деятельности.

     Если расценивать проект как событие в жизни его участников, возникает необходимость педагогической инструментовки событийности, приключенческого аспекта всех процедур проектирования, его обыгрывания как что-то неординарного, нарушающего привычный ход школьной жизни. Участие в проектной деятельности должно оставить эмоциональный след за счёт преодоления препятствий, прикосновения к новой информации, социального признания полученных результатов. В современном философско-педагогическом понимании событийность принято трактовать как бытие вместе, предполагающее сопереживание, сотрудничество, со-мыслие. Поэтому в проектировании очень важна организация совместности действий.

     Метод проекта актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

   Из всего вышесказанного можно выделить следующее:

Цель проектного обучения – это  создание условий для освоения новых типов деятельности в социокультурной среде, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека.

Метод проектов – это учебная деятельность, связанная с непрерывными пробами вне стен школы, в окружающей социальной действительности. Поэтому использование метода предполагает кардинальное изменение, как формы организации образовательного процесса, так и роли учителя в нём. Учитель должен стать организатором проектной деятельности. Он консультирует, мотивирует, наблюдает. Ученик – активный участник, субъект деятельности.

Проектирование – самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности. Это способ планирования и осуществления изменения реальности.

Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимисякомплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы.

Метод проектов – технологии организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем. Проект создаёт то, чего ещё нет; он требует иного качества или показывает путь к его получению.

     

3. Использование метода проектов.

     Проект – это проблема. Метод проектов предусматривает обязательное наличие проблемы, требующей исследования. Это определённым образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата.

    Этот процесс должен быть достаточно технологически проработан, с тем, чтобы создать для студентов ситуацию, которая стимулирует их к совместной поисково-познавательной деятельности. Так же как обычная групповая работа отличается  принципиально от технологии сотрудничества, так и работа, над тем или иным проектом (если кому-то хочется именно так называть запланированный практический выход) отличается от метода проектов, т.е. способа организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата.

      Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

   Когда речь идёт о проектной деятельности, индивидуальной или групповой, необходимо, чтобы целью познавательных действий студентов было не просто усвоение содержания, а решение определённой проблемы на основе этого содержания, т.е. активное применение получаемых знаний либо для получения нового знания, либо для получения практического результата на основе применения полученного знания.

      Студент должны чётко представлять себе, как можно использовать полученные ими теоретические результаты на практике. Вся проблема приобретает контуры проектной исследовательской деятельности.

      В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения (поиск направления и методов решения проблемы); развитие критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Собственно обучение в сотрудничестве является как бы частью метода проектов.

   Дело в том, что сам по себе этот метод, используемый в отрыве от обучения в сотрудничестве, очень быстро обнаруживает существенные трудности в совместной деятельности учащихся. Ведь при работе над проектом (если это не индивидуальный проект) объединяются учащиеся разной степени подготовленности. Часто оказывается, что одни  ребята готовы к поисковой, исследовательской, творческой деятельности – они обладают достаточным запасом знаний для такой деятельности, другие абсолютно не готовы и потому могут выполнять лишь роль статистов. Поэтому то и возникла педагогическая проблема – подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательно активной познавательной деятельности над проектом.

    Метод обучения в сотрудничестве позволяет обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником группы на доступном ему уровне, и таким образом при совместной дальнейшей работе (на уровне творческого применения усвоенных знаний) все учащиеся могут принимать активное участие в проектной деятельности, получая самостоятельную роль, самостоятельный участок работы. От успеха каждого в отдельности зависит успех всего проекта. Это очень важно! Это огромный стимул к активной познавательной деятельности, к прочному усвоению знаний и поиску новой информации. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема  - то она реализуется в конкретном её решении с осознанием практической значимости, если практическая – представляется конкретный результат, готовый к внедрению.

   Умение пользоваться методом проектов, обучением в сотрудничестве – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром  эти технологии относятся к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

     Основные требования к  использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.

  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

  5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы. Использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчётов, просмотров презентаций.  

    При использовании метода проектов учитель заранее тщательно готовиться к таким урокам. Это не «ежедневные» технологии. В начале учебного года желательно выделить те темы, вопросы, разделы программы конкретного курса, по которым желательно было бы провести проект. Чтобы дать возможность учащимся более глубоко и детально вникнуть в материал,  самостоятельно в нём разобраться не на уровне воспроизведения, а на уровне применения данного материала для решения какой-то значимой проблемы, для приобретения нового знания. Таких достаточно крупных проектов по каждому предмету может быть в течение года 2 – 3.

     Проект требует тщательной подготовки. Перед проектной деятельностью учитель должен чётко определить для себя основную проблему и частные задачи, а также возможные гипотезы их решения. Он также определяет, какие знания, умения, навыки должны ребята приобрести в ходе работы над проектом, что им может потребоваться для успешной работы. Какие то источники информации, иногда, возможно готовая информация, вспомогательные средства обучения, инструменты, приборы. Какими методами они предположительно могут воспользоваться, и какая при этом им может потребоваться помощь: анкетирование, интервью, беседы, работа с документами, поиск информации в Интернете.

       Учитель должен продумать весь ход работы над проектом. Однако на уроке вся информация должна быть в поле зрения самого учителя в качестве ориентира в организации деятельности учащихся. Но ни саму проблему, ни гипотезы, ни методы исследования творческой, поисковой деятельности он не должен давать в готовом виде. Учитель лишь ненавязчиво направляет мысль учащихся в нужное русло. Но если ученики высказывают собственные суждения, отличные от мнения учителя, более того, явно ошибочные с его точки зрения, учитель ни в коем случае не навязывает ребятам своего мнения. В этом суть метода проектов, исследования как такового. Учащиеся сами должны прийти к выводу о правомерности выдвинутых гипотез, проблем или их ошибочности, но при  этом они должны подтвердить свою точку зрения аргументами, доказательствами, фактами.

      Итак, на первом уроке учитель предлагает ученикам ту или иную ситуацию в любом удобном для него, но достаточно наглядном виде, содержащую приготовленную в скрытом виде проблему,  которую ребята должны «уловить» и сформулировать. Задача учителя – так показать ситуацию, чтобы учащиеся как можно ближе к ней сформулировали проблему, но… совершенно самостоятельно!  

   Далее учитель предлагает попробовать найти способы  решения этой проблемы, и здесь можно задавать наводящие вопросы, которые не уведут ребят слишком далеко от задуманного учителем сценария. Задача учеников – дать как можно больше аргументированных гипотез. Это метод «мозговой атаки». Все предложения записываются на доске без комментариев. Затем начинается их коллективное обсуждение. В результате на доске остаётся четыре-пять гипотез,  по количеству задуманных учителем исследовательских групп. И вот тогда учитель предлагает каждой из групп  взяться за работу по одной из этих гипотез, обычно по той, которую кто-то из данной группы выдвигал.  На этом же уроке учитель предлагает уже в рамках каждой исследовательской группы обсудить возможные методы исследования, источники информации. Все предложения группы обсуждаются всем классом, вносятся коррективы, предложения.

      В конце концов, в результате такого коллективного обсуждения предлагаемые методы исследования утверждаются.  Они не навязываются группе, если группа по какой-то причине не согласна с мнением большинства, ей предоставляется право идти своим путём, но искать доказательства своей правоты.

     На протяжении последующих уроков учитель может работать даже по другим темам программы, но обязательно отводить часть урока на работу над данным проектом. Здесь могут использоваться разные методы. Основная поисковая деятельность происходит во внеурочное время. На уроке могут проводиться какие-то эксперименты, лабораторные работы, требующие специального оборудования, обсуждения в группах или коллективно.  

   И, наконец, на сдвоенном уроке происходит защита проектов по гипотезам.

Каждая группа вправе решать сама, какую форму презентации и оформления результатов своей проектной деятельности она изберёт, какую систему, и средства доказательств она представит.Учитель на таких уроках – практически сторонний наблюдатель. Такие уроки – настоящие праздники знания! Надо только представить себе, каких глубин знания достигают ребята в поисках истины.

