Яйцо- сувенир на Пасху!

Этот урок поможет узнать о православном празднике Пасха, обычаях, символах, сувенирах.

Содержимое разработки


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Тацинская средняя общеобразовательная школа№3





Урок технологии с использованием регионального компонента в 7 классе по теме:

«Пасха на Дону.

Яйцо - сувенир на Пасху»



Авдиенко Галина Георгиевна

Учитель технологии МБОУ ТСОШ№3







Ст.Тацинская


Урок технологии в МБОУ ТСОШ№3 7 класс. Тема урока: «Пасха на Дону. Яйцо - сувенир на Пасху»

Учитель: Авдиенко Г.Г.


Цели и задачи урока:


  • Узнать новое о православном празднике Пасхе на Дону, его символах, сувенирах, обычаях.

  • формировать исследовательские способности, познавательный интерес,
    осуществить комплексный подход к уроку через межпредметные
    связи ( история, литература, изобразительное искусство, музыка ),
    прививать бережное отношение к культурным традициям народа.

  • Научиться украшать сувенир-яйцо различными способами.

  • Воспитание аккуратности, усидчивости, развитие народных традиций.


1.Мотивация самоопределения к деятельности.

Приветствие учащихся

Здравствуйте!

Когда встречаем мы рассвет,

Мы говорим ему ... (Учащиеся хором) ПРИВЕТ!

С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылая свой ... (Учащиеся хором) ПРИВЕТ!

При встрече через много лет

Вы крикните друзьям ... (Учащиеся хором) ПРИВЕТ!

И улыбнутся вам в ответ

От слова доброго ... (Учащиеся хором) ПРИВЕТ!

И вы запомните совет:

Дарите всем друзьям ... (Учащиеся хором) ПРИВЕТ!

Подарим привет и свои улыбки гостям, друг другу и мне.

Сегодня наш урок я хотела начать стихотворением Берестова:


Очень часто за событиями
И за сутолокой дней.
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полёты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.


2.Актуализация знаний, фиксирование затруднений.


Учитель: На этом уроке мы с вами обратимся к прошлому и настоящему нашего Донского народа.

-Скажите, а какой христианский праздник отмечает православный народ в это воскресенье?

- А что принято дарить на Пасху?

-А как можно назвать одним словом яйца-писанки (расписные), крашенки, декоративные яйца из ленточек, фарфоровые и так далее?

-Сувениры, правильно. А что такое сувенир? Давайте посмотрим в словаре.

-А вот теперь подумайте и скажите, как можно назвать тему нашего урока. (Предлагаются темы урока)

-И так, тема нашего урока: «Пасха на Дону. Яйцо- сувенир на Пасху»

-Чему мы должны научиться на уроке?

- С какими затруднениями вы столкнулись?

- Как их можно разрешить?

3. «Открытие нового знания»

Учитель: На Дону, как и в России Пасху называли Великий день, Светлый день. У казаков существовало поверье, что на Пасху солнце играет. И многие старались подкараулить это мгновенье. Дети даже обращались к солнцу с песенкой:

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, покатись,

Красное, нарядись!

       Молодежь взбиралась на крыши, чтобы встретить солнышко. Пасха была очень большим праздником, длившимся неделю, и вся неделя была заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресеньем Христовым, христосоваться и обмениваться крашеными яйцами. На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, поэтому звучал беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.

Под звон колоколов. Считается, что в ночь на Пасху спать нельзя и что в это волшебное время нужно находиться в храме, чтобы очистить свою душу от злобы и вражды, впустить в нее добро и любовь.

1. История возникновения праздника.

2.Пасхальные игры на Руси.

3. Пословицы и поговорки, сколько было игр на Руси?

4.Стихи о Пасхе.

А. Плещеев.

На Пасхе.

Как солнце блещет ярко,

Как неба глубь светла,

Как весело и громко гудят колокола!

Немолчно в Божьих храмах

Поют: «Христос воскрес!» –

И звуки дневной песни

Доводят до небес.

Сегодня день великий:

За нас, проливши кровь

Христос воскрес из мёртвых

И в мир являлся вновь.

Не знает скорби сердце,

Душа у всех ясна:

Ведь с праздником пасхальным

Приходит к нам весна.

Весть о воскресшем Боге

Она несёт с небес,

Ответим же с весельем:

«Воистину воскрес!».

5. На Пасху принято делать друг другу подарки. Лучший из них– крашенное яйцо. Обычай красить яйца на Пасху и дарить друг другу мы обязаны святой Марии Магдалины. Она пришла в Рим и преподнесла императору Тиберию красное яйцо со словами: «Христос- воскресе!» Именно с крашенных яиц начинается Пасхальное застолье. В наше время и сей час, христиане, дарят яйца друг другу говоря:" Христос воскрес! -Воистину воскрес!" Красить яйца и печь куличи принято на Страстной седмице, в Чистый четверг. А какие способы окраски яиц вы знаете? Основные правила окраски яиц.

4. Первичное закрепление материала.

Учитель:

- Какое яйцо называется крашенка?

- Какое яйцо мы называем писанка?

- Откуда пришел обычай отмечать Пасху?

- Почему яйцо принято окрашивать в красный цвет?

 5.Практическая работа: «Яйцо- сувенир на Пасху.»

Инструкционная карта: «Последовательность изготовления пасхального яйца из атласных ленточек».

Вам потребуется:

  • куриное яйцо;

  • 2,5 м атласной ленты шириной 0,5 см;

  • бумага;

  • двусторонний скотч;

  • бисер;

  • игла для бисера. 

1.На остром и тупом концах яйца с помощью толстой иголки проколоть по одному отверстию, выдуть яйца, вымыть снаружи и изнутри водой с моющим средством.

2.Оклеить яйцо двустороннем скотчем.

3. Булавкой закрепить ленту на остром конце яйца и равномерно обмотать его лентой по часовой стрелке, придерживая ее пальцами на остром и тупом концах яйца. Несколькими стежками закрепить ленту на макушке яйца.

4. По всему яйцу нашить бисеринки, одновременно скрепляя друг с другом края ленточек

5. Анализ работ учащихся, выставление самооценок.

6. Рефлексия.

- Запишите домашнее задание: Выполнить несколько эскизов росписи Пасхального яйца.
- Ребята, вам понравился урок? - Продолжите предложение!

- На уроке технологии я узнала… - За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников? - Мне захотелось… - Теперь я могу… - Было ли над чем подумать на уроке?  

Спасибо всем за урок!


Желаем светлой Пасхи,
Чтобы жилось, как в сказке,
Везенья и удачи,
Чтоб стали Вы богаче.
Чтоб близкие любили,
Друзья боготворили,
Карьера удавалась,
Удача улыбалась.



Название пасхального яйца

Технология изготовления пасхальных яиц

Как выглядит яйцо

Крашенки

 Крашенки от – слова «красить». Красить яйца можно по-разному.

1.Варят яйца вкрутую, затем на 15-20 минут погружают в раствор теплой воды с пищевым красителям, который можно купить в магазине.

2.В отваре луковичной шелухи. Для этого сырые яйца помещают в кастрюлю с водой, добавляют шелуху и варят 15-20 минут, пока яички  не приобретут нужный цвет. 3.На Руси красили по особому: обматывали их сухими листьями дуба, березы, крапивы, перевязывали нитками и варили. Получались красивые «мраморные» яйца.






Писанки.

Писанки – это древняя традиция обрядовой росписи на живом яйце при помощи красок и пчелинного воска

 Для рисунка писанки используют элементы растительного и животного орнамента, геометрические фигуры. Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску – «яблоньку», и держалось в ней в течение трех « отченашей». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черной ночи.

       Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. Клали венчиком вокруг кулича – для Бога, на блюдо с зерном – для людей, а крашенки на проросшем овсе – для родителей. И три свечи горели в честь Отца и Сына Духа Святого.








Крапанки. Крапанки – от украинского слова «крапать», то есть покрывать каплями.

Сначала яйцо красят одним цветом, затем, когда оно высохнет и остынет, на него наносят капли горячего воска. Как только воск остынет, яйцо кладут в раствор другого цвета. После высыхания краски яйцо опускают в горячую воду. Воск тает, и выходит очень забавное яйцо. Воск можно аккуратно соскоблить.



Драпанки. Узор наносят на скорлупу острым предметом – ножом, шилом, ножницами, толстой иглой.

   Сначала яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Но прежде, чем выцарапывать узор, его необходимо, нанести на яйцо карандашом. Во время работы яйцо держат в левой руке, а острый предмет – в правой. Ажурный рисунок на драпанке хорошо смотрится на коричневой или темной краске.






Сохранить у себя:
Яйцо- сувенир на Пасху!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки