Использование приемов рефлексии учащихся в начальной школе в рамках системно - деятельностного подхода.

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, условных знаков, стихотворения, проза, картины. Богато разнообразие цветовых методик рефлексии. Например, «Цветик – многоцветик». Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок. «Дневник настроения».(«Экран настроения) Он представляет собой таблицу со списком класса и рабочими днями текущего месяца. «Дневник» размещается в классном уголке, рядом – стаканчики с нарезанными квадратиками разных цветов и клей. В определенное учителем время дети вклеивают в нужную клетку соответствующий настроению цветной квадратик. Учитель отслеживает настроение детей, проводит индивидуальные беседы, групповые тренинги. За месяц получается эффектное цветовое панно. Для определения значения цвета можно применить характеристику цветов Макса Лютера. В случае рефлексии настроения и эмоционального состояния младшим школьникам, предлагается рефлексивный прием «Солнышко». Инструкция: Закончи предложение: «Моё настроение похоже на…»: солнышко; солнышко с тучкой; тучку; тучку с дождиком; тучку с молнией. Как вариант: На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики и облака. Лучики нужно прикрепить к солнышку в случае, если понравилось занятие, получил много интересной информации; тучками закрыть солнышко, если занятие неинтересное, было мало полезной информации. «Солнышко» На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации. «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.

Содержимое разработки

Притча. Не нужно давать человеку много рыбы, а нужно научить его ее ловить.

Притча.

Не нужно давать человеку много рыбы, а нужно научить его ее ловить.

Итак, главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход.

Итак, главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Достижение метапредметных результатов происходит через различные виды деятельности, в том числе и через освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Достижение метапредметных результатов происходит через различные виды деятельности, в том числе и через освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия, а значит позволяет развиваться как в познавательной так и в личностной сфере. Почему-то принято считать, что рефлексия - это специально спланированный отдельный этап в конце урока. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия, а значит позволяет развиваться как в познавательной так и в личностной сфере. Почему-то принято считать, что рефлексия - это специально спланированный отдельный этап в конце урока. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Reflexio – обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
  • Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
  • Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.
  • Reflexioобращение назад.
  • Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
  • В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Классификация приёмов рефлексии 1.Рефлексия настроения и эмоционального состояния 2.Рефлексия деятельности 3. Рефлексия содержания учебного материала

Классификация приёмов рефлексии

1.Рефлексия

настроения и эмоционального состояния

2.Рефлексия деятельности

3. Рефлексия содержания учебного материала

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.  Самый простой вариант - показываем учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению
  • Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Самый простой вариант - показываем учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.
  • Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению
Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют  лучики.
  • Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют  лучики.
. Интересен прием с различными цветовыми изображениями.
  • . Интересен прием с различными цветовыми изображениями.

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

Наряди ёлочку

Наряди ёлочку

. Эффективен прием «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось , - голубой». Можно предложить ребятам
  • . Эффективен прием «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось , - голубой».
  • Можно предложить ребятам

более разнообразный спектр

цветов. В конце урока собрать

цветы в корзинку.

Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, ком­фортно, то вешаю на дерево яблоки красного  цвета, если нет,  зелёного.
  • Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, ком­фортно, то вешаю на дерево яблоки красного  цвета, если нет,  зелёного.
. Если учитель хочет закончить урок на более высоком эмоциональном уровне, к чему располагает также и содержание урока, то можно использовать еще один вариант - эмоционально-художественную рефлексию: • Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
  • . Если учитель хочет закончить урок на более высоком эмоциональном уровне, к чему располагает также и содержание урока, то можно использовать еще один вариант - эмоционально-художественную рефлексию:
  • • Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
• Эмоционально-музыкальная концовка. Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению. • Если есть время, то можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков.

• Эмоционально-музыкальная концовка. Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

• Если есть время, то можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков.

Более старшие ребята (учащиеся 3-4 классов) могут оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В помощь учащимся для высказывания предлагаем опорный конспект, который также способствует повторению и расширению лексического запаса.
  • Более старшие ребята (учащиеся 3-4 классов) могут оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В помощь учащимся для высказывания предлагаем опорный конспект, который также способствует повторению и расширению лексического запаса.
Лесенка успеха

Лесенка успеха

3-4 ошибки 1 ошибка Нет ошибок

3-4 ошибки

1 ошибка

Нет ошибок

Словарная работа Фонети ческий разбор Изучение нового материала Работа в группах

Словарная

работа

Фонети

ческий

разбор

Изучение нового

материала

Работа в

группах

Пятерочка “  Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.  Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.  Большой палец – для меня важно и интересно;  Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось );  Средний – для меня было недостаточно;  Безымянный палец – мое настроение;  Мизинец – мои предложения.
  • Пятерочка “ Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Большой палец – для меня важно и интересно; Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось ); Средний – для меня было недостаточно; Безымянный палец – мое настроение; Мизинец – мои предложения.
«Светофор»  Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось).
  • «Светофор» Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось).
«Пантомима»  Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
  • «Пантомима» Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
пантомима

пантомима

1.   сегодня я узнал… 2.   было интересно… 3.   было трудно… 4.   я выполнял задания… 5.   я понял, что… 6.   теперь я могу… 7.   я почувствовал, что… 8.   я приобрел… 9.   я научился… 10.   у меня получилось … 11.   я смог… 12.   я попробую… 13.   меня удивило… 14.    урок дал мне для жизни… 15.   мне захотелось…
  • 1.   сегодня я узнал…
  • 2.   было интересно…
  • 3.   было трудно…
  • 4.   я выполнял задания…
  • 5.   я понял, что…
  • 6.   теперь я могу…
  • 7.   я почувствовал, что…
  • 8.   я приобрел…
  • 9.   я научился…
  • 10.   у меня получилось …
  • 11.   я смог…
  • 12.   я попробую…
  • 13.   меня удивило…
  • 14.    урок дал мне для жизни…
  • 15.   мне захотелось…

 

Плюс Минус Интересно

Плюс

Минус

Интересно

Разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России дидактический синквейн используется с 1997 года как заключительное задание по пройденному материалу. первая строка – название темы (одно существительное); - вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных; - третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя глаголами; - четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение); - последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
  • Разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России дидактический синквейн используется с 1997 года как заключительное задание по пройденному материалу.
  • первая строка – название темы (одно существительное);
  • - вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
  • - третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;
  • - четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
  • - последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
    Следуя этим правилам учащиеся смогли создать такие синквейны: - на уроке литературного чтения по сказке В. М. Гаршина «Лягушка путешественница»                                               Лягушка                                      Лупоглазая, толстая.                              Соображает, болтает, хвастает.              Изобретает необыкновенный способ передвижения.                                         Путешественница.
  •     Следуя этим правилам учащиеся смогли создать такие синквейны:
  • - на уроке литературного чтения по сказке В. М. Гаршина «Лягушка путешественница»
  •                                               Лягушка
  •                                      Лупоглазая, толстая.
  •                              Соображает, болтает, хвастает.
  •              Изобретает необыкновенный способ передвижения.
  •                                         Путешественница.
- на уроке окружающего мира                                                Россия                                     Могучая, огромная.                             Побеждает, строит, защищает.                                    Россия – это моя Родина.                                               Любовь!
  • - на уроке окружающего мира
  •                                                Россия
  •                                     Могучая, огромная.
  •                             Побеждает, строит, защищает.
  •                                    Россия – это моя Родина.
  •                                               Любовь!
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем, таких очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
  • Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем, таких очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Самостоятельность.  Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности. Предприимчивость . Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их. Конкурентоспособность.  Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
  • Самостоятельность.  Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
  • Предприимчивость . Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
  • Конкурентоспособность.  Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Сохранить у себя:
Использование приемов рефлексии учащихся в начальной школе в рамках системно - деятельностного подхода.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки