Методическая разработка
интеллектуально-познавательной игры «Авторалли»
| Иванова Оксана Васильевна, преподаватель информатики, Шакирзянова Елена Александровна, преподаватель математики Государственного профессионального образовательного учреждения «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум» |
Интеллектуально-познавательная игра «Авторалли» может быть интересна руководителям групп учреждений среднего профессионального образования. Мероприятие предназначено для студентов I-II курсов по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин и специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Цель мероприятия: развитие кругозора и воспитание интереса к выбранной профессии (специальности).
Игра проходит в 5 этапов (по участкам трассы):
Первый участок трассы «Разгоночный».
На данном этапе экипажи набирают скорость, отвечая на вопросы. Каждый верный ответ оценивается в 1 балл.
Второй участок трассы «Интеллектуальный».
Экипажи разгадывают филворд, в котором зашифрованы комплектующие части автомобиля. За каждое найденное слово команде присуждается 1 балл.
Третий участок трассы «Исторический».
Этот этап игры проводится по типу популярной телепередачи «Своя игра».
Четвертый участок трассы «Штурманский».
Каждому штурману (капитану команды) предлагается выбрать случайным образом видеосюжет по охране труда при работе в мастерской. После его просмотра он должен назвать ошибки, которые были допущены.
Пятый участок трассы «Творческий» или «Автосалон будущего».
Самый сложный участок трассы, при прохождении которого экипажам предстоит выполнить не простую задачу, проявив креативность в создании автомобиля будущего.
После последнего пройденного участка трассы судьи подводят итоги, суммируя к результатам экипажей баллы, набранные болельщиками. Далее объявляют и награждают победителей заезда и его участников.
Сценарий игры
Ведущий 1. Здравствуйте, уважаемые зрители и болельщики. Мы рады приветствовать вас на авторалли. Сегодня в заезде участвуют три экипажа, давайте их поприветствуем (команда заходит в аудиторию, представляет эмблему и девиз).
Ведущий 2. Экипажи на старте и готовятся начать гонку. Но прежде чем отсчитать последние секунды до гонки мы рады представить наших судей, которые будут следить за тем, чтобы команды прошли по трассе, не нарушая правил, и дошли до финиша без поломок и потерь набранных баллов.
Обращаем ваше внимание на то, что судьи имеют право штрафовать экипажи за следующие нарушения: выкрики с места, подсказки, шум и другие нарушения в зависимости от ситуации. За каждое нарушение с экипажа снимается 1 бал.
Ведущий 1. Итак, экипажи заявлены, судьи представлены, самое время увидеть маршрут, который предстоит пройти нашим экипажам (на доске оформлена карта, на которой определены участки трассы): «Разгоночный», «Интеллектуальный», «Исторический», «Штурманский», «Творческий».
Желаем всем удачи. Поехали!
Ведущий 2. Экипажи пересекли стартовую прямую и вышли на первый участок трассы «Разгоночный», который пройдет под девизом «Кто быстрее!».
На данном этапе экипажи набирают скорость, отвечая на вопросы. Право дать ответ на вопрос предоставляется экипажу, который быстрее остальных нажмет на гудок. Если ответ не верный, то право ответить переходит к другому экипажу. Судьи внимательно следят за очередностью.
Вопросы | |
1. | Автомобиль, у которого «съехала крыша» - это… (Кабриолет) |
2. | Как называют спортсмена, управляющего малолитражным гоночным автомобилем без кузова: картёжник, картограф или картингист? (Картингист) |
3. | Она меньше Волги и как река, и как автомобиль? (Ока) |
4. | Путевая мера для измерения расстояния, введённая в Древнем Риме, равная 1,609344 километра? (Миля) |
5. | Автомобиль, где на каждую букву в названии приходится ровно по одному кольцу? (Ауди) |
6. | Что в переводе с греческого означает слово светофор? (Несущий свет) |
7. | Кто из русских царей впервые обратил внимание и принял меры для безопасности дорожного движения? (Петр I) |
8. | Что является сердцем машины? (Мотор) |
9. | Каких колес не бывает: лысых, шипованных, волосатых? (Волосатых) |
10. | Бабушка автобуса? (Карета) |
11. | Электровоз идет на север со скоростью 80 км/ч, ветер западный, скорость ветра 20 км/ч. В каком направлении летит дым? (У электровоза нет дыма) |
12. | Автомобиль, который доверили собирать узбекам? (Дэу) |
Ведущий 1. Экипажи достойно прошли первый участок трассы и добрались до второго, который называется «Интеллектуальный».
Рис. 1 Филворд
Экипажам выдаются бланки с заданием, на выполнение которого экипажам отводится 2-3 минуты. За каждое найденное слово – 1 балл.
В Рис. 2 Ответы к филворду
Ведущий 1. Экипажи справились с заданием. Судьи подсчитываю баллы, а мы тем временем посмотрим, какие слова были зашифрованы в филворде (рис.2).
Ведущий 2. Для оглашения результатов предоставляем слово судьям (судьи объявляют результаты, которые заносятся в таблицу заезда).
Команды молодцы, ответственно отнеслись к выполнению заданий. Каждый участок трасы становится все сложнее и сложнее, но экипажи стремятся вперед и готовы преодолеть все трудности, которые им встречаются на пути.
Команды доехали до следующего участка трассы «Исторический». Перед вами три категории: «О том, о сем», «Отечественный автопром», «Зарубежный автопром». В каждой категории по 5 вопросов, за каждый правильный ответ команда может набрать от 10 до 50 баллов. Начнем с экипажа, который набрал меньше всех баллов на предыдущих участках трассы. Время на раздумье не дается, вы должны дать ответ после того как вопрос будет озвучен.
Категория «О том, о сем»
10 | Первый автомобильный двигатель работал на… (Пару) |
20 | Когда порывистый «двигатель» в одну лошадиную силу на сено - овсовом топливе сменился экипажем на 3-х колесах, долго не могли найти название новому чуду. В Германии его называли «motorwagen», во Франции «отомобиль», а какое слово использовали в России для обозначения механических экипажей?
|
30 | Это устройство было установлено в Лондоне в декабре 1868 года и предназначалось для транспортных средств и облегчало переход пешеходов через улицу. (Газовый светофор) |
40 | Как переводится с латинского языка слово «автомобиль»?
|
50 | Как прозвали первые велосипеды с деревянными колесами?
|
Категория «Отечественный автопром»
10 | Первый грузовик этой марки был выпущен в декабре 1976 года заводом, который был построен на Каме. Грузовики этого бренда использовались по всему миру - это Африка, Куба, Болгария, Китай, Польша, Югославия. Они хорошо зарекомендовали себя в условиях Афганистана. Они участвуют и побеждают в ралли «Париж – Дакар». (КамАЗ) |
20 | Первый советский завод по выпуску автомобилей? (АМО) |
30 | Какое название было у автомобиля – иномарки, которую выпускал в Советском Союзе завод «Коммунар». Мощность двигателя - 30,1 кВт, (40 лошадиных сил), скорость - 118 км/ч. (Запорожец) |
40 | При конструировании этот автомобиль планировалось назвать «Родина», но когда он сошел с конвейера, его название изменили. (Победа) |
50 | Легендарный советский грузовик грузоподъемностью до 1500 кг, который широко использовался в годы Великой Отечественной войны. (Полуторка) |
Категория «Зарубежный автопром»
10 | В 1886 г. немецкий изобретатель Карл Бенц запатентовал свой автомобиль. Сколько было колес у этого автомобиля? (Три) |
20 | 1927 год, когда впервые 1000 серийных изготовленных автомобилей появились на рынке, считают официальным годом рождения фирмы Вольво. Что означает слово «Вольво» на латыни?
|
30 | Первая паровая повозка, пригодная для практического применения, была построена в 1769 году французским военным инженером Жозефом Кюньо. Для каких целей была построена эта повозка? (Для перевозки артиллерийских снарядов) |
40 | Дедушка автобуса? (Дилижанс) |
50 | Американский ученый – самоучка, который изобрёл автомобиль, названный «Квадрицикл». Автомобиль весил 500 фунтов и передвигался на 4-х велосипедных шинах. (Форд) |
Ведущий 1. Финиш уже совсем близко. Команды добрались до следующего участка трассы, который называется «Штурманский». На данном участке все решения принимает штурман экипажа. Штурманы, просим вас выйти вперед.
Для вас мы приготовили видеосюжеты. На экране три инструмента, которые вам хорошо знакомы, это: зубило, напильник, молоток. За каждым инструментом скрыт видеосюжет. После просмотра выбранного сюжета надо назвать ошибки, которые были допущены.
Право выбрать первым предоставляется штурману, чей экипаж меньше всех набрал баллов на предыдущих участках трассы.
Ведущий 2. Попросим судей объявить результаты за участки трассы «Исторический» и «Штурманский».
Как мы видим, экипажи приближаются к финишу. Остался самый сложный участок трассы «Творческий» или «Автосалон будущего». Здесь экипаж должен работать слаженно, так как от результата зависит исход гонки.
На данном этапе экипажам предстоит выполнить непростую задачу, проявив креативность в создании автомобиля будущего. Ваша задача заключается в следующем:
Собрать автомобиль из конструктора «Лего», которого еще не придумали.
Дать название автомобилю.
Презентовать, то есть охарактеризовать изобретенный автомобиль.
Ведущий 1. Пока экипажи выполняют задание на данном участке трассы, дадим возможность размяться гостям и болельщикам. Давайте поиграем в игру «Верю – не верю». Я буду зачитывать вам утверждения на тему «транспорт», а те, кто верит в то, что я права, должны встать, те, кто не верит – наклониться к соседу, сидящему с левой стороны.
Ведущий 2. Экипажи готовы представить свои автомобили. Судьи внимательно и беспристрастно оценивают каждую работу. Каждый экипаж может получить от 1 до 5 баллов.
Ведущий 1. Попросим судей объявить результаты за конкурс «Автосалон будущего».
Ведущий 2. Экипажи справились с трудностями трассы, пришли к финишу, осталось подвести итоги. Но прежде чем это сделать, у болельщиков есть возможность изменить исход гонки, добавив свои баллы экипажу, за который болели.
Предоставляем слово нашим зорким и справедливым судьям.
Ведущий 1. Поприветствуем победителей ралли! (награждение экипажей).
Благодарим всех за участие, ждем вас в следующий раз на новых этапах ралли.
8