Информационные технологии в работе учителя начальных классов.
Доклад подготовила Сергеева Елена Сергеевна,
учитель начальных класссов
МОУСОШ №50 г.Комсомольск-на-Амуре
ФГОС второго поколения не позволяют работать по - старому. Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных вопросах, должен быть постоянно в курсе новых открытий и изменений, обязан овладеть современными образовательными технологиями и использовать их в процессе обучения.
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться. Одной составляющей успешного обучения считается внедрение информационных технологий в школе. В данном случае модернизация школ является наиболее верным решением. Причём такой подход принесёт пользу непосредственно и самим преподавателям. Они смогут получать информацию из разных новых и достоверных источников, а также будут более интересно и эффективно доносить её до учащихся, что несомненно улучшит качество преподавания.
Где же сегодня находят широкое применение ИКТ? Прежде всего, на уроке.
Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:
• повысить мотивацию обучения;
• повысить эффективность процесса обучения;
• способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;
• совершенствовать методики проведения уроков;
• своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;
• планировать и систематизировать свою работу;
• использовать как средство самообразования;
• качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).
Основные направления информатизации начального образования:
• использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование в своей работе Интернет-ресурсов и т.д.);
• проведение урока с использованием ИТ (применение ИТ на отдельных этапах урока, использование ИТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями);
• осуществление проектной деятельности младших школьников с использованием ИКТ.
Кстати, информационные технологии в начальной школе – это не только компьютеры, проекторы и другое современное оснащение, как считают многие. Сюда же относится умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие культуры общения, правильный подбор образовательных медиаресурсов и использование их на практике. На основании этого данную технологию будет правильнее назвать информационно-коммуникационной.
ИКТ технология в начальной школе может быть реализована различными путями, а именно посредством:
применения всех известных информационно-коммуникационных мероприятий;
формирования интереса к учёбе у школьников;
способствования к самообразованию;
развития в детях коммуникативных компетенций;
мотивации к учёбе за счёт использования современных технологий;
максимального вложения в детей знаний, которые помогут им в самореализации в будущем.
ИКТ технологии в начальной школе по ФГОС подразумевают полный пересмотр подхода к процессу образования, внедрение новых методик и повышение уровня преподавания. В результате использования компьютерных технологий появляется намного больше и обширнее познакомить учеников с новой темой, даёт возможность школьникам наглядно увидеть изучаемый предмет, то есть создать ощущение подлинности и тем самым повысить интерес.
Для получения желаемого результата преподаватель должен уметь пользоваться современным оснащением, создавать презентации к каждому уроку и создавать собственные программы обучения, работать с материалами в интернете и использовать готовые цифровые образовательные ресурсы. Для закрепления знаний рекомендуется проведение мониторингов и тестовых работ в электронном виде.
Подача информации посредством ИКТ технологии может принести невероятные результаты. Ведь И. К. Ушинский говорил: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит». Это утверждение работает и сегодня, поэтому преподавателю нужно помнить его каждый раз, когда он готовится к уроку.
Литература.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996.
Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Школа-Пресс, 2002. – 120 с.
Педагогические Интернет-ресурсы.