Инклюзивное образование
Методические рекомендации для учителя.
В класс зачислен ученик с нарушением зрения.
Знакомство с нормативно-правовой базой коррекционного обучения.
Заключение ЦПМПК о создании условий для получения образования обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья. Зачисление на обучение по АООП осуществляется только с согласия (по заявлению) родителей (законных представителей) воспитанника и на основании рекомендаций ПМПК.
Первое на что обращаем внимание, это уровень образования (НОО, ООО, СОО) и вариант АООП (3,1 3,2 3,3 3,4 4,1 4,2 4,3). С расшифровкой вариантов мы познакомимся в других документах. Далее обращаем внимание на пункты: предоставление услуг ассистента, (может ребёнок нуждаться в индивидуальной технической помощи), а так же пункт - тьютерское сопровождение (может быть прописано индивидуальное тьютерское сопровождение).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. ФГОС НОО ОВЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. ФГОС ООО ОВЗ
Эти документы представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП).
Стандарт разработан на основе следующих принципов:
создание благоприятной социальной ситуации развития и обучения каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, особыми образовательными потребностями;
взаимодействие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с их нормально развивающимися сверстниками;
приобщение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Стандарт является основой для:
разработки и реализации АООП обучающихся с ОВЗ; определения требований к условиям реализации АООП, в том числе на основе индивидуального учебного плана;
определения требований к результатам освоения АООП обучающимися с ОВЗ;
разработки нормативов финансового обеспечения реализации АООП и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере общего образования;
объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям Стандарта, осуществления лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования;
проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся; осуществления внутреннего мониторинга качества образования в организации;
Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. ФАОП НОО ОВЗ Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1023
ФАОП НОО для слепых 4 варианта, ФАОП НОО для слабовидящих 3 варианта
Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. ФАОП ООО ОВЗ Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1025
Это учебно-методическая документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы.
Разработка и утверждение Адаптированной основной общеобразовательной программа (далее – АООП) - это программа, разрабатываемая и реализуемая на уровнях общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Это непосредственно тот документ, который регламентирует обучение. Программа разрабатывается рабочей группой и утверждается конкретно вашей образовательной организацией для обучающегося с ОВЗ, получающего образование безотносительно формата его организации – в отдельном классе, отдельной общеобразовательной организации (коррекционной школе), инклюзивно или на дому с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей конкретного обучающегося/ группы обучающихся и в соответствии с ФГОС НОО и ООО и ФАОП НОО и ООО.
Проекты программ по учебным предметам федеральной адаптированной образовательной программы начального общего и основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представлены на сайте ИКП РАО в разделе ФРЦ ОВЗ.
Создание специальных условий для реализации АООП для слепых или слабовидящих обучающихся.
Требования к организации процесса обучения
1. Требования к наполняемости классов.
2. Требования к организации работы по реализации программы:
3. Требования к организации пространства, в том числе к организации рабочего места, к техническим средствам комфортного доступа слабовидящего и слепого обучающегося.
4.Требования к учебникам, учебным принадлежностям, дидактическим материалам и наглядным пособиям.
5. Обязательная реализация коррекционного компонента АООП.
Требования к организации процесса обучения
1. Требования к наполняемости классов.
В условиях инклюзии в классе может обучаться не более 2 слабовидящих. Общая наполняемость класса: при 1 слабовидящем – не более 25 обучающихся, при 2 слабовидящих – не более 20 обучающихся.
2. Требования к организации работы по реализации программы:
необходимость использования специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слабовидящих обучающихся;
обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими обучающимися; соблюдение регламента зрительных нагрузок (с учетом рекомендаций офтальмолога);
учет офтальмо-гигиенических рекомендаций по соблюдению светового режима (необходимость дополнительного источника света, уменьшение светового потока и др.); рациональное чередование зрительной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала; использование приемов, направленных на снятие зрительного напряжения;
использование специальных учебников и учебных принадлежностей, отвечающих особым образовательным потребностям слабовидящих;
использование индивидуальной, адаптированной с учетом зрительных возможностей слабовидящих обучающихся, текстовой и изобразительной наглядности; использование оптических, тифлотехнических и технических средств, облегчающих, учебно-познавательную деятельность слабовидящих обучающихся;
преимущественное использование индивидуальных пособий, выполненных в соответствии со зрительными возможностями слабовидящих обучающихся;
соблюдение режима физических нагрузок (с учетом противопоказаний);
необходимость при выполнении слабовидящими обучающимися итоговых работ адаптации (в соответствии с их особыми образовательными потребностями) текстового и иллюстративного материала и увеличения времени на их выполнение: время может быть увеличено в 1,5 раза по сравнению с регламентом, установленным для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
3. Требования к организации пространства
Организация пространства должна обеспечивать:
безопасность предметно-пространственной среды, что предполагает: безопасное предметное наполнение школьных помещений (свободные проходы к партам, входным дверям, отсутствие выступающих углов и т. п.);
оборудование специальными приспособлениями школьных помещений в соответствии с особыми образовательными потребностями слабовидящих обучающихся (зрительные ориентиры, контрастно выделенные первые и последние ступеньки лестничных пролетов и т.п.);
обеспечение свободного доступа естественного света в учебные и другие помещения, использование жалюзи, позволяющих регулировать световой поток; обеспечение в классах, где выполняются трудовые операции с использованием мелких орудий труда, работы с мелкими деталями, равномерного, рассеивающегося по всей поверхности рабочей зоны освещения; оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слабовидящих (недостаточность уровня освещенности рабочей поверхности, наличие бликов и др.);
Образовательная организация должна обеспечить наличие зрительных ориентиров.
В качестве ориентиров для помещений используются: - таблички и надписи с обозначением номеров аудиторий, названий учебных кабинетов, кабинетов должностных лиц, которые укрепляются на стене со стороны дверной ручки на высоте 1,6-1,7м; таблички рекомендуется выполнять размером 500х150 мм, текс выполняется на белом фоне черным цветом, толщина линии - 10мм; - указатели размещения аудиторий (классов), кабинетов, служебных помещений, которые устанавливаются на этажах в вестибюлях первых этажей учебных корпусов; - поэтажные планы, которые должны висеть у входа на каждый этаж.
определенного уровня освещенности школьных помещений: требование к уровню освещенности школьных помещений (учебных помещений, классов, кабинетов, спортивного зала, мастерских, комнат отдыха, рекреаций и др.) при реализации АООП НОО в отдельных образовательных организациях должны соответствовать нормам освещения, предусмотренным для слабовидящих обучающихся; требование к уровню освещенности школьных помещений при реализации АООП НОО в отдельном классе, в отдельных классах должны соответствовать нормам к уровню освещенности, утвержденным действующим СанПиНом для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Уровень освещенности рабочего места слабовидящего обучающегося должен быть увеличен за счет оборудования рабочего места индивидуальным источником света (по рекомендации врача офтальмолога).
доступность образовательной среды, что предполагает: использование учебников, дидактического материала и средств наглядности, отвечающих особым образовательным потребностям слабовидящих обучающихся; использование оптических, тифлотехнических, технических средств, в том числе и средств комфортного доступа к образованию; наличие в классе (специальном кабинете) места для хранения индивидуальных тифлотехнических и оптических средств, учебников, дидактических материалов; обеспечение доступности справочной и наглядной информации, размещенной в образовательной организации, для непосредственного и беспрепятственного восприятия слабовидящими обучающимися.
Требования к организации рабочего места
Рабочее место должно быть снабжено дополнительным индивидуальным источником света (в соответствии с рекомендациями врача офтальмолога). Школьная парта может быть стационарно зафиксирована, быть снабжена ограничительными бортиками, обеспечивающими предметную стабильность рабочей зоны (по рекомендации учителя дефектолога-тифлопедагога). Номер парты должен соответствовать росту ученика. Определение местоположения парты в классе для слабовидящего осуществляется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога.
Требования к техническим средствам комфортного доступа слабовидящего обучающегося к образованию.
В целях комфортного доступа слабовидящего обучающегося к образованию необходимо использовать: персональный компьютер, оснащенный необходимым для слабовидящего обучающегося программным обеспечением, адаптированные (с учетом особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся) официальные сайты образовательной организации, интерактивные доски. Режим зрительной нагрузки при работе с техническими средствами комфортного доступа и техническими средствам обучения регламентируется: нормами, предъявляемыми к непрерывной зрительной нагрузке слабовидящих: 1-3 классы - от 7 до10 минут;, 4 -9 классы – от 10 до15 минут; - индивидуальными рекомендациями врача-офтальмолога. При работе слабовидящих обучающихся с компьютером должны соблюдаться условия, определенные действующим СанПиНом и специальные условия, разработанные для слабовидящих. Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное их освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.
Требования к техническим средствам обучения
Наряду с общими техническими средствами, используемыми в образовании, в обучении слабовидящих должны использоваться специальные тифлотехнические и оптические (индивидуальные средства оптической коррекции, электронные лупы, дистанционные лупы, карманные увеличители различной кратности и др.) средства, облегчающие учебно-познавательную деятельность обучающимся.
Оптические и тифлотехнические средства должны быть доступными для систематического использования слабовидящими обучающимися. Образовательная организация должна иметь тифлотехнические устройства, позволяющие увеличивать, изменять контрастность и цвет (программы увеличения изображения на экране компьютера, автономные видео увеличители) визуальной информации. Рабочее место слабовидящего обучающегося должно содержать технические и учебно-методические средства доступа к информации: - программное обеспечение, установленное на ноутбук или ПК: программа увеличения изображения на экран (Magic); - цифровой планшет, обеспечивающий связь и интерактивной доской в классе (при наличии), с компьютером учителя; - ручной и стационарный видео увеличитель (Topaz, Onix); - индивидуальное освещение рабочей поверхности.
Требования к учебникам, учебным принадлежностям, дидактическим материалам и наглядным пособиям.
В процессе обучения слабовидящих необходимо использовать:
1) специальные учебники, созданные на основе учебников для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но отвечающие особым образовательным потребностям слабовидящих (отпечатанные увеличенным шрифтом) и имеющие учебно-методический аппарат, адаптированный под зрительные возможности слабовидящих;
2) учебные принадлежности: ручки с черной (для записи учебного материала) и зеленой (для выполнения графических работ) пастой; тетради в клетку и линейку с четкой разлиновкой, которые по рекомендации врача-офтальмолога должны быть специально разлинованы. Не допускается использование фломастеров, маркеров, оставляющих след на обратной стороне листа.
3) индивидуальные дидактические материалы и наглядные пособия, выполненные с учетом типологических и индивидуальных зрительных возможностей слабовидящих обучающихся.