«Интегрированный подход к организации дополнительного образования в ДОУ»

Педагогическая система каждой исторической эпохи всегда переживает существенные изменения. Следует отметить, что на всех этапах развития общества уделялось и уделяется особое внимание качественной подготовке младшего поколения к самостоятельной жизни.

Современный ребёнок сегодня имеет высокий умственный потенциал, но хорошо владея знаниями, часто не может применить их в практической деятельности.

Одним из эффективных средств решения данной проблемы может стать интеграция содержания образования, способствующая формированию у дошкольников представления о целостной картине мира.

Содержимое разработки

«Интегрированный подход к организации

дополнительного образования в ДОУ»


Педагогическая система каждой исторической эпохи всегда переживает существенные изменения. Следует отметить, что на всех этапах развития общества уделялось и уделяется особое внимание качественной подготовке младшего поколения к самостоятельной жизни.

Современный ребёнок сегодня имеет высокий умственный потенциал, но хорошо владея знаниями, часто не может применить их в практической деятельности.

Одним из эффективных средств решения данной проблемы может стать интеграция содержания образования, способствующая формированию у дошкольников представления о целостной картине мира.

Проблема интеграции содержания образования рассматривалась в педагогике еще во времена Я.А.

Коменского, но систематическое исследование ее началось только во второй половине ХХ века.

Можно сказать, что в теоретическом плане интеграция как методическое явление в дошкольных учреждениях рассмотрена недостаточно. Зато в практике детских садов мы можем наблюдать довольно

положительное её применение в виде интегрированных занятий и тематических недель.

Так в чём же сущность понятия «интеграция».

Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами. Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим обеспечением, новыми технологиями. ФГОС ДО – Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются для всех уровней общего образования (ст. 5, ч.3), в том числе для дошкольников.

Задача воспитателя - наполнить деятельность группы интересными темами, делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации его интересов и жизненной активности.

Поэтому накопленный опыт организации занятий, необходимо использовать при организации непосредственной образовательной деятельности, творчески переработанной в логике ФГОС.

И всё же какова цель интегрированных занятий:

- систематизировать, углубить, обобщить личный опыт ребенка,

- обеспечить освоение новых способов действий, для осознания связей и зависимостей, которые в повседневных делах от него скрыты,

- создать условия для использования имеющихся знаний, умений и навыков в разнообразных ситуациях (жизненных, игровых, специально созданных).

Принцип интеграции образовательных областей.

Интеграция содержания дошкольного образования – есть состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Структура занятий в дополнительном образовании:

  1. Вводная часть.

  • Приветствие и эмоциональная минутка (пальчиковая гимнастика, или малоподвижная игра)

  • Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения.

  1. Основная часть.

  • Умная минутка (детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса)

  • Музыкальная минутка.

  1. Заключительная часть.

  • Любая продуктивная деятельностьм (рисование, лепка, аппликация).

  • Релаксация (похвала) малоподвижная игра, мокрая минутка и прощание

Наиболее эффективные методы и приемы.

• Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.

• Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал? » и др.

• Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Методика подготовки интегрированной образовательной деятельности.

(рекомендации К. Ю. Белой по осуществлению интеграции в ДОУ)

1. Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.

2. Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна.

3. Учитывать программные требования и возрастные особенности детей дошкольного возраста.

4. Определить одно или несколько базовых направлений интеграции содержания образования.

5. Выявить основной принцип построения системы интегрированной деятельности (например, тематический) и распределить задачи и содержательный материал занятий в соответствии с ним.

6. Продумать развивающие задачи.

7. Использовать разнообразные виды деятельности (например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, музыкальным оформлением и введением в активную речь детей номинативной и понятийной лексики) .

8. Использовать большое количество разнообразного наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный, игровой) .

9. Использовать в работе с детьми методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, экспериментирование, моделирование и т. д.) .

10. Учитывать личностно-ориентированный подход в процессе построения, организации и проведения интегрированных занятий.

Учет условий при планировании и организации интегрированной образовательной деятельности.

1. Обязательный учет содержания базовой программы детского сада.

2. В интегрированном занятии объединяются блоки из различных предметов, поэтому важно правильно определить главную цель.

3. При разработке образовательной деятельности необходимо выделить главное и использовать знания из смежных разделов, устранять дублирование, использовать опережающее дифференцированные знания.

4. При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры образовательной деятельности, методов и средств обучения, определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей.

5. Интеграция способствует снятия напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности.

6. При планировании и проведении непосредственно образовательной деятельности педагогами требуется тщательная координация действий.

7. Необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы.

8. Целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т. д.

Таким образом, на первом этапе создания системы интегрированной образовательной деятельности в ДОУ согласуются образовательные программы (разделы программы) по содержанию, обсуждаются и формулируются общие понятия, взаимные консультации педагогов. Затем необходимо рассмотреть, как подходят к изучению одних и тех же процессов, явлений, объектов, предметов, категорий в различных разделах программы и, наконец, планирование тематики и конспектов интегрированных занятий.

Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей – проявление творческой активности педагога.

Преимущества интегрированных занятий:

• способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

• в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку;

• углубляют представление о понятии. закономерностях., связанных с понятием, расширяют кругозор;

• основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников;

• эмоционально развивают детей, т. к. основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.


Сохранить у себя:
«Интегрированный подход к организации дополнительного образования в ДОУ»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки