![](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_0.jpg)
![Притча. Не нужно давать человеку много рыбы, а нужно научить его ее ловить.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_1.jpg)
Притча.
Не нужно давать человеку много рыбы, а нужно научить его ее ловить.
![Итак, главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_2.jpg)
Итак, главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход.
![Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Достижение метапредметных результатов происходит через различные виды деятельности, в том числе и через освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_3.jpg)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Достижение метапредметных результатов происходит через различные виды деятельности, в том числе и через освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
![Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия, а значит позволяет развиваться как в познавательной так и в личностной сфере. Почему-то принято считать, что рефлексия - это специально спланированный отдельный этап в конце урока. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_4.jpg)
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия, а значит позволяет развиваться как в познавательной так и в личностной сфере. Почему-то принято считать, что рефлексия - это специально спланированный отдельный этап в конце урока. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
![](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_5.jpg)
![Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Reflexio – обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_6.jpg)
- Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
- Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.
- Reflexio – обращение назад.
- Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
- В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
![Классификация приёмов рефлексии 1.Рефлексия настроения и эмоционального состояния 2.Рефлексия деятельности 3. Рефлексия содержания учебного материала](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_7.jpg)
Классификация приёмов рефлексии
1.Рефлексия
настроения и эмоционального состояния
2.Рефлексия деятельности
3. Рефлексия содержания учебного материала
![Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Самый простой вариант - показываем учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_8.jpg)
- Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Самый простой вариант - показываем учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.
- Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению
![](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_9.jpg)
![Рефлексия настроения и эмоционального состояния](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_10.jpg)
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
![Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_11.jpg)
- Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.
![](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_12.jpg)
![](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_13.jpg)
![. Интересен прием с различными цветовыми изображениями.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_14.jpg)
- . Интересен прием с различными цветовыми изображениями.
У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.
![Наряди ёлочку](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_15.jpg)
Наряди ёлочку
![. Эффективен прием «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось , - голубой». Можно предложить ребятам](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_16.jpg)
- . Эффективен прием «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось , - голубой».
- Можно предложить ребятам
более разнообразный спектр
цветов. В конце урока собрать
цветы в корзинку.
![Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_17.jpg)
- Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
![. Если учитель хочет закончить урок на более высоком эмоциональном уровне, к чему располагает также и содержание урока, то можно использовать еще один вариант - эмоционально-художественную рефлексию: • Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_18.jpg)
- . Если учитель хочет закончить урок на более высоком эмоциональном уровне, к чему располагает также и содержание урока, то можно использовать еще один вариант - эмоционально-художественную рефлексию:
- • Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
![• Эмоционально-музыкальная концовка. Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению. • Если есть время, то можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_19.jpg)
• Эмоционально-музыкальная концовка. Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.
• Если есть время, то можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков.
![Более старшие ребята (учащиеся 3-4 классов) могут оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В помощь учащимся для высказывания предлагаем опорный конспект, который также способствует повторению и расширению лексического запаса.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_20.jpg)
- Более старшие ребята (учащиеся 3-4 классов) могут оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В помощь учащимся для высказывания предлагаем опорный конспект, который также способствует повторению и расширению лексического запаса.
![](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_21.jpg)
![Лесенка успеха](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_22.jpg)
Лесенка успеха
![3-4 ошибки 1 ошибка Нет ошибок](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_23.jpg)
3-4 ошибки
1 ошибка
Нет ошибок
![Словарная работа Фонети ческий разбор Изучение нового материала Работа в группах](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_24.jpg)
Словарная
работа
Фонети
ческий
разбор
Изучение нового
материала
Работа в
группах
![](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_25.jpg)
![Пятерочка “ Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Большой палец – для меня важно и интересно; Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось ); Средний – для меня было недостаточно; Безымянный палец – мое настроение; Мизинец – мои предложения.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_26.jpg)
- Пятерочка “ Учащимся предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Большой палец – для меня важно и интересно; Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось ); Средний – для меня было недостаточно; Безымянный палец – мое настроение; Мизинец – мои предложения.
![«Светофор» Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось).](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_27.jpg)
- «Светофор» Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось).
![«Пантомима» Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_28.jpg)
- «Пантомима» Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
![пантомима](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_29.jpg)
пантомима
![1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я приобрел… 9. я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось…](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_30.jpg)
- 1. сегодня я узнал…
- 2. было интересно…
- 3. было трудно…
- 4. я выполнял задания…
- 5. я понял, что…
- 6. теперь я могу…
- 7. я почувствовал, что…
- 8. я приобрел…
- 9. я научился…
- 10. у меня получилось …
- 11. я смог…
- 12. я попробую…
- 13. меня удивило…
- 14. урок дал мне для жизни…
- 15. мне захотелось…
![Плюс Минус Интересно](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_31.jpg)
Плюс
Минус
Интересно
![Разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России дидактический синквейн используется с 1997 года как заключительное задание по пройденному материалу. первая строка – название темы (одно существительное); - вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных; - третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя глаголами; - четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение); - последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_32.jpg)
- Разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России дидактический синквейн используется с 1997 года как заключительное задание по пройденному материалу.
- первая строка – название темы (одно существительное);
- - вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
- - третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;
- - четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- - последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
![Следуя этим правилам учащиеся смогли создать такие синквейны: - на уроке литературного чтения по сказке В. М. Гаршина «Лягушка путешественница» Лягушка Лупоглазая, толстая. Соображает, болтает, хвастает. Изобретает необыкновенный способ передвижения. Путешественница.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_33.jpg)
- Следуя этим правилам учащиеся смогли создать такие синквейны:
- - на уроке литературного чтения по сказке В. М. Гаршина «Лягушка путешественница»
- Лягушка
- Лупоглазая, толстая.
- Соображает, болтает, хвастает.
- Изобретает необыкновенный способ передвижения.
- Путешественница.
![- на уроке окружающего мира Россия Могучая, огромная. Побеждает, строит, защищает. Россия – это моя Родина. Любовь!](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_34.jpg)
- - на уроке окружающего мира
- Россия
- Могучая, огромная.
- Побеждает, строит, защищает.
- Россия – это моя Родина.
- Любовь!
![Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем, таких очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_35.jpg)
- Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем, таких очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
![Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности. Предприимчивость . Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их. Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_36.jpg)
- Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
- Предприимчивость . Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
- Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
![](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_37.jpg)
![](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2019/02/14/i_5c654ab60cefe/img_php4A3CqI_38.jpg)