Спецификация
годовой контрольной работы по физике для 7-ых классов
Назначение контрольной работы
Контрольная работа проводится с целью определения уровня подготовки учащихся 7-ых классов по физике.
Документы, определяющие содержание и характеристики контрольной работы
Содержание и основные характеристики проверочных материалов разработаны на основе следующих документов:
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (далее – ПООП ООО) (одобрена решением ФУМО по общему образованию (протокол от 8.04.2015 г. № 1/15, в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015 г.)
3. Условия проведения контрольной работы
При выполнении работы учащийся может использовать непрограммируемый калькулятор, лист бумаги и ручку. Все необходимые справочные данные представлены непосредственно в тексте заданий работы.
Время выполнения контрольной работы
На выполнение контрольной работы отводится 45 минут
Структура и содержание контрольной работы
Контрольная работа представлена в двух вариантах. Каждый вариант контрольной работы включает в себя 8 заданий. Из них с выбором одного ответа из четырех – четыре задания. Три задания – с кратким ответом, различающихся формой и уровнем сложности: одно задание с самостоятельной записью ответа, одно задание на установление соответствия и одно – на множественный выбор. Расчетная задача в которой требуется записать полное решение, включающее запись краткого условия, запись формул, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, привести математические преобразования и расчеты, приводящие к числовому ответу.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Все задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл. Задания с кратким ответом оцениваются в 2 балла. Задание с кратким ответом на 2 балла считается выполненным, если ответ учащегося полностью совпадает с верным ответом; оценивается 1 баллом, если допущена ошибка в одном символе; 0 баллов – в остальных случаях. Расчетная задача оценивается в 3 балла.
Максимальный балл за выполнение диагностической работы – 13 баллов.
В Приложении 1 приведён план контрольной работы.
В Приложении 2 представлен демонстрационный вариант контрольной работы.
В Приложении 3 представлены ответы и рекомендуемые нормы оценивания контрольной работы.
Приложение 1
План контрольной работы по физике для учащихся 7-х
№ зад-ания | Проверяемые разделы рабочей программы (при необходимости)
| Проверяемые элементы содержания/ дидактические единицы | Проверяемые требования к результатам обучения (виды/способы учебной деятельности с предметным содержанием) | Тип заданий | Уровень сложности | Время выпол-нения (мин) | Балл | ||||||
1 | Физика и физические методы изучения природы | Физические величины и их измерение. | - при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины. | ВО | Б | 2-3 | 1 | ||||||
2 | Тепловые явление | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | - объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания тепловых явлений: диффузия; - различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел. | ВО | Б | 2-3 | 1 | ||||||
3 | Механические явление | Масса тела. Плотность вещества. | - описывать изученные свойства тел, используя физические величины: масса тела, плотность вещества; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами. | ВО | Б | 2-3 | 1 | ||||||
4 | Механические явление | Сила упругости. Закон Гука. | - решать задачи, используя физические законы (закон Гука). | КО | П | 6-8 | 2 | ||||||
5 | Механические явление | Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | - распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства этих явлений: равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения; - правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины. | ВО | Б | 2-3 | 1 | ||||||
6 | Физика и физические методы изучения природы
| Физические тела и явления. Физика и техника. | - понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление физическая величина, единицы измерения. | КО | Б | 2-3 | 2 | ||||||
7 | Механические явление | Механическое движение. Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь, скорость, время движения). Равномерное прямолинейное движение. | - распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное прямолинейное движение; - описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины. | КО | Б | 6-8 | 2 | ||||||
8 | Механические явление | Механическая работа. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия механизма. Расчетная задача. | - решать задачи, используя формулы, связывающие физические величины механическая работа, КПД простого механизма: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины. | РО | В | 15 | 3 | ||||||
| Всего в проверочной работе заданий
| 45 | 13 |
Приложение 2
Демонстрационный вариант контрольной работы по физике для 7-го класса
1 вариант
На рисунке изображена мензурка с водой. Цена деления шкалы и предел измерений мензурки равны соответственно
1) 10 мл, 100 мл
2) 10 мл, 120 мл
3) 100 мл, 120 мл
4) 120 мл, 10 мл
Диффузия может происходить
1) только в твёрдых телах
2) только в жидких телах
3) в жидких и газообразных телах
4) в любых телах
Шар 1 последовательно взвешивают на рычажных весах с шаром 2 и шаром 3 (рис. а и б). Для объёмов шаров справедливо соотношение V2 = V3 V1.
Минимальную среднюю плотность имеет(-ют) шар(-ы)
1) 1
2) 2
3) 3
4) 2 и 3
Под действием силы 4 Н пружина удлинилась на 10 см. Определите по этим данным жёсткость пружины и запишите ответ.
Ответ: _____________ Н/м
Ученик выполнял лабораторную работу по исследованию условий равновесия рычага. Результаты для сил и их плеч, которые он получил, представлены в таблице.
F1, Н | L1, м | F2, Н | L2, м |
? | 0,3 | 50 | 0,6 |
Чему равна сила F1, если рычаг находится в равновесии?
1) 100 Н
2) 50 Н
3) 25 Н
4) 9 Н
Для каждого физического понятия из первого столбца подберите соответствующий пример из второго столбца.
ФИЗИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ ПРИМЕР ФИЗИЧЕСКОГО ПОНЯТИЯ
А) физическое тело 1) тепловое расширение
Б) физический прибор 2) секундомер
В) физическое явление 3) древесина
4) плотность
5) мяч
А | Б | В |
|
|
|
Велосипедист едет с постоянной скоростью 36 км/ч, а скорость мопеда может составить 15 м/с. Основываясь на этих данных, выберите два верных утверждения из приведенных ниже.
1) скорость велосипедиста больше, чем скорость мопеда
2) мопед за час движения с указанной скоростью преодолеет 54 км
3) скорость мопеда больше, чем скорость велосипедиста
4) велосипедист, двигаясь с указанной скоростью, за 20 минут преодолеет 7,2 км
5) мопед за 2 часа движения преодолеет 30 км
|
|
При равномерном перемещении груза массой 15 кг по наклонной плоскости динамометр, привязанный к грузу, показывал силу, равную 40 Н. Вычислите КПД наклонной плоскости, если длина ее 1,8 м, высота 30 см.
вариант
В мензурку налита вода. Укажите значение объёма воды, учитывая, что погрешность измерения равна половине цены деления шкалы прибора.
1) 60 мл
2) (60 ± 15) мл
3) (60 ± 5) мл
4) (70 ± 15) мл
Температуру жидкостей, в которых происходит диффузия, повысили. Как изменилась при этом скорость диффузии?
1) не изменилась
2) увеличилась
3) уменьшилась
4) ответ зависит от плотности жидкостей
Шар 1 последовательно взвешивают на рычажных весах с шаром 2 и шаром 3 (рис. а и б). Для объёмов шаров справедливо соотношение V1 = V3 2.
Максимальную среднюю плотность имеет(-ют) шар(-ы)
1) 1
2) 2
3) 3
4) 1 и 2
Под действием силы 8 Н пружина удлинилась на 10 см. Определите по этим данным жёсткость пружины и запишите ответ.
Ответ: _____________ Н/м
Ученик выполнял лабораторную работу по исследованию условий равновесия лёгкого рычага. Результаты для сил и их плеч, которые он получил, представлены в таблице.
F1, Н | L1, м | F2, Н | L2, м |
30 | ? | 15 | 0,4 |
Чему равно плечо l1, если рычаг находится в равновесии?
1) 0,2 м
2)0,4 м
3) 0,8 м
4) 1 м
Для каждого физического понятия из первого столбца подберите соответствующий пример из второго столбца.
ФИЗИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ ПРИМЕР ФИЗИЧЕСКОГО ПОНЯТИЯ
А) физическая величина 1) простые механизмы
Б) единица физической величины 2) кинетическая энергия
В) физический прибор 3) равномерное движение
4) рычажные весы
5) метр в секунду
А | Б | В |
|
|
|
Велосипедист едет с постоянной скоростью 72 км/ч, а скорость мопеда может составить 30 м/с. Основываясь на этих данных, выберите два верных утверждения из приведенных ниже.
1) скорость велосипедиста больше, чем скорость мопеда
2) велосипедист, двигаясь с указанной скоростью, за 20 минут преодолеет 7,2 км
3) скорость мопеда больше, чем скорость велосипедиста
4) мопед за час движения с указанной скоростью преодолеет 108 км
5) мопед за 2 часа движения преодолеет 60 км
|
|
Груз, масса которого 1,2 кг, ученик равномерно переместил к вершине наклонной плоскости длиной 0,8 м и высотой 0,2 м. При этом перемещении сила, направленная параллельно длине наклонной плоскости, была равна 6 Н. Какой результат должен получить ученик при вычислении КПД установки?
Приложение3
Ответы на задания
№ задания | Ответ | ||||
1 вариант | 2 вариант | ||||
1 | 2 | 3 | |||
2 | 4 | 2 | |||
3 | 2 | 3 | |||
4 | 40 | 80 | |||
5 | 1 | 1 | |||
6 | 521 | 254 | |||
7 | 23 | 34 | |||
8 | КПД-? m=15кг F=40Н l=1,8м h=30см=0,3м g=10Н/кг | КПД=% Ап=Ph P=mg Aз=Fl КПД=100% КПД=100%=62,5% | КПД-? m=1,2кг F=6Н l=0,8м h=0,2м g=10Н/кг | КПД=% Ап=Ph P=mg Aз=Fl КПД=100% КПД=100%=50% |
Критерии оценки выполнения расчетного задания | Баллы |
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: 1) верно записано краткое условие задачи; 2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом (КПД простого механизма, полезная и затраченная работа, вес тела); 3) выполнены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями). | 3 |
– Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления, и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ; ИЛИ – представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов; ИЛИ – записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка. | 2 |
Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи; ИЛИ – записаны все исходные формулы, но в ОДНОЙ из них допущена ошибка. | 1 |
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла. | 0 |
Рекомендуемые нормы оценивания
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Общий балл | 0 – 3 | 4– 6 | 7 – 9 | 10 – 13 |