Иностранный язык как школьный предмет
Предмет иностранный язык, как и другие школьные предметы, решает практические образовательные и воспитательные задачи. Специфика иностранного языка как предмета состоит в практических целях его изучения, что обеспечивает учащегося владением иностранным языком как средством коммуникации.
Образовательные, воспитательные задачи должны развиваться в единстве с практическими, на их основе. Эти задачи выполняются в трудных условиях: отсутствие иноязычной среды, ограниченность времени, сложность практических умений и навыков, которыми учащиеся должны овладеть. Достижение учебных и воспитательных целей обучения иностранным языкам возможно лишь при условии интенсификации речевой деятельности учащихся .
Интенсификация процесса обучения иностранным языкам как отмечается в методической литературе, выражается в правильной организации урока. Цель урока должна быть правильно сформирована, а учебное время рационально использовано для достижения поставленной цели. Интенсификация достигается путем использования разнообразных приемов и форм работы, используемых с учетом возрастных особенностей учащихся, видов речевой деятельности, использование технических средств, элементов программирования, сложности учебного материала, уровня владения иностранным языком, самостоятельной работы учащихся в классе и дома, в правильном сочетании урочной работы и внеурочной работы по иностранным языкам .
Вопрос о связи и взаимодействии урочной и внеурочной работы требует особой разработки. Анализ методической литературы по данному вопросу позволяет нам сделать только один вывод, что проблема урочной и внеурочной работы учащихся недостаточно освещена.
В периодической литературе, прочитанной нами, мало внимания уделено именно разработке вопроса о связи урока и внеурочной работы.
Беседы с учителями школ города Стерлитамак подтверждают наши предположения, что они ощущают потребность в связи организованных форм занятий по иностранным языкам, которые позволили бы закрепить пройденный грамматический и лексический материал, на уроке и в тоже время использовать интерес учащихся к внеклассным мероприятиям для активизации учебной деятельности на уроках.
Интенсификация процесса обучения иностранному языку возможна лишь при условии, если кабинет иностранного языка хорошо оборудован, то есть при наличии технических средств, наглядностей, наличия дополнительной литературы. Учитель должен иметь создавать на уроках живую среду обучения, что обеспечивает максимальную интенсификацию речевой деятельности учащихся на иностранном языке. Создавать такую среду общения поможет правильно подобранная ситуация. Ситуации могут быть самыми разнообразными. Например, диалог « В школе», «В магазине», « В зоопарке» и т.д. Обучение иностранному языку на уроке и вне урока объединяет одна основная цель – коммуникативная .
Внеурочная работа проводится в соответствии со спецификой предмета иностранного языка. При этом она решает две главные задачи: во – первых, развитие интереса, углубление знаний, совершенствование навыков и умений по данному предмету; во – вторых, организацию свободного времени учащихся с целью их общего развития, трудового, нравственного и эстетического воспитания. Для внеклассной и внешкольной работы актуальным является, прежде всего, развитие и совершенствование устной речи в более естественных речевых ситуациях .
Цели обучения иностранным языкам в средней школе, сформированные в программах в соответствии с требованиями - практическое владение иностранными языками и в первую очередь устной речью, определили поиск эффективных форм и приемов работы, сективизировали творчество учителей и методистов.
В современной методике обучения иностранным зыкам с каждым годом идет совершенствование методов, форм, содержания и приемов обучения. Поменялись и средства обучения, которые позволяют сегодня успешно проводить как урочную, так и внеурочную работу .
В методике преподавания иностранного языка одно из важных мест занимает технология проведения урочной и внеурочной работы.
Не секрет, что от того, как учитель провел урок, внеклассную работу, какие средства он использовал на уроке и вне его зависит весь учебный процесс в целом. Зачастую, в итоге, учитель сознает все свои ошибки, которые он допускал в течение четверти, полугодия, учебного года, но, к сожалению, бывает уже поздно что – либо менять, программа не ждет, отставать не хочется. Конечно, на ошибках учатся, и у учителя есть возможность наверстать упущенное в следующем учебном году. И учитель должен стараться допускать меньше ошибок .
Интенсификация процесса обучения иностранным языкам выражается в методически правильной организации урока. Цель урока должна быть правильно сформирована, а учебное время рационально использована для достижения поставленной цели. Интенсификация достигается путем использования разнообразных приемов и форм работы, используемых с учетом возрастных особенностей учащихся, видов речевой деятельности , программирования, сложности учебного материла, использования ТСО, элементов уровня владения иностранными языками, самой работы учащихся в классе и дома, в правильном сочетании урочной и внеурочной работы по иностранным языкам .
Мы согласимся с определением Шатилова С.Ф., что интенсификация выражается:
В методически рациональной организации урока, при которой каждая минута учебного времени должна быть использована продуктивно для достижения поставленных целей, а сами должны быть правильно сформированы;
В коммуникативной направленности всего процесса обучения, мотивированности речевой деятельности учащихся, необходимой эмоционально - окрашенной атмосфере;
В разнообразии приемов и форм работы, используемые с учетом возрастных особенностей учащихся, вида речевой деятельности, характера материала и уровня владения языком, методически целесообразным сочетанием фронтальных и индивидуальных форм работы;
В широком использовании аудиовизуальных технических средств, органически включаемых в процесс обучения в тех случаях, когда они могут дать максимальный эффект по сравнению с «нетехническими средствами»;
Во внедрении в практику обучения элементов программирования во всех тех случаях, где они могут интенсифицировать и индивидуализировать процесс обучения;
В планомерном развитии самостоятельной работы учащихся в классе и дома;
В целом сочетании классной и внеклассной работы по иностранному языку;
Интенсификация обучения иностранному языку возможна лишь при условии, если кабинет хорошо оборудован, то есть, при наличии наглядностей, технических средств; в классе обязательно должна иметься дополнительная литература, чтобы каждый ученик мог иметь доступ к ней. Литература тщательно подбирается учителем, очень важно, чтобы языковой материал был доступен учащимися, язык должен быть сложным и архаичным. Материал дополнительной литературы должен дополнять материал учебников.
Учитель должен уметь создать на уроках живую среду общения, что обеспечивает максимальную интенсификацию речевой деятельности учащихся на иностранном языке.
Чтобы обучение было более эффективным, учителю следует использовать в учебном процессе эмоции учащихся, давая им возможность реализовать себя на уроке и на внеклассных мероприятиях. Необходимо помнить, что каждый учащийся имеет свои собственные мотивы изучения иностранных языков .
Реализация перечисленных положений осуществляется через учителя, который должен постоянно совершенствовать свои знания и умения. Учитель на уроке иностранного языка создает эмоционально психологический настрой на работу. Он должен владеть классом весь урок и во время проведения внеурочной работы, организуя класс на активную познавательную деятельность. Учитель должен помнить всегда, что учащиеся будут ходить в школу, и изучать иностранный язык, где он, по словам А.Дистервега, «учитель будет дышать энергией».
Многие десятилетия обучение иностранным языкам в средней школе было мало результативным. Сами условия жизни нашего общества не стимулировали изучение иностранных языков. В последние годы появились возможности для более результативного обучения иностранным языкам. В настоящее время изменился статус иностранного языка как школьного предмета. Расширение международных связей сделало иностранный язык реально востребуемым. Государство и общество стали испытывать потребность в людях, практически владеющих иностранным языком. Школьники и их родители начали связывать с практическим владением языком планы на будущее: возможности для лучшего трудоустройства, дальнейшей учебы, отдыха, туризма.