«Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе»

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

Содержимое разработки

«Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе»

  1. Добрый день, уважаемые коллеги! Поздравляю всех вас с началом учебного года! От всего сердца желаю Вам профессиональных успехов, счастья, здоровья Вам и Вашим близким!

Приятно видеть вас и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор. Тема моего выступления: «Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе».

Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!

В.А. Сухомлинский говорил: « Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (Слайд №2)

За окном уже можно сказать осень, а так хочется еще лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. А я вам в это время расскажу притчу. Она очень известная, я думаю, что вы все знаете ее.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Как вы считаете, что ответил мудрец? “Всё в твоих руках”.

Действительно, в наших руках судьба ребенка. Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным. Действительно, все в наших руках.

Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

Перед началом нашей работы хотелось бы узнать ваше эмоциональное состояние, а поможет нам в этом Цветик – Семицветик .Выберите тот лепесток, цвет которого Вам больше всего нравится. Слушайте внимательно и попробуйте оценить свое состояние.

(слайд 5)


Русский язык, пожалуй, один из наиболее сложных предметов в курсе начальной школы. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Но это и один из наиболее необходимых предметов! Занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. С помощью устной или письменной речи люди общаются ежеминутно, ежесекундно. Задача учителя – сделать эту речь правильной. А это возможно лишь при одном условии: когда урок интересен!

Итак: как сделать урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребёнка? Ответ на этот вопрос существует, и он прост – это игра!

Цель игры- пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное- стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям. Проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

Живем в эпоху нанотехнологий,

И каждый год дает нам новый старт,

То освоение журналов электронных,

А ныне новый наш образовательный стандарт…

Любое учебное задание может быть превращено в игру. Во время учебной игры ребенок получает удовольствие не только от позитивного результата, но и от самого процесса.

Игры используются для решения следующих задач:

- активизация познавательного интереса;

- развитие коммуникабельности;

- создание условий для творческого самовыражения;

- развитие памяти, внимания, мышления, воображения;

- конструктивное общение в составе социальной группы;

- создание позитивного психологического климата в коллективе.


Слайд : Для решения этих задач я провожу Уроки – путешествия: в «Страну правописания», «Мир звуков и букв», на «Таинственный остров», и т.д. Такие уроки в значительной степени повышает интерес детей к той или иной предметной области. В целом активизируется их умственная, речевая, творческая деятельность.

На разных этапах урока применяю разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается вставить нужный знак, составить предложения и т.д. Такие игры неоспоримы в оценке автоматизма навыков и умений. Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова с изучаемым звуком. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.) С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие.

И разминка для вас, уважаемые коллеги. Попробуйте угадать, услышать и назвать. Послушайте вопросы, в которых содержится ответ. В этих вопросах скрыты имена мальчиков и девочек.

Кто принёс куклу из магазина?

Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?

Кто с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?

Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?

Какое имя у девочки, которая от зелёнки зелена?

Кто покажет дом, в котором живёт растеряша?

Как зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина?

Кто подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика?

Кто, заметив жука, спрятался под диван?

И самое интересное : используя этот прием они находят слова в других словах.

Слайд : На уроке русского языка при изучении темы «Гласные и согласные звуки и буквы» мы играем в «Разноцветные буквы».

Описание: внимательно рассмотрите ряд разноцветных букв и попробуйте определить, какие слова здесь спрятаны и каким способом их можно прочитать.

Дети должны догадаться, что каждое слово написано определённым цветом.

Слайд : На уроках обучения грамоте использую игру «Буква в окошке». Узнай, какая буква заглядывает в наше окно? Предлагаю детям дать характеристику звуков, которые обозначают эти буквы.


Слайд : Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках применяю следующие игры: кроссворды, ребусы.

Слайд : Для развития речи учащихся можно использовать игру «Серпантин одной фразы».

В игре отрабатывается умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения. Я предлагаю фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу.

Например:

1-й - Я читаю книгу.

2-й – Я читаю интересную книгу.

3-й – Я читаю интересную книгу по вечерам.

4-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.

Вывод

Применение игровых технологий на уроках позволяет вовлекать в работу всех детей. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые на таких уроках раскрывают свои способности, становятся открытыми и доверчивыми.

В заключении хочу сказать, игра - это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.


Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!























Сохранить у себя:
«Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки