Выступление на ЕМД по теме самообразования
«Использование МАК и настольных психологических игр как средство развития эмоционального интеллекта обучающихся».
Педагог-психолог МАУДО ЦДТ «Радуга»: Гринева И.Ф.
Дата проведения: 29.03.21.
В песне из кинофильма о Дениске Кораблеве поётся: В игре детей всегда видны ошибки и просчёты. Скажи, во что играешь ты, и я отвечу, кто ты.
Действительно, только на первый взгляд игра кажется легким и беззаботным времяпровождением. А на самом деле она требует от игрока внимания и максимум усилий. Опора на игру - это важнейший путь включения детей в реальную жизнь, в учебную и трудовую деятельность.
Эмоциональный интеллект - это ключевой навык будущего. Сравнивая эмоциональный интеллект с рациональным, можно сказать, что высокий уровень IQ - это образованность, а хорошие эмоциональные способности - это мудрость. А. Дамасио, известный невролог и физиолог, пишет об этом так: «Хорошо ориентированная и направленная эмоция является той системой поддержки, без которой механизм рассудка не может работать должным образом». Эмоции и разум - сообщающиеся сосуды. В состоянии покоя они приводят к нужному результату. Захлестнули эмоции - разум «упал», человек действует необдуманно.
Именно игра позволяет удовлетворить естественную потребность детей в сильных и целостных эмоциональных переживаниях, дает возможность отреагировать на различные волнения и трудности, научиться контролировать и регулировать свой внутренний мир (особенно характерно для младших школьников). Игра является безопасным пространством построения отношений с окружающими людьми. Она дает возможность «понарошку» пожить в отношениях, которые подросткам невероятно трудно осознавать, строить, изменять в реальной жизни (актуально для учащихся средней школы 11–14 лет). Игра выступает как средство познания и развития. Она создает психологическую возможность понять себя и других, увидеть и прочувствовать перспективы развития, прожить модели поведения, отношений, которые до этого казались невозможными или были недоступны (это актуально для старшеклассников и взрослых людей). При использовании игр создается обстановка, которая способствует созданию доверительных отношений между участниками в короткое время. Эмоциональная окрашенность, условность игры способствуют высокой степени открытости участников, обеспечивают чувство безопасности, а это означает, что у детей снижается тревожность, настороженность в общении с психологом.
В практике педагога-психолога или педагога дополнительного образования настольные психологические игры - интересный инструмент для работы с разновозрастной аудиторией, преимуществами которого является следующее:
‒ игры помогают детям и взрослым обсуждать личные вопросы и проблемы;
‒ стимулируют и активизируют процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения;
‒ атмосфера игры безопасна, дает возможность свободно выразить собственные чувства и намерения, проявить себя, учит осознавать свои и чужие границы;
‒ помогают проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию, способствуют формированию дружеской атмосферы в группе, развивают навыки взаимодействия и коммуникации, позволяют приобрести умение конструктивного выхода из конфликтов;
‒ обсуждение игрового процесса является мостиком для установления контакта, доверительных отношений и последующей работы психолога с ребенком (взрослым).
Следует сказать о том, что какую бы настольную игру мы ни взяли, ее влияние на психологическую сторону развития ребенка будет положительным, ведь одним из главнейших критериев игры по Эльконину считается определенная свобода действий. Это в свою очередь принимается детьми как один из важных моментов на этапе преодоления подросткового периода, и приближения их к взрослению.
Важной особенностью психологической игры как формы жизни детей является выполнение следующих важных функций:
- коммуникативной (усвоение норм человеческого общежития и усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей);
- самореализации в игре;
- игротерапевтической (преодоление разных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);
- диагностической (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);
- функцию коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
- развлекательной (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес).
Игры на занятиях помогают формировать адекватную самооценку. Выиграть может каждый ребенок, разобравшись с правилами и проявив внимательность. Ситуация успеха позволяет уменьшать уровень тревожности, повышает настроение и мотивацию к дальнейшей работе с психологом.
Главное для ведущего, помнить и выполнять в ходе этих игр, проводимых с детьми, следующие правила:
1. Давать чёткие инструкции к игре.
