
- Основы алгебры векторов

- Вектором называется направленный отрезок, для которого указано его начало и конец:

Уильям Гамильтон
- Гораздо раньше векторов в науку были введены кватернионы. Эти и в самом деле странные величины придумал Гамильтон.

Жозеф Луи Лагранж
- Создатели квантовой механики очень обязаны трудам Гамильтона и Лагранжа бывших не только физиками, но и превосходными математиками.

КВАТЕРНИОН
- Кватернион (выражаемый с помощью четверки чисел) и обычный вещественный вектор — совершенно разные понятия.
- В XIX в. его появление было преждевременным

Лорд Кельвин
- Кватернион исследовали известные английские ученые Тэйт и лорд Кельвин. Последнему принадлежит большая книга «Кватернионы».

Гиббс
- Несколько позже Гамильтона жил известный вам в другой связи американский ученый Гиббс.

Прообраз вектора у Гиббса
- Сохранились записи лекций, прочитанных Гиббсом около 1880 г. в Йельском университете. Хотя векторы и не обозначались в них с помощью жирных букв, но там дано определение скалярного и векторного произведений и введены символы

Тейт
- Идеи Гиббса об использовании векторов не получили немедленного признания.
- Например, английский ученый Тейт утверждал, что пользоваться векторами неудобно

- Нам это удивительно, мы, напротив, не видим, зачем нужны кватернионы, которыми увлекался Тейт, где они могут найти применение?
- Правда, с появлением квантовой механики некоторые прежде непонятные величины приобретают важное значение.

- Гамильтон придумывает заумную вещь (кватернионы) и возвращается к своим обычным делам
- А спустя некоторое время после странного изобретения Гамильтона на сцене появились более естественные и удобные, чем кватернионы, величины — векторы.


Обозначение векторов
- Векторы можно записать двумя большими латинскими буквами: и так далее.
- При этом первая буква обязательно обозначает точку-начало вектора, а вторая буква – точку-конец вектора.

Обозначение векторов
- Векторы также записывают маленькими латинскими буквами: В частности, наш вектор можно для краткости переобозначить маленькой латинской буквой .

Модуль вектора
- Длиной или модулем ненулевого вектора называется длина отрезка АВ .
- Длина вектора обозначается знаком модуля

Нулевой вектор
- Нулевой вектор–это вектор, у которого вектора и начало совпадают.
- Обозначается
- Длина нулевого вектора равна нулю

Свободный вектор-
- это вектор, который можно отложить от любой точки :


Действия с векторами

Правило сложения векторов по правилу треугольников
Суммой векторов является вектор
Его называют результирующим .
- Требуется найти сумму данных векторов. В силу того, что все векторы считаются свободными, отложим вектор от конца вектора :
- Рассмотрим два произвольных ненулевых вектора
и :

Правило вычитания векторов
Разностью векторов является результирующий
вектор
Он соединяет концы векторов и направлен к уменьшаемому .
- Рассмотрим разность векторов -
= -

Коллинеарность векторов
- Два вектора называются коллинеарными ,
- если они лежат на одной прямой или на параллельных прямых

Коллинеарность векторов
- Если стрелки данных векторов направлены в одинаковом направлении, то такие векторы называются сонаправленными .
- Если стрелки смотрят в разные стороны, то векторы будут противоположно направлены

Произведение вектора на число
Векторы и сонаправлены при и противоположно направлены при .
- Произведением ненулевого вектора на
число является такой
вектор , длина
которого равна ,


- Два вектора равны, если они сонаправлены и имеют одинаковую длину .
- Любые два вектора, сумма которых равна нулевому вектору, называются противоположными . Вектор, протилоположный вектору а , обозначается — а


Задача 1. Постройте вектор m, если
- m=a+2b; m=2a-c; m=a+1/2b; m=3a-2b-c;
- m=a+2b;
- m=2a-c;
- m=a+1/2b;
- m=3a-2b-c;
а
c
b

КООРДИНАТЫ ВЕКТОРА НА ПЛОСКОСТИ
- Рассмотрим координатную плоскость и в ней единичные векторы i и j , которые сонаправлены осям координат, и длина которых равна единичному отрезку: эти векторы называются базисными

- Любой вектор мы можем представить в виде линейной комбинации базисных векторов

РАЗЛОЖЕНИЕ ВЕКТОРА ПО БАЗИСНЫМ
- а=2i+3j
- b=2i-3j
- c=-4i+3j

Векторы в пространстве
- любой вектор в пространстве можно разложить по координатным векторам:

Координаты вектора (на плоскости и в пространстве)
- Каждая координата вектора равна разности соответствующих координат его конца и начала .

Сумма и разность векторов

Умножение вектора на число

Модуль (длина) вектора
| а|=√а 1 2 +а 2 2 +а 3 2

Задача 2
- 1) Запишите векторы а и b, заданные координатами точек начала А(3;-1;5) и конца В(7;4;-2), и С (0; -1; 5) и D(8; -2; 1)соответственно. 2)Найдите координаты векторов е и n, если е=-2a+b, n=3b-a 3)Найдите модуль вектора е. 4)Найдите длину вектора n .
- 1) Запишите векторы а и b, заданные координатами точек начала А(3;-1;5) и конца В(7;4;-2), и С (0; -1; 5) и D(8; -2; 1)соответственно. 2)Найдите координаты векторов е и n, если е=-2a+b, n=3b-a 3)Найдите модуль вектора е. 4)Найдите длину вектора n .
- 1) Запишите векторы а и b, заданные координатами точек начала А(3;-1;5) и конца В(7;4;-2), и С (0; -1; 5) и D(8; -2; 1)соответственно.
- 2)Найдите координаты векторов е и n, если е=-2a+b, n=3b-a
- 3)Найдите модуль вектора е.
- 4)Найдите длину вектора n .