Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Тацинская средняя общеобразовательная школа№3
Урок технологии с использованием регионального компонента в 7 классе по теме:
«Пасха на Дону.
Яйцо - сувенир на Пасху»
Авдиенко Галина Георгиевна
Учитель технологии МБОУ ТСОШ№3
Ст.Тацинская
Урок технологии в МБОУ ТСОШ№3 7 класс. Тема урока: «Пасха на Дону. Яйцо - сувенир на Пасху»
Учитель: Авдиенко Г.Г.
Цели и задачи урока:
Узнать новое о православном празднике Пасхе на Дону, его символах, сувенирах, обычаях.
формировать исследовательские способности, познавательный интерес,
осуществить комплексный подход к уроку через межпредметные
связи ( история, литература, изобразительное искусство, музыка ),
прививать бережное отношение к культурным традициям народа.
Научиться украшать сувенир-яйцо различными способами.
Воспитание аккуратности, усидчивости, развитие народных традиций.
1.Мотивация самоопределения к деятельности.
Приветствие учащихся
Здравствуйте!
Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему ... (Учащиеся хором) ПРИВЕТ!
С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылая свой ... (Учащиеся хором) ПРИВЕТ!
При встрече через много лет
Вы крикните друзьям ... (Учащиеся хором) ПРИВЕТ!
И улыбнутся вам в ответ
От слова доброго ... (Учащиеся хором) ПРИВЕТ!
И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям ... (Учащиеся хором) ПРИВЕТ!
Подарим привет и свои улыбки гостям, друг другу и мне.
Сегодня наш урок я хотела начать стихотворением Берестова:
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней.
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полёты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
2.Актуализация знаний, фиксирование затруднений.
Учитель: На этом уроке мы с вами обратимся к прошлому и настоящему нашего Донского народа.
-Скажите, а какой христианский праздник отмечает православный народ в это воскресенье?
- А что принято дарить на Пасху?
-А как можно назвать одним словом яйца-писанки (расписные), крашенки, декоративные яйца из ленточек, фарфоровые и так далее?
-Сувениры, правильно. А что такое сувенир? Давайте посмотрим в словаре.
-А вот теперь подумайте и скажите, как можно назвать тему нашего урока. (Предлагаются темы урока)
-И так, тема нашего урока: «Пасха на Дону. Яйцо- сувенир на Пасху»
-Чему мы должны научиться на уроке?
- С какими затруднениями вы столкнулись?
- Как их можно разрешить?
3. «Открытие нового знания»
Учитель: На Дону, как и в России Пасху называли Великий день, Светлый день. У казаков существовало поверье, что на Пасху солнце играет. И многие старались подкараулить это мгновенье. Дети даже обращались к солнцу с песенкой:
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись!
Молодежь взбиралась на крыши, чтобы встретить солнышко. Пасха была очень большим праздником, длившимся неделю, и вся неделя была заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресеньем Христовым, христосоваться и обмениваться крашеными яйцами. На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, поэтому звучал беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.
Под звон колоколов. Считается, что в ночь на Пасху спать нельзя и что в это волшебное время нужно находиться в храме, чтобы очистить свою душу от злобы и вражды, впустить в нее добро и любовь.
1. История возникновения праздника.
2.Пасхальные игры на Руси.
3. Пословицы и поговорки, сколько было игр на Руси?
4.Стихи о Пасхе.
А. Плещеев.
На Пасхе.
Как солнце блещет ярко,
Как неба глубь светла,
Как весело и громко гудят колокола!
Немолчно в Божьих храмах
Поют: «Христос воскрес!» –
И звуки дневной песни
Доводят до небес.
Сегодня день великий:
За нас, проливши кровь
Христос воскрес из мёртвых
И в мир являлся вновь.
Не знает скорби сердце,
Душа у всех ясна:
Ведь с праздником пасхальным
Приходит к нам весна.
Весть о воскресшем Боге
Она несёт с небес,
Ответим же с весельем:
«Воистину воскрес!».
5. На Пасху принято делать друг другу подарки. Лучший из них– крашенное яйцо. Обычай красить яйца на Пасху и дарить друг другу мы обязаны святой Марии Магдалины. Она пришла в Рим и преподнесла императору Тиберию красное яйцо со словами: «Христос- воскресе!» Именно с крашенных яиц начинается Пасхальное застолье. В наше время и сей час, христиане, дарят яйца друг другу говоря:" Христос воскрес! -Воистину воскрес!" Красить яйца и печь куличи принято на Страстной седмице, в Чистый четверг. А какие способы окраски яиц вы знаете? Основные правила окраски яиц.
4. Первичное закрепление материала.
Учитель:
- Какое яйцо называется крашенка?
- Какое яйцо мы называем писанка?
- Откуда пришел обычай отмечать Пасху?
- Почему яйцо принято окрашивать в красный цвет?
5.Практическая работа: «Яйцо- сувенир на Пасху.»
Инструкционная карта: «Последовательность изготовления пасхального яйца из атласных ленточек».
Вам потребуется:
куриное яйцо;
2,5 м атласной ленты шириной 0,5 см;
бумага;
двусторонний скотч;
бисер;
игла для бисера.
1.На остром и тупом концах яйца с помощью толстой иголки проколоть по одному отверстию, выдуть яйца, вымыть снаружи и изнутри водой с моющим средством.
2.Оклеить яйцо двустороннем скотчем.
3. Булавкой закрепить ленту на остром конце яйца и равномерно обмотать его лентой по часовой стрелке, придерживая ее пальцами на остром и тупом концах яйца. Несколькими стежками закрепить ленту на макушке яйца.
4. По всему яйцу нашить бисеринки, одновременно скрепляя друг с другом края ленточек
5. Анализ работ учащихся, выставление самооценок.
6. Рефлексия.
- Запишите домашнее задание: Выполнить несколько эскизов росписи Пасхального яйца.
- Ребята, вам понравился урок? - Продолжите предложение!
- На уроке технологии я узнала… - За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников? - Мне захотелось… - Теперь я могу… - Было ли над чем подумать на уроке?
Спасибо всем за урок!
Желаем светлой Пасхи,
Чтобы жилось, как в сказке,
Везенья и удачи,
Чтоб стали Вы богаче.
Чтоб близкие любили,
Друзья боготворили,
Карьера удавалась,
Удача улыбалась.
Название пасхального яйца | Технология изготовления пасхальных яиц | Как выглядит яйцо |
Крашенки Крашенки от – слова «красить». Красить яйца можно по-разному. | 1.Варят яйца вкрутую, затем на 15-20 минут погружают в раствор теплой воды с пищевым красителям, который можно купить в магазине. 2.В отваре луковичной шелухи. Для этого сырые яйца помещают в кастрюлю с водой, добавляют шелуху и варят 15-20 минут, пока яички не приобретут нужный цвет. 3.На Руси красили по особому: обматывали их сухими листьями дуба, березы, крапивы, перевязывали нитками и варили. Получались красивые «мраморные» яйца.
|
|
Писанки. Писанки – это древняя традиция обрядовой росписи на живом яйце при помощи красок и пчелинного воска | Для рисунка писанки используют элементы растительного и животного орнамента, геометрические фигуры. Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску – «яблоньку», и держалось в ней в течение трех « отченашей». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черной ночи. Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. Клали венчиком вокруг кулича – для Бога, на блюдо с зерном – для людей, а крашенки на проросшем овсе – для родителей. И три свечи горели в честь Отца и Сына Духа Святого.
|
|
Крапанки. Крапанки – от украинского слова «крапать», то есть покрывать каплями. | Сначала яйцо красят одним цветом, затем, когда оно высохнет и остынет, на него наносят капли горячего воска. Как только воск остынет, яйцо кладут в раствор другого цвета. После высыхания краски яйцо опускают в горячую воду. Воск тает, и выходит очень забавное яйцо. Воск можно аккуратно соскоблить. |
|
Драпанки. Узор наносят на скорлупу острым предметом – ножом, шилом, ножницами, толстой иглой. | Сначала яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Но прежде, чем выцарапывать узор, его необходимо, нанести на яйцо карандашом. Во время работы яйцо держат в левой руке, а острый предмет – в правой. Ажурный рисунок на драпанке хорошо смотрится на коричневой или темной краске.
|
|