Игра по географии и экологии "Последний герой". (6-9 кл.)

Современная система географического и экологического образования формирует преимущественно теоретиков. Их трудности это необходимость перехода от теории к практике, не объяснять,а действовать. Следовательно школе нужен выбор таких видов учебной деятельности, которые способствовали бы активной сбалансированной работе школьников Эта игра поможет создать условия для практического применения знаний и умений. Игра проходит в форме соревнования двух команд в пять этапов. В данной игре могут принять участие дети младшего и среднего возраста.

Содержимое разработки

Игра: Последний герой.

Игра для школьников.

Современная система экологического образования формирует преимущественно теоретиков. Их трудности это необходимость перехода от теории к практике, не объяснять, а действовать. Следовательно школе нужен выбор таких видов учебной деятельности, которые способствовали бы активной сбалансированной работе школьников.

Надеемся, что предлагаемая игра поможет создать условия для практического применения знаний и умений учащихся.

Игра проходит в форме соревнования двух команд в пять этапов: Вода, Жилище, Пища, Болезни, Зрелище. В данной игре могут применять участие дети младшего и среднего школьного возраста. После успешного выполнения каждого задания команды получают жетоны («солнышки»). В течении игры негромко звучит шум океанского прибоя с музыкальным сопровождением.

Оборудование (по количеству команд): карточки к играм «Водоемы» и «Путаница», рисунки «Биологические показатели чистоты водоема»; камни, песок, ракушки, ткань, водоросли, листья растений, сосуды с неочищенной водой, сосуды для очищенной воды; минеральная вода; план острова; листы чистой бумаги; фломастеры; ветки, листва, трава, мох для костра; карта-схема «Типы костров»; продукты: кофе, растительное масло, хлеб, листья салата, картофель, сахар; карты-модели растений; коробочки с различными запа

хами; гербарий растений; жетоны «солнышки».


Ведущий. Приветствует учащихся. Сегодня мы отправляемся в путешествие по реке. Представим себе , что судно, на котором вы плыли, потерпело крушение. Те, кто спасся, добрались до необитаемого острова. Ваша задача: выжить до прихода помощи. У вас есть знания о природе и ее законах, вы можете использовать их.

За каждое преодоленное препятствие вы будете получать «солнышко», которое даст вам шанс дождаться прихода помощи.

Первый Этап. «Вода»

Ведущий. Необходимые компоненты для выживания человека - это воздух, вода, пища и т. д.

Вы остались живы, вы дышите, ваша следующая задача- найти воду. Задумались ли вы когда-нибудь, что вода, которую мы используем сегодня – это та же самая вода, которую использовали древние египтяне тысячи лет назад. Вы согласны с этим утверждением? Но наша планета богата водой. Однако в последнее время перед людьми все чаще возникает проблема ее нехватки. Это вызвано, в основном, неравномерным распределением воды и ее неразумным потреблением. Вода движется в замкнутой системе без дополнительных поступлений из атмосферы. На земле никогда не будет воды больше, чем есть сейчас. 97,3% всей воды содержится в морях и океанах. Но это соленая вода. Доля пресной воды составляет лишь 2,7%.

В таблице показано распределение пресной воды. Смотрите таблица1.

Распределение пресной воды

Ледяные «шапки» гор и ледники

77,2%

Подземные воды и почвенная влага

22,4%

Озера и водоемы

0,35%

Атмосфера

0,04%

Реки и ручьи

0,01%



Из таблицы видно, что 90% пресной воды находится в ледниках, атмосфере и в подземных водах.

1. Игра «Водоемы». Командам предлагаются карточки с видами водоемов(океан, озеро, море, родник, лужа, ручей, капля, река). Установите закономерность и разложите карточки в соответствии с ней. Время выполнения задания 2 мин.

2. Постарайтесь визуально определить чистоту водоема. Обоснуйте свой ответ. Время выполнения задания 1 мин.

(Ответ: Биологические показатели чистоты водоема: стрекоза, лилии, личинки поденок и веснянок.)

(Загрязненный водоем: обилие водорослей (вызывают нитраты и фосфаты), личинки ручейника и пиявки)

3.При помощи подручных средств подготовьте воду для питья.

Командам предлагаются: камни, песок, ракушки, ткань, водоросли, листья растений…

Задача – сделать фильтр. Время выполнения задания 3 мин.


Ведущий. Итак, вы освоили способ получения воды для питья. Вода – один из важнейших факторов в борьбе за выживание. Вы получаете «солнышко».

Второй этап. «Жилище»

Ведущий. Основная жизненная потребность удовлетворена. Сейчас ваша задача построить себе жилище. Что может стать вашим кровом?

1. Нарисуйте свой вариант жилища, укажите материал, который вы использовали для его постройки, и объясните свой выбор. Время выполнения задания 2 мин.

  • Что может стать кровом? (Шалаш: крупные ветви ели ставят конусом, мелкие – по принципу черепицы между ними.)

  • На чем спать? (На матраце: осока еловые ветки, уложенные в несколько слоев.)

  • Подушка не помешает? (можно использовать пух иван-чая, рогоз.)

  • Без одеяла не будет холодно? (Будет! Накройся сухой травой, мхом.)

2. На плане острова расположите свой дом в наиболее выгодном месте, ответ обоснуйте.

Время выполнения задания 1 мин.


Ведущий. А теперь необходимо разжечь костер.

У вас осталась одна спичка, вам нужно развести костер. Типов костров много, какой из них разгорится быстрее? Задача каждой команды сложить костер, назвать его тип и объяснить свой выбор. Можно использовать ветки, сухую листву, траву, мох. Время выполнения задания 2 мин. За правильные ответы командам вручаются «солнышки».

(Ответ. Типы костров:

  • «Шалаш» - поленья укладываются под углом к центру, пламя в верхней части костра получается концентрированным, жарким. Такой костер разгорается очень быстро, удобен для освещения лагеря и варки, Он дает высокое пламя, но имеет узкую зону нагрева и образует мало углей.

  • «Колодец» - это жаровой костер, загорается медленнее, но горит дольше и образует много углей. Костер удобен для приготовления пищи, для обогрева и сушки одежды.

  • «Нодья» - разгорается долго, горит ровным жарким пламенем несколько часов. Такой костер позволяет варить пищу для большой группы ,сушить вещи и ночевать рядом без палатки.)

Третий этап. «Пища»

Ведущий. Вы обустроили свой дом. Пора подумать о хлебе насущном.

  • Определите, какими растениями можно заменить следующие продукты питания. Укажите, какую часть растения вы используете. Время выполнения задания 3 мин.

Задание команде №1.



Кофе

(Ответ: Одуванчик – корень,

Цикорий – корень,

Шиповник – плоды.)

Масло

(Ответ: Кедровый - орех,

Лещина – орех,

Сосна – семена.)

Хлеб

(Ответ: Иван-чай – корень,

Рогоз – корень,

Кувшинка – корень.)



Задание команде №2.

Салат

( Ответ: Примула – листья,

Крапива – листья,

Хвощ– стебель, лист.)

Картофель

(Ответ: Иван-чай – корень,

Стрелолист – клубни,

Лопух – корень.)

Сахар

(Ответ: Камыш – корень,

Можжевельник – шишки,

Медуница – корень весной.)




Морковь

( Ответ: Лопух – корень.)

Капуста

(Ответ: Молодило– листья,

Сныть – листья.)

Огурец

(Ответ: Борщевик– стебли.)

Дополнительное задание.

  • Перечислите как можно больше растений, из которых можно приготовить чай. Время выполнения задания 2 мин.

( Ромашка, иван-чай, брусника, малина, смородина, земляника, шиповник, зверобой, душица, мята, примула, клевер, черника, клюква, вереск….)

  • На острове находиться еще долго, и поэтому вам пригодятся правила поиска съедобных растений.

Правила поиска съедобных растений

Никогда не употребляйте:

  • растения, выделяющие на изломе белый(похожий на молоко) сок;

  • грибы с неприятным запахом;

  • луковицы без характерного луковичного или чесночного запаха;

  • косточки и семена плодов( они часто ядовиты).

В северных и умеренных широтах все ягоды, похожие на малину, клубнику и чернику, безопасны.

Незнакомые плоды, луковицы, клубни желательно проваривать, так как варка уничтожает многие органические яды.

Наибольшая часть очень ядовитых растений встречается на болотистых почвах и на субальпийских лугах.


Ведущий. Вам повезло, волна принесла сундук. Постарайтесь по запаху определить «сокровища», которые в нем находятся.

  • Игра «Что знает нос?». Командам предлагаются коробочки с различными запахами( лимон, чеснок, ваниль, пихта, облепиха).

Время выполнения задания 1 мин.

За правильные ответы команда получает «солнышки».

Четвертый этап. «Болезни»

(два ученика поют «Песенку Медуницы».)

Как не стыдно человеку –

Чуть чего, бежать в аптеку?!

Ты прими хоть сто пилюль,

Все равно здоровье – нуль!

Зато у матушки-природы

Полным-полно других даров.

Прими леса, поля, и воды,

И гор хребты, и неба своды –

И ты практически здоров!

И ты практически здоров!


Ведущий. У участников игры появились симптомы каких-то заболеваний.

У команды №1 – это укусы насекомых и ОРВИ.

У команды №2 - раны и ожоги, желудочно-кишечные расстройства.

(Дополнительные задание: авитаминоз.)

Помогите себе, найдите лекарство в «лесной аптеке». Время выполнения задания 2 мин.


(Ответ.

  • Укусы насекомых( оса, пчела, комар).

Снимет боль и раздражение – сок одуванчика, листья подорожника и черемухи, мята перечная

  • Раны и ожоги,

Помогут остановить кровотечение – крапива, пастушья сумка, тысячелистник.

Ранозаживляющие – подорожник, мать-мачеха, зверобой, заячья капуста.

Перевязочные средства – сфагнум, кукушкин лен.

  • ОРВИ.

Жаропонижающие травы – отвар листьев малины, клюква( сок ягод), примула, полынь, кипрей.

При кашле – мать-мачеха, подорожник, прострел, примула, корень солодки, медуница, багульник.

  • Авитаминоз – брусника(С), голубика(С,Fe), клюква, земляника, шиповник, черная смородина, спорыш, примула, пастушья сумка.

  • Желудочно-кишечные заболевания – ромашка аптечная, полынь, аир болотный, одуванчик, тысячелистник, черника, мята перечная, подорожник(листья), зверобой, хвощ, черемуха, крапива,)


Ведущий. Хотя остров и необитаем, здесь могут быть хищные звери. Чтобы снова не пришлось залечивать раны, вам не помешают знания основ маскировки.

  • Игра «Прятки».

Ведущий закрывает глаза и считает: «1,2,3,4,5 – я иду искать, кто не спрятался, я не виноват». Играющие «прячутся» возле предметов, соответствующих их цвету одежды.

За правильные ответы команды получают «солнышки».

Пятый этап. «Зрелища»

Ведущий. Суровая жизнь Робинзона Крузо. Каждая минута – борьба за выживание. Вы обеспечили себя всем необходимым, теперь можно отдохнуть.

1) Участники получают карточки с названиями растений и животных, Они должны образовать пары (растение – животное) и объяснить причину выбора ( одним, двумя словами). Время выполнения задания 1 мин.

( Ответ. Еж – сосна (имеются иголки); крапива – пчела (жалят); мать-и-мачеха – крот (мягкие покровы); росянка – паук (едят насекомых); репейник – пиявка (цепляются); осина – заяц (трусишки).

2) Каждому, находящемуся в лесу, желательно знать, какая погода будет в ближайшее время: нужно ли строить шалаш для укрытия от дождя или можно спокойно продолжать путешествие. Открываем метеобюро. На выполнение задания дается 2 мин.

Знаете ли вы признаки хорошей и плохой погоды? Докажите! Каждая команда выбирает 8 признаков погоды.

( Признаки хорошей погоды:

  • паук быстро ткет паутину;

  • утренняя роса на траве;

  • вечером квакают лягушки;

  • днем тепло, а ночью холодно;

  • муравьи тащат куколок;

  • стрекочут сверчки и кузнечики;

  • утром стелется туман;

  • красная вечерняя заря, серое утро.

Признаки плохой погоды:

  • ласточки летают низко;

  • паук сворачивает паутину;

  • утром нет росы;

  • муравьи бегут к муравейнику;

  • дым от костра стелется по земле;

  • при восходе небо красное;

  • мухи становятся назойливыми;

  • дождевые черви вылезают наружу.)

3) «Доска объявлений»

Ведущий. Вы видите объявления, предложенные тем или иным организмом.

Отгадайте авторов этих посланий.

  • Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик всегда ношу на себе (Улитка, черепаха)

  • Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне. (Еж, дикобраз, ель)

  • Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (Гусеница, змея, червяк)

  • Помогу всем, у кого сломался будильник. (Петух)

  • Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с медом.(Медведь.)

  • Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья. (Птица)

  • Что-то скучно стало выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк)

  • Тому, кто найдет мой хвост! Оставьте себе на память. Я успешно отращу себе новый! (Ящерица)

  • Уже 150 лет жду друга! Характер положительный, недостаток один – медлительность. (Черепаха)

  • Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне. (Лось)

  • Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью. (Сова)

  • Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочу обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени и отчеству. Патрикеевной больше не называть.(Лиса)

  • Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. (Кукушка)

За правильные ответы команды получают «солнышки».



Ведущий. Завершить нашу игру можно хорошей песней или стихотворением. Объявляется конкурс песен или стихотворений о природе. ( Команды представляют свои песни или стихотворения.)

Ведущий. Сегодня для вас открылись некоторые тайны природы. За время путешествия вы кое-чему научились. Команда, победившая в игре, отправляется домой на катере, количество мест на нем ограничено. Оставшимся участникам игры придется ждать следующего рейса. Игра окончена.

Побеждающий получит в игре сокровенные знания и умения. Удачи и настойчивости!

7


Сохранить у себя:
Игра по географии и экологии "Последний герой". (6-9 кл.)

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки