Интерактивные формы и методы обучения на уроках в начальной школе

Краткая характеристика. Интерактивные методы и приёмы. Материал использовался в педагогическом университете.

Содержимое разработки

Литература

1. Романовская М. Б. Проекты в младших классах // Завуч начальной школы, 2007 г., №6.

2. Шкуричева Н. А. Зачем первоклассникам нужна парная работа на уроке в адаптационный период // Начальная школа, 2006 г., №8.

3. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г.

4. Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Начальная школа, 2007 г., №2.

5. Лакоценина М. П. Необычные уроки в начальной школе, 2008 г.

6. Латышева Д. И. Л. Н. Толстой – народный учитель // Начальная школа,

2008 г., №8.

7. Шликене Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся. 2007 г.

8. Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2002 г.





















Беданова Анастасия

Интерактивные формы и методы обучения на уроках в начальной школе

Еще сто лет назад Л. Н. Толстой развил новые для России представления о школе, основанные на признании за детьми права на активность, творчество, самостоятельность и выработку нравственных убеждений. Педагогическая деятельность, основанная на любви к детям, пробуждает все лучшее, что есть в ребенке от рождения. Свобода как возможность творчества лежит и в основе деятельности учителя. Только он, вместе со своими учениками, определяет порядок учения, методы преподавания, опираясь на интерес детей, их права свободы выбора.

Опыт Л. Н. Толстого неповторим, но идеи, вытекающие из этого опыта, сегодня актуальны как никогда.

Младший школьный возраст имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов.

Для того чтобы поддержать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. В ходе моих наблюдений я пришла к выводу, что деятельность при применении любых форм и методов без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Оттого, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Из своей практики я установила, что развитие школьника происходит более интенсивно и результативно, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение вызывает положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса доверительное, усиливающее роль эмоций и эмпатии.

Для развития устойчивой учебной мотивации и познавательной активности я применяю разнообразные методы деятельности учащихся: поощрение, создание ситуаций успеха, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, прогнозирование будущей деятельности, формирование ответственного отношения, формирование рефлексивности, развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие эмпатии, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.

Все это позволяет мне превратить приобретение знаний во внутреннемотивированный и радостный процесс и приводит в конечном итоге к качественным преобразованиям в педагогическом процессе.

Следовательно, залог успешности обучения младших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности.

Также в своей деятельности я использую метод проектов, ориентированный на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на формирование универсальных учебных действий.

-Что такое проект (исследования) для маленького ребенка? Это, прежде всего, наблюдения за жизнью. Открытие многих явлений.

-Проекты-наблюдения – наблюдение за природой, сравнение времен года: « Встречаем зиму», « Готовимся к зиме», « Мои домашние питомцы» и т. д.

Наблюдения за жизнью домашних животных, птиц, за растениями, за делами человека – все это выливается в проекты. Дневник наблюдений – основа проекта. Итогом таких наблюдений становится устный рассказ или рисунок. Проекты о домашних питомцах практически всегда получаются очень удачными, снабженными интересными рассказами, наблюдениями и замечательными фотографиями. Данный вид проектов я использую на уроках окружающего мира.

-Конструктивные проекты я применяю на уроках труда. Сюда относится изготовление материальных предметов: поздравительных открыток, книжных закладок, игрушек, сувениров, предметов школьного обихода. Ведущей идеей такого проектирования является идея «самообслуживания». Задача данного проекта состоит в том, чтобы придать традиционным заданиям проектную форму исходя из известного алгоритма проектирования, включить элементы обоснования, проработку возможных вариантов изготовления, выбора одного (варианта) и рефлексии в конце работы.

Я считаю, что применение метода проектов способствует развитию гармоничной личности и отвечает потребностям современного общества:

-принятия самостоятельных решений;

-умение ставить задачи и задавать вопросы;

-поиск нестандартных, оригинальных решений;

-способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;

-раскрытие индивидуального потенциала.

Где человек творец – там он субъект. Потребность в общении – это первое проявление деятельности субъекта. Для реализации данной потребности я применяю метод дискуссии или конструктивного диалога, что предполагает равноправие партнеров, участвующих в нем. Постепенно диалог приобретает форму развернутого общение между субъектами коллективной учебной деятельности.

Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. Я обучаю школьников применять следующие правила работы в диалоге:

правило 1 – отвечать на поставленный вопрос;

правило 2 – каждый имеет право на свою версию;

правило 3 – каждый имеет право поддерживать версию другого;

правило 4 – каждый имеет право критиковать версию другого.

Наиболее ценным в применении этого метода является то, что учение идет от обучающихся, а я направляю коллективный поиск, подхватываю нужную мысль и веду их к выводам. Отвечают и слабые, и сильные. Обучающиеся не боятся сделать ошибку в ответе, так как знают, что им всегда придут на помощь одноклассники и все вместе они примут правильное решение. Главное в работе – умение общаться, вести дискуссию, дать простор детской мысли, выслушивая каждого, умело и незаметно направлять ответы в нужное русло.

Ответ на поставленный вопрос найден. Путь к нему был успешно пройден благодаря тому, что каждый ученик продвигал решение дальше, опираясь на сказанное предыдущим товарищем. К ответам детей мне уже не нужно добавлять готовых выводов, правил. Общими усилиями дети приходят к ним сами.

На мой взгляд, важной задачей начальной школы является обучение детей различным формам взаимодействия (коммуникации). Использование метода группового обучения весьма эффективно в реализации данной задачи. В 1 и во 2 классах я использую работу в парах. Парную работу я рассматриваю как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений первоклассников.
Это определяется тем, что в начале учебного года большинство первоклассников:

- не владеют умениями совместной деятельности;

- не готовы сотрудничать в больших группах;

- плохо знают друг друга;

- не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними.

Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений.

Работа в парах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнера по совместной деятельности; принимать участие в сравнении цели и результата работы. Таким образом, опираясь на данные наблюдения, я организовываю процесс обучения с учетом индивидуального характера развития деловых межличностных отношений. Именно с этой позиции учу детей планировать общую деятельность, договариваться о способах выполнения задания, соотносить свои действия с действиями партнера, принимать участие в

сравнении цели и результата деятельности. Это является условием возникновения мотивации к совместной деятельности, положительного к ней отношения.

Планирую с третьего класса, ввести в свою практику метод группового взаимодействия обучающихся.

Думаю, что решая совместно поставленную задачу, группа займётся сотрудничеством, сотворчеством. Здесь каждый будет работать на каждого. Обучающиеся в ходе обсуждения внесут свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Пойдет обмен знаниями, идеями. В группе даже «отстающие» обучающиеся не будут комплексовать, тоже начнут активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач. В ходе коллективного обсуждения ребята будут учиться культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества, учится слышать друг друга. С каждой новой учебной задачей они совершенствуют свою тактику познавательного поиска. Они сами создают свою формулу успеха.

Главное, чтобы дети поняли: самостоятельно добывать знания – это интересно и необходимо.







Сохранить у себя:
Интерактивные формы и методы обучения на уроках в начальной школе

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки