Интегрированный урок по биологии и ОБЖ на тему: Безопасное путешествие по природным зонам Земли»

Цели урока:

1. Образовательные

2. Развивающие

3. Воспитательные

Познавательные УУД : овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников;

Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа;

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, в паре, обмениваться информацией с одноклассниками;

Планируемые результаты:

Предметные:

Метапредметные: умение работать с текстом, использовать дополнительные источники информации.

Личностные: Развитие способности к ценностно-смысловой ориентации в межличностных отношениях в классе, умение устанавливать связь между целью и мотивом.

Методы: проблемный, частично-поисковый, наглядный

Тип урока: интегрированный, изучение нового материала

Форма урока- урок-путешествие

Формы работы учащихся: парная, индивидуальная,

Оборудование: доска, рабочий лист, термины, компьютер, проектор

Содержимое разработки

Выборная Надежда Дмитриевна- учитель биологии

Слободянюк Олег Михайлович- учитель ОБЖ

МОУ «Ёдвинская» СОШ, Удорский район, Республика Коми

Класс – 5

Интегрированный урок по биологии и ОБЖ на тему: Безопасное путешествие по природным зонам Земли»



Цели урока:

1. Образовательные

2. Развивающие

3. Воспитательные

Познавательные УУД : овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников;

 Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа;

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, в паре, обмениваться информацией с одноклассниками;

Планируемые результаты:

Предметные: 

Метапредметные: умение работать с текстом, использовать дополнительные источники информации.

Личностные: Развитие способности к ценностно-смысловой ориентации в межличностных отношениях в классе, умение устанавливать связь между целью и мотивом.

Методы:  проблемный, частично-поисковый, наглядный



Тип урока: интегрированный , изучение нового материала

Форма урока- урок-путешествие

Формы работы учащихся: парная, индивидуальная,

Оборудование: доска, рабочий лист, термины, компьютер, проектор











Технологическая карта урока

Этапы

Время

Содержание этапа

Форма работы

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Мотивирование к учебной деятельности

1 мин

ОМ- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы решили провести урок, связывающий два учебных предмета биологию и ОБЖ

Вы готовы к сотрудничеству? Давайте поздороваемся с нашими гостями, которые пришли к нам на урок, улыбнемся им. Настроение у всех хорошее. Прекрасно.


- взаимное приветствие;

-самопроверка своего рабочего места;

- организация внимания

Ф

Формирование ответственного отношения к учению;

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

2 мин

НД- Ребята, сегодня мы проводим не совсем обычный урок.

Любой человек, не смотря на возраст, любит путешествовать. И мы все вместе отправимся в путешествие, а в какое - вы должны отгадать, прослушав небольшое стихотворение

Загадка:

Где-то бушует вьюга,

Где-то метёт метель,

Где-то полгода длится

Долгий полярный день.

Где-то жара и пекло,

Солнца лучи горячи,

Так нагревают землю,

Будто в жаркой печи.

Где-то реки, озёра

Где-то край топких болот,

Где-то с ясного неба

И капля дождя не идёт

Где- то сосны и ели,

Пустой и тенистый лес,

Где-то мхи и лишайники,

Край пустоты окрест.





Ф

Умение  высказывать своё предположение (версию) на основе стихотворения

3

Выявление места и причины затруднения


3 мин




НД- Ребята, о чём идёт речь?

Предполагаемые ответы:

Лес.. растительность…

природная зона…





И




Умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

4

Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, задачи)

3 мин

НД- Назовите тему нашего урока

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему.


«Безопасное путешествие по природным зонам Земли.» (слайд 1)

Помогите, ребята, сформулировать цель нашего урока.

Что именно мы будем изучать?

– какие бывают природные зоны?

- какие факторы влияют на их распространение, разделение?

- какие живые организмы обитают в той или иной природной зоне?

- как себя вести в той или иной природной зоне, знать технику безопасности


В ходе беседы, учащиеся самостоятельно выходят на новую тему и определяют цель урока.


Ученики в рабочих тетрадях записывают число и тему урока

Ф

формулируют цель урока и планируют шаги по её достижению

5

Реализация построенного проекта


6 мин

Н.Д- Ребята, еще раз прочитайте стихотворение, с которым мы начали урок, и выделите, какие же климатические факторы влияют на распространение природных зон.

НД-верно. А какое определение мы можем сформулировать к понятию природная зона?


Определение «Природная зона» (слайд 2)




НД- Ребята, А какие природные зоны вам уже известны?

НД- А теперь расположите эти природные зоны с севера на юг





НД-Молодцы. А теперь мы отправляемся в путь ПО природным зонам. В каждой природной зоне вас ждут задания, которые вы должны выполнить.


ОМ- 1-природная зона –тундра.

Задание: Собери рюкзак (слайд 3)


На стр. 115 учебника прочитайте абзац про тундру, отметьте ее особенности .И запишите, что нужно брать с собой в путешествие в эту природную зону и для чего?


ОМ- чс в тундре


НД- а теперь направляемся в тайгу.

У вас на столах есть листочки с изображением тайги (картина тайга) (слайд 4)

Определите по этой картине , какие животные и растительные организмы есть в этой природной зоне

1 пара- растительные организмы

2 пара- животные организмы


НД- молодцы, справились с заданием.


ОМ: Ребята, скоро начнет темнеть, а мы все еще в тайге. Поэтому мы остаемся здесь ночевать. Что для этого нам нужно?


КОСТЕР !!!


НД- к югу Тайга сменяется на смешанные и широколиственные леса, где нет многолетней мерзлоты, растут теплолюбивые лиственные деревья.

-Ребята, назовите эти деревья?

- А какие животные обитают в этой природной зоне?



НД- молодцы. Посмотрите на слайд. Интересные факты о растительном и животном мире смешанных и широколиственных лесов

Енот (слайд 5)

  1. 1-Родина енотов – Северная Америка. В другие части света они были завезены случайно или намеренно.

  2. 2- Еноты способны хватать и удерживать передними лапами различные предметы, например, мыть свою еду.

Дуб (слайд 6)

1- Дубы не растут в тайге

2-Дубы моложе двадцати лет обычно не приносят желудей.

Кабан (слайд 7)

1-Кабан хоть и не поворотливое, но очень быстрое животное. Он может развивать скорость до 45 км в час.

2-Кабана близоруки, но с отлично развитым обонянием. Если вблизи затаился охотник, он может почувствовать его запах на расстоянии 350 км. Резкие запахи могут спугнуть животное.


ОМ- КАК СЕБЯ ВЕСТИ ПРИ ВСТРЕЧЕ С ЖИВОТНЫМИ?


НД- теперь направляемся в травянистые равнины – степи и саванны. Они есть на всех материках, кроме Антарктиды. Особенно обширны степи в Евразии, а саванны-в Африке.

-Откройте учебник на стр.118-119, посмотрите на карту природные зоны Земли.

-Каким цветом отмечены степи в Евразии? (желтым ) Саванны в Африке(коричневым


НД- Ребята , а климатические условия там какие?


НД- Ребята, прогуляемся по Африке

И 5-тиклассники в Африку бегом,-

В Африку, в Африку!

физкультминутка. Под музыку.

НД- Ребята, каких животных мы можем встретить в Африке?

Для этого выполните задание «Найди животное »

Найдите среди перечисленных слов названия животных саванн. (слайд 8)


л

е

в

з

к

р

о

к

р

с

к

е

ж

а

б

о

о

л

у

б

и

л

и

д

н

о

а

р

р

а

ф

и


спрятано 5 животных спрятано: крокодил, лев, слон, зебра, жираф

(проверяем на слайде)

НД – Ребята, а как вы представляете себе степь?

что вам известно про природную зону степей?















ОМ- СТЕПЬ..ОБЖ?????

Учащиеся работают с текстом

-температура, распределение тепла и влаги.

природная зона – территория, которая определяется однообразными климатическими условиями, особенностями почвы, растительного и животного мира.


- тундра…перечисляют


Работают с листочками

Тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи (Евразия), саванны (Африка), пустыни, влажные тропические леса.








теплую одежду, продукты питания , спички, очки, аптечку, валенки.









1 пара-лиственница, ель, глухарь, кедровка

2 пара- летяга, соболь.




палатка, разжечь костер..









- дуб, клен, липа

- разнообразные….лиса, кабан, белка, зубр, енот-полоскун, косуля, ондатра






























степи в Евразии(желтым ) Саванны в Африке(коричневым)


-много тепла, но влаги недостаточно.


















Примерный ответ ..

Эта зона - бескрайние равнины. Лето продолжительное, очень теплое, засушливое. Дождей выпадает немного, в основном ливневые. Зима короткая, но довольно прохладная. Почвы плодородны. Травянистые растения. Животные небольшие , преобладают грызуны, птицы и тд.





Ф

Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;


6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

10 мин





7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону



5 мин

НД- Ребята, нам пора возвращаться домой. И вам необходимо составить путевые заметки.

У вас на столе тексты с пропусками.

Задание: Вставьте пропущенные слова в текст- названия природных зон .

Здесь растут теплолюбивые лиственные деревья-__смешанные и широколиственные лес. Почва скована многолетней мерзлотой.- тундра .

Самый известный хищник этой природной зоны-лев.-саванна .Основу растительности этой зоны составляют нетребовательные к теплу хвойные растения.- тайга

Проверяем ответы на слайде. (слайд 9)

Учащиеся заполняют пропуски..

Ф

п- анализируют учебный материал (фото), группируют факторы, оценивают их влияние, формулируют выводы.


Р - контролируют полноту выполнения заданий


К– представляют в устной форме продукт своей деятельности

8

Включение в систему знаний и повторение.


2 мин











9

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

2 мин

ОМ- Наше путешествие подошло к концу

Путешествие наше состоялось.

Настало время подвести итог.

О природных зонах вам многое узналось,

Надеюсь, даром не прошел урок.


НД- Ребята, мы на уроке хорошо поработали. Достигли ли мы цели, которые поставили в начале урока? Сделайте выводы.

-что узнали нового?

- что понравилось на уроке?

- понравилось ли вам путешествие?

-поделитесь своими впечатлениями, мечтами. Куда бы вы хотели поехать в реальности и почему?

ОМ- нам тоже очень понравилось путешествовать вместе с вами.


А теперь давайте оценим, как мы сегодня поработали.

Оценивание.

Даем каждому ученику мудрики - показатель активности.

спасибо за помощь

Прекрасно работал

Работал активно


Отвечают на поставленные вопросы.

И

оценивать свою работу и деятельность одноклассников; формирование коммуникативной компетенции в общении

8

Задание на дом

1 мин

Откройте дневники, запишите домашнее задание на следующий урок.

параграф 25, стр.115-120, прочитать про пустыню и влажные тропические леса, выписать их особенности в рабочую тетрадь.- задание 181. Стр.82

Спасибо вам за урок, за сотрудничество. С вами было приятно работать.









Содержимое разработки

«Безопасное путешествие  по природным зонам Земли»

«Безопасное

путешествие

по природным зонам Земли»

Природная зона – территория, которая определяется однообразными климатическими условиями, особенностями почвы, растительного и животного мира .

Природная зона – территория, которая определяется однообразными климатическими условиями, особенностями почвы, растительного и животного мира .

СОБЕРИ РЮКЗАК

СОБЕРИ РЮКЗАК

НАЙДИ ЖИВОТНОЕ Л Е Р В С О З К Л Н Е К У О Р Ж А Б А О Р И Б К Л Р О И А Д Ф И

НАЙДИ ЖИВОТНОЕ

Л

Е

Р

В

С

О

З

К

Л

Н

Е

К

У

О

Р

Ж

А

Б

А

О

Р

И

Б

К

Л

Р

О

И

А

Д

Ф

И

Здесь растут теплолюбивые лиственные деревья - смешанные и широколиственные лес.  Почва скована многолетней мерзлотой.- тундра . Самый известный хищник этой природной зоны-лев.- саванна . Основу растительности этой зоны составляют нетребовательные к теплу хвойные растения.- тайга

Здесь растут теплолюбивые лиственные деревья - смешанные и широколиственные лес.

Почва скована многолетней мерзлотой.- тундра .

Самый известный хищник этой природной зоны-лев.- саванна .

Основу растительности этой зоны составляют нетребовательные к теплу хвойные растения.- тайга

Домашнее задание :   параграф 25, стр.115-120, прочитать про пустыню и влажные тропические леса, выписать их особенности в рабочую тетрадь.- задание 181. Стр.82

Домашнее задание :

параграф 25, стр.115-120, прочитать про пустыню и влажные тропические леса, выписать их особенности в рабочую тетрадь.- задание 181. Стр.82

Сохранить у себя:
Интегрированный урок по биологии и ОБЖ на тему: Безопасное путешествие по природным зонам Земли»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки