Тема урока: Индивидуальное логопедическое занятие с обучающимся 4 класса с ОВЗ РАС «Большая буква в кличках животных. Дифференциация слов со звуками д-т».
Цель урока: закрепление материала по теме «Клички животных на д-т», развитие фонематического восприятия и грамматического строя речи у ученика 3 класса с ОВЗ РАС.
Задачи урока:
закрепить знания о кличках животных на буквы «д» и «т»;
развивать фонематическое восприятие, умение различать звуки «д» и «т» в словах;
совершенствовать грамматический строй речи;
развивать внимание, память, мышление;
воспитывать интерес к изучению логопедии и дефектологии.
Методы урока:
словесные (объяснение, беседа);
наглядные (использование картинок с животными при затруднении);
практические (выполнение заданий).
Ход занятия:
1. Организационный момент (2 минуты):
приветствие ученика; инструктирование,
проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний (2 минут):
беседа о животных, которые известны ученику;
вопросы: «Какие животные нравятся?», «У тебя есть домашние животные?».
3. Основная часть (17 минут):
объяснение темы урока: «Сегодня мы будем говорить о кличках животных на буквы „д“ и „т“»;
показ картинок с животными и их кличками (например, собака Дружок, кошка Тишка);
вопросы: «Как зовут этого животного?», «Какая буква есть в кличке этого животного?»;
выполнение тестовых заданий на различение звуков «д» и «т» в словах ( «Выбери животное, в кличке которого есть звук „д“: а) Тишка, б) Дружок»);
выполнение грамматических заданий ( «Составь предложение с кличкой животного»).
Лексические тестовые задания:
Назови животное, которое начинается на букву «д»: а) тигр, б) собака, в) дельфин.
Назови животное, которое начинается на букву «т»: а) кошка, б) тигр, в) слон.
Назови кличку животного на букву «д»: а) Мурзик, б) Дуня, в) Барсик.
Назови кличку животного на букву «т»: а) Тишка, б) Дружок, в) Рыжик.
Придумай кличку для собаки на букву «д».
Придумай кличку для кошки на букву «т».
Назови животное, у которого в кличке есть буква «д»: а) кот Тишка, б) пёс Дружок.
Назови животное, у которого в кличке есть буква «т»: а) кошка Мурка, б) собака Тиша.
Назови животное, которое живёт в доме и у которого кличка начинается на букву «д»: а) хомяк, б) собака, в) кошка.
Назови животное, которое живёт в доме и у которого кличка начинается на букву «т»: а) попугай, б) кошка, в) собака.
Фонематические тестовые задания:
Различи звуки «д» и «т» в словах: а) дом, б) том.
Назови слова, в которых есть звук «д»: а) дача, б) тень.
Назови слова, в которых есть звук «т»: а) трава, б) дерево.
Назови слова, в которых звуки «д» и «т» чередуются: а) доброта, б) труд.
Назови слова, в которых звук «д» стоит в начале слова: а) дверь, б) дом.
Назови слова, в которых звук «т» стоит в начале слова: а) трава, б) тень.
Назови слова, в которых звук «д» стоит в середине слова: а) вода, б) год.
Назови слова, в которых звук «т» стоит в середине слова: а) почта, б) ракета.
Назови слова, в которых звук «д» стоит в конце слова: а) плод, б) сад.
Назови слова, в которых звук «т» стоит в конце слова: а) кот, б) плот.
Грамматические тестовые задания:
Составь предложение с кличкой животного на букву «д»: а) Дружок — это собака, б) Тишка — это кошка.
Составь предложение с кличкой животного на букву «т»: а) Тишка играет, б) Дружок спит.
Составь предложение, в котором есть слово с буквой «д»: а) Я иду гулять, б) Я читаю книгу.
Составь предложение, в котором есть слово с буквой «т»: а) Я играю в мяч, б) Я рисую дом.
Составь предложение, в котором есть слова с буквами «д» и «т»: а) Дима идёт гулять, б) Таня рисует дом.
Составь предложение, в котором есть словосочетание с буквой «д»: а) Мы идём в парк, б) Мы читаем книгу.
Составь предложение, в котором есть словосочетание с буквой «т»: а) Мы играем в мяч, б) Мы рисуем дом.
Составь предложение, в котором есть словосочетание с буквами «д» и «т»: а) Дима играет в мяч, б) Таня читает книгу.
Составь предложение, в котором есть глагол с буквой «д»: а) Дима рисует, б) Таня играет.
Составь предложение, в котором есть глагол с буквой «т»: а) Таня танцует, б) Дима играл.
Задания на фонематический анализ и синтез:
Раздели слово на слоги: а) дом, б) трава.
Определи первый звук в слове: а) дерево, б) трава.
Определи последний звук в слове: а) дом, б) тень.
Определи ударный слог в слове: а) доброта, б) труд.
Определи количество звуков в слове: а) дом, б) трава.
Определи количество слогов в слове: а) дом, б) трава.
Определи, какой звук стоит перед заданным звуком: а) в слове «дом» перед «о», б) в слове «трава» перед «а».
Определи, какой звук стоит после заданного звука: а) в слове «дом» после «д», б) в слове «трава» после «т».
1. Закрепление материала (2 минут):
повторение основных моментов урока;
тестовые вопросы на проверку знаний (например, «Назови кличку животного на букву „д“: а) Мурзик, б) Дуня»).
2. Дополнительные домашние задания ( 1 минуты):
придумать клички для животных на буквы «д» и «т»;
нарисовать животное с кличкой на букву «д» или «т».
Формы контроля знаний:
наблюдение за ответами ученика;
анализ выполненных заданий.
Ожидаемые результаты после проведения урока:
ученик сможет с помощью назвать клички животных на буквы «д» и «т»;
улучшит фонематическое восприятие;
повысит уровень грамматического строя речи.
Рефлексия:
обсуждение с учеником, что им понравилось на уроке, что было трудно;
сбор обратной связи от ученика с помощью.
Самостоятельное выполнение учащимся с ОВЗ РАС типовых заданий на новый способ действия:
придумать свои задания на тему «Клички животных на д-т»;
выполнить задания, аналогичные тем, что были на уроке.
Итоги урока:
подведение итогов урока;
выставление оценок за работу на уроке(самооценка и оценка логопедом).
Лексические тестовые задания:
Назови животное, которое начинается на букву «д»: а) тигр, б) собака, в) дельфин.
Назови животное, которое начинается на букву «т»: а) кошка, б) тигр, в) слон.
Назови кличку животного на букву «д»: а) Мурзик, б) Дуня, в) Барсик.
Назови кличку животного на букву «т»: а) Тишка, б) Дружок, в) Рыжик.
Придумай кличку для собаки на букву «д».
Придумай кличку для кошки на букву «т».
Назови животное, у которого в кличке есть буква «д»: а) кот Тишка, б) пёс Дружок.
Назови животное, у которого в кличке есть буква «т»: а) кошка Мурка, б) собака Тиша.
Назови животное, которое живёт в доме и у которого кличка начинается на букву «д»: а) хомяк, б) собака, в) кошка.
Назови животное, которое живёт в доме и у которого кличка начинается на букву «т»: а) попугай, б) кошка, в) собака.
Фонематические тестовые задания:
Различи звуки «д» и «т» в словах: а) дом, б) том.
Назови слова, в которых есть звук «д»: а) дача, б) тень.
Назови слова, в которых есть звук «т»: а) трава, б) дерево.
Назови слова, в которых звуки «д» и «т» чередуются: а) доброта, б) труд.
Назови слова, в которых звук «д» стоит в начале слова: а) дверь, б) дом.
Назови слова, в которых звук «т» стоит в начале слова: а) трава, б) тень.
Назови слова, в которых звук «д» стоит в середине слова: а) вода, б) год.
Назови слова, в которых звук «т» стоит в середине слова: а) почта, б) ракета.
Назови слова, в которых звук «д» стоит в конце слова: а) плод, б) сад.
Назови слова, в которых звук «т» стоит в конце слова: а) кот, б) плот.
Грамматические тестовые задания:
Составь предложение с кличкой животного на букву «д»: а) Дружок — это собака, б) Тишка — это кошка.
Составь предложение с кличкой животного на букву «т»: а) Тишка играет, б) Дружок спит.
Составь предложение, в котором есть слово с буквой «д»: а) Я иду гулять, б) Я читаю книгу.
Составь предложение, в котором есть слово с буквой «т»: а) Я играю в мяч, б) Я рисую дом.
Составь предложение, в котором есть слова с буквами «д» и «т»: а) Дима идёт гулять, б) Таня рисует дом.
Составь предложение, в котором есть словосочетание с буквой «д»: а) Мы идём в парк, б) Мы читаем книгу.
Составь предложение, в котором есть словосочетание с буквой «т»: а) Мы играем в мяч, б) Мы рисуем дом.
Составь предложение, в котором есть словосочетание с буквами «д» и «т»: а) Дима играет в мяч, б) Таня читает книгу.
Составь предложение, в котором есть глагол с буквой «д»: а) Дима рисует, б) Таня играет.
Составь предложение, в котором есть глагол с буквой «т»: а) Таня танцует, б) Дима играет.
Задания на фонематический анализ и синтез:
Раздели слово на слоги: а) дом, б) трава.
Определи первый звук в слове: а) дерево, б) трава.
Определи последний звук в слове: а) дом, б) тень.
Определи ударный слог в слове: а) доброта, б) труд.
Определи количество звуков в слове: а) дом, б) трава.
Определи количество слогов в слове: а) дом, б) трава.
Определи, какой звук стоит перед заданным звуком: а) в слове «дом» перед «о», б) в слове «трава» перед «а».
Определи, какой звук стоит после заданного звука: а) в слове «дом» после «д», б) в слове «трава» после «т».
Определи, какие звуки есть в слове: а) дом, б) трава.
Определи, каких звуков нет в слове: а) дом, б) трава.