Информационная безопасность школьника

Статья о проблемах обеспечения информационной безопасности в обществе.

Содержимое разработки

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ШКОЛЬНИКА


О.И. Красноносова,

учитель информатики

МОУ «ОШ № 36»


В современном мире информационные технологии используются во всех сферах человеческой деятельности, открывая уникальные возможности. Наряду с этим, все большую актуальность приобретает проблема обеспечения информационной безопасности в обществе, что происходит в связи с существенным возрастанием численности юных пользователей. Если взрослый человек может фильтровать всю поступающую к нему информацию, найти способы оградить себя от рисков или вовсе избежать их, то ребенок в связи с отсутствием опыта и необходимых знаний и навыков не может обезопасить себя от угроз в Сети.

Интернет содержит в публичном доступе ряд ценнейших первоисточников - электронные библиотеки, музеи, периодику, тематические подборки материалов, профессиональные справочники, словари, клубы по интересам, являясь важным элементом системы компьютерного образования. Также всем известно, что основы компьютерной грамотности сейчас немыслимы без наглядной демонстрации и освоения приемов доступа в Сеть, поиска информации, работы с электронной почтой и средствами персональных коммуникаций.

Возможность получать самую последнюю информацию, внедрять дистанционные программы обучения, онлайн тестирование, изучение языков, создавать веб-страницы школ, на которых размещать информацию о расписаниях, экзаменах факультативных курсах и т.д., все это осуществилось путем внедрения Интернет в образовательных учреждениях, что повысило также уровень и качество образовательных программ. Однако, помимо образовательных целей, зачастую используется школьниками для развлечений: общений в социальных сетях, посещений чатов, игровых сайтов, сайтов сомнительного содержания.

Школьники проводят много времени в Интернет и вне школы, получая информацию, которая может негативно влиять на их психику. Современное состояние информационного пространства Сети можно определить, как источник угрозы информационной безопасности школьников. Современный школьник, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков информации. Данный фактор не позволяет однозначно рассматривать Интернет как благоприятную образовательную среду.

К факторам риска можно отнести:

1. КОНТЕНТНЫЕ риски - связаны с нахождением в сети различных материалов (текстов, картинок, аудио- и видеофайлов, ссылок на сторонние ресурсы). Контентные риски связаны с потреблением информации, которая публикуется в интернете и включает в себя незаконный, непредназначенный для детей контент. Неподобающий контент включает в себя материалы, содержащие: насилие, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть и т.д.

2. ЭЛЕКТРОННЫЕ риски – возможность столкнуться с хищением персональной информации или подвергнуться атаке вредоносных программ. Риски, связанные с электронной безопасностью, относятся к различной кибердеятельности, которая включает в себя: разглашение персональной информации, выход в сеть с компьютера с низким уровнем защиты (риск подвергнуться вирусной атаке), онлайн мошенничество и спам.

3. КОММУНИКАЦИОННЫЕ риски - связаны с общением и межличностными отношениями интернет-пользователей. Включают в себя киберпреследования. Киберпреследования – это преследование человека сообщениями, содержащими оскорбления, как обмен информацией, контактами или изображениями, запугивание, подражание, хулиганство.

4. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ риски – злоупотребление в Интернете правами потребителя.

Принято выделять следующие факторы информационной среды, которые угрожают информационной безопасности школьников:

  • доступность, бесконтрольность, неограниченный объем информации, поступающий к школьникам;

  • наличие носителей информации, воздействующих на физиологические системы ребёнка;

  • наличие специфических элементов, изменяющих психофизиологическое состояние детей;

  • наличие информации манипулятивного характера, дезориентирующую школьников, которые ограничены в своих возможностях в силу возрастных особенностей несовершеннолетних.

На сегодняшний день существует проблема безопасности ребёнка в киберпространстве. Для того чтобы обеспечить эту безопасность, необходимо, в первую очередь, усилить контроль нахождения ребенка в информационном пространстве.

Исходя из вышеизложенного, остро возникает проблема повышения уровня информационной грамотности педагогов и родителей. Учителям, в рамках своих уроков, необходимо как можно чаще применять современные информационные технологии и сразу же предостерегать своих учеников о возможности их негативного влияния. В воспитательной работе уделять внимание воспитанию информационной культуры учащихся. Проводить уроки медиаобразования, на которых давать самые необходимые знания по соблюдению безопасности в информационном пространстве.

Родителям, в свою очередь, следует объяснять детям, что нужно критически относиться к полученным из Интернет материалам, ведь опубликовать информацию в Интернет может абсолютно любой человек. Необходимо объяснять ребенку, что сегодня практически каждый человек может создать свой сайт и при этом никто не будет контролировать, насколько правдива размещенная там информация. Учить ребенка проверять все то, что он видит в Интернет.

В заключение следует отметить, что Интернет прочно вошел в нашу повседневную жизнь, и вопросы информационной безопасности важны сегодня как никогда. Огромное число пользователей глобальной сети – дети. Они могут играть, знакомиться, познавать мир... Но в отличие от взрослых, в виртуальном мире они не чувствуют опасности. Наша обязанность – защитить детей от негативного контента.



Сохранить у себя:
Информационная безопасность школьника

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки