«Интегрированный подход к организации
дополнительного образования в ДОУ»
Педагогическая система каждой исторической эпохи всегда переживает существенные изменения. Следует отметить, что на всех этапах развития общества уделялось и уделяется особое внимание качественной подготовке младшего поколения к самостоятельной жизни.
Современный ребёнок сегодня имеет высокий умственный потенциал, но хорошо владея знаниями, часто не может применить их в практической деятельности.
Одним из эффективных средств решения данной проблемы может стать интеграция содержания образования, способствующая формированию у дошкольников представления о целостной картине мира.
Проблема интеграции содержания образования рассматривалась в педагогике еще во времена Я.А.
Коменского, но систематическое исследование ее началось только во второй половине ХХ века.
Можно сказать, что в теоретическом плане интеграция как методическое явление в дошкольных учреждениях рассмотрена недостаточно. Зато в практике детских садов мы можем наблюдать довольно
положительное её применение в виде интегрированных занятий и тематических недель.
Так в чём же сущность понятия «интеграция».
Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим обеспечением, новыми технологиями. ФГОС ДО – Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются для всех уровней общего образования (ст. 5, ч.3), в том числе для дошкольников.
Задача воспитателя - наполнить деятельность группы интересными темами, делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации его интересов и жизненной активности.
Поэтому накопленный опыт организации занятий, необходимо использовать при организации непосредственной образовательной деятельности, творчески переработанной в логике ФГОС.
И всё же какова цель интегрированных занятий:
- систематизировать, углубить, обобщить личный опыт ребенка,
- обеспечить освоение новых способов действий, для осознания связей и зависимостей, которые в повседневных делах от него скрыты,
- создать условия для использования имеющихся знаний, умений и навыков в разнообразных ситуациях (жизненных, игровых, специально созданных).
Принцип интеграции образовательных областей.
Интеграция содержания дошкольного образования – есть состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Структура занятий в дополнительном образовании:
Вводная часть.
Приветствие и эмоциональная минутка (пальчиковая гимнастика, или малоподвижная игра)
Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения.
Основная часть.
Умная минутка (детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса)
Музыкальная минутка.
Заключительная часть.
Любая продуктивная деятельностьм (рисование, лепка, аппликация).
Релаксация (похвала) малоподвижная игра, мокрая минутка и прощание
Наиболее эффективные методы и приемы.
• Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.
• Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал? » и др.
• Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Методика подготовки интегрированной образовательной деятельности.
(рекомендации К. Ю. Белой по осуществлению интеграции в ДОУ)
1. Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.
2. Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна.
3. Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста.
4. Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования.
5. Выявить основной принцип построения системы интегрированной деятельности (например, тематический) и распределить задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним.
6. Продумать развивающие задачи.
7. Использовать разнообразные виды деятельности (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики) .
8. Использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой) .
9. Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т. д.) .
10. Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий.
Учет условий при планировании и организации интегрированной образовательной деятельности.
1. Обязательный учет содержания базовой программы детского сада.
2. В интегрированном занятии объединяются блоки из различных предметов, поэтому важно правильно определить главную цель.
3. При разработке образовательной деятельности необходимо выделить главное и использовать знания из смежных разделов, устранять дублирование, использовать опережающее дифференцированные знания.
4. При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры образовательной деятельности, методов и средств обучения, определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей.
5. Интеграция способствует снятия напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности.
6. При планировании и проведении непосредственно образовательной деятельности педагогами требуется тщательная координация действий.
7. Необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы.
8. Целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т. д.
Таким образом, на первом этапе создания системы интегрированной образовательной деятельности в ДОУ согласуются образовательные программы (разделы программы) по содержанию, обсуждаются и формулируются общие понятия, взаимные консультации педагогов. Затем необходимо рассмотреть, как подходят к изучению одних и тех же процессов, явлений, объектов, предметов, категорий в различных разделах программы и, наконец, планирование тематики и конспектов интегрированных занятий.
Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей – проявление творческой активности педагога.
Преимущества интегрированных занятий:
• способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
• в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку;
• углубляют представление о понятии. закономерностях., связанных с понятием, расширяют кругозор;
• основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников;
• эмоционально развивают детей, т. к. основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.