Мастер-класс.
Тема: «Использование инновационных форм работы
на уроках русского языка и литературы».
Учитель русского языка и литературы
Фролова Анастасия Александровна.
МКОУ «Кадновская СОШ».
Мастер-класс.
Тема: «Использование инновационных форм работы
на уроках русского языка и литературы»
Цель: Показать использование инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы.
Основные задачи мастер-класса:
- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
- повысить профессиональное мастерство участников;
- обозначить актуальность применения инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы;
- распространить передовой педагогический опыт применения инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы;
- провести практическую часть по применению инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы;
- провести рефлексию продуктивности мастер-класса.
Ожидаемые результаты: применение коллегами в своей педагогической деятельности опыта работы по применению инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы.
Оборудование: авторская презентация, ноутбук, мультимедиа проектор, экран для показа презентации, цветные карандаши, фломастеры, листы А4, конверты с частями кроссенса.
Ход мастер-класса.
Тема мастер-класса. (СЛАЙД 1).
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
СЛАЙД 2. Цель мастер-класса.
В основе инновационного обучения лежит большое количество технологий. Сегодня хотелось бы акцент сделать на нескольких, которые я использую в своей практике. Это:
СЛАЙД 3.
- технология критического мышления (прием Кроссенс)
- технология «Интеллект-карты».
СЛАЙД 4. Первый прием, с которым я работаю на своих уроках - это Кроссенс, как прием логического и творческого мышления.
- Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Это является требованием ФГОС, об этом говорится в методической литературе.
Что же такое "Кроссенс"? Слово "кроссенс" придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое с английского означает "пересечение смыслов". Кроссенс придумали: художник и философ Владимир Бусленко и писатель, педагог и математик Сергей Федин.
Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
СЛАЙД 5. Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.
СЛАЙД 6. Существует довольно простой и понятный алгоритм составления кроссенса.
Алгоритм составления кроссенса:
1) определить тематику, общую идею;
2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;
4) найти связь между элементами, определить последовательность;
5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 - й квадрат);
6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.
СЛАЙД 7. Примеры кроссенса на уроках русского языка.
Применять кроссенс можно: (СЛАЙД 8).
при изучении нового материала: выведение темы урока; установка проблемной ситуации;
при закреплении и обобщении изученного материала;
творческое домашнее задание.
Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. Нельзя отрицать, что наряду с логическим мышлением, развивается зрительная память и связная речь.
Я предлагаю составить и разгадать кроссенс, части которого лежали у вас в конвертах. После того, как вы сложите все квадраты, ваша задача – объяснить кроссенс: определить, о чем идет речь, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. На выполнение я даю 2 минутки (музыка).
СЛАЙД 9.
Вот что у нас получилось:
1 – голубое пламя – стихотворение «Заметался пожар голубой»
2 – В.В. Маяковский – при жизни часто критиковал поэта, но неприязни не испытывал
3 – чёрная тень – стихотворение «Чёрный человек»
4 – картина «Крестьяне» - поэт родился в крестьянской семье в Рязанской губернии
5 – Сергей Александрович Есенин
6 – классная комната – Есенин мог стать учителем, но бросил учебу, посчитав это не своим делом
7 – Л.Н. Толстой – на его внучке был женат поэт в последнем браке (Софья Толстая 5 жена)
8– образ девушки (имажинизм) - появившееся в России после октябрьского переворота 1917 года литературное течение, провозгласившее образ самоцелью произведения
9 – «Англетер» - гостиница, в которой поэт жил последние дни своей жизни.
Центральный образ – С.А. Есенин
Спасибо большое! Было трудно? Да приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно выполнять кроссенсы.
На каком этапе урока мы можем применить технологию кроссенс?
2. (СЛАЙД 10) Следующая технология, с которой я хотела бы вас познакомить - Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления.
Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности.
Использование этого метода способствует: Обучению, концентрации, запоминанию, мышлению. Метод обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов. Свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках литературы карты помогают ребятам составлять рассказ, например, о жизни писателей.
Процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.
Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации.
С помощью интеллект-карты, обучающиеся учатся пересказывать, выделять ключевые слова, моменты, систематизировать, группировать.
Схема построения интеллект – карты:
(СЛАЙД 11)
В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею.
(СЛАЙД 12)
Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней
На каждой линии записывается одно ключевое слово. Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами
(СЛАЙД 13)
Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках, нумеруются ветки и добавляются ореолы.
Сейчас я вам покажу несколько интеллект – карт, которые я применяю на своих уроках.
Примеры интеллект – карт на уроках русского языка (СЛАЙДЫ 14).
Примеры интеллект – карт на уроках литературы (СЛАЙДЫ 15).
Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства (СЛАЙД 16):
Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Данный метод дает возможность учителю: (СЛАЙД 17)
повышать мотивацию, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся
развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности
активизировать деятельность
изучать личность обучающихся, выявлять причины их когнитивных затруднений
корректировать знания
(СЛАЙД 18) Метод интеллект-карт даёт обучающимся возможности в процессе обучения:
Адаптироваться к условиям ЕГЭ
Задействовать оба полушария головного мозга
Повышать работоспособность
Формировать общеучебные умения и навыки:
запоминание информации при быстром и полном обзоре темы,
конспектирование или составление аннотаций письменных текстов,
создание конспектов лекций, докладов, выступлений,
написание докладов, рефератов, научных работ, статей, аналитических обзоров, разработка проектов, презентаций.
Осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности:
Улучшать все виды памяти
Развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность
Формировать орфографические и пунктуационные навыки
Обогащать словарный запас
Повышать результативность
Метод интеллект-карт можно использовать на различных формах урока: (СЛАЙД 19)
изучение нового материала
закрепление материала
обобщение материала
написания сочинения, доклада, реферата, научно-исследовательской работы
подготовка проекта, презентации
конспектирование
Главное достоинство метода - его универсальность. Предложенная методика построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым учителем-предметником.
Интеллект – карты можно создавать в программе POWER POINT, XMIND. Покажу вам как это делается (показываю на примере программы POWER POINT). Мои ученики выполняют задания на обычных листах А4 с помощью цветных карандашей, фломастеров и ручек.
Сейчас мы вместе попробуем создать интеллект – карту на тему «Члены предложения». Вам дается 3 минуты на выполнение данной работы.
Теперь посмотри, что у нас получилось. (СЛАЙД 20)
Молодцы!
Вот и подошёл к концу мой мастер-класс. Очень надеюсь, что он был познавательным.
(СЛАЙД 21) Спасибо за внимание!