2. Не выступать в роли судьи.
3. Не навязывать свои идеи и выводы.
4. Поощрять участников отвечать на вопросы, общаясь друг с другом, а не через педагога.
5. Помогать участникам выражать мысли и мнения.
6. Способствовать повышению авторитета каждого участника игры в глазах остальных, укреплять в каждом участнике чувство уверенности в себе и понимание своей значимости для работы всей группы.
7. Обращать внимание на процесс общения в группе и помнить, что язык жестов, мимики, телодвижения играют в процессе общения важную роль.
8. Выбирая ту или иную игру, хорошо представлять себе, какие цели ставите перед собой и участниками.
9. Главное – оставаться самим собой. Тогда участники будут чувствовать себя раскованно и непринуждённо, внеся в работу что-то особенное.
Существуют и правила поведения участников в игре:
1. Добровольность участия при чётком определении своей позиции.
2. Правильных и неправильных ответов не существует. Правильный ответ тот, который на самом деле выражает твоё мнение.
3. Не превращать игру в обсуждение кого-то. Вне занятий не обсуждается то, что узнали друг о друге, и то, как мы себя ведем на них, все, что происходит на занятии, должно оставаться общей тайной.
4. Лучше промолчать, чем говорить не то, что думаешь, или просто врать.
5. Если участник не просит, то не нужно давать оценку его выступлению.
В своей практике недавно я решила использовать игры для веселых компаний и вечеринок. В процессе таких занятий я заметила, что, будучи увлекательным занятием для обучающихся, игра вместе с тем является важнейшим средством их развития.
На этих занятиях идет воздействие на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, используем игру в целях умственного, нравственного, эстетического и физического развития.
Игра не только закрепляет имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они овладевают новыми знаниями.
Психологические игры создают у детей радостное, бодрое настроение, а положительное эмоциональное состояние - это залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка.
Метафорические ассоциативные карты (МАК) - набор карточек размером с игральную карту или открытку. На них может быть изображено все, что угодно: люди, пейзажи, животные, сказочные персонажи, абстракция, иногда подкрепленные словами и фразами. Важнее всего понимать, что главное – не то, что изображено на карте, а то, как изображенное на ней откликается в человеке.
Когда человек всматривается в метафорическую карту, он, по сути дела, путешествует по своему внутреннему музею. Например, он смотрит на картинку, изображающую плачущего ребенка, и она порождает в нем какое-то воспоминание - это может быть ситуация, участником которой он был сам - и при взгляде на карту оно «оживает».
На какие возрастные группы рассчитаны метафорические карты? Условно можно считать, что применять карты в работе стоит с клиентами не младше 5 лет. Потому что работа с картами предполагает определенный уровень развития абстрактного мышления, возможность обращаться к образам. Поэтому перед началом работы стоит оценить, насколько ваши дети способны к этому. В остальном никаких ограничений нет – метафорические карты подходят для работы с детьми, с подростками, со взрослыми, независимо от пола, социального положения и других факторов. Я использую МАК в тех же целях, что и психологические игры.
Таким образом, МАК и игры являются средствами всестороннего развития ребенка.
Знакомство с картотекой психологических игр ЦДТ «Радуга»: «Семейки Гномс», «Неправильная страна», «Эмоции и поступки», «Попробуй повтори», «Эмоции и чувства» и др.
Заключение: Все знают, что игра - важное звено в жизни детей. А игра психологическая делает их мир интереснее, ярче, заполняет его творчеством и радостью открытий, помогает лучше узнать себя и окружающих, укрепляя психоэмоциональное состояние каждого ребенка и создавая максимум возможных условий для развития его личности. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Используйте психологические игры в своей работе.
Литература
Громова Д.А. Настольные игры как современный инструмент работы психолога в сопровождении подростков // Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф.— Казань: Бук, 2016. — С. 16-19.
Смирнова Е.О., Рябкова И. А. Психология и педагогика игры. Учебник и практикум. — М.: «Юрайт», 2017.
Капридова Е.А., Дёмина Л. В. Настольные психологические игры в работе школьного психолога // Образование и воспитание. - 2018. - №5. - С. 24-26.
3