Государственная символика

Патриотическому воспитанию подрастающего поколения в современной системе образования уделяется большое внимание, так как детство и юность самая благодатная пора для привития чувства любви к своей Родине, к своему народу. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине [2, с.4]. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности обучающегося. Патриотические чувства формируются у учащихся постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем их мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Содержимое разработки

Патриотическое воспитание младших школьников


Патриотическому воспитанию подрастающего поколения в современной системе образования уделяется большое внимание, так как детство и юность самая благодатная пора для привития чувства любви к своей Родине, к своему народу. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине [2, с.4]. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности обучающегося. Патриотические чувства формируются у учащихся постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем их мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Особая роль в патриотическом воспитании отводится предметам гуманитарного цикла. История Отечества в основной школе изучается только после истории цивилизаций Древнего мира и Средневековья, поэтому большое значение в воспитании у подрастающего поколения ценностного отношения к Родине, ее историческому прошлому приобретает изучение историко-обществоведческих знаний в начальной школе. Современные тенденции исторического образования отражены в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Историческая и обществоведческая тематика, входит в содержание предмета окружающий мир (образовательная область «Человек и общество»), который предполагает знакомство учащихся с культурно – историческим наследием России. Изучение окружающего мира направлено на достижение следующих целей:

– развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект, рассуждать, поддерживать учебный диалог;

– освоение знаний о человеке и его месте в природе и в обществе;

– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения, духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме [5].

В результате изучения окружающего мира ученик должен знать:

– название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города (села);

– государственную символику России;

– государственные праздники [5].

Исходя из вышеперечисленных целей, мы делаем вывод, что важная роль в развитии младшего школьника отводится социализации – усвоению нравственных норм и правил, образцов поведения необходимых для развития положительных качеств личности. Ознакомление младших школьников с символами своего государства - гербом, флагом, гимном – традиционно является одним из элементов воспитания в духе здорового патриотизма. На основе знакомства с символикой происходит непосредственное прикосновение детей к отечественной истории, так как современные государственные символы Российской Федерации имеют давнюю и богатую историю.

Анализ школьной практики показывает, что в качестве ведущей формы патриотического воспитания младших школьников является урок, который при определенных условиях обеспечивает результативность данного процесса, но не позволяет в полной мере ознакомить учащихся с символикой государства. Мы считаем, что этому может способствовать внеурочная работа, обладающая широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка, на достижение общей цели воспитания – усвоения учеником необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, национального самосознания, гражданственности, бережного отношения к событиям далекого прошлого. Разновидностью внеурочной воспитательной работы с младшими школьниками являются классные часы. Материал классных часов помогает в организации ценностно-ориентационной деятельности школьников, формированию у них системы отношений к окружающему миру.

В качестве примера предлагаем классный час для учащихся начальной школы (3 – 4 – й классы), по теме: « Занимательная геральдика» (Таблица 1). Классный час совместно разработан и организован учителями истории и начальных классов. Данное сотрудничество педагогов углубляет представление школьников о предмете изучения, формирует их познавательный интерес, способствует их патриотическому воспитанию, а также, соблюдению преемственности между начальной и основной школами.


Литература:

  1. "Экскурс в геральдику"[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.excurs.ru/ (Дата обращения 21.01.2013)

  2. Клочкова И.Н., Энсани Р.Ш. Государственные символы России: история и современность: занятия, праздники, игры. - Волгоград: Учитель, 2009. -106 с.

  3. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=452 (Дата обращения 22.01.2013).

  4. Соболева Н.А.; Казакевич А.Н. Символы и святыни Российской державы. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.- 208 с.

  5. ФГОС начального общего образования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 (Дата обращения 22.01.2013).





Таблица 1.

Технологическая карта занятия


Тема занятия

Государственная символика

Цель занятия

воспитание гражданственности и патриотизма у младших школьников, формирование духовной культуры личности и популяризации государственной символики Российской Федерации.

Планируемые результаты

Предметные - познакомить обучающихся с историей геральдики и историей создания герба России, особенностями геральдических изображений.

Метапредметные - развитие познавательного интереса школьников; формирование исследовательских навыков, умения работы с источниками; умения рассуждать, делать выводы, анализировать.

Личностные - формирование духовной сущности национальной культуры школьника.

Форма организации

внеурочная работа (классный час)

Ресурсы

компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, электронная презентация.

Организационная структура занятия

Этап

Содержание этапа

Организационный момент. Актуализация опорных знаний


Учитель 1. Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами вновь окунёмся в мир интересных фактов и событий истории. Прослушайте фрагмент из песни музыка В.Баснер, слова М.Матусовского. (Звучит музыка «С чего начинается Родина»).

Учитель 1. Чему посвящена эта песня? (Родине)

Учитель 1. А как называется наша Родина? (Россия)

Каждому человеку нашей страны дорога Россия, ее славная история.

Учитель 1. Когда вы слышите слово Россия, что представляется вам?

Учитель 2. Все то, что вы перечислили, в истории называется – символами (Приложение1.Слайд1).

У каждого государства есть свои символы, которые отличают это государство от других. Они называются государственными символами и закреплены в основном законе страны – Конституции.

Учитель 2. Какие государственные символы вы знаете?

Учитель 2. Верно, государственными символами любой страны является – герб флаг, гимн (Приложение1. Слайд1).

Учитель 2. О каком символе сегодня пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку.

«Наследство – рыцарей,

Эмблема родовая.

По ним о многом можно рассказать

И каждую страну мы сможем распознать»

Учитель 2. Какому символу посвящено наше занятие?

Учитель 2. Правильно. Сегодня на занятии мы узнаем историю герба России и познакомимся с составными частями герба.

Учитель 1. Для этого мы отправимся в путешествие в далекую страну, где правит добрая волшебница наука Геральдика.

«Геральдика – наука.

С которой никогда не будет скуки.

Геральдика гербы, символику их изучает,

А также новые гербы создает и составляет»

Учитель 1. В своем путешествие мы побываем на трех станциях Геральдики (Приложение1.Слайд2).

1. Занимательная Геральдика.

2. Герб России.

3. Сделай сам.

Этап. Открытие знаний


Учитель 2. В каждом королевстве есть главные ворота, которые открываются ключом. Ключ к нашим воротам – это слово «герб». Что такое герб? (Приложение1.Слайд3).

Учитель 2. Герб – это не просто символ государства, это книга, которая рассказывает об истории государства. Впервые герб появился в эпоху средних веков. Главными героями этой эпохи были рыцари. Во время рыцарских боев рыцари отличались друг от друга доспехами и самым главным формой щитов и изображенными на них гербами. По гербу можно было без труда узнать человека закованного в латы. В те времена люди обязаны были уметь «читать гербы».

«Да, интересно герб любой расшифровать,

Его, как книжку, можно прочитать,

И вместе с тем историю узнать,

И что-то новое, возможно, открывать»

Учитель 2. Побывав на станции «Занимательная Геральдика», вы тоже научитесь читать гербы (Приложение1.Слайд4). Основой герба является щит определенной формы, который покрывали цветом. Какие чаще всего цвета использовали? Кого и что изображали на щите? В нижней части герба располагался девиз. Цвет, животное и девиз отображало характер и жизненные принципы хозяина герба (пример - медведь).

Учитель. Мы познакомились с основными частями и историей возникновения герба как символа. Наше путешествие продолжается, следующая станция «Герб России».

Учитель 1. Что символизирует герб России, когда появился этот символ в России, нам помогут узнать помощники Геральдики герольды. Сообщения детей (Приложение1.Слайд5).

Ученик1. Двуглавый орел в России впервые появился на государственной печати Великого князя Ивана 3 в 1497 году. Печать была двусторонняя: на лицевой стороне изображался всадник, поражающий копьем змея – символ великокняжеской власти, а на оборотной стороне – двуглавый орел.

Ученик 2. За основу современного герба взят герб Петра 1. но двуглавый орел золотого цвета, а не черного, и помещён он на красном щите. В центре герба помещен герб Москвы. Герб Москвы: на красном поле всадник в серебряных доспехах и лазоревом плаще. Привстав на стременах, он вонзает копьё в золотое тело дракона с зелеными крыльями.

Ученик 3. После Февральской революции 1917 года было принято решение об изменении государственного герба. После образования СССР в 1924 году был принят государственный герб СССР. Герб СССР установлен Конституцией СССР (ст.143) в 1923 году и представляет собой изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на 15 языках союзных республик: « Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» В верхней части герба – пятиконечная звезда.

Ученик 4. Указом Президента России, Борисом Николаевичем Ельциным,30 ноября 1993 года введен новый государственный герб, рисунок которого выполнен по мотивам малого герба Российской империи.

Ученик 1. Вот красный геральдический щит.

На нем – орел золотой как будто летит,

Он поднял распущенные крылья вверх

И гордо в небе парит, без помех!

Ученик 2. Орел непростой, видите сами,

Он не с одной, а с двумя головами.

Орел – олицетворенье мужества, активности, обороноспособности,

Бесстрашия, возвышенных устремлений, духовности.

Обновления, омоложения и к новой жизни стремления.

Ученик 3. На груди орла – красный щит:

Серебряный всадник на коне сидит,

За его плечами плащ синий развевается,

С драконом-змеем всадник сражается.

Ученик 4. А всадник – защитник Отечества, герой,

Покровитель воинов святой,

Это образ князя-змееборца,

Святого Георгия Победоносца.

А черный змей во все времена-

Олицетворение врагов и зла.

Учитель 1. Что символизирует красный цвет? (храбрость, мужество, неустрашимость)

Учитель 2. Что символизирует двуглавый орел?

Учитель 1. На гербе России изображен герб Москвы. Почему? (Москва - столица).

Учитель 2. Что символизирует Георгий Победоносец, поражающий дракона?

Учитель 1. Молодцы, вы справились со всеми заданиями. Говоря о Родине, не стоит забывать и о малой родине, о том месте, где мы с вами живем. У нее есть тоже свои символы (Приложение1. Слайд6). Скоро 300 лет нашей малой родине и мы предлагаем сделать подарок в виде нового символа. Мы подошли к последней станции «Сделай сам».

Учитель 2. Сейчас вам предстоит, используя полученные знания по всем правилам создать герб своей малой родины. На выполнения работы 10 минут. В помощь для выполнения работы на столах лежат: памятка работы в группах (Приложение2.), обозначения основных цветов и изображений растений и животных используемых в геральдике, девизы (Приложение3.). После выполнения задания каждая группа рассказывает о своем гербе.

Подведение итогов занятия


Звучит музыка «С чего начинается Родина».

Учитель 1. С чего начинается Родина? ( С символов государства).

Учитель 2. Что нового вы сегодня узнали о гербах?

Учитель 1. Что сегодня было трудным? Что больше всего понравилось?

Учитель 1-уитель начальных классов.

Учитель 2-учитель истории.

Примечание: учитель 1. – учитель начальных классов;

учитель 2. – учитель истории;


Приложение 1.

Слайды презентации « Занимательная геральдика»

Слайд 1. Слайд 2.

Слайд 3. Слайд 4.

Слайд 5. Слайд 6.









Приложение 2.

ЦВЕТА И ЖИВОТНЫЙ МИР ГЕРАЛЬДИКИ

ЦВЕТА:

Красный – символ храбрости, мужества и неустрашимости.

Голубой – символ красоты, мягкости, величия.

Зеленый – символ надежды, радости, изобилия.

Черный – символ мудрости, печали, благоразумия, смирения.

Пурпурный – символ достоинства, силы и могущества.

Золото – символ богатства, справедливости, великодушия.

Серебро – символ чистоты и невинности.

Горностай – символ власти.

ЖИВОТНЫЙ И РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ГЕРАЛЬДИКИ:

Лев – власть, сила, храбрость, отвага, великодушия.

Бык – плодородие, труд и терпение, а также символ скотоводства.

Конь – совмещающий храбрость льва, зрение орла, силу быка, быстроту оленя и ловкость лисицы.

Собака – преданность и повиновение.

Кошка – символ независимости.

Овца (ягненок) – символ кротости.

Волк – символ злости, прожорливости и алчности.

Медведь – символ предусмотрительности и силы.

Олень – символ воина, перед которым бежит неприятель.

Кабан – символ мужества.

Слон – символ долгой памяти.

Орел – символ власти и господства, великодушия и прозорливости.

Ворон – символ родительской любви.

Журавль ( с камнем в одной лапе) – символ бдительности.

Сокол – символ мужского благородства.

Пчела, муравей – трудолюбие.

Змей, дракон – символ предосторожности и мудрости.

Змей поражаемый героем символизирует зло.

РАСТЕНИЯ: Дуб – крепость и сила. Пальма – долголетие. Лавр – слава и почет. Ель – плодородие и обновление. Оливковое дерево – символ мира.


Приложение 3.

Памятка работы в группе

  1. Обсуди цвет щита в группе.

  2. Возьми белый щит со стола и заклей своими цветами.

  3. Выбрать рисунок, нарисовать (Можно использовать несколько символов и несколько цветов).

  4. Придумать и написать на ленте девиз.

  5. Составить небольшое сообщение о своем гербе (Почему выбрали такой цвет, рисунок, девиз).


Сохранить у себя:
Государственная символика

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки