МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРОФИЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ № 122 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
применение технологии «Перевернутый класс»
при подготовке к олимпиадам и гиа:
ИЗ опыта работы
Выступление на круглом столе
для руководителей РМО учителей-предметников
«Использование передовых педагогических технологий
с целью повышения качества обучения и эффективности подготовки
к ГИА -2019»
Руководителя РМО учителей информатики
Буденновского района г. Донецка,
Учителя информатики
МОУ «Профильная гимназия № 122 г. Донецка»
Рыкун Т.В.
Донецк 2018
Актуальность применения инновационных технологий. Мы не можем не замечать, что современные школьники – это «дети цифрового века», и у них другие ценности. Современная школа должна создавать другие условия для овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми в жизни. Чтобы ориентироваться в информационном потоке, из пассивного поглотителя знаний ребенок должен превратиться в их активного добытчика, искателя истины, первооткрывателя, мыслителя, разработчика, для которого любимое утверждение: «Я сам!». Один из путей – смешанное обучение. Понятие «смешанное обучение». Смешанное обучение - это смешение традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования.Основными достоинствами смешанного обучения являются:
Сочетание самостоятельного обучения с обучением в классе;
Проблема отвлечения от рассказа учителя компенсируется электронным курсом;
Возможность осуществлять реальный дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем восприятия;
Возможность уделять повышенное внимание практической отработке навыков и умений.
Одной из наиболее удачных моделей смешанного обучения является «Перевернутый класс», где перевернутым становится сам процесс обучения. Впервые я сама услышала об этом явлении на вебинаре Фоксфорд.
Педагогическая модель «перевёрнутый класс». Основная идея модели – учащимся предлагается ознакомиться с материалами темы заранее, до урока. Вначале записанное видео выкладывается на общий ресурс (раздается ученикам). В качестве домашнего задания учащиеся смотрят короткие видео-лекции, изучают новый теоретический материал. Ученик может смотреть его в удобное для себя время и столько раз, чтобы разобраться в изучаемом материале. Попутно он может обратиться как к учебнику или дополнительным ресурсам. Учитель к этому ролику прилагает 1-2 вопроса в режиме «онлайн» или небольшой тест для мониторинга освоения учебного материала. По ответам детей он видит уровень понимания нового материала.Получив начальные знания и сформировав первичное представление о предмете изучения, учащиеся, придя в класс, переходят к активным формам обучения, то есть к анализу конкретной учебной ситуации, решению проблемных задач, выполнению практических заданий. Закрепление нового материала на уроке проходит в дифференцированных группах. На этом этапе учитель, видя уровень подготовки учащихся, может предложить исследовательскую деятельность, проекты, индивидуальные и коллективные формы работы. Также возможны дискуссии по теме, в которых каждый может высказать свое мнение.
Используя элементы «перевернутого обучения», мы показываем уникальный, практически неограниченный потенциал сети Интернет, его значимость в плане самообразования. Благодаря модели «перевернутый класс» можем формировать у ребят отношение к сети как к источнику знания, способу транслирования и приобретения практического опыта, создавать реальную возможность уйти от «высиживания» и «зубрежки» на уроке к формированию активной жизненной позиции обучающегося как равноправного субъекта образовательного процесса, развитию жизненно важных компетенций на предметном материале.
Необходимо отметить, что возможности современного Интернет-пространства практически безграничны. Продолжающееся развитие мощных мобильных устройств, предлагает широкий выбор образовательных ресурсов и возможность пользоваться ими в удобном месте и подходящее время.
Особенностями модели «перевёрнутый класс» являются:Активная вовлеченность учащегося в процесс обучения;
Учебные материалы (видео, аудио) всегда в свободном доступе;
Высвобождается время на уроке для активных форм работы;
Контент - это не ресурс, а отправная точка для изучения нового материала;
Возможность учителя проводить больше времени один на один с теми учениками, которым нужна дополнительная поддержка и помощь;
Возможность учеников работать в своем темпе (поставить на паузу, перемотать или пересмотреть видео-лекцию, распределить время учебы по своему усмотрению).
Возможность в перевернутом классе ученика не двигаться дальше, если он не продемонстрировал достаточное владение и понимание того, что им нужно было усвоить при работе дома.
Видео-лекции доступны всем учащимся, даже тем, кто вынужден пропустить занятия в школе.
Возможность учителя диагностировать уровень усвоения учащимися первичного материала, «отправной точки».
Возможность учить друг друга (Некоторым ученикам удается понять материал быстрее, чем другим. В перевернутом классе, учитель может быстро определить таких «умников» и назначить их наставниками или помощниками их одноклассникам).
Вовлеченность родителей (То, что видео-уроки доступны для просмотра в любое время дня и ночи, так как находятся в интернете, родители тоже могут просматривать их и, в свою очередь, помогать своим детям в освоении материала).
Не существует единой модели перевернутого обучения, как не существует определенного направления деятельности для ее использования. Термин «перевернутый класс» широко используется для описания структуры практически любых занятий, которые строятся на предварительном изучении материала. И это один из самых важных аспектов. В классах, в которых я работаю, собраны очень разные учащиеся. Одним для понимания достаточно взглянуть на материал, а другие нуждаются в дополнительном времени для его подробного изучения.
С развитием социальных сетей и других инструментов современного Интернета появилась необходимость их использования в школьном образовании. Это позволило взаимодействовать со школьниками в социальных сетях, на уроках, в рамках внеурочной деятельности, в процессе выполнения домашних заданий.
Для этих целей была использована социальная сеть «Вконтакте», где была создана специальная группа, электронная почта и сайт учителя.
С этого года использую платформу Canvas для реализации модели «перевёрнутого класса». Ученики получают в качестве домашнего задания для изучения нового материала электронный образовательный ресурс или учебное видео, которое сопровождается заданием, выполнив которое, ученик по электронной почте высылает его учителю. На этой платформе доступны задания по созданию тестов, чат, совместная работа, отправка файла-решения, просмотр видео.
Если видео не содержит задания, то предлагаю ученикам ответить на несколько вопросов, обсудить какое-нибудь высказывание или выполнить небольшое практическое задание. До следующего урока они должны выполнить предложенные задания. Это можно сделать в любое удобное время, в удобном месте, просмотрев сколь угодное количество раз сложные теоретические блоки.
А на уроке, по результатам ответов обучающихся дома, основной акцент уделяется большому количеству практических работ, как в индивидуальной, так и групповой форме для создания учебных интернет- ресурсов: сервис для совместной работы над документами – Google (создание текста, электронных таблиц, совместных презентаций, различных анкет, календарей, буклетов) и т.д. Все это заинтересовывает ученика, у него появляется мотив к обучению. Учитель от источника знаний становится организатором групповой работы, а ученик от потребителя становится активным участником образовательного процесса. Скромные и застенчивые учащиеся становятся более раскрепощенными.
Трудности, возникшие при внедрении данной модели:
Требуется поиск тематических учебных фильмов, их переработка и адаптация к учебной ситуации;
Требуется больше времени на подготовку к такому уроку;
Не каждый ученик выполнит домашнее задание;
Отсутствие Интернета.
Выводы. Таким образом, технология перевернутого обучения меняет роли учителя и ученика: учитель направляет процесс обучения в русло практического применения полученных знаний, ученик – это активный участник образовательного процесса, у которого появляется стимул для дальнейшего творчества.
На подготовку урока с использованием новых моделей уходит значительно больше времени, чем к традиционному. Однако результаты новых уроков при грамотном педагогическом планировании будут выше.
Если ребенок сам добывает знания, он и запоминает лучше и заинтересован больше. Новое всегда интереснее открывать самому!
На сегодняшний день мною разработаны несколько тем по информатике для подготовки 11-х классов к ГИА 2019. (Предлагаю вам ознакомиться с ними: ссылка)
Рекомендации для проведения
дополнительного урока по информатике
в 11 классе по теме:
Алгоритмизация и программирование.
Предисловие:
Изучалась эта тема в 8-10 классах. наступило время для ее повторения с целью дальнейшего более глубокого ее осмысления.
Накануне ребята:
ознакомились с предложенным теоретическим материалом, а также видео-лекциями;
прошли тестирование на готовность создавать программы на Pascal;
поучаствовали в обсуждении необходимости умения программировать и возможности использовать эти умения в дальнейшей жизни.
Я увидела, что уровень подготовки к этому уроку различный: кто-то будет готов составлять сложные программы, а кому-то придется еще раз объяснить способы записи программы на Pascal и даже правила записи формул.
Поэтому класс будет разбит на 3 условные группы.
1 группа, члены которой смогут без дополнительных объяснений выполнять даже сложные задания.
2 группа, члены которой смогут самостоятельно выполнять задания после моих объяснений.
3 группа, членам которой даже после объяснения потребуется помощь.
В связи с этим урок я организую следующим образом:
Учащиеся 1 группы получат задания (посложнее) и сразу смогут приступить к работе самостоятельно;
Внимание остальных акцентирую на способах записи программы на Pascal и правилах записи формул. Затем 2 и 3 группа учащихся получают свои задания (попроще). К тому же, учащимся 3 группы я буду оказывать дополнительные консультации во время работы. В качестве консультанта можно привлечь учащегося из 1 группы, который сумеет быстро справиться со своим заданием.
Настало время практики.
Вариант сложного задания:
Введите с клавиатуры 5 положительных целых чисел. Вычислите сумму тех из них, которые делятся на 4 и при этом заканчиваются на 6. Программа должна вывести одно число: сумму чисел, введенных с клавиатуры, кратных 4 и оканчивающихся на 6.
Вариант простого задания:
Введите с клавиатуры 7 целых чисел. Определите сумму положительных чисел. Программа должна вывести одно число: сумму положительных чисел.
Вывод: я думаю, что при таком подходе к подготовке к ГИА знания будут прочнее, появиться желание к творчеству
Использованная литература
Библиографическое описание: Гизатулина О. И. «Перевернутый» класс — инновационная модель обучения [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 116-118. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12239/
Материалы «Городской дистанционной научно-практической конференции «IT-парк "Школа в информационном пространстве» http://it-park.donetsk.tilda.ws
Модель «перевёрнутый класс » (смешанное обучение) на уроках обществознания и информатики как средство реализации ФГОС в основной школе. https://infourok.ru/ispolzovanie-modeli-perevyornutiy-klass-smeshannoe-obuchenie-na-urokah-obschestvoznaniya-i-informatiki-v-klasse-1197191.html
Модель смешанного обучения "Перевернутый класс": форум [Электронный ресурс] /Сетевое сообщество учителей «Открытый класс»., URL:http://www.openclass.ru/node/431028 (дата обращения 25.04.2014).
Перевернутый класс: форум [Электронный ресурс] /Сетевое образовательное сообщество Педсовет.org, URL: http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=5049&showentry=29479(дата обращения 25.04.2014).
Царегородцева С . // В России начали использовать технологию смешанного обучения.- Учительская газета-27.06.2013
«Экосистема современного образования» [Электронный ресурс]/ Портал международной конференции URL: http://blended.internet-school.ru/ (дата обращения 25.04.2014).
Задания для ГИА 9-х и 11-х классов по информатике и ИКТ. URL: http://gia.resobrnadzor.ru