Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение муниципального образования «Закрытое административно- территориальное образование Знаменск Астраханской области» «Средняя общеобразовательная школа № 236»
ГОРОДСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В 4 КЛАССЕ
Подготовила учитель начальных классов
Пленкина Любовь Федоровна
Знаменск
2020
Городская олимпиада по русскому языку среди учащихся 4 классов.
26 февраля 2020 г.
Задание 1
Определи, сколько раз встречаются звуки в следующих предложениях:
[ш]: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
[а]: Над соленой волной, над высокой волной холодное солнце встает.
[ш]:____________ [а]:_____________
Задание 2
Восстанови слова, в которых первый и последний слог совпадает. Запиши слова в строчки.
но … _ ______________________________________________________
ри … _ _____________________________________________________
леч __ ____________________________________________________
тал ___________________________________________________
Задание 3
Напиши слова, начинающиеся четырьмя согласными.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Задание 4
Найди фразеологизмы – синонимы. Выпиши номера, составляющие каждую пару. К фразеологизму без пары допиши соответствующий фразеологизм-синоним.
Тьма кромешная.
Глядеть в оба.
Поминай, как звали.
Держать ухо востро.
Ни зги не видно.
И след простыл.
Кот наплакал.
______________________________________________________________________
Задание 5
Напиши слова: а) в которых пять раз содержится звук [у];
б) семь раз буква «о».
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задание 6
Запиши восемь сложных слов, используя по одному разу корни указанных слов из обоих столбцов.
Мир Строить
Единый Хранить
Любить Жить
Общий Знать
Взаимный Убирать
Машина Любить
Вода Помощь
Хлопок Душа
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7
Вы знаете две последние буквы слова: ЛО. Слова, каких частей речи это могут быть? Обоснуйте ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8
Запиши существительные в форме множественного числа:
а) сторож; б) директор; в) шофёр; г) фламинго; д) инженер; е) дно;
ж) доктор; и) шило; к) чудо; л) человек.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задание 9
Составь пословицу из слов, причём бери из них столько букв, сколько указано в скобках:
Уха (1), капуста (2), фара (2), халат (2), глагол (3), коза (2), велосипед (3), веник (2), имя (1).
_____________________________________________________________________
Задание 10
Прочитай текст, в котором заблудились устойчивые словосочетания. Подчеркни их и запиши верно, все предложения.
Дождь лил как снег на голову. Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин. Я знал городские переулки как рыба в воде. Гости свалились как из ведра. Он всегда врет как по маслу. У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы
Задание 1
[ш]: - 4 раза [а]: -10 раз.
(2 балла)
Задание 2.
Возможны варианты: заноза, царица, колечко, каталка.
(За каждое слово, выполняющее условию задания по 2 балла. Всего – 8 баллов.)
Задание 3
Возможны варианты: Взгляд, встреча, всплеск. (По 1 баллу за каждое слово.)
Задание 4
(Ответ: 1- 5; 2 – 4; 3 – 6; 7 – с гулькин нос.
Каждая пара – 1 балл
Задание 5
Возможны варианты: звук [у]: кукурузную; буква «о»: обороноспособность.
(По 1 баллу за каждое слово.)
Задание 6
Возможны варианты: Миролюбие, единодушие, любознательный, общежитие, взаимопомощь, машиностроение, водохранилище, хлопкоуборочный.)
(По 1 баллу за каждое слово.)
Задание 7
Сущ. ср.р.: село;
глаг. пр.вр.: взошло;
наречие: назло;
кр. прил.: мало (платье).
(По 1 баллу за часть речи + 1 балл за слово-пример).
Задание 8
а) Сторож - сторожА; б) директор - директорА; в) шофёр - шофёрЫ;
г) фламинго - фламинго; д) инженер - инженерЫ; е) дно - донья; ж)доктор - докторА;
и) шило - шилья; к) чудо - чудеса; л) человек - люди.)
(По 1 баллу за каждое слово.)
Задание 9
(Ответ: У страха глаза велики.) 2 балла
Задание 10
Дождь лил как из ведра. Скоро дело наладилось и пошло как по маслу. Я знал городские переулки как свои пять пальцев. Гости свалились как снег на голову. Он всегда врет как сивый мерин. У себя во дворе Мишка был как рыба в воде.
(По 1 баллу за каждое предложение.)
Список используемой литературы
Максимова Т.Н.
Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «Окружающий мир»: 3-4 классы. – М.: ВАКО, 2009. – 144с.
Пупышева О.Н.
Задания школьных олимпиад: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2010. - 144 с. - (Мастерская учителя).