       После защиты гипотезы группой остальные ребята имеют право, как оппоненты задавать вопросы членам исследовательской группы по данной теме. Класс либо соглашается с представленной системой доказательств, либо высказывает сомнения в их достоверности или достаточности. Тогда группе предлагается либо продолжить исследование, либо принять другую точку зрения. Группа имеет право выбора. После того как все гипотезы нашли своё подтверждение, кроме отвергнутых, ребятам предлагается заглянуть немного вперёд и спрогнозировать новые проблемы, возникающие в результате полученных знаний.

    Проекты могут быть различными по своей типологии!

   Я описала наиболее сложные из них и вместе с тем наиболее значимые для учебного процесса и развития интеллекта учащихся.

   На начальном этапе освоения метода проекты могут быть чисто информационными, практико-ориентированными, творческими, игровыми. В каждом учебном предмете можно выделить свою типологию проектов с учётом специфики данного предмета. Можно использовать метод проектов на одном-двух уроках  -  мини-проекты для решения какой-то небольшой проблемы.  Но суть самого метода, его идея должна оставаться неизменной – самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная.

    Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может выдвигаться учителями с учётом учебной ситуации по своему предмету, профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В других – тематика проектов может предлагаться самими учащимися, которые ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

    Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще темы проектов относятся к какому-то сложному вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков.

    Результаты  выполненных проектов должны быть материальны. Они могут быть оформлены в виде видеофильма, альбома, компьютерной газеты, альманаха, «бортжурнала путешествий» и т.д.

    Исходя из вышесказанного, можно выделить этапы разработки структуры и проведения проекта:

  1. представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;

  2. выдвижение гипотез решения  поставленной проблемы («мозговая атака»), обсуждение и обоснование каждой из гипотез;

  3. обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по одной гипотезе), возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы,оформление результатов;

  4. работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

  5. защита проектов, гипотез (решение проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны  всех присутствующих;

  6.  выявление новых проблем. 

  4.  Работа над проектами на уроках математики.

     Изучение математики  в настоящее время сопряжено с целым рядом особенностей, если не сказать трудностей развития школьного образования в нашей стране. Как отмечается в ряде статей, приходится говорить даже о кризисе математического образования.

    Причины его видятся, в первую очередь в следующем:

  • в изменении приоритетов в обществе и в науке – в настоящее время на фоне резкого падения интереса к науке в целом, наблюдается рост приоритета гуманитарных наук;

  • в сокращении количества уроков математики в школе;

  • в оторванности содержания математического образования от жизни;

  • в малом воздействии на чувства и эмоции учащихся.

     Позволю себе привести высказывания учёных разных времён и народов без подробных комментариев.

    Цель знания – не запоминание огромного фактического материала в мельчайших подробностях, а способность легко и быстро ориентироваться в этой области, которую когда-то изучал. (А.Н. Теренин.)  

   Не так важно, чему учат в школе, а важно как учат… Функции в школе не в том, чтобы дать специальный опыт, а в том, чтобы  выработать последовательное методическое мышление. (М. Планк.)

   Если бы преподавание наук в школе носило более гуманитарный характер, школьное образование могло бы стать основой любой деятельности. Воспитание новых людей, у которых современная научная культура сочеталась бы с культурой классической, привело бы к новому скачку в развитии современной цивилизации. (А. Раби.) 

   Всякое знание остаётся мёртвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению. (Н.А. Умов.)

   Если учащийся не переживает радости поиска и находок, не ощущает живого процесса становления идей, то ему редко удаётся достичь ясного понимания всех обстоятельств, которые позволили избрать именно этот, а  не какой- нибудь другой путь. (А. Эйнштейн.)

  Наука захватывает нас только тогда, когда, заинтересовавшись жизнью великих исследователей, мы начинаем следить за историей развития их открытий. (Дж.К.Максвелл.)

От учителя зависит многое!

  Знания учителя должны представлять собой не что-либо готовое и раз и навсегда усвоенное, а постоянно развивающийся процесс, в котором педагогическая работа должна сочетаться с научной.. (Н.А.Наумов.)

  Очень хорошо помогать ученикам и направлять их на верный путь. Но всё это нужно делать очень осторожно, нужно это делать так, чтобы ученик не заметил помощи и подсказки и верил, что всё это он делает сам. (Ф. Нейман.)

  Где ученье не клеится – а это бывает со всеми предметами – там главная вина падает на учителя. Успехи учащихся – лучшее мерило для достоинства учителя. (А.Эйнштейн.)  

 Собрав воедино основные положения, отмеченные в этих удивительно глубоких и современных высказываниях, кратко можно выделить самое главное:

  • роль математики как учебного предмета чрезвычайно велика в плане формирования мировоззрения и творческого мышления учащихся, не только в области естествознания, но и в самом общем смысле;

  • знания, твёрдые основы которых формируются при изучении математики в школе, должны быть максимально приближены к реальной жизни и повседневной практике;

  • изучение математики должно осуществляться так, чтобы учащиеся видели науку в постоянном историческом развитии и, желая изучать её, испытывали удовлетворение и радость от процесса познания;

  • преподавание наук в школе, в том числе и математики, должно носить более гуманитарный характер;

  • обучение математике в школе должны осуществлять учителя, желающие и умеющие проводить педагогические исследования, тактично и незаметно для учащихся организующие и реализующие процесс познания и воспитания. Метод проектов, методика сотрудничества при организации работы учащихся в значительной мере соответствуют только что обозначенным положениям.

    Анализируя этапы подготовки и проведения уроков, их итоги, результаты анкетирования учащихся, можно сделать следующие выводы.

1. Реализация метода проектов, методики сотрудничества весьма перспективны при изучении математики. Работа в указанных формах вызывает у учащихся неподдельный интерес и является результативной, нежели на традиционных уроках.

2.  В процессе подготовки и проведения подобных уроков у учителя появляется возможность формирования у учащихся:

- новых учебных умений по самостоятельному добыванию и осмыслению знаний широкого круга;

- новых личностных качеств.

3.  Метод проектов может использоваться в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач, и тогда можно организовывать мини-проекты достаточно часто, приучая учащихся к творческому применению полученных знаний самостоятельно (краткосрочные, в рамках урока).

    Также этот метод применяется для решения крупных задач, сложных для понимания вопросов. Тогда используются достаточно крупные проекты (макропроекты), занимающие несколько уроков или на занятиях кружка, факультатива и достаточно серьёзную самостоятельную поисковую, исследовательскую деятельность во внеурочное время.

4. Организация и проведение макропроектов требует обоснованного и разумного подхода с учётом всех ранее выявленных замечаний. Такие проекты и, соответственно, уроки не могут проводиться слишком часто, превращая в нечто повседневное, - они должны являть собой, праздник знаний, определённые вехи в изучении такой интересной и замечательной науки, какой является математика

Заключение

    Метод проектов нашёл широкое применение главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей  при решении одной проблемы, даёт возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

     Если в начале дети не умеют наблюдать, сравнивать, обобщать, не проявляют желание получать дополнительную информацию, то постепенно происходят изменения в лучшую сторону. Это проявляется в активной подготовке домашних заданий творческого характера, увеличение самостоятельности, в количестве и качестве вопросов во время уроков. Учащиеся активнее включаются в подготовку выступлений, которые требуют дополнительной информации, появляется интерес к выполнению нестандартных заданий. Дети учатся рассуждать, доказывать, объяснять, выделять существенные признаки.

5.Литература:

1. М.В. Величко «Проектная деятельность учащихся». – Волгоград, Издательство «Учитель», 2008г.

2. Н.С. Голицина, И.Б. Сенновская  «Проектный метод». Пособие для учителя. – М., Издательство «АРКТИ». 2006г.

3. И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская  «Педагогическое проектирование» - М., Издательский центр «Академия», 2005г.



Сохранить у себя:
Использование проектного метода на уроках математики

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки