Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы

Мастер класс по русскому языку. Инновационные технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы

Содержимое разработки








Мастер-класс.


Тема: «Использование инновационных форм работы

на уроках русского языка и литературы».



Учитель русского языка и литературы

Фролова Анастасия Александровна.

МКОУ «Кадновская СОШ».






















Мастер-класс.


Тема: «Использование инновационных форм работы

на уроках русского языка и литературы»


Цель: Показать использование инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы.

Основные задачи мастер-класса:

- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

- повысить профессиональное мастерство участников;

- обозначить актуальность применения инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы;

- распространить передовой педагогический опыт применения инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы;

- провести практическую часть по применению инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы;

- провести рефлексию продуктивности мастер-класса.

Ожидаемые результаты: применение коллегами в своей педагогической деятельности опыта работы по применению инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы.

Оборудование: авторская презентация, ноутбук, мультимедиа проектор, экран для показа презентации, цветные карандаши, фломастеры, листы А4, конверты с частями кроссенса.

Ход мастер-класса.

Тема мастер-класса. (СЛАЙД 1).

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

СЛАЙД 2. Цель мастер-класса.

В основе инновационного обучения лежит большое количество технологий. Сегодня хотелось бы акцент сделать на нескольких, которые я использую в своей практике. Это:

СЛАЙД 3.

- технология критического мышления (прием Кроссенс)

- технология «Интеллект-карты».

СЛАЙД 4. Первый прием, с которым я работаю на своих уроках - это Кроссенс, как прием логического и творческого мышления.

- Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Это является требованием ФГОС, об этом говорится в методической литературе.

Что же такое "Кроссенс"? Слово "кроссенс" придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое с английского означает "пересечение смыслов". Кроссенс придумали: художник и философ Владимир Бусленко и писатель, педагог и математик Сергей Федин.
Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.

СЛАЙД 5. Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.

СЛАЙД 6. Существует довольно простой и понятный алгоритм составления кроссенса.

Алгоритм составления кроссенса:

1) определить тематику, общую идею;

2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;

4) найти связь между элементами, определить последовательность;

5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 - й квадрат);

6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.

СЛАЙД 7. Примеры кроссенса на уроках русского языка.


Применять кроссенс можно: (СЛАЙД 8).

  • при изучении нового материала: выведение темы урока; установка проблемной ситуации;

  • при закреплении и обобщении изученного материала;

  • творческое домашнее задание.

Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. Нельзя отрицать, что наряду с логическим мышлением, развивается зрительная память и связная речь.



Я предлагаю составить и разгадать кроссенс, части которого лежали у вас в конвертах. После того, как вы сложите все квадраты, ваша задача – объяснить кроссенс: определить, о чем идет речь, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. На выполнение я даю 2 минутки (музыка).




СЛАЙД 9.


Вот что у нас получилось:

1 – голубое пламя – стихотворение «Заметался пожар голубой»

2 – В.В. Маяковский – при жизни часто критиковал поэта, но неприязни не испытывал

3 – чёрная тень – стихотворение «Чёрный человек»

4 – картина «Крестьяне» - поэт родился в крестьянской семье в Рязанской губернии

5 – Сергей Александрович Есенин

6 – классная комната – Есенин мог стать учителем, но бросил учебу, посчитав это не своим делом

7 – Л.Н. Толстой – на его внучке был женат поэт в последнем браке (Софья Толстая 5 жена)

8– образ девушки (имажинизм) - появившееся в России после октябрьского переворота 1917 года литературное течение, провозгласившее образ самоцелью произведения

9 – «Англетер» - гостиница, в которой поэт жил последние дни своей жизни.


Центральный образ – С.А. Есенин


Спасибо большое! Было трудно? Да приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно выполнять кроссенсы.

На каком этапе урока мы можем применить технологию кроссенс?



2. (СЛАЙД 10) Следующая технология, с которой я хотела бы вас познакомить - Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.

Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности.


Использование этого метода способствует: Обучению, концентрации, запоминанию, мышлению. Метод обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов. Свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках литературы карты помогают ребятам составлять рассказ, например, о жизни писателей.          


Процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.

Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации.


 С помощью интеллект-карты, обучающиеся учатся пересказывать, выделять ключевые слова, моменты, систематизировать, группировать.

Схема построения интеллект – карты:

(СЛАЙД 11)

  1. В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею.

(СЛАЙД 12)

  1. Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней

  2. На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами

(СЛАЙД 13)

  1. Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, нумеруются ветки и добавляются ореолы.

Сейчас я вам покажу несколько интеллект – карт, которые я применяю на своих уроках.


Примеры интеллект – карт на уроках русского языка (СЛАЙДЫ 14).

Примеры интеллект – карт на уроках литературы (СЛАЙДЫ 15).




Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства (СЛАЙД 16):

  • Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.

  • Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

  • Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

  • Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

  • Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

  • Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.


Данный метод дает возможность учителю: (СЛАЙД 17)

  • повышать мотивацию, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся

  • развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности

  • активизировать деятельность

  • изучать личность обучающихся, выявлять причины их когнитивных затруднений

  • корректировать знания


(СЛАЙД 18) Метод интеллект-карт даёт обучающимся возможности в процессе обучения:

  • Адаптироваться к условиям ЕГЭ

  • Задействовать оба полушария головного мозга

  • Повышать работоспособность

  • Формировать общеучебные умения и навыки:

    • запоминание информации при быстром и полном обзоре темы,

    • конспектирование или составление аннотаций письменных текстов,

    • создание конспектов лекций, докладов, выступлений,

    • написание докладов, рефератов, научных работ, статей, аналитических обзоров, разработка проектов, презентаций.

  • Осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности:

  • Улучшать все виды памяти

  • Развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность

  • Формировать орфографические и пунктуационные навыки

  • Обогащать словарный запас

  • Повышать результативность

Метод интеллект-карт можно использовать на различных формах урока: (СЛАЙД 19)

  • изучение нового материала

  • закрепление материала

  • обобщение материала

  • написания сочинения, доклада, реферата, научно-исследовательской работы

  • подготовка проекта, презентации

  • конспектирование

Главное достоинство метода - его универсальность.  Предложенная методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым учителем-предметником.


Интеллект – карты можно создавать в программе POWER POINT, XMIND. Покажу вам как это делается (показываю на примере программы POWER POINT). Мои ученики выполняют задания на обычных листах А4 с помощью цветных карандашей, фломастеров и ручек.


Сейчас мы вместе попробуем создать интеллект – карту на тему «Члены предложения». Вам дается 3 минуты на выполнение данной работы.

Теперь посмотри, что у нас получилось. (СЛАЙД 20)

Молодцы!


Вот и подошёл к концу мой мастер-класс. Очень надеюсь, что он был познавательным.


(СЛАЙД 21) Спасибо за внимание!


Сохранить у себя:
Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки