8 класс,технология
Тема урока: «Я и наша семья»
Цели:
1. Знать экономические функции семьи.
2. Понимать задачи домашней экономики.
3. Проанализировать роли членов семьи и скорректировать свою.
Тип урока: объяснение нового материала
Ход урока:
Каждый человек имеет определенные потребности. Например, человек нуждается в пище. Каким образом мы можем удовлетворять эту потребность? Покупать продукты в магазине, выращивать некоторые продукты на своем участке. Назовите, какие еще потребности есть у человека? (Одеваться, ходить в кино, в парикмахерскую и т.д.)
В ходе удовлетворения этих потребностей все мы вступаем в определенные экономические отношения: мы платим деньги, а взамен получаем товары или услуги. Что же означает термин экономика. Экономика – наука, изучающая способы и методы хозяйствования, удовлетворяющие потребности людей путем создания необходимых жизненных благ.
Беседа с классом. Вопросы:
1. Перечислите, участниками каких экономических отношений можете являться вы?
2. А где вы берете деньги?
Изучение нового материала:
Дети и родители вместе образуют семью. Среди непреходящих ценностей, созданных человечеством за десятки тысяч лет, семья является одной из величайших. Ни одна нация, ни одна культурная ценность не сумели обойтись без семьи. Для каждого человека семья – начало начал.
Семья выполняет ряд функций: продуктивная (воспроизводство общества), регулятивная, коммуникативная (общение членов семьи), рекреативная (воспитание членов семьи), социальная и экономическая.
Экономические функции семьи:
организация семейного потребления и ведение домашнего хозяйства.
накопление частно-семейного имущества.
финансовая деятельность по формированию и использованию бюджета семьи.
Все эти функции семьи изучает «Домашняя экономика» - наука о повседневной экономической жизни семьи, направленной на удовлетворение потребностей её членов, деловой связи с окружающей средой, воспроизводства её ресурсов, производства товаров и услуг.
Домашняя экономика – это умение разобраться со своими потребностями, выбрать оптимальные средства их удовлетворения, разумно организовать семейный труд, рассчитать расход времени и денег.
На уроках, посвященных разделу «Домашняя экономика» мы найдем ответы на многие вопросы. Например:
Как избежать финансовых мелей в бурном море житейских проблем?
Как найти управу на страшное чудовище, пожирающего наше время и силы под названием «быт», чтобы не оказались пророческими слова В. Маяковского: «Любовная лодка разбилась о быт…»?
Как, в конечном счете, не дать так называемым будням семейной жизни загасить солнце вашего счастья?
Запишем:
Потребность – осознанное желание иметь что–либо.
Потребности удовлетворяются в процессе деятельности человека и использовании определенных ресурсов.
Ресурсы – это то, чем располагает человек, семья, предприятие, общество. Это техника, технологии, материалы, люди.
Перед домашней экономикой стоят следующие задачи:
наиболее полное удовлетворение потребностей всех членов семьи,
планирование и экономия средств и времени,
применение хозяйственного расчета и научной организации труда в домашней работе.
Первичное закрепление новых знаний.
1. Для чего работают родители?
2. Как вы понимаете термин «домашнее хозяйство»?
Практическое задание.
Подумайте, какие роли в вашей семье выполняют ее члены. Определите ведущие роли для каждого члена вашей семьи. Сделайте вывод об изменениях собственного поведения в семье. Результаты представляются в виде диаграммы.
Комментарий. Дети знакомы с программой PowerPoint и умеют создавать диаграммы.
Презентация результатов работы.
Вывод урока:
Быт – та действительность, в которой мы живем. От того, как мы организуем его, зависит наше счастье в семье, в жизни. Именно от нас зависит, сумеем ли создать в собственном доме, в семье, атмосферу теплоты и добра. Важно уметь рационально распоряжаться имеющимися финансовыми ресурсами, чтобы деньги не могли нарушить семейное благополучие. А этому умению необходимо начинать учиться уже сейчас.
Домашнее задание.
Найти пословицы, поговорки о семье, рачительности, экономности.