Индивидуальное логопедическое занятие с обучающимся 4 класса с ОВЗ РАС «Большая буква в кличках животных. Дифференциация слов со звуками д-т».

Индивидуальное логопедическое занятие с обучающимся 4 класса с ОВЗ РАС «Большая буква в кличках животных. Дифференциация слов со звуками д-т».

Содержимое разработки

Тема урока: Индивидуальное логопедическое занятие с обучающимся 4 класса с ОВЗ РАС  «Большая буква в кличках животных. Дифференциация слов  со звуками д-т».

Цель урока: закрепление материала по теме «Клички животных на д-т», развитие фонематического восприятия и грамматического строя речи у ученика 3 класса с ОВЗ РАС.

Задачи урока:

  • закрепить знания о кличках животных на буквы «д» и «т»;

  • развивать фонематическое восприятие, умение различать звуки «д» и «т» в словах;

  • совершенствовать грамматический строй речи;

  • развивать внимание, память, мышление;

  • воспитывать интерес к изучению логопедии и дефектологии.

Методы урока:

  • словесные (объяснение, беседа);

  • наглядные (использование картинок с животными при затруднении);

  • практические (выполнение заданий).

Ход занятия:

1.      Организационный момент (2 минуты):

    • приветствие ученика; инструктирование,

    • проверка готовности к уроку.

2.      Актуализация знаний (2 минут):

    • беседа о животных, которые известны ученику;

    • вопросы: «Какие животные нравятся?», «У тебя есть домашние животные?».

3.      Основная часть (17 минут):

    • объяснение темы урока: «Сегодня мы будем говорить о кличках животных на буквы „д“ и „т“»;

    • показ картинок с животными и их кличками (например, собака Дружок, кошка Тишка);

    • вопросы: «Как зовут этого животного?», «Какая буква есть в кличке этого животного?»;

    • выполнение тестовых заданий на различение звуков «д» и «т» в словах ( «Выбери животное, в кличке которого есть звук „д“: а) Тишка, б) Дружок»);

    • выполнение грамматических заданий ( «Составь предложение с кличкой животного»).

Лексические тестовые задания:

  1. Назови животное, которое начинается на букву «д»: а) тигр, б) собака, в) дельфин.

  2. Назови животное, которое начинается на букву «т»: а) кошка, б) тигр, в) слон.

  3. Назови кличку животного на букву «д»: а) Мурзик, б) Дуня, в) Барсик.

  4. Назови кличку животного на букву «т»: а) Тишка, б) Дружок, в) Рыжик.

  5. Придумай кличку для собаки на букву «д».

  6. Придумай кличку для кошки на букву «т».

  7. Назови животное, у которого в кличке есть буква «д»: а) кот Тишка, б) пёс Дружок.

  8. Назови животное, у которого в кличке есть буква «т»: а) кошка Мурка, б) собака Тиша.

  9. Назови животное, которое живёт в доме и у которого кличка начинается на букву «д»: а) хомяк, б) собака, в) кошка.

  10. Назови животное, которое живёт в доме и у которого кличка начинается на букву «т»: а) попугай, б) кошка, в) собака.

Фонематические тестовые задания:

  1. Различи звуки «д» и «т» в словах: а) дом, б) том.

  2. Назови слова, в которых есть звук «д»: а) дача, б) тень.

  3. Назови слова, в которых есть звук «т»: а) трава, б) дерево.

  4. Назови слова, в которых звуки «д» и «т» чередуются: а) доброта, б) труд.

  5. Назови слова, в которых звук «д» стоит в начале слова: а) дверь, б) дом.

  6. Назови слова, в которых звук «т» стоит в начале слова: а) трава, б) тень.

  7. Назови слова, в которых звук «д» стоит в середине слова: а) вода, б) год.

  8. Назови слова, в которых звук «т» стоит в середине слова: а) почта, б) ракета.

  9. Назови слова, в которых звук «д» стоит в конце слова: а) плод, б) сад.

  10. Назови слова, в которых звук «т» стоит в конце слова: а) кот, б) плот.

Грамматические тестовые задания:

  1. Составь предложение с кличкой животного на букву «д»: а) Дружок — это собака, б) Тишка — это кошка.

  2. Составь предложение с кличкой животного на букву «т»: а) Тишка играет, б) Дружок спит.

  3. Составь предложение, в котором есть слово с буквой «д»: а) Я иду гулять, б) Я читаю книгу.

  4. Составь предложение, в котором есть слово с буквой «т»: а) Я играю в мяч, б) Я рисую дом.

  5. Составь предложение, в котором есть слова с буквами «д» и «т»: а) Дима идёт гулять, б) Таня рисует дом.

  6. Составь предложение, в котором есть словосочетание с буквой «д»: а) Мы идём в парк, б) Мы читаем книгу.

  7. Составь предложение, в котором есть словосочетание с буквой «т»: а) Мы играем в мяч, б) Мы рисуем дом.

  8. Составь предложение, в котором есть словосочетание с буквами «д» и «т»: а) Дима играет в мяч, б) Таня читает книгу.

  9. Составь предложение, в котором есть глагол с буквой «д»: а) Дима рисует, б) Таня играет.

  10. Составь предложение, в котором есть глагол с буквой «т»: а) Таня танцует, б) Дима играл.

Задания на фонематический анализ и синтез:

  1. Раздели слово на слоги:         а) дом, б) трава.

  2. Определи первый звук в слове:     а) дерево, б) трава.

  3. Определи последний звук в слове:     а) дом, б) тень.

  4. Определи ударный слог в слове:      а) доброта, б) труд.

  5. Определи количество звуков в слове: а) дом, б) трава.

  6. Определи количество слогов в слове: а) дом, б) трава.

  7. Определи, какой звук стоит перед заданным звуком: а) в слове «дом» перед «о», б) в слове «трава» перед «а».

  8. Определи, какой звук стоит после заданного звука: а) в слове «дом» после «д», б) в слове «трава» после «т».

1.      Закрепление материала (2 минут):

    • повторение основных моментов урока;

    • тестовые вопросы на проверку знаний (например, «Назови кличку животного на букву „д“: а) Мурзик, б) Дуня»).

2.      Дополнительные домашние задания ( 1 минуты):

    • придумать клички для животных на буквы «д» и «т»;

    • нарисовать животное с кличкой на букву «д» или «т».

Формы контроля знаний:

  • наблюдение за ответами ученика;

  • анализ выполненных заданий.

Ожидаемые результаты после проведения урока:

  • ученик сможет с помощью назвать клички животных на буквы «д» и «т»;

  • улучшит фонематическое восприятие;

  • повысит уровень грамматического строя речи.

Рефлексия:

  • обсуждение с учеником, что им понравилось на уроке, что было трудно;

  • сбор обратной связи от ученика с помощью.

Самостоятельное выполнение учащимся с ОВЗ РАС типовых заданий на новый способ действия:

  • придумать свои задания на тему «Клички животных на д-т»;

  • выполнить задания, аналогичные тем, что были на уроке.

Итоги урока:

  • подведение итогов урока;

  • выставление оценок за работу на уроке(самооценка и оценка логопедом).

Лексические тестовые задания:

  1. Назови животное, которое начинается на букву «д»: а) тигр, б) собака, в) дельфин.

  2. Назови животное, которое начинается на букву «т»: а) кошка, б) тигр, в) слон.

  3. Назови кличку животного на букву «д»: а) Мурзик, б) Дуня, в) Барсик.

  4. Назови кличку животного на букву «т»: а) Тишка, б) Дружок, в) Рыжик.

  5. Придумай кличку для собаки на букву «д».

  6. Придумай кличку для кошки на букву «т».

  7. Назови животное, у которого в кличке есть буква «д»: а) кот Тишка, б) пёс Дружок.

  8. Назови животное, у которого в кличке есть буква «т»: а) кошка Мурка, б) собака Тиша.

  9. Назови животное, которое живёт в доме и у которого кличка начинается на букву «д»: а) хомяк, б) собака, в) кошка.

  10. Назови животное, которое живёт в доме и у которого кличка начинается на букву «т»: а) попугай, б) кошка, в) собака.

Фонематические тестовые задания:

  1. Различи звуки «д» и «т» в словах: а) дом, б) том.

  2. Назови слова, в которых есть звук «д»: а) дача, б) тень.

  3. Назови слова, в которых есть звук «т»: а) трава, б) дерево.

  4. Назови слова, в которых звуки «д» и «т» чередуются: а) доброта, б) труд.

  5. Назови слова, в которых звук «д» стоит в начале слова: а) дверь, б) дом.

  6. Назови слова, в которых звук «т» стоит в начале слова: а) трава, б) тень.

  7. Назови слова, в которых звук «д» стоит в середине слова: а) вода, б) год.

  8. Назови слова, в которых звук «т» стоит в середине слова: а) почта, б) ракета.

  9. Назови слова, в которых звук «д» стоит в конце слова: а) плод, б) сад.

  10. Назови слова, в которых звук «т» стоит в конце слова: а) кот, б) плот.

Грамматические тестовые задания:

  1. Составь предложение с кличкой животного на букву «д»: а) Дружок — это собака, б) Тишка — это кошка.

  2. Составь предложение с кличкой животного на букву «т»: а) Тишка играет, б) Дружок спит.

  3. Составь предложение, в котором есть слово с буквой «д»: а) Я иду гулять, б) Я читаю книгу.

  4. Составь предложение, в котором есть слово с буквой «т»: а) Я играю в мяч, б) Я рисую дом.

  5. Составь предложение, в котором есть слова с буквами «д» и «т»: а) Дима идёт гулять, б) Таня рисует дом.

  6. Составь предложение, в котором есть словосочетание с буквой «д»: а) Мы идём в парк, б) Мы читаем книгу.

  7. Составь предложение, в котором есть словосочетание с буквой «т»: а) Мы играем в мяч, б) Мы рисуем дом.

  8. Составь предложение, в котором есть словосочетание с буквами «д» и «т»: а) Дима играет в мяч, б) Таня читает книгу.

  9. Составь предложение, в котором есть глагол с буквой «д»: а) Дима рисует, б) Таня играет.

  10. Составь предложение, в котором есть глагол с буквой «т»: а) Таня танцует, б) Дима играет.

Задания на фонематический анализ и синтез:

  1. Раздели слово на слоги:         а) дом, б) трава.

  2. Определи первый звук в слове:     а) дерево, б) трава.

  3. Определи последний звук в слове:     а) дом, б) тень.

  4. Определи ударный слог в слове:      а) доброта, б) труд.

  5. Определи количество звуков в слове: а) дом, б) трава.

  6. Определи количество слогов в слове: а) дом, б) трава.

  7. Определи, какой звук стоит перед заданным звуком: а) в слове «дом» перед «о», б) в слове «трава» перед «а».

  8. Определи, какой звук стоит после заданного звука: а) в слове «дом» после «д», б) в слове «трава» после «т».

  9. Определи, какие звуки есть в слове: а) дом, б) трава.

  10. Определи, каких звуков нет в слове: а) дом, б) трава.

Сохранить у себя:
Индивидуальное логопедическое занятие с обучающимся 4 класса с ОВЗ РАС «Большая буква в кличках животных. Дифференциация слов со звуками д-т».

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки