ИКТ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.
ИКТ занимают всё большее и большее место в нашей жизни. В наше время использование ИКТ является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, способствует модернизации образования и формированию коммуникативной и информационной компетенции учащихся, повышает мотивацию и познавательную активность, расширяет их кругозор.
На уроках иностранного языка возможно применение огромного количества цифровых образовательных ресурсов: обучающих программ на CD-ROM, текстовых редакторов, электронных таблиц, тестов, электронных учебников, презентаций в Power Point, учебных Интернет ресурсов.
Существует большое количество обучающих компьютерных программ. Задача учителя – выбрать наиболее подходящие программы для обучения и интегрировать их в учебный процесс. Конечно, нельзя забывать об ограничении максимально допустимого времени работы за компьютером.
Учитель может использовать мультимедийные приложения, идущие в комплекте с УМК по которому обучаются дети. Такие приложения полностью соответствуют авторской концепции учебника, предъявление и закрепление материала соответствует тематическому и поурочному планированию, а также сохранена сюжетная линия и персонажи. А также возможно использование различных лингафонных и обучающих курсов, не входящих в комплект используемого УМК, при отработке различных тем и для достижения необходимых результатов обучения. Например, на своих уроках я использую лингафонный курс «Bridge to English» и обучающие программы по английскому языку из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».
Широко используются на уроках и мультимедийные презентации. Их использование позволяет сделать подачу нового материала более наглядной, запоминающейся, а работу учащихся на уроках более интересной и мотивированной. Ученики могут сами создавать компьютерные презентации, что положительно влияет и на усвоение материала и на заинтересованность в учёбе и в достижении результата.
Использование информационных и учебных ресурсов интернета даёт практически безграничные возможности для образования и самообразования, обучения иностранным языкам. При обучении иностранному языку можно использовать различные формы коммуникации: видео- и веб-конференции, чаты, форумы, электронную почту. Дети с большим удовольствием буду общаться со сверстниками из других стран в режиме реального времени.
Для учебных целей создаются учебные Интернет-ресурсы. В англоязычной литературе выделяют следующие виды учебных Интернет-материалов: хотлист (hotlist), трежа хант (treasure hunt), сабджект сэмпла (subject sampler), мультимедиа скрэпбук (multimedia scrapbook) и вебквест (webquest).
Хотлист (список по теме) представляет собой список Интернет сайтов по изучаемой теме. Чтобы его создать, нужно ввести ключевое слово в поисковую систему.
Трежа хант (охота за сокровищами) содержит ссылки на различные сайты по изучаемой теме и вопросы по содержанию каждого сайта. С помощью этих вопросов учитель направляет поисково-познавательную деятельность учащихся. В конце учащимся может быть задан один более общий вопрос на целостное понимание темы. Развёрнутый ответ на него будет включать ответы на предшествующие более детальные вопросы по каждому из сайтов.
Сабджект сэмпла стоит на следующей ступени сложности по сравнению с трежа хантом. Содержит ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет. После изучения каждого аспекта темы учащиеся должны не просто ответить на поставленные вопросы, но и аргументировать своё мнение.
Мультимедиа скрэпбук (мультимедийный черновик) содержит ссылки не только на текстовые сайты, но и на фотографии, аудиофайлы и видеоклипы, графическую информацию и анимационные виртуальные туры. Все файлы скрэпбука учащиеся могут легко скачать и использовать в качестве информационного и иллюстративного материала при изучении определённой темы.
Вебквест (интернет проект) – самый сложный тип учебных Интернет-материалов. Это сценарий организации проектной деятельности учащихся по изучаемой теме. В него входят все компоненты четырёх вышеуказанных материалов. Вебквест предполагает проведение проекта с участием всех учащихся. Сначала весь класс знакомится с общими сведениями по изучаемой теме. Затем учитель отбирает ресурсы сети интернет, классифицируя их так, чтобы каждая группа ознакомилась лишь с одним проблемным аспектом темы. Учащиеся каждой группы изучают и обсуждают предложенную проблему. После этого учащиеся перегруппировываются так, чтобы во вновь образованных группах было по одному представителю из каждой первичной группы. И в процессе нового обсуждения все учащиеся узнают друг от друга все аспекты обсуждаемой проблемы.
Таким образом, несомненно, что внедрение ИКТ в учебный процесс способствует развитию коммуникативно-речевых умений и познавательной деятельности учащихся, а также достижению основных целей обучения иностранному языку.