Использование информационно-коммуникационных технологий как способ получения максимального результата в преподавании английского языка

Самоанализ профессиональной деятельности учителя английского языка

Содержимое разработки








Самоанализ профессиональной деятельности

учителя английского языка

Кайдаловой Елены Владимировны



по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий

как способ получения максимального результата

в преподавании английского языка»















2016 г.

Я, Кайдалова Е.В., работаю учителем английского языка в МБОУ СОШ №2 с 2001 года. Общий педагогический стаж 22 года. Образование высшее. В 1994 году окончила Новосибирский государственный педагогический университет по специальности «английский и немецкий языки» с присвоением квалификации «учителя английского и немецкого языков». 27 декабря 2011 года присвоена первая квалификационная категория.

Преподаю английский язык в средней общеобразовательной школе, которая находится на окраине города. Социум данного микрорайона довольно сложный: много безработных, малообеспеченных, неполных и многодетных семей. Образование родителей, в основном, среднее специальное и начальное профессиональное. Учатся в школе как дети, отличающиеся повышенной познавательной активностью, так и обучающиеся с низким уровнем учебной мотивации; обучаются дети из реабилитационного центра, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Это создаёт определённые сложности в организации подходов к обучению: этим школьникам нужно время для адаптации, а учителям необходимо создать условия для развития данной категории детей. При подготовке к уроку учитываю вышеперечисленные факторы с целью достижения максимальной эффективности процесса учебной деятельности.

Важным условием качественного образования является методологическое, организационно-методическое, нормативно-правовое и материально-техническое оснащение учебного процесса.

За последние пять лет условия, в которых я работаю, значительно изменились. Средняя наполняемость классов в школе составляет 22 учащихся. Самые многочисленные классы в начальной школе и в 5-6 классах, они делятся на группы. Я работаю во 2-6 классах, где количество детей в группе составляет 12-14 обучающихся, это оптимальная наполняемость для изучения иностранного языка. Положительным моментом является и тот факт, что за последние годы материально-техническая база школы значительно пополнилась. В 2015 году в рамках Федеральной программы «Доступная среда» в школу поступило оборудование для работы с детьми с ОВЗ, которые обучаются инклюзивно, поэтому мы используем данное оборудование и при обучении учащихся, занимающихся по общеобразовательной программе.

Все кабинеты начальной школы имеют комплекты оборудования в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В каждом кабинете имеется компьютер или ноутбук, интерактивная доска, мультимедиа проектор, принтер. В основной школе большинство кабинетов оборудованы автоматизированным местом для учителя (компьютер или ноутбук, телевизор для использования ЦОР и ЭОР). Все компьютеры в школе подключены к сети Интернет и объединены в локальную сеть.

Обучение английскому языку во 2 - 4 классах веду по рабочей программе, реализующей ФГОС НОО (приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. №373), основанной на «Примерной основной образовательной программе начального общего образования», одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15), в 5-6 классах по рабочей программе, реализующей ФГОС ООО (приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897),
основанной на «Примерной основной образовательной программе основного общего образования», одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15). Все рабочие программы, составленные мною, соответствуют требованиям, предъявляемым к их содержанию и оформлению.

Для реализации рабочей программы по английскому языку во 2-6 классах использую учебники и учебные пособия авторов: В.П.Кузовлев, Н.М.Лапа, И.П.Костина и др.

Выбор данных учебников и учебных пособий обусловлен следующими причинами:

  • данные учебники включены в федеральный перечень учебников (приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014г №253) и рекомендованы к использованию при реализации образовательных программ начального общего и основного общего образования;

  • данная линия учебников позволяет обеспечить преемственность обучения между начальным и основным уровнями образования;

  • данные учебники и учебные пособия ориентированы на ФГОС НОО и ФГОС ООО.

Новые ценности и цели образования требуют от нас не только глубокого знания предмета, но и путей качественного обновления его содержания, т.е. необходимость изменения методов и технологий обучения на всех уровнях образования.

В своей педагогической практике я использую разнообразные технологии, которые я изучила на протяжении многих лет: игровые технологии, проектные технологии (С.Т. Шацкий), технологию критического мышления (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит), принцип активной коммуникативности (Е. И. Пассов и А. А Леонтьев), здоровьесберегающие технологии, но в последнее время предпочтение отдаю информационно-коммуникационным технологиям.

Педагоги - практики отмечают, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки.

С 2013 года работаю над темой самообразования «Использование информационно-коммуникационных технологий как способ получения максимального результата в преподавании английского языка».

Целью моей педагогической деятельности является достижение максимального результата в преподавании английского языка через использование ИКТ технологий.

Для реализации поставленной цели я решаю следующие задачи:

  • повышение познавательной и учебной мотивации учащихся к изучению предмета;

  • повышение качества обученности учащихся по английскому языку;

  • создание условий для личностного роста учащихся, раскрытие их творческого потенциала.

В современной науке существует много различных подходов к определению термина "информационно-коммуникационные технологии". Согласно словарю Педагогического обихода (под ред. доктора педагогических наук Л.М. Лузиной), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта).
Изучая теоретическую основу применения ИКТ технологий, я столкнулась с таким фактом, что сложность внедрения современных ИКТ в образовательный процесс определяется тем, что в современном образовании только начали появляться специализированные научно-исследовательские структуры, которые занимаются адаптацией ИКТ к образовательной деятельности. Разработкой и внедрением в учебный процесс новых информационных технологий занимается лишь небольшое количество исследователей: Новиков С.В, Цветкова Л.А., Полат Е.С., по этой причине возникает «разрыв» между возможностями образовательных технологий и их реальным применением.

Выходом из создавшегося противоречия может стать процесс профессиональной подготовки преподавателей в уже сложившихся рамках наличия и функционирования ИКТ технологий,

Поэтому активно занимаюсь повышением квалификации через курсовую подготовку:

  • «Информационно-образовательная среда образовательного учреждения как условие эффективного внедрения ФГОС», 2012 год, 72 часа, ГОУ ДПО (ПК)С Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования;

  • «Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы», 72 часа, Педагогический университет «Первое сентября»;

  • «Инновационные процессы в образовании и актуальные проблемы обучения иностранному языку в свете реализации ФГОС», 2013 год, 108 часов, ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО;

  • «Конструирование урока в ИКТ-насыщенной среде в условиях реализации ФГОС», 2016 год, 72 часа, ГБУ ДПО НСО «ОблЦИТ»;

  • «Анализ Всероссийской проверочной работы как стандартизированной в соответствии с ФГОС НОО», 36 часов, ГАПОУ НСО «Татарский педагогический колледж».

При планировании уроков опираюсь на знания основ психологии и физиологии учащихся, учитываю их возрастные и индивидуальные особенности. На уроках стараюсь создавать благоприятный психологический климат, творческую атмосферу сотрудничества, учу учащихся осуществлять само- и взаимоконтроль. Стремлюсь достичь сознательного овладения английским языком через мотивацию учебной деятельности, целеполагание на уроке, учет личностных особенностей и запросов каждого ученика, уровень его обученности, применение новых перспективных форм и приемов обучения иностранному языку.

Современный процесс обучения невозможно представить без использования новых информационных технологий. Внедрение информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в процесс обучения иностранному языку вносит свои коррективы в традиционное обучение, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения иностранным языкам. Грамотное и уместное использование компьютера на уроках английского языка способствует развитию мотивации, обеспечивает большую зрительную наглядность, что способствует более эффективному формированию универсальных учебных действий. Сфера применения компьютера в обучении иностранным языкам необычайно широка. Компьютер эффективно используется мной на уроках разного типа (уроке усвоения новых знаний, уроке комплексного применения знаний и умений, уроке актуализации знаний и умений, уроке систематизации и обобщения знаний и умений, а также уроке контроля знаний и умений).

Остановлюсь на использовании приемов, методов и форм работы на уроках английского языка с использованием ИКТ, которые я применяю на практике.

  • Использование презентации Microsoft Power Point как на начальном этапе обучения, так и на основном уровне. Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной доски проецирование слайд-фильмов с экрана компьютера на большой настенный экран. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образцы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную. Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют мне эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. Я использую презентацию в учебном процессе на различных этапах урока, при этом суть ее как наглядного средства остается неизменной, меняются только ее формы, в зависимости от поставленной цели ее использования.

  • Использование аудиоматериалов к учебнику Кузовлева В.П., Лапа Н.М. «Английский язык», размещенных на сайте http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=16094, позволяет мне создать на уроке необходимые условия для тренировки учащихся в аудировании текстов, помогает восполнить отсутствие иноязычной среды на всех этапах обучения, расширяет кругозор, а также воспитывает эстетический вкус у учащихся.

  • Использование видеороликов с последующим их обсуждением дает обучающимся возможность воспринимать аутентичную речь, расширять словарный запас, запоминать конструкции предложений, характерные для живой, разговорной речи. Кроме того, интересный, увлекательный материал обеспечивает высокую мотивацию к изучению предмета.

  • Использование интерактивной доски позволяет мне разнообразить работу на уроке. Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам начальной и основной школы в форме игры легко усвоить учебный материал.

  • Использование флэш-игр; различных видов тренировочных упражнений (в том числе и игровых) позволяют восполнить «пробелы в знаниях» обучающихся; тренировать грамматические навыки; пополнять лексический запас.

  • Использование электронного тренажера навыков общения позволяет не только запоминать лексику и отдельные фразы, но также моделирует ситуации общения, тем самым способствует развитию диалогической речи.



Компьютер используется мною на различных этапах проведения урока:

На этапе восприятия и первичного осознания нового материала я использую интерактивную доску. На экране с помощью видеоряда, звука и текста происходит презентация учебного материала. Довольно часто я использую ИКТ для введения нового грамматического или лексического материала.

На этапе актуализации знаний в первой части урока с использованием ИКТ у меня есть возможность представить учебный материал в любом формате (текст – звук – изображение): тестированием, экспериментальными задачами, проблемными ситуациями. При повторении для обобщения и систематизации знаний используются графические возможности компьютера.

На этапе применение знаний и умений в новой ситуации использование компьютера позволяет организовать внутриклассную групповую дифференциацию. При этом структура урока становится нелинейной. Обычно класс делится на три группы: 1) учащиеся с базовым уровнем подготовки, 2) учащиеся с высоким уровнем подготовки, способные осмыслить связи между понятиями и обладающие навыком самостоятельной работы, 3) учащиеся, с повышенным уровнем подготовки, умеющие обобщать, выделять главное, отыскивать нешаблонное, рациональное решение. Каждая группа получает индивидуальное задание по теме урока, работает по своему варианту. Одна или две группы садятся за компьютеры, с третьей занимается учитель, затем может происходить смена групп. Компьютер позволяет мне провести экспресс-диагностику усвоения знаний и в зависимости от её результатов провести соответствующую коррекцию.

На этапе контроля усвоения знаний компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет существенные преимущества, которые состоят в следующем:

  • осуществляется индивидуализация контроля знаний (учет разной скорости работы учащихся, дифференциация по степени трудности),

  • повышается объективность оценки,

  • ученик видит детальную картину собственных недоработок,

  • оценка может выдаваться не только по окончании работы, но и после каждого вопроса,

  • на процедуру оценивания затрачивается минимальное количество времени.

Применение ИКТ помогает мне в управлении учебным процессом: выдает результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учетом допущенных ошибок и затраченного времени, способствует развитию навыков самооценки и самоконтроля.

Использование ИКТ технологий дает мне возможность эффективного применения различных форм организации учебно-познавательной деятельности:

  • индивидуальную;

  • парную;

  • групповую.


Наряду со всеми несомненными достоинствами работы с использованием ИКТ я стараюсь не забывать о том, что компьютер не может заменить учителя, поэтому стараюсь четко планировать место и время работы с электронными средствами обучения. Кроме того, применение ИКТ осуществляю с учетом требований СанПиН, не более 20 минут в течение урока. После использования средств ИКТ, связанных со зрительной нагрузкой, провожу комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока - физминутки для профилактики общего утомления.





Кроме учебной деятельности особое внимание уделяю внеурочной деятельности по предмету.

В своей педагогической практике я использую такие постоянно действующие виды внеклассной работы, как кружок английского языка для обучающихся начальной школы. Мною разработана программа кружка «Занимательный английский».

Следующие виды внеклассной работы по английскому языку включают в себя эпизодические формы:

  • школьный этап Всероссийской олимпиады школьников;

  • участие в дистанционных олимпиадах по предмету;

В ходе данной работы выявляются одаренные учащиеся.

И наконец, комбинированные формы внеурочной работы: неделя английского языка, которая стала уже традиционной в нашей школе.

Неделя английского языка – это не случайный набор форм и видов внеклассных мероприятий, а заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, коммуникативных навыков, привития интереса к предмету, углубления знаний, полученных на уроках. Это неделя творчества детей, своеобразный праздник. Этот праздник имеет свой план. Он предполагает активность всех участников. Очень важно то, что, занимаясь внеклассной работой, учащиеся получают опыт самореализации.

Об эффективности использования ИКТ технологий на уроках английского языка можно судить по следующим результатам:

1. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка показывает, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение, стремятся овладеть программным материалом на более высоком уровне.

Результаты анкетирования показали, что из 126 опрошенных 59 учащихся назвали английский язык своим любимым предметом, что говорит о высоком уровне мотивации и интереса учащихся к обучению (Приложение №1).

2. Уровень обученности по английскому языку на протяжении трех лет составляет 100%, наблюдается положительная динамика качества обученности по предмету (2013-2014 - 56%, 2014-2015 - 61%, 2015-2016 - 70%) (Приложение №2);

3. Обучающиеся принимают активное участие во всероссийских дистанционных олимпиадах по английскому языку, увеличилось количество учащихся, принимающих участие в дистанционных олимпиадах (Приложение №3). Ученики становятся победителями и призерам (Приложение №4).

Веду большую внеклассную работу по предмету, что позволяет ребятам самовыражаться, развивать и применять творческие навыки. Ежегодно провожу предметную неделю, интеллектуальные игры, викторины. Участие в различного рода мероприятиях значительно раскрывает творческий потенциал учащихся. Увеличилось количество детей, принимающих участие во внеклассных мероприятиях по английскому языку (Приложение№5).

Мне не хочется отставать от своих учеников, поэтому принимаю участие в конкурсах для педагогов:

  • 2016 г. - всероссийский конкурс для педагогов «Умната» (диплом I и III степени) (Пприложение №6).


Занимаюсь распространением и диссеминацией педагогического опыта на школьном, районном и всероссийском уровнях:

  • ежегодное участие в районной методической выставке (Приложение №7);

  • 2012 г. - выступление на РМО учителей английского языка по теме «Создание персонального сайта и поддержка информационного пространства в сети Интернет»;

  • 2015 г. - выступление на РМО учителей английского языка по теме «Проектирование рабочей программы по английскому языку в соответствии с требованиями ФГОС ООО»;

  • 2016 г. - выступление на РМО учителей английского языка по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий как способ получения максимального результата в преподавании английского языка»;

  • публикация работ в методическом сборнике Татарского района: 2013 г. «Использование технологии критического мышления как способ получения максимального результата в преподавании английского языка»; 2015 г – «Использование инновационных технологий на уроках английского языка как ведущий фактор успешности обучающихся в условиях введения ФГОС» (Приложение №8);

  • создание персонального сайта в сети Интернет http://kaydalova_e_v.a2b2.ru/ , где представлена моя методическая копилка, мои достижения и достижения моих учеников (Приложение № 9 , Приложение №10);

  • являюсь организатором Всероссийских предметных олимпиад (Центр поддержки талантливой молодежи г.Бийск) (Приложение №11), Всероссийской олимпиады (гуманитарные предметы) ФгосТест, III Всероссийской олимпиады с международным участием г.Новосибирск (Приложение №12), международного проекта Intiolimp.org (Приложение №13);

  • награждена дипломами за подготовку победителей Международной дистанционной олимпиады по английскому языку проекта «Инфоурок», Всероссийской олимпиады по английскому языку (ФгосТест) (Приложение №14), международного проекта Intiolimp.org (Приложение №15);

  • награждена Почетной грамотой Минобрнауки Новосибирской области за заслуги в обучении и воспитании подрастающего поколения, 2014 г. (Приложение №16);

  • награждена Почетной грамотой Управления образования за III место в районных педагогических чтениях, 2016 г. (Приложение №17);


Анализируя результативность своей педагогической деятельности, я пришла к следующим выводам:

  1. Веду активную деятельность по формированию устойчивого интереса к изучаемому предмету.

2. Владею различными методами, приемами обучения и воспитания учащихся и применяю их в практической деятельности.

3. Использую инновационные педагогические технологии.


Считаю, что необходимо продолжить работу по использованию различных инновационных технологий, стараться поддерживать уровень позитивной мотивации к участию в общешкольных и внеклассных мероприятиях у учащихся.

Взаимоотношения с коллегами строю на уважении, доверии, совместном творчестве. Никогда не отказываю коллегам в помощи, делюсь своим положительным опытом.

В условиях меняющегося законодательства Российской Федерации в области образования внедрение новых педагогических технологий - одно из условий повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Профессия учителя - творческая профессия. И так как жизнь диктует новые требования и подходы к обучению, современный учитель никогда не должен останавливаться на достигнутом.





Литература

  1. Бухаркина М.Ю. Мультимедийный учебник: что это? // ИЯШ - 2001 - №4 - С. 29-33

  2. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера: в вопросах и ответах. - СПб, 2000. С. 191.

  3. Протасеня Е.П. , Штеменко Ю.С. Компьютерное обучение: за и против. // ИЯШ - 1997. - №3. - С. 10-13.

  4. Сидоренко А.Ф. Использование компьютерных программ на уроках английского языка.// ИЯШ - 2002 - №2 - с. 41-43

  5. Ушакова С.В. Компьютер на уроках английского языка // ИЯШ - 1997. - №5. - С. 40-44.

  6. Цветкова Л.А. Использование компьютера при обучении лексике в начальной школе. // ИЯШ - 2002. - №2. - С. 43-47.

  7. Полякова Т.Ю "Английский язык для диалога с компьютером" Москва "Высшая школа" 1997.

  8. Селевко Г.К. "Современные образовательные технологии" Москва "Научное образование" 1998.

  9. Beaty Ken. Computer-assisted Language Learning. Longman, Pearson Education, 2003.

  10. Chapelle Carol.A. Computer Applications in Second Language Acquisition: Foundations for teaching, testing and research. – Cambridge University Press, 2005. – 215c.

  11. Dudeney Gavin. The Internet and the Language Classroom. A practical guide for teachers. – Cambridge University Press, 2005. – 181c.



























14



Сохранить у себя:
Использование информационно-коммуникационных технологий как способ получения максимального результата в преподавании английского языка

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки