Игра «ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Игра «ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА»

ЦЕЛЬ: повышение интереса к русскому языку; расширение кругозора учащихся; развитие умений активно проявлять свои способности, смекалку, работать в команде; сплочение классного коллектива.

Содержимое разработки

Игра «ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА»


ЦЕЛЬ: повышение интереса к русскому языку; расширение кругозора учащихся; развитие умений активно проявлять свои способности, смекалку, работать в команде; сплочение классного коллектива.

В игре принимают участие 2 команды

  1. «Секретный приказ». Определяем девиз нашей игры.

    Лишь буквы – те, что в этих строчках
    Даны не более чем раз, -
    Тебе помогут быстро, точно
    Секретный выполнить приказ.


    ЗПСБТКУЫШЭДЯЖЬФЮЭ
    ФТШВЗЧПКРСАГПОМ
    ЫСЫЭЛЮЕКНШЖИТЯЧЗ
    Ответ. Будь врагом лени.

  2. Игра «Какая буква лишняя и почему?»



О Ю К В А Ы

Э П У

А Ы Г Ю Е Э



А Ю Ф Ж Ч Щ

Е К

Я И С Т Й Ц

  1. Игра «Какой слог лишний и почему?»



ЛУ ЛЕ БУ БЭ РЭ РУ

ЛЯ БО РО

ЛЮ ЛИ БА БЮ РА РЯ







  1. Игра «Подбери слово к схеме».



Студенты подбирают слова под соответствующие схемы:

  1. односложные двухсложные трехсложные



  1. очк ечк



  1. ник ниц



  1. тель ист



4.Игра «Подбери однокоренное слово к корню».





вод вар бег лет

5.Игра «Спрятавшееся слово».

Даны слова:

хлев, столб, укол, зубр, коса, полк, волк, крот, смех, уточка.

В каждом из этих слов спряталось еще одно слово. Надо отыскать его.

6.Игра «Расколдуй слово».

Даны “заколдованные” слова, в которых изменен порядок букв:

хоупл, смтоы, угьшл, ныбти, свьоа.

Нужно расколдовать слово, расставив буквы в алфавитном порядке. Побеждает тот, кто первым расколдует слова.

Ответы: лопух, мосты, глушь, бинты, авось.



8.Игра «Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?»

(за) горой (за) водой (за) летел

(по) бежал (по) дороге (по) волок

(по) опушке (по) мчался (по) тарелке

(из) учить (во) дворе (во) шел

(об) судить (по) трепал (под) сосной

(с) ветки (с) прыгнул (с) сарая

9. Допишите слова, поясняющие многозначность данных слов.

Например: колокольчик – цветок, звонок.

нос - …

золотая - …

кран - …

язык - …

(нос – корабля, человека, ботинка

золотая – цепочка, коса, осень, мастерица

кран – подъёмный, водопроводный

 язык – колокола, ботинка, иностранный)


10.Закончи предложения.

 а) Иван Иванович был очень тихим и спокойным человеком. Все говорили, 

что он.....(мухи не обидит).

Мой друг очень любит петь, но почему-то говорят, что....(ему медведь на 

ухо наступил)

 Для справок: как белка в колесе, комар носу не подточит, мухи не обидит, как корова на льду, медведь на ухо наступил.

 б) У меня столько забот! Я верчусь, как… (белка в колесе)

Мытьё пола грязной тряпкой – это… (мартышкин труд)

Подсказка на уроке – это… (медвежья услуга)

 Для справок: кот в мешке; мартышкин труд; белка в колесе; медвежья услуга; покорная



а). Числовые ребусы.
Например, 100Г, па3от, 100 лб, 3котаж, 3умф, 100рож.


Конкурс « Собери текст»

 

Представители команд должны собрать текст из отдельных предложений, то есть наклеить предложения в правильном порядке на лист бумаги. Затем один человек от каждой команды прочитает этот текст вслух.

 

Для    команды    1

 

Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

Голова сказала: «Разойдемся!»   

И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

 


Для команды 2

 

У одного отца было два сына

Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

Они пошли судиться к соседу. Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

Они сказали: «Он велел делить все пополам».

Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду.»

 

Игра “Пентагон” по русскому языку по теме “Лексическое значение слова”.

I. Тема вопроса: “Слово”. Ответ: огурец

  1. Это слово означает овощ.

  2. С ним сравнивают либо совсем юных, либо старых, но бодрых.

  3. Раньше брадобреи подкладывали его за щеку клиентам.

  4. На юге растёт тот, которого называют “бешеным”.

  5. Его срывают всегда зелёным и на еду, и для консервирования.

II. Тема вопроса: “Предмет”. Ответ: колокол

  1. Со старых времён они носят имена собственные, такие как Колодарь, Медведь, Лебедь, Козёл и даже Царь.

  2. Ими пользовались раньше водолазы и железнодорожные кондукторы.

  3. В названии этого предмета дважды звучит древнее русское слово, означающее круг.

  4. У этого предмета есть язык, и он работает языком.

  5. Если работают сразу с тремя из них, раздаётся трезвон.

III. Тема вопроса: “Многозначное слово”. Ответ: очки

  1. Этот древнейший прибор.

  2. Это – достоинство карты.

  3. Это – заменители баллов.

  4. С ними не справилась Мартышка.

  5. Это изображено на капюшоне королевской кобры.

IV. Тема вопроса: “Предмет”. Ответ: бумага

  1. На фабрике Уотмана это было гладким и плотным.

  2. Говорят, что “она очень терпелива”.

  3. В основном, она состоит из целлюлозы.

  4. Раньше вместо неё использовали глину, воск, кожу.

  5. На ней учатся писать.

V. Тема вопроса: “Слово”. Ответ: барабан

  1. Это слово называет венчающую часть здания, несущую купол, в форме цилиндра или многогранника.

  2. Полый цилиндр в механизмах, а также вообще техническое устройство цилиндрической формы.

  3. От этого слова возник хирургический термин, характеризующий часть слухового аппарата человека.

  4. Это ударный мембранный музыкальный инструмент.

  5. Если вам безразлично, значит, вам “всё по нему”

VIII. Тема вопроса: “Предмет”.Ответ: самовар

  1. Раньше он предназначался для изготовления сбитня.

  2. Описан случай, когда он возглавил бунт против неряшливой и ленивой хозяйки.

  3. Описан случай, когда его купили за полкопейки.

  4. С ним не стоит ездить в Тулу.

  5. У него “мы с Машей” чай пили вечерком.

X. Тема вопроса: “Многозначное слово”.Ответ: программа

  1. Слово пришло из французского языка со значением “объявление, афиша, распоряжение”.

  2. Краткое изложение содержания и методических установок предмета, курса, преподаваемого в учебном заведении.

  3. Изложение содержания и цели деятельности политической партии, организации или отдельного деятеля.

  4. Порядок проведения чего-либо: праздника, концерта и т.д., а также листок с перечнем исполняемых номеров.

  5. План предстоящей деятельности, работ, мероприятий.

XI. Тема вопроса: “Многозначное слово”.Ответ: иммунитет

  1. В немецкий язык это слово пришло из латинского языка со значением “освобождение от повинностей, податей, налогов”.

  2. Право на неприкосновенность, предоставляемое лицам, занимающим особое место в государстве.

  3. Первая безударная объясняется латинской приставкой im-.

  4. В переносном значении это способность противостоять чему-либо, сохраняя спокойствие и невозмутимость.

  5. Этот биологический термин означает способность организма защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность.

Забавные превращения

МИГ - в ЧАС

ЧАС - в ГОД

НОЧЬ - в ДЕНЬ

ПАС - в ГОЛ



ЛЕСЕНКА

Д- 2 буквы,

3 буквы

4 буквы

5 букв

6 букв


Телеграмма

Составить текст телеграммы , каждое слово начинается на букву слова ЛИТЕРАТУРА по порядку,

Сохранить у себя:
Игра «ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки