"Информационное моделирование как метод познания". 6 класс. Босова Л.Л. ФГОС

Тема: «Информационное моделирование как метод познания»

Цели:

  • Образовательные: ввести понятие модели; познакомить учащихся с основными типами информационных моделей, способами их представления; формировать у учащихся умение строить модель с помощью графического редактора;
  • Развивающие: развивать навыки представления объектов окружающей действительности в виде систем или элементов систем; формировать информационное видение окружающего мира.
  • Воспитательные: формирование самостоятельности и ответственности при изучении нового материала; использование полученных знаний для решения практических задач повседневной жизни.

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные – представления о моделях и моделировании.
  • Метапредметные – владение знаково-символическими действиями.
  • Личностные – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.

Решаемые учебные задачи:

  • Сформировать представление о моделях и их назначении, о моделировании.
  • Сформировать представление о разнообразии моделей.
  • Научить школьников различать натурные и информационные модели, виды информационных моделей.
  • Дать примеры использования графического редактора для создания образных (графических) информационных моделей.

Содержимое разработки

chair3

desk2desk1doorfilecab3phone3PCplant

Содержимое разработки

Технологическая карта урока. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ, 6 класс, ФГОС

Урок 14

Тема: «Информационное моделирование как метод познания»

Цели:

  • Образовательные: ввести понятие модели; познакомить учащихся с основными типами информационных моделей, способами их представления; формировать у учащихся умение строить модель с помощью графического редактора;

  • Развивающие: развивать навыки представления объектов окружающей действительности в виде систем или элементов систем; формировать информационное видение окружающего мира.

  • Воспитательные: формирование самостоятельности и ответственности при изучении нового материала; использование полученных знаний для решения практических задач повседневной жизни.

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные – представления о моделях и моделировании.

  • Метапредметные – владение знаково-символическими действиями.

  • Личностные – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.

Решаемые учебные задачи:

  • Сформировать представление о моделях и их назначении, о моделировании.

  • Сформировать представление о разнообразии моделей.

  • Научить школьников различать натурные и информационные модели, виды информационных моделей.

  • Дать примеры использования графического редактора для создания образных (графических) информационных моделей.

Средства ИКТ:

  • Персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

  • Персональные компьютеры учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

  • Презентация «Информационное моделирование».

  • Плакат «Модели».


п/п

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

Организационный момент

1 минута

Проверка готовности детей к уроку, эмоционального настроения учащихся

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации


Мотивация учебной деятельности (по 2 балла за каждую выполненную работу)

5 минут

- Итак, вам было задано творческое задание: изобразить автомобиль, какое-либо здание и создать новогоднюю ель.

Показывают результаты своей работы и делают краткие сообщения о представленных объектах.

Познавательные УУД:

закрепление материала, изученного на предыдущих уроках.

Формулирование темы и целей через повторение (по 1 баллу за каждый верный ответ)

7 минут Сл 2 – 10.

- У вас есть любимая игрушка? Расскажите.

- Подумай, зачем родители дают детям игрушки?




- О каких свойствах реальных объектов можно узнать по игрушке?

- Вы уже поняли, что игрушки – это не просто объекты, а объекты – заместители реальных предметов. Они обладают некоторыми свойствами реальных объектов и могут помочь в познании окружающего мира.

-Подумайте, как может называться тема нашего урока?

- Давайте разделимся на строителей, модельеров и конструкторов. Перед строителями стоит задача построить дом, перед модельерами – сшить платье, перед конструкторами – принципиально новый автомобиль.

- Что необходимо сделать для решения каждой из этих задач?




Вывод:



- для того, чтобы ребенок мог узнать как устроен тот или иной объект, так как игрушки частично похожи на реальные объекты.

- о форме, назначении, возможностях.

- «Моделирование как метод познания»








- чтобы построить дом необходимо сделать макет здания, чертеж, произвести расчеты.

- чтобы сшить платье необходимо нарисовать его, затем сделать по эскизу выкройки.

- чтобы сконструировать автомобиль нужно произвести расчеты, сделать чертежи и т.п.

Задачей является создание модели.

Познавательные УУД:

закрепление материала, изученного на предыдущих уроках.

Личностные УУД:

развитие памяти и мышления

Регулятивные УУД:

- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему

- развитие логического мышления

Изучение новой темы

13 минут

-Узнать о моделировании:

Демонстрация презентации

- Познакомься с видами моделей и их свойствами.

- смотрят презентацию, записывают определения модели, прототипа - оригинала

- работают с учебником, с.52-56, выполняют задания № 108, 109 в РТ на стр. 98



Познавательные УУД:

развитие представлений о существенных и несущественных свойствах объектов, из которых строится понятие.

умение отбирать нужную информацию из имеющегося источника, работать со схемами.

Физкульт. минутка

3 минуты

- Разминка для глаз

Выполняют упражнения


Практическая работа.

(3 балла)

10 минут

- Приступим к выполнению практической работы № 8 (стр. 165-166)

Выполнение практической работы № 8 «Создаем графические модели»


Запись домашнего задания.

1 минута

§ 9, вопросы стр. 45-46, РТ № 102, 104

Работа с дневниками


Итоги урока, рефлексия

(по 1 баллу)

5 минут

Что нового узнали на уроке?

Что было непонятно?

Оцените свою деятельность на уроке.

Кому урок понравился, поднимите 2 руки,

что-то было непонятно - поднимите правую руку, урок не понравился - левую руку.


Работа с дневниками, подсчет баллов, выставление оценок.

0 - 2 балл – оценка «2»

3 - 4 балла – оценка «3»

5 – 6 баллов – оценка «4»

7 и более баллов – оценка «5»


Личностные УУД:

- развитие самооценки




Содержимое разработки


Мои баллы



Мои баллы

0 - 2 балл – оценка «2»

3 - 4 балла – оценка «3»

5 – 6 баллов – оценка «4»

7 и более баллов – оценка «5»



0 - 2 балл – оценка «2»

3 - 4 балла – оценка «3»

5 – 6 баллов – оценка «4»

7 и более баллов – оценка «5»


Всего баллов



Всего баллов


Моя оценка



Моя оценка













Мои баллы



Мои баллы

0 - 2 балл – оценка «2»

3 - 4 балла – оценка «3»

5 – 6 баллов – оценка «4»

7 и более баллов – оценка «5»



0 - 2 балл – оценка «2»

3 - 4 балла – оценка «3»

5 – 6 баллов – оценка «4»

7 и более баллов – оценка «5»


Всего баллов



Всего баллов


Моя оценка



Моя оценка













Мои баллы



Мои баллы

0 - 2 балл – оценка «2»

3 - 4 балла – оценка «3»

5 – 6 баллов – оценка «4»

7 и более баллов – оценка «5»



0 - 2 балл – оценка «2»

3 - 4 балла – оценка «3»

5 – 6 баллов – оценка «4»

7 и более баллов – оценка «5»


Всего баллов



Всего баллов


Моя оценка



Моя оценка



Содержимое разработки

Зачем родители дают детям игрушки? У вас есть любимая игрушка?
  • Зачем родители дают детям игрушки?
  • У вас есть любимая игрушка?
Что необходимо сделать для решения каждой из этих задач? Строители Строительство дома Строительство дома Модельеры Пошив платья Пошив платья Конструкторы

Что необходимо сделать для решения каждой из этих задач?

Строители

  • Строительство дома
  • Строительство дома

Модельеры

  • Пошив платья
  • Пошив платья

Конструкторы

  • Создание автомобиля
  • Создание автомобиля
ТЕМА: ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ

ТЕМА: ИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ

Модели объектов  и их назначение Исходный объект - прототип Объект-заместитель -  модель Моделирование  – метод познания окружающего мира, состоящий в создании  и исследовании моделей реальных объектов.

Модели объектов и их назначение

Исходный объект - прототип

Объект-заместитель - модель

Моделирование – метод познания окружающего мира, состоящий в создании и исследовании моделей реальных объектов.

Примеры моделей Схема Манекен Карта  погоды *

Примеры моделей

Схема

Манекен

Карта погоды

*

Модель создают, если: Объект  очень большой Объект  слишком мал *

Модель создают, если:

Объект очень большой

Объект слишком мал

*

Модель создают, если: Процесс протекает очень быстро Процесс протекает очень медленно *

Модель создают, если:

Процесс протекает очень быстро

Процесс протекает очень медленно

*

Модель создают, если: Исследование объекта может повлечь  его разрушение Исследование объекта опасно для окружающих *

Модель создают, если:

Исследование объекта может повлечь его разрушение

Исследование объекта опасно для окружающих

*

Свойства моделей Модель отражает только часть свойств, отношений и особенностей поведения оригинала. Модель  вулкана  отражает :  форму;  цвет;  отдельные происходящие процессы Не отражает :  реальные размеры;  многие происходящие процессы *

Свойства моделей

Модель отражает только часть свойств, отношений и особенностей поведения оригинала.

Модель вулкана отражает :

  • форму;
  • цвет;
  • отдельные происходящие процессы

Не отражает :

  • реальные размеры;
  • многие происходящие процессы

*

Виды моделей Модель Натурная (материальная) Информационная Реальные предметы,  в уменьшенном или увеличенном виде воспроизводящие внешний вид, структуру или поведение объекта моделирования Описания объекта оригинала на языках кодирования информации

Виды моделей

Модель

Натурная (материальная)

Информационная

Реальные предметы, в уменьшенном или увеличенном виде воспроизводящие внешний вид, структуру или поведение объекта моделирования

Описания объекта оригинала на языках кодирования информации

Натурные модели Натурная модель подъёмного крана воспроизводит:  состав;  движения частей механизма Что воспроизводит натурная модель дома? Натурные модели - реально воспроизводят внешний вид, структуру и поведение объекта. *

Натурные модели

Натурная модель подъёмного крана воспроизводит:

  • состав;
  • движения частей механизма

Что воспроизводит натурная модель дома?

Натурные модели - реально воспроизводят внешний вид, структуру и поведение объекта.

*

Информационные модели Информационные модели - описание объекта-оригинала на языках кодирования информации. *

Информационные модели

Информационные модели - описание объекта-оригинала на языках кодирования информации.

*

Модели используются для: представления материальных предметов Макет исторической застройки  в Н. Кисельном переулке в Москве  *

Модели используются для:

представления материальных предметов

Макет исторической застройки в Н. Кисельном переулке в Москве

*

Модели используются для: объяснения известных  фактов *

Модели используются для:

объяснения известных фактов

*

Модели используются для: проверки гипотез  и получения новых знаний  об исследуемых объектах Прогноз последствий глобального потепления *

Модели используются для:

проверки гипотез и получения новых знаний об исследуемых объектах

Прогноз последствий глобального потепления

*

Модели используются для: прогнозирования Ураганы – фото из космоса *

Модели используются для:

прогнозирования

Ураганы – фото из космоса

*

Модели используются для: управления *

Модели используются для:

управления

*

Информационная модель Информационная модель - набор признаков, содержащий всю необходимую информацию об исследуемом объекте. !

Информационная модель

Информационная модель - набор признаков, содержащий всю необходимую информацию об исследуемом объекте.

!

Образные модели Образные модели представляют собой  зрительные образы объектов, зафиксированные  на каком-либо носителе информации.

Образные модели

Образные модели представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации.

Знаковые модели program lab; var  a, b, s, p: integer; begin  write('Введите длину: ');  readln(a);  write('Введите ширину: ');  readln(b);  s := a * b;  p := 2 * (a + b);  writeln('Площадь равна: ', s);  writeln('Периметр равен: ', p); end. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! И.С. Тургенев Знаковые информационные модели строятся  с использованием различных языков  (знаковых систем).

Знаковые модели

program lab;

var

a, b, s, p: integer;

begin

write('Введите длину: ');

readln(a);

write('Введите ширину: ');

readln(b);

s := a * b;

p := 2 * (a + b);

writeln('Площадь равна: ', s);

writeln('Периметр равен: ', p);

end.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!

И.С. Тургенев

Знаковые информационные модели строятся с использованием различных языков (знаковых систем).

Смешанные модели В смешанных информационные моделях одновременно используются образные и знаковые элементы.

Смешанные модели

В смешанных информационные моделях одновременно используются образные и знаковые элементы.

Практическая работа № 8 «Создаем графические модели» Стр. 165-166

Практическая работа № 8

«Создаем графические модели»

Стр. 165-166

Упражнение для глаз

Упражнение для глаз

Домашнее задание § 9, вопросы стр. 45-46, РТ № 102, 104

Домашнее задание

§ 9, вопросы стр. 45-46, РТ № 102, 104

Самое главное

Самое главное

  • Модель – это объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта (оригинала) с определенной целью.
  • Модель не является точной копией объекта-оригинала.
  • Можно создавать и использовать разные модели одного объекта.
  • Процесс создания и использования модели называют моделированием .
Самое главное

Самое главное

  • Натуральные модели – реальные предметы, в уменьшенном или увеличенном виде, воспроизводящие внешний вид, структуру или поведение объекта моделирования.
  • Набор признаков, содержащий всю необходимую информацию об исследуемых объектах и процессах, называют информационной моделью .
Подсчет баллов

Подсчет баллов

  • 0 - 2 балл – оценка «2»
  • 3 - 4 балла – оценка «3»
  • 5 – 6 баллов – оценка «4»
  • 7 и более баллов – оценка «5»
Сохранить у себя:
"Информационное моделирование как метод познания". 6 класс. Босова Л.Л. ФГОС

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки