Имя прилагательное

Разработка урока: "Имя прилагательное"

Содержимое разработки

Урок русского языка в 5 классе.


Тема: Имя прилагательное как часть речи.


Цель: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические и синтаксические признаки.


Задачи:

Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.

Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развивать логическое мышление.

Воспитательная: содействовать в ходе урока воспитанию внимания и уважения к слову, любви к природе.



Ход урока.

  1. Организационный момент.


  1. Постановка цели и задач урока.


«Сказка про краски».

Если б всё на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило? Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым, на зелёной спать перине

Под зелёным одеялом?

И зелёною водою на рассвете умываться,

И зелёным-презелёным полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами, зеленея, птицы реют,

Над зелёными домами ярко солнце зеленеет.

Видеть мир привыкли люди белым, жёлтым, синим, красным.

Пусть же всё на свете будет удивительным и разным.


- Чтобы рассказать об удивительном и разном, нам нужны особые слова. Слова какой части речи нам нужны?

- Конечно, имена прилагательные.

«Имя прилагательное как часть речи»


- Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи?

( чередование гласных в корне слова)

  1. Изучение нового материала.

- Итак, мы открыватели. Сегодня на уроке поэтапно, шаг за шагом мы сделаем с вами открытия.

- Как вы понимаете смысл названия части речи?

Приложенное, добавленное к чему-то.

- Дословный перевод с латинского языка - «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное», с греческого – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы.

- В каких художественных текстах чаще всего используются эпитеты-прилагательные? С какой целью?

- Они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.

Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы.

Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту:


А) Работа с учебником. Упр. 567, стр. 225.

Задание: прочитать текст.

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками,

Люблю её, нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

А. А. Прокофьев

- Какую картину природы вы себе представили? Совпадает ваше представление с изображением на экране?

- Что помогает поэту создавать яркую, образную картину?

- Да, эпитеты – это образные прилагательные. Прочитайте слова, которые помогают поэту ярко, образно нарисовать берёзу.

- Это первое наше открытие: в художественных текстах имена прилагательные выполняют роль эпитетов.

- Идём к следующим открытиям.

- Выпишите через запятую все прилагательные.

(Русскую, грустную, белёном, красивыми, зелёными, нарядную, родную, ненаглядную, ясную, кипучую, плакучую)

- Что обозначают все эти слова?

- На какой вопрос отвечают?

Б) Работа с текстом.

Лисий след ведет к норе,

След собачий - к конуре.

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин – к дырочке в полу.

Задание: прочитать текст, найти прилагательные. На какие вопросы они отвечают?

Это второе открытие.


- А теперь дайте определение прилагательного.

Физминутка.

Встаем. Игра «Найди лишнего».

Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите имя прилагательное, топнуть ногами, если слово не является прилагательным.

Веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.


В) Склонение словосочетания.


Чтобы определить морфологические признаки прилагательного, просклоняем словосочетание русская берёзка.

- Изменилось ли прилагательное?

(Да, точно так же, как существительное.)

- Значит, прилагательное изменяется по падежам. А какая часть речи помогает нам определить падеж?

(Существительное.)

- Давайте внимательно посмотрим на существительное и назовём его другие морфологические признаки?

(Ж. род, ед. число)

- Могут ли существительное и прилагательное быть разного рода и числа?

(Нет, они согласуются.)

- Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род?

(Нет.)( Белые берёзы, листы, поля)

Сделаем вывод:

Прилагательные изменяются по падежам, числам и в единственном числе – по родам.

Это следующее открытие.

Г) Синтаксический разбор предложений.

Живёт у нас в лесу чудесная птица. Она красива.


- Каким членом предложения могут являться прилагательные?

Вывод:

Чаще всего прилагательные являются определениями, но могут выступать в роли сказуемого.

- Это следующее открытие.


Д) Чтение правила.

- А теперь откроем учебник и сравним правило в нем (стр. 228)

4. Закрепление.


А теперь применим наши знания на практике. Чтобы выполнить задания, мы должны немного потренироваться.

  1. Отгадайте слова-предметы (сущ)

- Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.

- Золотое решето черных домиков полно: сколько черненьких домов – столько беленьких жильцов.

- К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пестрая – белая с черным, а на голове черная с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я … .

Летит … , несет в клюве сосновую шишку.

Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку, как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился за кору острыми когтями, а снизу еще хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жесткие, крепкие.


2) А теперь наоборот. Задание называется «Подари предмету признак».

Надо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным:

Багульник, лотос

- Как вы думаете, почему я предложила вам именно эти изображения?


- Итак, для чего нужны имена прилагательные?

(Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.)


Поэтому прилагательные о себе говорят так:


С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить

Им веселее станет жить.


5.Домашнее задание:

с. 228 (выучить правило), упр.574






4


Сохранить у себя:
Имя прилагательное

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки